Методический доклад на тему: "Работа над музыкальным произведением"

Печенкина Наталья Владимировна

Ежедневная работа над художественными произведениями приносит огромную пользу. Каждому педагогу понятно, что с переходом от этюдов к пьесам подчас недочеты в интонации, звукоизвлечении и даже в постановке становятся менее заметными и ученик начинает играть чище, более качественным звуком, более свободными движениями.А если музыка увлекает исполнителя, его работоспособность, дисциплинированность значительно повышаются. Должным образом организованная работа над подобранным художественным репертуаром, всегда была невероятным зарядом повышения и ускорения музыкально - исполнительского уровня ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методический доклад28.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская музыкально-хоровая школа им.Г.Струве»

Работа над музыкальным произведением

                           

                                   

                           Методический доклад

                                                                                   подготовила

                                                             преподаватель по классу скрипки

                                                           Печенкина Наталья Владимировна

г. Железногорск 2021 г.

    Ежедневная  работа над художественными произведениями приносит огромную пользу. Каждому педагогу  понятно, что с переходом от этюдов к пьесам подчас недочеты в интонации, звукоизвлечении и даже в постановке становятся менее заметными и ученик начинает играть чище, более качественным звуком, более свободными движениями. А если  музыка увлекает исполнителя, его работоспособность, дисциплинированность значительно повышаются. Должным образом организованная работа над подобранным художественным репертуаром, всегда была невероятным зарядом повышения и ускорения музыкально - исполнительского уровня ученика.

Процесс изучения музыкального произведения имеет не только музыкально - воспитательное значение, но и эстетически – познавательное значение. К ученику  приходит понимание того, что содержание высокохудожественного произведения неиссякаемо, а многогранность его художественных образов безгранична. Работа над изучением произведения – это неисчерпаемый процесс. Исполнение любого художественного произведения, несмотря на его явную завершенность, следует оттачивать.

Многогранность ряда самобытных музыкальных произведений, в которых выразительность и непринужденность  форм сочетается с глубиной содержания, делает их доступными для учащихся разного возраста и разной степени подготовки.

Порядок ознакомления с музыкальным произведением у каждого исполнителя приобретает индивидуальные черты и протекает по-своему. Хотя общие закономерности,  несомненно, присутствуют. Это объясняется тем, что работа над музыкальным произведением делится на несколько этапов,  связанных между собой. Мгновение окончания одного этапа и начало последующего не всегда возможно установить. У некоторых исполнителей подчас все этапы сливаются в единый творческий процесс, который нельзя разделить на части. Но работе большинства музыкантов свойственно чередование явных этапов изучения большого произведения.

Начиная изучение нового художественного произведения, нужно, прежде всего, с ним ознакомиться, уловить его художественную идею, его образный смысл. Нельзя работать над деталями, не оценив характер музыки всего произведения.

Здорово, если есть возможность прослушать произведение в исполнении известного артиста. Чудесно, если ребенок услышал первый раз  произведение, когда его исполнял другой ученик. Очень полезно, если новую пьесу сыграл ученику его педагог.

После  прослушивания необходимо самостоятельно прочитать нотный текст. Сначала  полезно прочитать  текста без инструмента, затем желательно проиграть сольную партию скрипки.

Разумеется, знакомство с музыкой произведения происходит под наблюдением педагога. Исходя из этого, разбор произведения и его частей происходит в основном в классе. Дома разобрать произведение могут  только те дети, которые умеют работать самостоятельно, и могут проконтролировать себя. Нужно так же изучить всю литературу о данном произведении: биографию композитора, эпоху, в которой он жил,  историю создания данной музыки и все о ее исполнителях. Знакомство с музыкальным произведением конечно же должно проходить под руководством педагога.

Обстоятельное изучение произведения состоит в условном отделении деталей от целого. На этом этапе очень важно внимательно относиться к тексту. Невозможно позволять себе неточности в тексте. Желательно, какой- то период  времени работать над произведением по частям. Каждый отрывок должен быть осмысленной музыкальной фразой. Дабы улучшить качество исполнения, каждый отрывок нужно повторять и не один раз.  И делать это  осмысленно, что  даст возможность улучшить звучание фразы.

Методы выучивания отдельных фраз могут быть совершенно разными. Первый метод – игра с поправками, когда заметив ошибку, останавливаются, исправляют ее и только после этого продолжают исполнение. Другой метод – игра с небольшими замедлениями в трудных местах, что бы быстрее осознать и постепенно справиться со сложностями. Третий метод состоит в  игре без остановок с запоминанием всех неточностей, что бы исправить их во время следующего проигрывания. Для большей продуктивности работы нужно использовать метод  вариантного выучивания.

Огромное значение имеет выбор и чередование между собой различных темпов, в которых повторяются отрывки. Работают над отрывком в спокойном темпе, иногда исполняя данный отрывок и в нужном темпе. Это дает возможность  проверить уже достигнутые результаты работы. Темп выученного отрывка в медленном темпе рекомендуется постепенно доводить до ускоренного - это дает большую свободу исполнения в нужном темпе.

Разнообразность работы над отрывком должна выражаться и в использовании разной динамики. Очень полезно работать над фразой на нюансе piano  – это дает возможность услышать все фальшивые ноты.

Дабы не «заиграть» музыкальное произведение, работу над отрывками необходимо сочетать с работой с техническим материалом. Технически материалом может быть гамма, которую исполняют нужным ритмичным, штриховым или динамическим вариантом, соответствующий этюд. Желательно использовать готовые упражнения из сборников или создавать специальные упражнения, которые обыгрывали бы данные технические трудности.

