МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ преподавателя фортепиано Кругловой Елены Ивановны "Немного о развитии музыкальной памяти"

Круглова Елена Ивановна

Музыкальная память имеет огромное значение для развития пианиста. Ученик с хорошей памятью обладает многими преимуществами: он скорее выучивает произведение, накапливает музыкальные впечатления, свободнее чувствует себя на эстраде.

Музыкальная память — понятие синтетическое. Оно включает слуховую, двигательную (моторную), зрительную, логическую, эмоциональную и другие виды памяти. Музыкальную память можно развивать, применяя рациональные методы в изучении произведения. У детей преобладает моторный тип памяти, поэтому у них бывают срывы.

Пианист должен обладать, по крайней мере, тремя вилами памяти: слуховой, моторной и логической. Педагог в какой-то мере должен быть и психологом, чтобы помогать ученику разрешать его проблемы, предохраняя от срывов, применяя рациональные методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nemnogo_o_razvitii_muzykalnoy_pamyati.docx21.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Нижнесортымская детская школа искусств»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

преподавателя фортепиано

Кругловой Елены Ивановны

Немного о развитии

музыкальной памяти

        Писать о музыкальной памяти начали еще в середине девятнадцатого века, когда концертное выступление без нот не только не считалось обязательным, но рассматривалось как акт нескромности со стороны исполнителя, даже как "искушение самого Господа Бога".

С течением времени концертное выступление без нот все больше завоевывало себе право на существование. Музыканты-исполнители объясняли это обстоятельство тем, что игра наизусть совершенно необходима. Давалась эта свобода нелегко. На смену неудобству, связанному с раздвоением внимания, пришла неуверенность в безотказной работе памяти, доходящая до мучительных переживаний до концерта и во время него. Много слез по этому поводу пролила Клара Шуман - жена и исполнительница произведений немецкого композитора Р.Шумана.

В последние десятилетия девятнадцатого века публичное исполнение наизусть стало эстетической нормой, поэтому возрос интерес к проблемам музыкальной памяти. В 1885 году немецкий психолог Э.Эббингауз опубликовал свой труд, давший мощный толчок развитию этих проблем. В 1896 году на третьем интернациональном конгрессе психологов в Мюнхене проблемам памяти были посвящены три специальных доклада.

В 1897 году развернулась дискуссия: "Является ли обязательным и всеобщим требование игры наизусть в концерте?". Последний всплеск эмоций произошел в 1907 году. В своей статье доктор Альпен призывал: "Долой принуждение к игре наизусть". Мода, введенная Ф.Листом с 1861 года, закрепилась и надолго. Хотя некоторые музыканты-исполнители в том числе Юдина, Гульд и Рихтер в старости вернулись к игре по нотам.

В настоящее время развитию музыкальной памяти посвящено более семидесяти научных работ. Только две из них переведены на русский язык. Это статья Шлезенгера "О важном значении игры наизусть" и книга Л.Маккиннона "Игра наизусть". У нас проблемами памяти занимался Б.М.Теплов, столетие которого отмечалось два десятилетия назад.

Музыкальная память имеет огромное значение для развития пианиста. Ученик с хорошей памятью обладает многими преимуществами: он скорее выучивает произведение, накапливает музыкальные впечатления, свободнее чувствует себя на эстраде.

Музыкальная память — понятие синтетическое. Оно включает слуховую, двигательную (моторную), зрительную, логическую, эмоциональную и другие виды памяти. Музыкальную память можно развивать, применяя рациональные методы в изучении произведения. У детей преобладает моторный тип памяти, поэтому у них бывают срывы.

Пианист должен обладать, по крайней мере, тремя вилами памяти: слуховой, моторной и логической. Педагог в какой-то мере должен быть и психологом, чтобы помогать ученику разрешать его проблемы, предохраняя от срывов, применяя рациональные методы обучения.

Слуховую память можно развить даже в зрелом возрасте. Несколько минут ежедневной тренировки слуха с изучением гармонии постепенно создадут привычку мыслить в звуковых образах. Это значительно расширит исполнительские возможности.

Зрительную память лучше применять, когда ученик "слышит" глазами. Каждый должен сам решить, в какой мере ему положиться на зрительную память.

Тактильная память - память прикосновения, лучше всего развивается игрой в темноте или с закрытыми глазами. Это приручает исполнителя внимательно слушать себя и контролировать ощущения кончиков пальцев.

