Подготовка ансамблевого коллектива к сценическому выступлению

Материал представляет собой конспект занятия учащихся оркестровой студии по программе "Ансамбль "Надежда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_konts_vyst.docx46.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«ПОДГОТОВКА АНСАМБЛЕВОГО КОЛЛЕКТИВА К СЦЕНИЧЕСКОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ»

Конспект занятия по программе «Ансамбль «Надежда»

для обучающихся четвертого года обучения

Возраст обучающихся: 12-14 лет

Авторы-составители:  

 Щербакова Анна Викторовна,

педагог дополнительного образования,

Кустарева Марина Геннадьевна,

Методист отдела художественного воспитания

Санкт-Петербург

2018

Пояснительная записка

  1. Методическая цель занятия: комплексная подготовка к концертному выступлению.

  1. Краткое описание и характеристика способов реализации методической цели:
  • работа над музыкальными произведениями;
  • тест-шутка;
  • алгоритм успешного выступления.

  1. Примерный перечень мотивирующих вопросов-заданий:
  • предоставление возможности присутствующим гостям ответить на вопросы теста;
  • мнения, впечатления, пожелания коллег.

Тема занятия: «Подготовка ансамблевого коллектива к сценическому выступлению».

Цель занятия: создание условий для достижения максимальной готовности обучающихся к сценическому выступлению.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать навык совместного выразительного исполнения музыкального произведения по дирижерскому жесту;
  • закреплять навык исполнения пьесы без нотного текста;
  • формировать осознание необходимости соблюдения основных правил сценического поведения.

Развивающие:

  • совершенствовать способность к слуховому контролю в процессе ансамблевого исполнения;
  • развивать способность к внутренней саморегуляции при подготовке к концертному выступлению.

Воспитательные:

  • воспитывать чувства ответственности, дисциплины;
  • воспитывать сценическую культуру.

Вид занятия: закрепление и совершенствование приобретенных навыков.

Форма организации деятельности учащихся на занятии: групповая.

Методы обучения: практическая работы с элементами беседы.

Характеристика группы: группа из 20 человек, обучающихся четвертого года обучения, возраст обучающихся: 12-14 лет.

Продолжительность занятия 45 минут.

Используемые дидактические и методические материалы:

  • ансамблевые партии;
  • аудиозапись концертного выступления коллектива;
  • карточки с номерами для ответов на вопросы теста.

Оборудование, технические средства обучения:

  • аккордеоны, баяны, бас-гитара, фортепиано;
  • пульты для нот;
  • ноутбук;
  • телевизор;
  • мольберт;
  • фланелеграф.

План занятия:

  1. Организационный момент: приветствие, сообщение цели занятия.
  2. Подготовительный этап: создание мотивации к занятию (активизация памяти, мыслительных процессов).
  3. Основной этап:
  • работа над музыкальными произведениями «Попурри на темы военных песен» и «Баянист играет джаз» Е. Дербенко;
  • выполнение теста «Я - артист?»;
  • просмотр видеозаписи выступления ансамбля «Надежда».
  1. Контрольно-диагностический этап: составление алгоритма успешного выступления.

V.      Итоговый этап.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы

Содержание

Время

Примечания

Сопроводительный текст

Организационный

Организация начала занятия, приветствие, активизация внимания, создание психологического настроя на  плодотворную

работу.

1 мин.

Учащиеся сидят на стульях с инструментами.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые коллеги. Нам очень приятно видеть вас сегодня на занятии, где мы покажем свою работу и по окончании будем рады выслушать ваши отзывы, впечатления, пожелания.

Подготовительный

Сообщение темы, цели учебного занятия, мотивация учебной деятельности (актуализация имеющихся знаний)

5 мин.

Примерные ответы обучающихся: знание нотного текста, точное исполнение штрихов, динамики, смены меха, сосредоточенность, внимательность…

Поскольку все коллективы нашего Дворца, и наш, в том числе, творческие, я думаю, вы согласитесь, что целью любого коллектива является не только самореализация учащихся и педагога, но и создание «продукта» их сотворчества. Так вот, в нашем коллективе главным результатом долгих репетиций является концертное выступление, и цель сегодняшнего занятия – показать комплексную подготовку к концертному выступлению. Она будет включать в себя работу над пьесами, тест и алгоритм успешного выступления, который мы постараемся вывести в конце занятия.

Итак, тема сегодняшнего занятия – «Подготовка к концертному выступлению». Я попрошу вас ответить на вопрос: что же, по вашему мнению, необходимо для успешного выступления на сцене?

Совершенно верно. Я бы добавила, точное исполнение по дирижерскому жесту, умение слушать и слышать друг друга, соблюдать звуковой баланс в партиях, выразительное и эмоциональное исполнение, ну и, конечно, концертный настрой.