Сначала педагог сам находит или придумывает для ученика нужные упражнения, а потом добивается самостоятельного исполнения этой работы. Умение понять, какое из упражнений нужно в данный момент, придумать и использовать его,  дает не только огромную пользу, укорачивает время выучивания произведения, но и развивает инициативу и сообразительность.

Важным методом углубленного прорабатывания произведения есть игра попевок. Проигрывание попевки по возможности должно быть точным  и включать в себя не только художественную сторону исполнения, но и все технические моменты: штрихи, распределение смычка, смена позиций, смена струн. Как только работа над попевками завершена, нужно объединить их в большие фразы. Работая над большими фразами, необходимо приближаться к оригинальному темпу. В фразе слышны уже дыхание, основные кульминации, динамические и тембровые контрасты. Очень важно чередование больших отрывков с дальнейшей отшлифовкой небольших. Стоит  чередовать игру в нужном темпе с более медленным исполнением, игру по нотам с игрой наизусть. Чтобы осмыслить все произведение, иногда проигрывают всю пьесу в сопровождении фортепиано. И если что то не все выходит так, как задумано, снова возвращаются к работе над большими или меньшими попевками, но работают над ними более углубленно.

Важно как можно раньше перейти к исполнению  пьесы наизусть. Такая игра способствует более глубокому осмыслению художественных образов. Нельзя спешить с выучиванием наизусть только в том случае, если текст исполняется еще не совсем точно. Чем больше работаешь над произведением, тем быстрее его музыка запоминается сама собой.

Основой методики выучивания музыки на память есть ее всесторонний анализ. Это означает, что уверенно запомнить произведение можно только в том случае, если станут ясными и понятными форма, гармонические особенности, кульминации музыкальных фраз, голосоведение и многое другое.

Последний этап работы  начинается с того момента, когда ученик может более – менее уверенно исполнить все произведение наизусть. На этом этапе на первое место выходит творческое задание – исполнить пьесу как органичное единое целое, где все детали подчиняются четкой исполнительской мысли. Необходимо сделать исполнение интересным и разнообразным. Активное исполнение пьесы в  нужном темпе, по возможности в сопровождении фортепиано - вот характерная форма работы над произведением и дома и в классе. После проигрывания находятся и критикуются все недочеты в исполнении. В классе это делает педагог, а дома - сам ученик. Недочеты пробного исполнения проводят с нотами в руках, осмысливая его ход.

Педагоги не советуют играть на репетициях пьесу несколько раз подряд. Необходимо стараться, что бы уже первое исполнение было завершенным во всех отношениях. Для этого между репетициями отрабатывается все то, что рождало сомнения или неуверенность, и еще раз продумывается художественная сторона исполнения. Для лучшего усвоения пьесы очень полезно записать ее на видео в исполнении ученика. Прослушивание собственной игры и ее анализ способствуют более глубокому и точному выявлению недочетов в работе. Работа над произведением на этом этапе подводит к достижению эстрадной готовности исполнения.

В последние дни перед выступлением необходимо придерживаться режима. Лучше играть меньше чем всегда. Особенно небезопасно много играть в день концерта. Если программа большая и сложная, не следует ее полностью проигрывать. Полезнее исполнять дома только отдельные эпизоды в небыстром темпе.

Бодрость духа и  сосредоточенность – важные условия успешного выступления на концерте. Это дает возможность с первого раза исполнить музыкальное произведение перед слушателями красочно и убедительно. Чтобы никакие обстоятельства не влияли на творческий настрой исполнителя, перед выходом на сцену не следует разговаривать на посторонние темы, слушать предыдущие номера концерта. Лучше не ходить по классу, а сидеть спокойно, продумывая план исполнения, сосредоточится на исполнении.

Выступлением на концерте работа над музыкальным произведением не заканчивается. Выступление обязательно должно быть обговорено в классе. Педагог должен досконально проанализировать достижения и недочеты игры своего ученика, довести до сведения юного музыканта те задания, которые встанут перед ним в дальнейшей работе.

В исполнительском процессе  особое внимание нужно уделять идейно-художественному смыслу произведения. Раскрыть суть художественного образа, передать характер музыки и настрой, ее смысл и идею - в этом состоит главная цель исполнительской работы. Некоторые считают, что добиваться художественного осмысления пьесы можно только на последнем этапе работы над ней, после того, как будет правильно усвоен нотный текст. Вроде бы сначала должна быть проведена техничная работа без углубления в смысл музыки, а уже потом – художественное оформление произведения. Такое понимание не правильное и даже вредное. В действительности, работа над выявлением идейно - художественного смысла должна имеет всесторонний характер, и пронизывать весь ход изучения пьесы, от первого ознакомления с ней и до концертного ознакомления.

Список используемой литературы:

1.И.Петрова. «К вопросу о развитии творческих способностей младших классов». Москва «Музыка» 1986

2.Л.Гуревич. «Воспитание аппликатурного мышления юного скрипача». Москва «Музыка» 1986

3.В.Григорьев. «Некоторые проблемы специфики игрового движения музыканта – исполнителя». Москва «Музыка» 1986

4.Ю.И.Янкелевич. «Смены позиций в связи с задачами художественного исполнения на скрипке» Москва 1993

5.М.Либерман, М. Берлянчик «Культура звука скрипача» «Музыка» 1985