методическая работа "Инновационные образовательные технологии в учебном процессе ДШИ"

Буракова Неля Алексеевна

Основные аспекты применения инновационных образовательных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.soobshchenie.docx31.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«ДШИ» АЦРМО РК

 

Методическое сообщение

                  Тема: «Инновационные образовательные

                              технологии в учебном процессе ДШИ»

Выполнила:

Преподаватель ДШИ  Буракова Н.А.

   

с. Троицкое, 2020г.

В условиях современной действительности проблема качества образования вызывает повышенный интерес во всём мире. Инновации в системе образования связаны с внесением изменений в цели, содержание, методы педагогической деятельности и организацию учебно - образовательного процесса, в систему контроля и оценки уровня образования, в учебно-методическое обеспечение, в учебный план и учебные программы, в деятельность обучающегося и преподавателя.

Концепция модернизации российского образования ставит перед школой и системой дополнительного образования большие задачи. Их реализация требует от педагогов знания инновационных педагогических технологий, освоения интерактивных форм и методов обучения, которые должны быть направлены на развитие интеллектуально – творческой личности учащихся. При этом следует также иметь в виду, что выбор технологии обучения зависит от многих факторов: от возраста учащихся, ресурсных возможностей, подготовленности и готовности учителя.

Данная  работа посвящена проблеме применения инновационных образовательных технологий  в классе «Фортепиано» в Детской школе искусств. Несколько вопросов, затрагиваемых в данной теме:

1. Актуальность внедрения современных технологий в школе. Понятие «педагогические технологии».

  1. Необходимость введения инновационных технологий в учебный процесс ДШИ.
  2. Виды современных образовательных технологий, используемых в ДШИ. Принципы работы инновационных технологий.
  3. Роль инновационных технологий в раскрытии возможностей педагога и способностей детей в учебном процессе.
  4. Практическая значимость информационно – коммуникационной технологии в учебном процессе.
  5. Личный опыт применения инновационных технологий в классе специального фортепиано.

Понятие «Педагогические технологии» прочно вошло и закрепилось в современной школе. Под этим подразумевается такое построение деятельности педагога, в которой все действия представлены в определённой последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозирующий характер.

На сегодняшний день насчитывается несколько десятков образовательных технологий, появление которых обусловлено снижением качества образования, снижением положительной мотивации детей к обучению. Вследствие этих причин появилась необходимость более глубокого учёта психофизиологических и личностных особенностей детей, а также создание условий для достижения положительных результатов в развитии творческих способностей учащихся.

Обновление и совершенствование музыкального образования, развитие его новых направлений требует от преподавателя детской школы искусств знания инновационных педагогических технологий и освоение новых форм и методов обучения. Современные информационные технологии на уроках позволяют: эффективно организовать самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам; активизируют познавательную деятельность обучающихся; развивают творческий потенциал обучающихся.

Педагог должен говорить с учеником на одном языке, быть в курсе последних тенденций, происходящих в обществе. Именно это познание с профессиональной точки зрения должны стать основой в создании инновационных методов обучения.

Изначально термин «инновация» происходит от латинского «инноватио» в широком смысле означает внедрение новшеств в различных областях деятельности человека. В области педагогики это означает внедрение передовых методов и форм обучения и воспитания. К большому сожалению, в настоящий момент методика обучения игре на музыкальных инструментах испытывает огромный дефицит оригинальных и адаптированных педагогических технологий. Это связано с тем, что музыкальная педагогика обусловлена индивидуальным характером обучения, обращённым к эмоциям и духовному миру человека, и не подлежит технологическому описанию.

Первым шагом на пути внедрения инновации в учебный процесс школы искусств должно стать формирование инновационного климата, который будет способствовать обсуждению, применению и отбору лучших методов построения учебного процесса на примере работы коллег.

Следующим шагом должно стать внесение изменений в систему воспитательной работы, а также методическое обеспечение учебного процесса, учебные планы и программы.

Эти преобразования повлекут за собой применение в системе контроля и оценки уровня подготовки учащихся. В итоге это приведёт к качественным преобразованиям в деятельности преподавателей и учеников.

Педагог, использующий в своей практике инновационные технологии, обладает определённым уровнем профессионального мастерства в решении поставленных задач, способен творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем и организации учебного процесса. Характер применения инноваций зависит от квалификации педагога, уровня развития учащихся.

В детскую школу искусств поступают дети с разным уровнем развития музыкальных способностей, памяти, слуха и чувства ритма, но с большим желанием научиться играть на инструменте. По своим способностям учащиеся классифицируются на одарённых, талантливых и учащихся со средними способностями.

В первую очередь инновационные методы нужны для детей со средними музыкальными способностями, так как именно они больше всего нуждаются в инновациях с целью всестороннего овладения музыкальными знаниями. Перед этими детьми не ставится задача профессиональной ориентации дальнейшего музыкального образования. И педагогу следует использовать такие возможные способы обучения, чтобы они были понятны и пробудили интерес к музыке, творчеству, а значит к учебному процессу. Не все учащиеся, обладающие средними музыкальными данными, способны к усвоению исполнительских навыков в полном объёме, но при гибкой корректировке программы дети могут успешно учиться, развиваться, стать подготовленными слушателями музыки или участниками творческих коллективов.

