Русская музыка XX века

Попсуйко Наталья Викторовна

В статье рассматриваются особенности русской музыки XX века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_popsuyko_n.v._russkaya_muzyka_xx_veka.docx15.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Русская музыка XX века

Летописью времени в ХХ веке стала наша отечественная симфония. Симфония – самый сложный из музыкальных жанров. Густав Малер – австрийский композитор, говорил: «Для меня создать симфонию – это значит всеми средствами современной музыкальной техники построить мир». В симфонии воплощаются философские идеи, эмоциональные столкновения разных тем, чувств. Николай Яковлевич Мясковский (1881-1950) автор 27 симфоний. Никто из советских композиторов не писал такого большого количества. Содержание этих симфоний – это постоянная летопись его жизни, отраженная в его творчестве. В своей шестой симфонии, трагической, Мясковский воплотил тему «художник и революция», что у Александра Блока отразилось в его поэме «Двенадцать», симфония под № 22 была задумана, как «баллада о Великой Отечественной войне». В симфоническом творчестве Прокофьева предстают другие музыкальные образы. В его семи симфониях, в концертах для фортепиано, скрипки, виолончели с оркестром, сюитах из опер, балетов он воплотил выразительный многоцветный мир. Выразительная лирика, неистовство энергии, драматизм, сказочность образов – всё это выделяется в симфоническом творчестве Прокофьева.

Выдающимся симфонистом современности, написавший 15 симфоний был Дмитрий Шостакович. Его симфонии всегда были остро конфликтные, драматические, философские, трагедийного плана. К симфоническому жанру обращались многие советские композиторы: Д. Кабалевский, Л. Книппер, Г. Попов, А. Хачатурян,
В. Шабалин.

Кантата и оратория. Эти жанры были особенными в советской музыке. В 20-е годы они не развивались. В русской музыке они были религиозно-философского содержания. И только во второй половине 30-х годов композиторы стали обращать к историко-патриотическим темам, первые успехи появились в сочинениях Прокофьева – кантаты «Александр Невский» и «К 20-летию Октября», оратория Шапорина «На поле Куликовом». В 40-е, начало 50-х годов появились оратории «Песнь о лесах», Шостаковича, «На страже мира» Прокофьева. Но настоящий расцвет кантатно-ораториального жанра начинается во второй половине 50-х годов в творчестве Свиридова. Его «Курские песни», «Деревянная Русь», «Снег идёт». Все его канты, поэмы пронизаны творчеством замечательных поэтов, как Есенин, Блок, Пастернак. В них представляешь себе и пейзаж, и лирику, и извечный путь художника, путь человека. Образы Руси, картины революционных потрясений, гибель родных, близких сердцу, деревень.

Музыка для детей. Это направление музыкальной культуры проявилось прежде всего в творчестве Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Кабалевского. Появляется плеяда новых, молодых и талантливых композиторов для которых детская тематика стала главной в их творчестве. Такие композиторы, как Иорданский, Зара Левина, Красев, Раков, Филиппенко не только сочиняли детскую музыку, но и своей музыкой воспитывали и приобщали детей к тому, чтобы музыка стала для них необходимой и близким другом.

Всюду открывались музыкальные школы, устраивались концерты-лекции, смотры, конкурсы, олимпиады. В оперных театрах появляется Детский репертуар. Наталья Сац основала театр для детей в Москве, её имя и сейчас носит театр.

Дмитрий Кабалевский всю свою жизнь посвящал музыкальному воспитанию детей. В его музыке он раскрывает мир детских образов – трогательных, мечтательных, романтичных, весёлых и кипучих своей энергией.

Большим событием стал приезд в 1962 году Игоря Стравинского, в 1964 г. французского композитора Пьера Булеза.

В это время творчество таких композиторов, как Шостакович, Хачатурян, Свиридов, Хренников, Кабалевский стало классикой. Новое поколение – это молодые композиторы новаторской школы А. Волконский, Э Денисов, А. Петров, С. Губайдулина, Н. Каретников, С. Слонимский, Б. Тищенко, А. Шнитке, А. Эшпай ищут новые «звуковые пути», изучают техники сочинения зарубежных композиторов, переосмысляют жанры, расширяют круг, образов и тем своих сочинений, которые становятся темой обсуждений, дискуссий. Искусство, освобождённое от догм, становится многообразным, а стиль и жанры – бесконечно разнообразными. В 60-е и последующие года продолжается работа в жанрах - песни, симфонии, опере и балете, кантате и оратории, в камерных вокальных и инструментальных жанрах.

Термин «авангардизм» появился в 20 годы прошлого столетия и прочно утвердился в искусствознании. В переводе с французского он означает передовой отряд. Музыкальное искусство ХХ века наполнено новаторскими идеями. Новые выразительные средства были основными для создания необычных по своему стилю и художественным приёмам произведений.

В творчестве авангардистов музыка приобрела совершенно иное звучание, они по-своему стали новаторами и реформаторами музыкального языка.

К ним относятся Э. Денисов (1929-1996), С. Губайдулина (род. 1931), А. Шнитке (1934-1998) Они стали самыми яркими представителями русского авангарда.