Проект "Путь к здоровью через музыку" для детей группы старшего дошкольного возраста

Дорошенко Галина Юрьевна

Проект "Путь к здоровью через музыку" для детей группы старшего дошкольного возраста

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» г. Надыма»





Проект

«Путь к здоровью через музыку»

(для детей группы старшего дошкольного возраста)




Автор : Дорошенко Галина Юрьевна,

музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Надым

г. Надым

2020 г.

Паспорт проекта

Вид: музыкально-оздоровительный

Участники: музыкальный руководитель, дети группы старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Срок реализации: краткосрочный (1 год)

Обеспечение:

Наглядный материал: карточки с песенками-распевками, треки музыки для гимнастики, упражнений, игр, записи классической музыки.

Технические средства: музыкальный центр, ноутбук.

Раздаточный материал: обручи, мячи, пышные султанчики.

Актуальность: 

Согласно результатам медицинского обследования количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Абсолютно здоровых первоклассников в школу поступает лишь несколько процентов.
Поэтому перед педагогами дошкольных учреждений, в том числе и музыкальными руководителями, стоят  задачи внедрения в образовательный  процесс наиболее эффективных технологий здоровьесбережения.

Таким образом, этот проект направлен на сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников.

Цель: формирование системы внедрения в музыкальные занятия здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья.

Задачи:

- Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

- Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

- Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

- Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.

-Организовать сотрудничество с родителями в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни, профилактики заболеваемости.

Гипотеза: при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме у воспитанников будут развиваться музыкальные способности и укрепится их здоровье.

Ожидаемые результаты:

У детей: повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей, снижение уровня заболеваемости, стабильность эмоционально-волевой сферы, повышение уровня речевого развития, физической и умственной работоспособности .

У педагогов: повышение уровня профессиональной компетенции в области здоровьесберегающих технологий и их применение в своей работе, повышение навыков по сотрудничеству с родителями, возможность диссеминации педагогического опыта на различных уровнях, накопление материала для аттестации на категорию.

У родителей: готовность родителя принять роль активного участника образовательного процесса, просвещение в области музыкально-оздоровительной работы в ДОУ и возможность применения ее совместно с ребенком.

Этапы реализации проекта:

1 этап

 Организационный

Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, изготовление пособий.

2 этап

Диагностический

Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности дошкольников тем или иным видом музыкальной деятельности, роли муз. воспитания в семье.

Диагностика уровня заболеваемости воспитанников

3 этап

Практический

Перспективное планирование музыкальной НОД с учетом результатов диагностики. Разработка цикла музыкальных и логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, сборника валеологических песен, пальчиковых и речевых игр с музыкой, комплексов игрового массажа, артикуляционной гимнастики, оздоровительных упражнений

4 этап

Обобщающий

Диагностика музыкального воспитания дошкольников и диагностика уровня заболеваемости в сравнении на начало и конец года

Исследование результатов практической деятельности

Система музыкально-оздоровительной работы

Здоровьесберегающая технология

Чему способствует

Валеологические песенки-распевки

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Артикуляционная гимнастика

Выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Оздоровительные и фонопедические упражнения

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Игровой массаж

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается

Пальчиковые игры

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Мероприятия по внедрению здоровьесберегающих технологий в практику:

Дети

Родители

Педагоги

  1. НОД
  2. Самостоятельная деятельность ребёнка
  3. Музыкально-спортивные праздники и развлечения
  1. Анкетирование родителей «Мой ребенок и музыка»  с целью определения уровня музыкальных способностей, интересов и предпочтений детей.
  2. Консультации «Коррекционная ритмика - как средство гармонизации личности ребенка», «Логоритмика и речевые игры», «Массаж в домашних условиях», «Учимся правильно дышать», «Влияние современной музыки на психику ребёнка».
  3. Музыкально-спортивные праздники и развлечения
  1. Консультация «Музыка в повседневной жизни группы (её функции)»
  2. Совместное планирование самостоятельной музыкальной деятельности детей, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с детьми на информационных стендах.
  3. Мастер-класс для педагогов по применению здоровьесберегающих технологий.

Перспективное планирование музыкальной НОД в группе старшего дошкольного возраста

Период

Вид деятельности

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь

1. Пальчиковая игра

2. Дыхательная гимнастика

3. Артикуляционна я гимнастика

4. Пение

Развивать мелкую моторику пальцев рук, сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью

Учить вдыхать носом, выдыхать ртом.

