Сравнительный анализ развития кларнетового и саксофонного исполнительства и педагогики конструкционно- технологический и теоретико-методический аспекты

Тарасова Светлана Михайловна

Представлен сравнительный анализ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата составления 15/09/2021

Сравнительный анализ развития кларнетового и саксофонного исполнительства и педагогики: конструкционно- технологический и теоретико-методический аспекты

История возникновения духовой исполнительской культуры уходит своими корнями в глубокое прошлое, недоступное научной констатации. Наверное, все народы мира имеют в своем культурном арсенале духовые музыкальные инструменты. Многие из них, внешне похожие друг на друга, оказываются абсолютно разными по внутренним конструкционным характеристикам, особенностям звукоизвлечения. Другие же признаются историками и искусствоведами родственными, хотя их внешние характеристики бывают порой очень различны.

Наша исследовательская деятельность многие годы была посвящена данной теме, а именно изучению генезиса и развития, выявлению сходств и различий двух музыкальных инструментов - кларнета и саксофона.

Необходимость историко-теоретического изучения данного вопроса была обусловлена практическими исполнительскими и учебно-методическими потребностями. Исполнительская деятельность на кларнете и саксофоне привела нас к осознанию возможности разработки принципиально новой методики обучения игре на этих двух музыкальных инструментах. Такая методика позволит решить многие актуальные педагогические задачи, нейтрализовать традиционные проблемы, возникающие у концертирующих музыкантов и учащихся классов кларнета и саксофона в учреждениях среднего и высшего звеньев, достичь нового уровня в развитии духовой педагогики и исполнительской культуры. Для. теоретического обоснования наших гипотетических положений и накопленных эмпирических данных требовалось изучение исторического аспекта данного направления в инструментальной культуре и педагогике — появление кларнета и саксофона в человеческой культуре, совершенствование данных музыкальных инструментов, их конструкционные изменения, тесно взаимосвязанные с практической исполнительской деятельностью, и естественно, с педагогической - с теорией и методикой обучения игре.

При классификации музыкальных инструментов только два инструмента - саксофон и кларнет, точнее, кларнет и саксофон, учитывая возраст существования — относятся к группе инструментов с одинарным бьющимся язычком. А это предполагает одинаковые принципы звучания и, соответственно, методику реализации таких принципов.

Совершая экскурс в историю создания кларнета и саксофона, мы видим, что знание исторического пути их конструкционного и исполнительского становления - это не только интересный познавательный фактор, но и необходимый методический этап изучения их художественно-выразительных возможностей, совершенствования технических пассажей и мелодических линий, развития этих двух направлений музыкального исполнительства.

В связи с этим необходимо проследить те закономерности, которые позволяют прийти к обоснованному выводу: кларнет и саксофон — несмотря на внешние конструкционные отличия и тембровые результаты их звучания — самые ближайшие родственники, у них единые принципы звучания, методы исполнительской постановки, а тембровые характеристики присущи только кларнету или саксофону.

Проследим же развитие кларнета, который появился на рубеже XVII -XVIII веков и стал одним из интереснейших инструментов, в дальнейшем дополнил и украсил группу деревянных духовых инструментов симфонического оркестра.

Изучая историю древних музыкальных инструментов, анализируя их трансформацию, становление и развитие деревянных духовых язычковых инструментов, мы видим, что в начале XVIII века (1701 г.) появляется новый инструмент. История кларнета начинается с упоминания французского народного инструмента шалюмо, который с начала XVIII века появился в профессиональных оркестровых партитурах Г. Телемана, К.В. Глюка и других композиторов того времени.

Корпус инструмента шалюмо был деревянным, цилиндрического сверления. Отверстия, кроме одного, располагались на лицевой стороне инструмента. Образователем звука был одинарный надрезной тростниковый язычок в форме буквы П, находящийся в верхней части специальной деревянной камеры.

Позже нюрнбергский мастер Иоганн Деннер, совершенствуя шалюмо, убрал деревянную камеру, поставил клювообразный мундштук, заменил надрезной язычок на одинарный, увеличил инструмент на 20 сантиметров, добавил бочонок и колоколообразный раструб, расширил количество отверстий (до десяти). Таким образом был создан новый инструмент -кларнет.

Далее, в 10-20-х гг. XVIII века кларнет совершенствует Якоб Деннер. Он снабдил кларнет отделявшимся бочонком и передвинул выше дуодецимный клапан, что положительно отразилось на интонации и технических возможностях инструмента. Позже происходит совершенствование всего механизма кларнета, завершившееся к концу столетия.

Первоначально на кларнете мундштук не отделялся от бочонка и трость располагалась на верхней стороне мундштука. Однако впоследствии немецкие музыканты Мангеймского оркестра и музыканты Парижской консерватории, совершенствуя конструкцию инструмента, стали играть на кларнете, прикрепляя трость к мундштуку, к нижней его части. Такая постановка требовала меньших физических губных затрат, улучшала дыхание музыканта, артикуляцию звука, позволяла исполнять музыку в различных штрихах.

В XVIII веке уже появляются музыканты виртуозной игры на кларнете, а в 1764 г. Вольфганг Амадей Моцарт, впервые услышав кларнет в Лондоне, был покорен этим инструментом. Он начинает применять кларнет в своих произведениях, что упрочило позиции нового инструмента, укрепило его применение в оркестровой музыке и окончательно сформировало состав духовой- группы в симфоническом оркестре. Кларнет стал одним из главных инструментом стиля рококо, а затем и классического стиля. Композиторы-классики начинают писать музыку для кларнета в сольном исполнении.

Выдающимся произведением концертного жанра для кларнета является Концерт для кларнета с оркестром A-dur В.А. Моцарта. Композитор открыл новые тембральные возможности кларнета, особенно его нижнего регистра, звуки которого достигаются с помощью трех нижних добавочных клапанов и при небольшом расходе воздуха звучат густо, с некоторым оттенком звона и гудения. Тональность Ля-мажор придала звучанию инструмента (кларнета строя Ля) поистине солнечный блеск. Этот концерт с оркестром стал интереснейшим произведением для духовых инструментов.

Важную роль в развитии кларнета, популяризации его сольного исполнения, сыграл представитель Венской классики композитор Людвиг ван Бетховен, музыка которого отразила идейную атмосферу своего времени и знаменательные изменения в духовной жизни, общества. Среди многочисленных ансамблевых сочинений Бетховена важное место занимает Трио си-бемоль мажор (для фортепиано, кларнета и виолончели, ор. 11, соч. 1798 г.). В наши дни это трио пользуется большим успехом и находит широкое применение в репертуаре выдающихся кларнетистов.

 Тарасовой Светланой Михайловной 

Педагогом  ДД(Ю)Т  Московского района