Тема занятия: « По страницам « Детского альбома» П.И. Чайковского.

Карпусь Ирина Игоревна

Методическая разработка занятия по  программе " Ансамблевое музицирование"

с использованием различных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_po_muzyke_.docx32.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема занятия: « По страницам « Детского альбома» П.И. Чайковского.

 Цель занятия: познакомить  учащихся  с фортепианным циклом    П.И.Чайковского «Детский альбом»

Обучающие задачи: 

  • Закрепить теоретические сведения.
  • Ввести новую терминологию.
  • Закрепить навыки  анализа музыкального текста.
  • Формировать  навык  игры  в ансамбле.

Развивающие задачи:

  • Развивать музыкальное мышление.
  • Развивать музыкально-слуховые представления учащихся
  • Развивать умение  анализировать, сопоставлять  и сравнивать  музыкальные темы  и образы.

Воспитательные задачи: 

  • Воспитывать умение работать в группе.
  • Воспитывать творческую активность учащихся.
  • Воспитывать   художественный  вкус, исполнительскую  культуру.

Планируемые результаты:

 личностные – развитие музыкально-образного восприятия музыки; развитие эмоциональной сферы учащихся;

предметные - расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, интереса к музыке.

метапредметные – готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, умение участвовать в коллективной творческой деятельности при   воплощении различных музыкальных образов.

Реализуемые технологии:

личностно-ориентированное  обучение

обучение в сотрудничестве

информационно-коммуникационные технологии

Виды деятельности:  практические и творческие задания, чтение с листа, слуховой анализ, анализ музыкального текста, игра  на фортепиано.

Методические приемы: анализ, сравнение, обобщение, наглядно-зрительные, эвристические  (частично поисковые), проблемный метод.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, проблемное  обучение.

Необходимое оборудование: фортепиано, компьютер, мультимедиапроектор, экран, нотный материал, наглядные пособия, карточки.

Конспект занятия

Этап занятия

Деятельность

педагога

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Организационный момент.

Задачи: Организация и включение учащихся в учебную деятельность

Актуализация знаний (повторение изученного материала,  необходимого для «открытия» нового знания)

Задание на объяснение названия «Детский альбом».

Что это значит?

Для кого написан этот альбом?  Какие пьесы вы уже знаете?

Постановка учебной задачи: сформулировать тему занятия.

Входят в класс, приветствуют учителя.

Вспоминают

 пьесы, которые  играли  в переложение для фортепианного ансамбля. Учащиеся формулируют тему  и цель занятия.

Овладение умением целеполагания

в постановке учебных задач и прогнозирования результата собственной  деятельности

2.Изучение нового учебного материала.

Задачи:

1.Познакомить с историей создания, строением цикла, с особенностями  терминов: цикл, альбом.

2. Формировать  умения осмысливать полученную информацию.

(Слайд 1.  «Детский  альбом» c портретом П. Чайковского)

Пётр Ильич Чайковский  был первым русским композитором, создавшим для детей  альбом фортепианных пьес.

(Слайд 2. Содержание «Детского альбома»)

Цикл фортепианных пьес «Детский альбом» был написан П.И.Чайковским в мае 1878 г. и издан у П. И. Юргенсона  

(Слайд 3.  Портрет П. И. Юргенсона)

 ( Слайд 4.  Портрет Володи Давыдова)

Что означает слова альбом, цикл?

Дети читают  названия пьес.«Детский альбом»- это 24 пьесы для фортепиано

 На титульном листе первого издания:

« Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник легких пьес для детей»

Здесь встречаются картины природы и названия детских игр, сказочные персонажи и разные танцы.

Альбом - сборник музыкальных  пьес.

Музыкальный цикл — несколько отдельных музыкальных произведений, посвящённых какой-либо теме или образу.

Владение словарем музыкальных терминов и понятий.

Овладение мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифициро

вать.

3.Практическая работа.

Задачи:

1.Развитие практических музыкальных навыков: слуховых,      

аналитических, исполнитель

ских.

2.Закрепить    

понятие фактура. (аккордовая, гомофонно-гармоническая)

3. Формировать  навык  игры  в ансамбле.

(Слайд  5. Молитва)

Пьеса  «Утренняя молитва»

 слушание  в исполнении педагога, анализ.

Хоровая партитура. Аккордовая (хоральная) фактура

П.И. Чайковский

 « Детский альбом».

 Переложение  Е.Стрельбицкой  для фортепианного ансамбля.

Ритм испанского танца «Сарабанда» подчёркивает сосредоточенный характер.

Сравнение с оригиналом. Что общего и в чём разница?