У исполнителя должна быть очень хорошая моторная (мускульная) память, так как без моментальной нервной реакции на прикосновение, как и на слуховое восприятие, профессиональная техника не возможна. Движения не должны быть механическими, но должны стать автоматическими, то есть подсознательными. Вот что пишет с юмором один английский пианист: "Два типа памяти моторная и тактильная - фактически не отделимы друг от друга, но в процессе заучивания наизусть должны сотрудничать, по крайней мере, три типа памяти: слуховая, тактильная, моторная. Зрительная память дополняет их, обуславливает формирование привычек, необходимых сякому исполнителю.

Памяти и привычки вместе образуют огромный капризный оркестр, участники которого, находясь в тайном и тонком союзе, способны в то же время выкидывать неожиданные фокусы. Воспитание и тренировку этого оркестра должен взять на себя требовательный дирижер - Разум, так как для решения сложных задач необходимы глубокое знание дела и строгая дисциплина.

Моторная память с трудом поддается власти дирижера. Но еще страшнее рассеянность. Она в состоянии сбить с толку весь оркестр. Но так как привычки не терпят грубого насилия, то дирижер должен проявлять максимум терпения, чтобы репетиции проходили с наибольшей пользой.

С другой стороны, когда память подогревается интересом, отзывчивые привычки очень быстро усваивают свои роли. Хорошо натренированные, они безупречно исполняют свои оркестровые партии, если только Разум не капитулирует перед печально знаменитым волнением...

Каждый из нас обладает разумом - наиболее надежным проводником по страницам "книги собственного опыта". Мы понимаем, что память - это область психологии, поэтому каждому исполнителю приходится учитывать законы работы психики. Психологи пришли к выводу, что психика состоит из сознания и подсознания.        

Подсознание, так же, как и сознание является по характеру творческим. Иногда оно забавляется, игнорируя все человеческие возможности и законы: мы летаем во сне, ходим по воде и т.д. Подсознательная деятельность никогда не прекращается. Надо задуматься над чудом живой памяти, она нам дана от рождения как здоровье, речь, движение. Наша задача правильно понять ее механизм и учить детей правильно работать над развитием музыкальной памяти. Педагогу необходимо знать психологию.

Каждый преподаватель знает, что исполнителю надо решить две задачи: первое - выучить произведение, вторая - исполнить его на сцене. Это две разные задачи, и решать их надо по-разному. Сознание ответственно за первую, подготовительную часть работы, подсознание - за исполнение.

Играть по памяти дома - одно, а на публике - совершенно другое. Что же остается делать солисту? Играть по нотам и сковывать свою творческую свободу или выходить на эстраду без нот, чувствуя, что пришел последний час? Немногие исполнители открыли секрет уверенности; среди них фон Бюлов - музыкант, прославившийся феноменальной памятью. В его исполнении "все детали были продуманы и отшлифованы до тончайших нюансов, все эффекты проанализированы и рассчитаны с величайшей тщательностью, и, однако, целое оставляло впечатление теплоты и непосредственности". У таких музыкантов надо учиться, ибо они решали не только пианистические, но и психологические проблемы.

Экономия времени, предотвращение усталости - как это все важно для музыкантов. Однако при обучении как раз этому мало уделяется внимания. Как ученики учат? Это важнейший вопрос в педагогике. Уже сейчас наступило время интенсивного развития учеников. Соответствующая организация процесса заучивания даже бессмысленных слогов, как показал опыт, может сэкономить время и энергию. И помочь в этом может психология.        

Люди различаются по качеству памяти, по ее силе. Один может запомнить пьесу полностью, лишь прослушав или проиграв ее, другому требуются недели. Но память «работяги» в итоге может оказаться более надежной. Дети обладают «памятью попугая», которая ослабевает с развитием интеллекта.

Сила памяти зависит от привычки учить. Тот, у кого нет абсолютного слуха, должен много работать. Но это не значит, что музыкант как раб обречен на адский труд. Труд музыканта может стать приятнее и продуктивнее, если сосредоточенность будет стимулироваться интересом, разумно организованная работа вознаградится сэкономленным временем, знание элементарных законов психики - отсутствием нервозности, напряженности.

