Методические рекомендации «Особенности работы концертмейстера хора»

данная работа может быть полезна начинающим концертмейстерам хора. Они найдут в ней полезную информацию и практические рекомендации для применения их в своей профессиональной деятельности

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Петродворцового района Санкт - Петербурга

Безымянный 2

                                                         

Методические рекомендации «Особенности работы концертмейстера хора»

Разработчик: Щетинина-Ланская Елена Вадимовна

                                                                                               концертмейстер МХС "Крещендо"

                                                                      Консультант: Масальская Марина Анатольевна

                                                                                  Руководитель МХС "Крещендо"

Санкт – Петербург          

2020

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. Пояснительная записка

2.Введение

3. Основные функции концертмейстера

4. Знания и навыки, необходимые концертмейстеру при работе с хором

5. Работа концертмейстера в условиях дистанционного обучения

6. Заключение

7. Список литературы

                                                     

Пояснительная записка

   Данная работа может быть рекомендована для ознакомления преподавателям и концертмейстерам детских хоровых коллективов. В ней описываются особенности профессиональной деятельности концертмейстера хора: ведущие функции концертмейстера хора, структурные уровни ансамблевого взаимодействия, работа с различными уровнями нотного текста, а также задачи концертмейстера в условиях дистанционного обучения.

АКТУАЛЬНОСТЬ данной работы состоит в том, чтобы показать полифункциональность профессии концертмейстера, взаимодействие с дирижёром и участниками хора в условиях очного и дистанционного обучения

АДРЕСНОСТЬ: данная работа может быть полезна начинающим концертмейстерам хора. Они найдут в ней полезную информацию и практические рекомендации для применения их в своей профессиональной деятельности.

ЦЕЛЬ: выявление специфических особенностей деятельности концертмейстера хора, а также формирование базовых знаний и умений, опираясь на собственный опыт работы и на научно-методическую литературу.

ЗАДАЧИ:

1. Описать ведущие функции концертмейстера хора

2. Проанализировать структурные уровни ансамблевого взаимодействия

3. Познакомить с основными навыками в работе, необходимыми для успешной деятельности концертмейстера

4. Описать новые возможности онлайн коммуникаций и социальных интернет-сетей в работе концертмейстера удалённо

Данная работа может помочь решить следующие ПРОБЛЕМЫ:

- недостаточность профессиональной фортепианной подготовки

-недостаточно чуткое взаимодействие педагога и концертмейстера

- неполноценное использование интернет-ресурсов при дистанционном обучении

РЕЗУЛЬТАТОМ данной работы будет являться обобщение и возможность практического применения

данных наработок.

Введение

  Концертмейстер - непростая, но, вместе с тем, интересная и многогранная профессия. Великий французский композитор и клависинист Франсуа Куперен (1668-1732 г.г..) заметил: " нет ничего приятнее, чем быть хорошим аккомпаниатором. Ничто не сближает нас так с другими музыкантами, ка совместное исполнение разнообразных сочинений. А аккомпанемент - фундамент солиста. На аккомпаниаторе лежит вся тяжесть здания.". Ошибочно мнение о том, что профессия концертмейстер — это игра "под солистом" и не требует большого мастерства. Солист, ансамбль или хор в художественном смысле являются членами единого, целостного музыкального организма. Концертмейстерское искусство требует высочайшего мастерства, художественной культуры, вкуса, широкого кругозора и особого призвания. А работа в детском коллективе отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью, объединяя в себе творческие, педагогические и психологические функции. Основная часть этой работы ложится на плечи хормейстера, но от пианиста требуется не менее внимательное и активное участие. Вообще, от взаимоотношений хормейстера и концертмейстера, таких как уважение друг к другу, умение работать в команде, психологически комфортная и тёплая обстановка на занятиях, сотворчество, зависит звучание, чистота и воплощение художественного образа, задуманное композитором и, в итоге, успешное выступление, запоминающиеся концерты и конкурсы, и долгая творческая жизнь коллектива. Сложность концертмейстерской деятельности обуславливается её полифункциональностью. Концертмейстер создаёт собственную трактовку композиторского сочинения, отбирает вариант определённого звукового воплощения этой интерпретации, доносит до слушателя художественное содержание музыкального произведения, увлекает и заинтересовывает хористов и зрителей своим искусством. Концертмейстер является одновременно и актёром, и режиссёром исполнения.

Основные функции концертмейстера хора

Концертмейстер хора - пианист, помогающий группам хора и солистам разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях, в концертах, осуществляющихся под руководством дирижёра. У концертмейстера хора две основные функции. Первая - инструменталист в общем ансамбле участников. У него свой "музыкальный" голос среди других голосов. Он должен уметь встроиться в общий ансамбль, в целостность звучания музыкальной ткани. Поэтому очень важно иметь хороший ансамблевый слух и навыки ансамблевого взаимодействия. Тем не менее, относительная самостоятельность инструментальной партии сохраняет возможность для концертмейстера выполнять и концертирующую функцию пианиста. Специфика работы концертмейстера в хоре связана с хоровым звучанием, с взаимодействием с хоровым массивом человеческих голосов.  Фортепианный слух нужно стремиться дополнить вокально-хоровым. Вторая - помощь группам хора в разборе и разучивании партий, аккомпанемент в процессе репетиций, подготовка к конкурсам и концертам. Концертмейстер должен уметь подстраивать звук фортепиано к вокальной партии. В этом есть сложность, т.к. извлечение звука из фортепиано — это удар молоточка по струне. Взятый звук угасает, в отличие звука, взятого вокалистом, который можно тянуть, прибавлять или убавлять динамику.  Поэтому очень важно научиться играть "вокальным звуком" во время показа партий группам хора или солистам. Это достигается профессиональным мастерством пианиста, его творческим посылом, эмоциональностью и доскональным знанием вокальной партии со всеми её нюансами.

