Дикция и артикуляция в пении

Назарук Наталья Юрьевна

Теоретический материал по теме "Дикция и артикуляция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diktsiya.doc31.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дикция и артикуляция

Голос рождается в гортани, усиливается, попадая в резонаторы и окончательно формируется органами артикуляционного аппарата. В состав артикуляционного аппарата входят ротовая полость с языком, мягким небом, нижней челюстью, глотка, гортань и губы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи, называется артикуляцией.  От работы артикуляционного аппарата зависит дикция. Дикцией называют степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов речи.

В песне мелодия неразрывно связана с текстом. Слушателю важно понимать все слова песни. А вокалисту важно работать над хорошей дикцией.

Качественная дикция зависит от натренированности, активности и подвижности артикуляционного аппарата. Одним из способов развития артикуляционного аппарата является артикуляционная гимнастика.

Добиться естественности и активности работы артикуляционного аппарата можно упражнениями на снятие зажимов и раскрепощение органов речи.

Улучшить дикцию можно с помощью скороговорок и чистоговорок. Это короткие фразы или целые предложения, построенные на сложных сочетаниях согласных и гласных звуков, поэтому их регулярное произношение помогает отрабатывать четкость речи. Сейчас на примере одной, ты узнаешь, как следует разучивать все скороговорки.

Когда начнешь работать со скороговорками, не произноси их быстро. Чтобы улучшить речь, нужно наращивать темп постепенно, тщательно следя за дикцией. Сначала произнеси скороговорку очень медленно и беззвучно – только шевели губами, будто говоришь, но не издаешь ни звука. Затем проговори ее медленно и шепотом. Следи, чтобы каждый звук проговаривался очень тщательно, нарочито. В третий раз произнеси скороговорку в медленном темпе и в полный голос. Затем можно увеличить темп произнесения текста. Повторяя скороговорку, постепенно увеличивай темп.

Все внимание – на четкость дикции и артикуляцию! Главное – не скорость, она придет со временем. Важнее правильное произношение каждого звука.

Произношение в пении строится на общих правилах орфоэпии. Орфоэпией называют совокупность правил нормативного литературного произношения.

Познакомимся с некоторыми правилами.

Основной момент работы над гласными – воспроизведение их в чистом виде, то есть без искажений. В речи смысловую роль выполняют согласные, поэтому не совсем точное произношение гласных не влияет на понимание слов. В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и неточность становится заметна и отрицательно влияет на четкость дикции.

Пример: «От топОта копыт пыль по полю летит» - часто пропевая эту скороговорку начинающие вокалисты подменяют безударные гласные «О» на «Ы» и поют «топЫта кЫпыт», а их следует произносить как «А» - «топАта кАпыт».

Согласные в пении произносятся коротко, по сравнению с гласными.

Для соединения и разъединения согласных существует правило: если одно слово кончается, а другое начинается одинаковыми или приблизительно одинаковыми согласными звуками (например: д-т, б-п, в-ф), то в медленном темпе их нужно подчеркнуто разделять, а в быстром темпе, когда такие звуки приходятся на мелкие длительности, их нужно подчеркнуто соединять.

Пример: если петь «От топота копыт» в быстром темпе, то «т» нужно произносить как удлиненный звук, то же принцип и здесь: «Черный кот дорогу перейдет», «Жук где твой дом»

Согласные оканчивающие слог в середине слова переносятся к следующему слогу, и пропеваются вместе с ним. Пример: пишется «И мы-шоН-ка там поЙ-мал» пропевается «И мы-шо-Нка там по-ймал»

Согласные оканчивающие слово, переносятся к началу следующего слова. Пример: пишется «Го-во-ряТ не по-ве-зет…», а пропевается «Го-во-ря-ТНе-по-ве-зет…». Это дает возможность дольше тянуть гласные, добиваться плавного звучания.

 В конце слова согласные утрируются (четко произносятся) «Черный кот дорогу перейдет»