Основной

Практическая работа над музыкальными произведениями «Попурри на темы военных песен» и «Баянист играет джаз» Е. Дербенко.

Выполнение теста-шутки «Я артист?» Просмотр и анализ видеозаписи.

32 мин.

Ответы обучающихся.

Ответы обучающихся.

Работа над произведением.  В паузах и во время игры педагог корректирует исполнение.

Обучающиеся и гости получают карточки с номерами для ответов на вопросы теста. Проводится игровой тест.

Итак, начиная работу над первым произведением «Попурри на темы военных песен» мы должны определить, прежде всего, каков же его характер, образный строй?

Молодцы, а какими средствами музыкальной выразительности можно передать характер данного произведения? Какие штрихи здесь преобладают, динамические оттенки, способ ведения меха?

Хорошо. Теперь я предлагаю начать работу над пьесой и постараться выполнить все то, о чем мы сейчас сказали.

Спасибо, вы хорошо поработали, а теперь я предлагаю вам небольшой тест, который поможет нам узнать, каким же, по вашему мнению, должен быть настоящий артист. Вы получите карточки с номерами 1, 2, 3. Я зачитываю вопрос и три варианта ответа. Вы выбираете правильный, на ваш взгляд, и поднимаете карточку с соответствующим номером. Нашим гостям я раздам такие же карточки и, у них будет возможность вместе с вами ответить на вопросы теста.

Спасибо за участие, я надеюсь, вы догадались, что тест был шуточным, правильные ответы были очевидны и, теперь мы точно знаем, каким должен быть артист на сцене и как нужно готовиться к выступлению.

Обучающиеся  открывают ноты. Работа над пьесой: точное исполнение штрихов, динамических оттенков, техника ведения меха, выразительность.

Включается видеозапись, обучающиеся внимательно слушают и анализируют, затем отвечают на поставленные вопросы.

Дети сразу же обратят внимание на свою посадку и подкорректируют ее.

Работа над произведением.

Обучающиеся  размышляют и высказывают свое мнение по поводу сценического волнения.

А сейчас мы переходим к работе над следующим произведением «Баянист играет джаз» композитора Евгения Дербенко.

Спасибо, хорошо. Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеозапись нашего выступления и сравнить, чем отличается наше исполнение несколько месяцев назад и сегодняшнее, и определить, над чем еще нужно поработать, чтобы ярко и эмоционально исполнить произведение на концерте. И несколько наводящих вопросов: свободно ли вы играете? Вместе ли вступаете и заканчиваете и в нужном ли темпе?

Хорошо, спасибо за ответы. А какая у вас посадка, правильно ли вы держите инструменты?

Продолжим работу над произведением с учетом исправления всех недочетов, которые вы увидели на видеозаписи.

Спасибо, мы закончили работу над произведением. И у меня к вам есть еще один вопрос. Как вы думаете: что такое сценическое волнение и нужно ли вообще волноваться перед выступлением?

Хорошо, спасибо за ответы. Я думаю, волнение, конечно, должно присутствовать перед любым выступлением, ведь если артист волнуется, значит он переживает и чувствует свою ответственность за то, как он выступит перед публикой, и ему не безразлично, донесет ли он до слушателя то, над чем трудился долгое время. Но волнение должно быть контролируемым и не переходить в панический страх перед публикой, иначе оно только помешает концертному настрою и всему  выступлению  в целом.

Контрольно-диагностический

Контроль усвоения материала занятия- составление алгоритма успешного выступления.

5 мин.

Обучающиеся перечисляют составляющие успешного выступления, которые педагог записывает на заранее заготовленные «лучики» и располагает их вокруг заранее заготовленного круга-«солнца» на фланелеграфе.

Ребята, наше сегодняшнее занятие подходит к концу.  Мы сегодня говорили о подготовке к концертному выступлению, и мне бы хотелось услышать от вас – из каких же составляющих состоит успешное выступление на сцене?

Итоговый

Подведение итогов и анализ занятия педагогом.

2 мин.

Спасибо всем за работу. Я считаю, что сегодня мы хорошо поработали: проработали еще раз все детали в произведениях; посмотрели на себя со стороны и подкорректировали все увиденные недочеты; выяснили при помощи теста, каким должен быть настоящий артист и составили алгоритм успешного выступления. Мы будем стараться, чтобы каждое наше выступление было успешным и приносило только положительные эмоции как зрителям, так и нам самим! До свидания!

Аннотация к материалам УМК занятия

«Подготовка к концертному выступлению»

по программе «Ансамбль «Надежда»

Название  методического материала

Видеозапись выступления ансамбля «Надежда»

Форма методического материала

Видеозапись

Раздел и тема программы

Тема «Подготовка музыкальных произведений к концертному выступлению»

Содержательная структура методического материала

 

Видеозапись выступления ансамбля «Надежда»

Содержательная нагрузка  методического материала

Видеозапись используется для аналитической работы на занятии, помогает выявлению всех достоинств и недостатков исполнения музыкального произведения, так как обучающиеся имеют возможность увидеть себя со стороны. Кроме того, этот прием помогает повысить внимание обучающихся на занятии и создать атмосферу творческой сплоченности.