 В этом случае нотный текст только оформляется подходящими приемами игры, штрихами, динамикой

С какой целью сделано переложение?

Учащиеся определяют музыкальный образ, тип фактуры Аккордовая  фактура. Музыкальный  образ лирический, светлый.

Работа с нотным текстом.

Чтение с листа.

 

Индивидуаль

ная работа по партиям. Учащиеся сравнивают переложение с оригиналом и определяют, что это точное повторение оригинала, Тональный план

сохранён. Изменён состав исполнителей.

Облегчить исполнение.

Умение строить высказывание

о музыкальном языке произведений, средствах музыкальной выразительности

Применение полученных знаний

на практике.

Умение принимать задачи и цели учебной деятельности.

4. Закрепление учебного материала.

Задачи:

1. Закрепить  основные термины и понятия.

2.Формировать умение осмысливать полученную информацию.

3. Формировать  навык  игры  в ансамбле.

День ребенка полон событий, игр, увлечений.

В какие игрушки играют мальчики?  Мальчики любят играть в солдатиков.

(Слайд 6. Солдатики)

А что означает слово "марш"? Какие вы знаете марши?  

На все случаи жизни есть марши.

Какой музыкальный инструмент передает четкий, упругий ритм?
Ребята, постарайтесь изобразить характер марша в своих движениях.
 Мальчишки играют с солдатиками, а  девочки?  Конечно, в куклы. Вспомните, какие пьесы, связанные с куклой, есть в

 « Детском альбоме»?
Определите,  к какой кукле относится эта интонация.
(Педагог  наигрывает  фрагменты)

(Слайд 7. Кукла)

  В минуты радости и веселья люди танцуют. Какие  танцы входят в

 « Детский альбом»?
Что такое вальс? Чем он отличается от польки?
Вальс был самым популярным танцем в Европе в 19 веке. Трехдольный танец с акцентом на первую долю.

(Слайд  9. Полька)

Полька - чешский танец, в переводе с чешского означает «половинка».

Характер танца?

(Слайд 10. Мазурка)

Мазурка - польский народный танец ( название происходит от слова« мазуры»-жители Мазовии). Темп мазурки может быть разным –от умереного до очень быстрого.

Кроме исполненных пьес в «Детском альбоме» есть ещё много музыки.

Я предлагаю поиграть в игру: « По страницам Детского альбома», постарайтесь узнать   пьесы (звучат фрагметы пьес)

Поставьте стрелочки против тех терминов, которые соответствуют словам.

Слово марш означает шествие. Под музыку людям шагать удобнее. Учащиеся вспоминают виды маршей и определяют, что это игрушечный марш.

«Марш деревянных солдатиков»  исполняет  ученик.

Слышна дробь барабана.

Музыкальная разминка: дети изображают, как маршируют солдатики под звуки барабана)

« Болезнь куклы»,

 « Похороны куклы», « Новая кукла».

Пьесу «Новая кукла» исполняет ученица

 

«Вальс». «Полька».
« Мазурка»

«Польку» исполняет ученица  в ансамбле с педагогом.

Бодрый, веселый задорный

Звучит « Мазурка» в исполнении фортепианного ансамбля учащихся

 «Мазурка» и «Вальс» в размере ¾. «Вальс» более плавный, у «Мазурки»  неровный ритм

Индивидуальная работа по карточкам

Развитие музыкально-образного восприятия музыки; развитие эмоциональной сферы учащихся.

Формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности.

Продуктивное сотрудничество, общение взаимодействие со сверстниками, реализация творческих способностей.

Закрепление пройденного материала

5.Итоги занятия, рефлексия

О чем  мы сегодня говорили на занятии? Что нового вы узнали? Какие новые термины вы узнали?

Достигли ли мы поставленной цели? Легко ли вам было понять материал

занятия? Что больше всего понравилось?

     

Домашнее задание.

 Повторить термины.

Послушать «Детский альбом» в разном исполнении.

Работать над ансамблями.

   

Дают  оценку своей работы на занятии.

Познакомились с циклом пьес.

 В цикле 24 пьесы, отражающие всю жизнь ребёнка: его чувства, настроения, мысли, игры сказки, мечты, картины русской жизни, природы, песенки-путешествия.

Узнали  о способах                              

создания новой музыки –переложения, которые облегчают исполнение, дают новую жизнь произведению

 Самооценка своих музыкально-творческих способностей, оценка и контроль личностной рефлексии.

Умение оценивать и осмысливать результаты своей деятельности;

умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли.

В процессе выполнения домашнего задания проявлять умение реализовывать свой творческий потенциал.