Каждому музыканту изучение собственного опыта, собственных физических ощущений принесет больше пользы, чем изучение теорий. Поговорим немного о снах. Когда мы засыпаем, контроль за психикой передается подсознанию. Даже поверхностное изучение снов свидетельствует об удивительной ценности памяти. Поэтому говорить, что у кого-то нет памяти, ошибочно. Психологи утверждают, что память сохраняет каждое полученное нами впечатление.

Психологически очень важно фиксировать внимание не на возможности забыть, а на проблеме наиболее рационального запоминания. Надо воспитывать уверенность в том, что после того как произведение тщательно выучено, когда оно "на слуху", и "в голове", и "в пальцах", опасность забыть не угрожает, если исполнитель достаточно активен, собран и внимателен.

К проблеме развития памяти и способности запоминания надо систематически обращаться на уроках, так как она, как и все способности, может развиваться. В специальной литературе по психологии указывается ряд факторов, способствующих быстроте, точности, прочности запоминания (игры на внимание и тому подобное).

Но важнейший фактор - максимальная активизация работы над произведением. Психологи выделяют значение интеллектуальной активности. Чем глубже ученик вникнет в самую суть образа, тем лучше он запомнит произведение.

Но и этого недостаточно. Художественная деятельность не может быть чисто интеллектуальной. И качество запоминания музыкального произведения в большей степени зависит от интенсивности эмоциональных переживаний, от степени увлеченности красотой произведения.

Музыкант создает звуковой образ, активно вслушиваясь в произведение. Лучше услышать музыку - значит крепче запомнить ее. При срыве чаще всего забывают сопровождение. Значит, полезно разобрать отдельно ход гармонии. Полифонию поучить по голосам. Разобраться в рисунке мелодической линии.

Практика учит — то, что интересно, запоминается быстрее, а скучное - с трудом. Интерес - важнейший стимул в работе. Если не удается заинтересовать, можно применять побудительные мотивы, а также волю, направленную на запоминание. Кстати, многие пианисты так и учат.

Способность к непроизвольному запоминанию свойственна детям. С развитием интеллекта непроизвольная память ухудшается. Поэтому педагоги приучают учащихся к произвольному запоминанию - логически. Они советуют ученикам время от времени задавать себе вопросы:

•        не занимаюсь ли я вопреки усталости (лучше сконцентрироваться на одном эпизоде на 10-15 минут, чем "гонять" все произведение от начала до конца);

•        не занята ли моя голова во время работы чем-то посторонним;

•        не слишком ли много времени подряд я занимаюсь? Человек по природе ленив. Поэтому нужно так преподнести ученику музыкальную задачу, чтобы она не казалась ни докучной, ни слишком трудной. Например, при разучивании длинной пьесы или сонаты можно сделать:

•        предварительный обзор музыкального развития от начала до конца пьесы;

•        детальное изучение и сопоставление всех похожих друг на друга отрывков, после чего время от времени можно работать над пьесой целиком;

•        разбор трудных мест.

В этих советах сочетаются кусковой и целостный методы выучивания.

Чтобы надежно запомнить любую музыку, нужно понимать и любить ее, работа над ней должна доставлять удовольствие.

Очень важен урок с педагогом, но еще важнее время, проведенное учеником наедине с музыкой. Часто из-за неразумно организованных занятий время тратится впустую. Поэтому ученикам надо давать советы, как рационализировать занятия. Для педагога будущего проблема рационализации занятий станет проблемой номер один. Учитель должен пройти новый материал вместе с учеником. И еще очень важно заниматься на хороших инструментах. Плохие инструменты мешают объективно оценивать музыку.

Правила для учащихся:

1.        Занимайся систематически и в определенное время.

2.        Стремись, чтобы первое впечатление было правильным.

3.        Сосредотачивай внимание на чем-то одном.

4.        Аккорды учи группами.

5.        Выбирай удобную аппликатуру.

6.        Играй, сразу выполняя фразировку.

7.        Сравнивай, что общего в частях.

8.        Учи не по тактам, а по фразам.

9.        Если допустил ошибку, проиграй сосредоточенно; последние впечатления запоминаются, как первые.

10.        Практикуй немногие повторы с перерывами.

11.        Если пассаж не удается, оставь его до следующего раза.

12.        Следи за точностью, легкость придет сама.

13.        Если кажется, что забудешь, переключи внимание на выразительность.

14.        Если забыл текст во время занятий, посмотри и исправь.

Использованная литература.

  • Л.Маккиннон, "Игра наизусть".
  • Р.Шуман, "Советы юным музыкантам".