Вырабатывать качественные, полноценные движения органов артикуляции

Распевать детей с использованием чистоговорок

п-игра «Дружба», п-игра «В гости»

Упр «Ладошки»

Упр «Знакомство с язычком и его домиком»

Чистоговорки: Массаж лица «Ёжик», «Пчелка», «Жа-жа-жа»

Октябрь

  1. Речевые игры

2. Игровой массаж

3. Пальчиковая игра

4. Дыхательная гимнастика

Развивать координацию речи с движением

Научить правильно выполнять самомассаж биологически активных зон лица.

Продолжать разучивать пальчиковые игры, следить за четкими движениями пальцев, активно проговаривая текст Продолжать работать над правильным вдохом-выдохом

Речевые игры: «Кто нам песенку поет» «Степка-растрепка»

Комплекс массажа лица «Лепка» П-игра

«Здравствуйте» «Капусту рубим» Упр.

«Листочки»

Ноябрь

1. Игровой массаж

2. Пальчиковая игра

3. Дыхательная гимнастика

Показать детям приемы массажа

Развивать внимание и быструю реакцию на смену движений и жестов, четкую дикцию

 Развивать глубину вдоха, работать над правильным движением рук при вдохе

Массаж «Веселый музыкант»

П-игра «Вверх ладошки», «Вот помощники мои»

 Упр «Погончики», «Насос»

Декабрь

1. Речевые игры

2. Артикуляционная гимнастика

3. Игровой массаж

Развивать творческое воображение, добавить в игры сопровождение самодельных муз инструментов Продолжать развивать речевой аппарат дошкольников, сопровождать движениями рук

Разучить комплекс упр самомассажа головы

Речевые игры: «Солнышко», «Листопад»

Упр «Прогулочная сказка»

Самомассаж «Надо голову помыть» «Расческа"

Январь

1. Пальчиковые игры

2. Дыхательная гимнастика

3. Речевые игры

4. Оздоровительные

Соединить пальчиковую гимнастику с массажем биологически активных точек рук

 Продолжать развивать правильное дыхание дошкольников

Учить произносить фразы различной динамикой голоса

Развивать у детей подвижность и гибкость позвоночника

П-игра «Морковка»

«Снег»

 «Лесом по проселку»

Упр «Кошка просыпается»

Февраль

1. Игровой массаж

  1. Пальчиковая игра

3. Речевые игры

Побуждать детей активно участвовать в проведении самомассажа.

 Развивать координацию движения пальцев рук

Развивать координацию речи с движением, творческое воображение, подражательность

Упр «Снеговик» П-игра

«Можно ль козам не бодаться?»,

Реч. Игра «Матрешки и петрушки»

Март

1. Дыхательная гимнастика

2. Артикуляционная гимнастика

3. Игровой массаж

4. Пальчиковые игры

Разучить новое упражнение, напомнить о правилах дыхания во время упражнения

Выработка качественных движений органов артикуляции, учить имитировать движения животных Разучить массаж для рук

Учить правильно и ритмично выполнять движения пальцами, выразительно произнося текст

Упр «Обними себя»

упр «Зоологическая сказка»

Упр «Строим дом»

П-игра «Божьи коровки»

Апрель

1. Речевая игра

2. Пальчиковые игры

3. Дыхательная гимнастика

4. Пение

Развивать координацию речи с движением, творческое воображение

Развивать речевой и музыкальный слух, память, внимание, пространственную координацию Учить следить за осанкой и правильным положением рук при вдохе и выдохе.

Работать над правильным и своевременным дыханием в пении

Речевая игра с муз инструментами «Кухонный оркестр» Пальчиковая игра «В лесу»

Упр «Большой маятник»

«Здравствуйте», «Курочка»

Май

1. Игровой массаж

2. Пальчиковая игра

3. Пение

4. Речевая игра

Учить выполнять массаж спины

Развивать память, внимание, речевой и музыкальный слух.

Распеваться вокальными упражнениями

Развивать выразительность исполнения движений, мимики, жестов

Упр «Дождик»

П-игра «Возвращаемся домой

Упр «Змея», «Щука», «Печка»

Упр «Обезьянки»

Список используемой литературы:

  1. Арсеневская О.Н. Система музыкальнооздоровительной работы в детском саду – г. Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 5-6 лет" г. Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008.
  3. Подольская Е.И. "Формы оздоровления детей 4-7 лет" г. Волгоград, изд. "Учитель", 2009.