Педагогическая статья «Вокальное воспитание детей младших школьного возраста на начальном этапе обучения сольному пению»

Митькова Ирина Юрьевна

В настоящее время все больше внимания уделяется развитию сольного вокального исполнительства. Всё более усложняются требования к профессиональным знаниям педагога в области вокала и к его вокальной подготовке и оснащённости. Можно утверждать, что без знания вокальной акустики, методики преподавания вокала, без владения в совершенстве певческими навыками – дыханием, звукообразованием, артикуляцией и т.д. – педагог не может заниматься вокальным воспитанием ребёнка на высоком уровне.

Чтобы достичь основной цели в своей работе, педагог должен прежде всего, составить план работы с каждым учеником, учитывая его возрастные, индивидуальные характеристики и уровень подготовки. Но так как речь идёт об обучении младшего школьного возраста на первоначальном этапе, то следует ограничиваться только информацией, доступной для данного возраста, и прививать только основные первоначальные навыки. Именно на них нужно обратить особое внимание: это правильная певческая установка, чистое интонирование, использование мягкой атаки, красивый тембр, равномерное дыхание, хорошая дикция, эмоциональная отзывчивость на музыкальный образ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx14.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогическая статья «Вокальное воспитание детей младших школьного возраста на начальном этапе обучения сольному пению»

Научные исследования в области музыкальной вокальной педагогики и исторический опыт говорят, что вокальное воспитание имеет большое значение в формировании личности. Поэтому на педагоге лежит огромная ответственность – с самого начала обучения наряду с художественным развитием воспитать музыкальный слух и вкус ребёнка, привить ему правильные певческие навыки, сохранить целостность его эмоционального развития.

В настоящее время все больше внимания уделяется развитию сольного вокального исполнительства. Всё более усложняются требования к профессиональным знаниям педагога в области вокала и к его вокальной подготовке и оснащённости. Можно утверждать, что без знания вокальной акустики, методики преподавания вокала, без владения в совершенстве певческими навыками – дыханием, звукообразованием, артикуляцией и т.д. – педагог не может заниматься вокальным воспитанием ребёнка на высоком уровне.

Чтобы достичь основной цели в своей работе, педагог должен прежде всего, составить план работы с каждым учеником, учитывая его возрастные, индивидуальные характеристики и уровень подготовки. Но так как речь идёт об обучении младшего школьного возраста на первоначальном этапе, то следует ограничиваться только информацией, доступной для данного возраста, и прививать только основные первоначальные навыки. Именно на них нужно обратить особое внимание: это правильная певческая установка, чистое интонирование, использование мягкой атаки, красивый тембр, равномерное дыхание, хорошая дикция, эмоциональная отзывчивость на музыкальный образ.

Поскольку певческие навыки начинают вырабатываться на первых же занятиях, важно сразу знакомить детей с правилами пения и приучать к их выполнению. Кроме того, музыкальный руководитель должен сам точно определять цель, задачи каждого занятия и средства их достижения. Несмотря на то что процесс вокального воспитания делится на этапы, педагог не должен забывать, что все стороны музыкального воспитания определены принципом комплексности, что ни один из видов способностей не развивается изолированно от других.

В воспитании певческих навыков у дошкольников имеется ряд проблем. Дети ещё не умеют охватить в целом поставленную перед ними задачу. Им сложно перенести навыки с одного задания на другое, более сложное. Поэтому весьма важным в методике преподавания вокала является ориентирование детей на осмысление певческой деятельности: они должны не только петь, но и анализировать своё пение. При этом не только активизируется процесс мышления, но и вырабатываются навыки самоконтроля обучаемого за дыханием, дикцией, звучанием, повышается эмоциональная отзывчивость на музыку, а певческая деятельность принимает целенаправленный характер. Поэтому музыкальный руководитель должен владеть на высоком уровне вокальными методиками в целом, словесными пояснениями и вокальными показами. Непременным условием вокального обучения детей является сохранение единства требований и подходов к функционированию певческого аппарата при постепенном усложнении заданий. Весь дидактический материал следует подбирать тщательно, с учётом индивидуальных особенностей детей, с тем, чтобы он пробуждал в них яркий эмоциональный отклик. В процессе формирования певческих навыков необходимо направлять эмоции детей на достижение положительных результатов.

Принципиально важное значение имеет выбор репертуара. Основную часть репертуара должны составлять кантиленные произведения, положительно влияющие на формирование всех певческих навыков: «Соловушка» муз. П. И Чайковского, «Подружки» В.Кручинина; русские народные песни «Пошла млада за водой»«Ой, вставала я ранёшенько»;

«Колобок» А.Евтодьевой, «Здравствуй, весна!» Л. Б. Гусевой, «Наш художник Осень» И.В. Павленко и др.

И хотя в репертуаре должно быть место и произведениям с другими видами звуковедения, именно кантилена наилучшим образом влияет на процесс вокального обучения.

В процессе обучения нельзя ставить перед ребёнком непосильные задачи, вовлекать в чрезмерно интенсивную концертную деятельность. Важно заботиться об охране детского голоса, ведь он формируется для нормального функционирования в течение всей жизни.