Шитте. Лемуан. Лешгорн. Нестареющая классика

galaeva julia sergeevna

Данный материал содержит краткое описание биографий трех замечательных композиторов - авторов многочисленных этюдов для фортепиано, составляющих "золотой фонд" этюдов для обучения детей технике игры на фортепиано.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н. К. Крупской

Методический доклад

«Шитте. Лемуан. Лешгорн. Нестареющая классика»

Выполнил: педагог МХС ВИТА

Галаева Ю. С.

Новокузнецк 2021

Педагоги по классу фортепиано ценят и любят многочисленные инструктивные (и не только) этюды известных еще с советских времен авторов – имена Шитте, Лемуана и Лешгорна мы узнаем, едва выйдя на уровень средних классов музыкальной школы. До сей поры они привлекают педагогов-пианистов пианистическим удобством, разнообразием фактур и уровнем сложности, приспособленным для детского восприятия.

Людвиг Шитте (правильнее Скютте) — известный датский композитор и пианист. Автор опер, балетов, оперетт, фортепианного концерта и пьес, ансамблевых произведений, песен. Причем наибольшей популярностью пользовались лёгкие пьесы, широко использовавшиеся в репертуаре музыкальных школ. Людвиг получил профессиональное образование как фармацевт и лишь в возрасте 22 лет решил посвятить себя музыке. Учился в Копенгагене у Антона Реэ, Нильса Гаде и Эдмунда Нойперта. С 1884 года занимался в Веймаре под руководством Ференца Листа. В 1886-1907 годах жил и работал в Вене, преподавал в Клавирной школе Горака. Последние два года жизни провёл в Берлине, преподавал в Консерватории Штерна. Среди сочинений Шитте оперы «Геро» (1898), «Мамелюк» (1903) и «Студент из Саламанки» (1909), пользовавшийся определённой известностью фортепианный концерт Op. 28 (1885). В 1890 году опубликовал сборник упражнений «Школа высшего фортепианного мастерства» (нем. Schule des höheren Klavierspiels), составленный в соавторстве с Морицем Розенталем.
(Lemoine) Антуан Анри (21 X 1786, Париж — 18 V 1864, там же) — французский пианист, педагог, композитор и музыкальный издатель. Игре на фортепиано учился в Парижской консерватории (1798-1809). В 1821 занимался по гармонии у А. Рейхи. Завоевал известность как педагог (фортепиано). Автор множественных инструктивных сочинений для фортепиано, пользовавшихся большой популярностью (сонаты, пьесы, вариации, этюды и др.). Издал школу игры на фортепиано и педагогическое пособие "Таблицы пианиста — памятка фортепьянного педагога" ("Tablettes du pianiste — memento du professeur de piano", 1844). В 1817 возглавил нотоиздательскую фирму, основанную отцом; под руководством Лемуана эта фирма стала одним из крупнейших французских музыкальных издательств. Отец Aнтуана Анри — Антуан Марсель Л. (3 XI 1753, Париж — 10 IV 1816, там же) — гитарист-виртуоз, играл на альте в театр. оркестре, работал дирижёром в небольших парижских театрах, написал музыку ко многим водевилям, а также школу игры на гитаре. В 1772 основал нотоиздательскую фирму (Париж).

Карл Альберт Лёшгорн (Лешхорн, правильнее Лёшхорн, нем. Carl Albert Lschhorn; 27 июня 1819 — 4 июня 1905) — немецкий пианист, педагог и композитор.

Учился у Людвига Бергера как пианист, а после его смерти (1839), продолжая занятия инструментом у ученика Бергера Рудольфа Килички, изучал также композицию в берлинском Королевском институте церковной музыки у Августа Вильгельма Баха и Эдуарда Греля. С 1851 года преподавал фортепиано там же, с 1858 года профессор. В 1883 году вышел в отставку и поселился на собственной вилле, однако через три года, в связи с банкротством банка, которому он доверил свои средства, был вынужден продать её и вернуться к преподавательской деятельности. В мемуарном очерке Константина фон Штернберга (1920) Лёшгорн описан как безупречный, но ничем не выдающийся учитель; по словам Штернберга, разорение даже обрадовало музыканта, поскольку ничем, кроме преподавания, он заниматься не мог и не хотел.

Лёшгорну принадлежат многочисленные фортепианные этюды, направленные на развитие беглости у обучающихся игре на фортепиано; к наиболее известным относятся этюды Op. 66 № 22 и Op. 169 № 9 (последний в англоязычной педагогической практике нередко называется «Песнь водопада», англ. Song of the Waterfall). Лёшгорну принадлежат также квартеты, трио, сонаты. Опубликовал «Путеводитель по фортепианной литературе» (нем. Wegweiser in der Pianoforte-Literatur; 1862) в соавторстве с Юлиусом Вайсом; переработанное издание вышло под обновлённым названием (нем. Fhrer durch die Klavier-Literatur; 1884, 1895) и уже без соавтора.