Знания и навыки, необходимые концертмейстеру

1. Прежде всего — это владение инструментом, как в техническом, так и музыкальном плане

Важно научиться быстро осваивать текст, охватывая многострочную партитуру, сразу отличая существенное от менее важного.

2. Умение читать любые виды нотного текста - произведения для хора и фортепиано, тексты оркестровых переложений (клавиры - нотный текст произведений для хора в клавирном переложении. В этом случае необходимо умение имитировать оркестровые тембры, и, вместе с тем, отвечать фортепианной специфике, настраиваться на ансамблевое взаимодействие хор/оркестр через тембровые способность фортепиано), тексты для хора а capella ( умение сыграть хоровую партитуру -хоровые аккорды четырёхголосного гармонического склада, с соблюдением ровной силы звучания всех голосов). Умение быстро ориентироваться в тексте, достижение ансамбля и звуковой баланс. Работа над каждым видом текста требует определённых, специфических приёмов их освоения.

3. Очень важно следовать исполнительскому плану дирижёра. Пианист смотрит не только в ноты, но и на дирижёра (боковое зрение), на "ходу" понимая язык дирижёра, его смысловые стремления. От дирижёра к концертмейстеру хора приходит понимание исполнительского замысла.

4. Динамика играет огромную роль в исполнительском искусстве. Одним из главных условий художественного исполнения является логика соотношений музыкальных звучностей, нарушение которых может исказить содержание музыки. Следует отметить, что динамика, будучи неразрывно связанная с агогикой, фразировкой и артикуляцией, во многом определяет индивидуальный исполнительский стиль концертмейстера, его эстетическую направленность, характер интерпретаций.

5. Необходимо уметь бегло транспонировать, быстро подбирать мелодию и аккомпанемент, иметь навыки импровизации, подпирать по слуху гармонии к заданной теме.

6. Создание аранжировок и музыкальных обработок - важнейший навык в работе концертмейстера, результат творческого подхода, требующего определённой фантазии и изобретательности. Работать с авторским текстом следует предельно корректно, не допуская оригинальных "улучшений" первоисточника. Делая переложение музыкального произведения на какой-либо исполнительский состав (хор, ансамбль), следует помнить, что при любой разновидности аранжировки необходимо сохранить: главный музыкально-тематический материал оригинала, ладовую структуру, гармонический язык, ритм и темп, литературный текст.

Хороший концертмейстер должен владеть всеми этими навыками, а наряду с ними, обладать общей музыкальной одарённостью и особым "чутьём", хорошим музыкальным слухом и воображением.

Работа концертмейстера в условиях дистанционного обучения

В непростых условиях дистанционной работы нужно продолжать решать задачи образовательного процесса посредством новых возможностей онлайн коммуникаций и социальных интернет сетей. В   хоровых коллективах можно успешно продолжать активную деятельность. При этом немаловажная роль отводится концертмейстеру, который не должен выпадать рабочего процесса и, всеми возможными способами поддерживать руководителя и дирижёра хора. А именно: для самостоятельной работы хористов концертмейстер может записывать аудио файлы с фонограммами музыкальных произведений - аккомпанемента, хоровой партии с гармонической поддержкой в левой руке, а также каждой хоровой партии отдельно. Благодаря этому, участники хора могут сначала припевать свою партию, а затем, параллельно включать фонограмму другого голоса, тем самым развивая свои слуховые и гармонические способности. Для работы дирижёра хора такая работа концертмейстера является большой помощью. Учитывая специфику дистанционного обучения, дирижёр делает акцент на разучивание материала по партиям, обучению хористов работе с фонограммами фортепианного сопровождения. Всё это помогает дирижёру работать в условиях дистанционного обучения, используя электронные ресурсы - платформа ZOOM, мессенджер WhatsAPP, социальная сеть "ВКонтакте", для некоторых заданий используется видеохостинг YOUTUB.

Таким образом, участники хора продолжают изучать новый материал, занимаются вокальными упражнениями, работой с дыханием и частотой звукоизвлечения, развивают актёрские данные, исполняя музыкальные произведения под фонограмму концертмейстера, записывают на видео и отправляют педагогу. Как показала практика, хористы выполняют данные задания с удовольствием и большим интересом.

Заключение

 

  Важным условием профессионализма концертмейстера является исполнительская культура, которая предполагает отражение его эстетического вкуса, широту кругозора, сознательное отношение к музыкальному искусству, готовность просветительской работе. Полноценная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объём внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в нестандартных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.

Для руководителя хора концертмейстер - правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Для участников хора концертмейстер - наперсник его творческих дел, друг, наставник, педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер - оно завоёвывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с хоровым коллективом, в собственном музыкальном совершенствовании.

Список используемой литературы:

1. Шендерович Е.  "В концертмейстерском классе"

2. Медведева М.В. "Аранжировка как вид творческой деятельности ( К проблеме обучения)"

3. Медведева М.В."Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансабли"

4. Визная И., Геталова О.   "Аккомпанемент". Авторская программа для ДМШ, СПб 2009 г

5. Самарцева Т.  "Методические рекомендации по концертмейстерской работе в дополнительном образовании» г.Оренбург, 2009 г

6. Интернет портал Capella «Всё о вокале"