Методика применения методического материала

Для просмотра видеозаписи необходим ноутбук и телевизор. Обучающимся предлагается просмотреть запись произведения. Затем по окончании просмотра они высказывают свое мнение. Желательно, чтобы были отмечены как позитивные моменты исполнения, так и отрицательные стороны: недостатки, которые следует проработать в дальнейшем.

Результативность применения методического материала

Развитие аналитических способностей обучающихся, приобретение навыка грамотно оценивать исполнение музыкального произведения. Повышение внимания на занятиях, стимулирование желания добиться лучшего результата. Повышение качества исполнения пьес.

Аннотация к материалам УМК занятия

«Подготовка к концертному выступлению»

по программе «Ансамбль «Надежда»

Название  методического материала

«Условия успеха»

Форма методического материала

«Солнышко»: круг и лучики

Раздел и тема программы

Тема: «Подготовка музыкальных произведений к концертному выступлению»

Содержательная структура методического материала

 

«Лучики» для выявления мнений учащихся

Содержательная нагрузка  методического материала

«Солнышко» используется для аналитической работы на занятии, помогает в шуточной форме обсудить проблему внешнего вида и настроя участников коллектива перед выходом на сцену. Кроме того, этот прием помогает учащимся расслабиться на занятии, но, при этом, создать атмосферу творческой сплоченности.

Методика применения методического материала

На мольберте размещается круг, в котором написано «Успешное выступление». Обучающиеся коллектива формулируют и высказывают одно из условий успешного выступления, которое педагог записывает на лучик и прикрепляет его на мольберт. Все лучики размещаются на мольберте вокруг круга и получается «Солнышко».

Дети вместе с педагогом читают и анализируют написанное.

Результативность применения методического материала

Развитие навыка участия в концертных выступлениях: умения подготовить себя и настроить перед выходом на сцену, развитие самоконтроля.

Повышение внимания на занятиях, стимулирование желания добиться лучшего результата.

Аннотация к материалам УМК занятия

«Подготовка к концертному выступлению»

по программе «Ансамбль «Надежда»

Название методического материала

«Я - артист?»

Форма методического материала

Тест

Раздел и тема программы

Тема: «Подготовка музыкальных произведений к концертному выступлению»

Содержательная структура методического материала

 

Перечень вопросов.

Набор карточек с цифрами для выбора варианта правильного ответа

(по количеству учащихся).  

Содержательная нагрузка  методического материала

Тест является контролирующим средством, применяющимся для создания интереса к занятию и закреплению теоретического содержания.

Методика применения методического материала

В середине основной части занятия педагог зачитывает вопросы теста и три варианта ответа. Обучающиеся поднимают карточку с номером правильного, по их мнению, ответа. Педагог вместе с обучающимися подводит итог  результатов теста.

Результативность применения методического материала

Использование теста повышает мотивацию детей к занятию, способствует созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, что также повышает эффективность и качество обучения.

ТЕСТ

«Я артист?»

  1. Во время концерта, выходя на сцену, вы идете:
  1. вразвалочку, шаркая ногами, завязывая по дороге шнурки на ботинках;
  2. красиво, подтянуто, спина прямая;
  3. разглядывая зрителей в зале и, увидев знакомых, весело машете им рукой.

  1. Каким должен быть внешний вид артиста ансамбля «Надежда» на концерте?
  1. черные брюки, белая рубашка (блузка), черные ботинки (туфли), аккуратная прическа;
  2. черные брюки, белая рубашка (блузка), ярко зеленые носки, всклокоченные волосы;
  3. спортивный костюм, кроссовки, бейсболка.

  1. Во время исполнения музыкального произведения на сцене артист должен:
  1. играть произведение, разглядывая зрителей в зале, и жевать жвачку;
  2. сидеть расслабленно на стуле и болтать с соседом;
  3. сидеть прямо, быть сосредоточенным и исполнять все точно по жесту дирижера.

  1. Если, исполняя произведение в оркестре, исполнитель забыл нотный текст, он должен:
  1. встать и уйти со сцены во время звучания произведения;
  2. подхватить и играть дальше;
  3. громко сжать мех и начать играть сначала.

  1. Идет концерт. Ожидая своего выхода на сцену, артист должен:
  1. съесть всю еду, которую он принес с собой, запить кока-колой, погонять мяч с другом, позвонить по телефону;
  2. спокойно настраиваться на предстоящее выступление, вести себя тихо, не мешать выступающим;
  3. взять в руки инструмент и начать громко разыгрываться.