В работе педагога с одарёнными детьми использование инновационных технологий требуется не меньше. Как правило, это учащиеся с прекрасными природными данными, стремящиеся к творчеству, личностному росту, публичным выступлениям, являющиеся лицом школы и в будущем будут профессионально ориентированными по музыкальным дисциплинам. Неоценимую помощь в осуществлении этих задач, повышении качества образования должны принести инновационные технологии. Их введение может корректировать содержание учебных образовательных программ. Для учащихся составляются индивидуальные программы с повышенной сложностью учебного материала, с ускоренными темпами его усвоения и гибким контролем оценивания результатов.

Современные технологии, которые могут использовать преподаватели ДШИ, следующие:

  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • разноуровневое обучение;
  • личностно - ориентированное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно – коммуникативные технологии;

Развивающее обучение основано на следующих принципах:

  1. Обучение на высоком уровне трудности.
  2. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным повторением и закреплением в новых условиях.
  3. Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы.
  4. Доверительная атмосфера общения в классе между учителем и учеником.
  5. Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих ученику проявить самостоятельность, инициативу в способах работы.

Проблемное обучение основано на получении учащимися новых

знаний при решении теоретических и практических задач в создавшейся проблемной ситуации. Учащиеся самостоятельно ищут решение, а педагог лишь помогает им, разъясняет, формулирует и выдвигает проблему.

Проблемными считаются те ситуации, которые способны вызвать интеллектуальные или практические затруднения. Основные формы выражения проблемы – вопросы, познавательные задачи, учебные задания. Данная технология может быть эффективно использована на уроках музыкальной литературы и истории искусств.

Эффективность этой технологии зависит от меры применения проблемных ситуаций на уроке. Если их много, то урок может превратиться в нудное мероприятие по решению проблем.

Существует четыре уровня проблемности в обучении:

1. Преподаватель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).

2. Преподаватель ставит проблему, ученик самостоятельно или под его руководством и направлением находит пути решения (частично – поисковый метод).

3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает её решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод).

4. Ученик ставит проблему и сам её решает (исследовательский метод).

В процессе такого обучения дети учатся логически, творчески мыслить. Полученные ими знания превращаются в убеждения, появляется уверенность в своих возможностях и силах. Самостоятельно добытые ими знания – более прочные. Но проблемное обучение всегда связано с трудностями для учащихся. На осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. От педагога требуется высокое педагогическое мастерство.

Личностно – ориентированное обучение представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В основе личностно – ориентированного подхода лежит признание и раскрытие индивидуальности каждого ученика, его природного дара с целью развития его познавательных способностей.

А также проведение занятий на «опережающем» уровне, прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, техническом развитии учащихся, оперативная перестройка учебных занятий с учётом наступающих перемен.

К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровья учащихся. Основными средствами реализации здоровьесберегающих технологий в классе фортепиано являются:

Музыкотерапия – лечение средствами музыкального искусства. О целебных свойствах музыки известно ещё с древнейших времён. Накоплено немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека. В результате научных исследований доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что ведёт к снижению заболеваемости, активнее идут восстановительные процессы. «Музыкотерапия» стала официально признанной в России и во всём мире.

* Аретотерапия - лечение идеалами, использование на уроках формул самовнушения для психологической устойчивости, повышения самооценки учащихся, для преодоления волнения перед концертом и на сцене, выполнение упражнений для концентрации, умения сосредоточиться.

Ритмотерапия – использование ритмических упражнений, дыхательных упражнений для снятия нервного напряжения, эмоциональной зарядки, способствует улучшению артикуляции, речи детей.

Физкультминутки - необходимы для снижения утомления, эмоционального расслабления, снятия мышечного напряжения шеи, спины, рук.

Улыбкотерапия – лечение улыбкой учителя и улыбкой ученика. Здоровье учеников станет крепче от улыбок педагогов. В улыбающемся учителе дети видят друга и с радостью идут на урок, который проходит в доброжелательной атмосфере.

Использование информационно – коммуникативных технологий в образовательном процессе – один из показателей современных, творчески работающих педагогов. Информационные технологии расширяют возможности для эстетического и художественного образования учащихся. Современные учащиеся практически не мыслят себя без компьютера, различных гаджетов и интернета. Уроки специального инструмента, в данном случае фортепиано, в школах, работающих по программе предпрофессиональной подготовки, построены в традиционной форме индивидуального занятия: показ, рассказ, беседа и большая часть урока — это тренировка  исполнительских навыков, решение технических и динамических задач. Такая форма обучения несёт в себе много плюсов – это и дифференциация обучения, и личностно-ориентированный подход к развитию способностей каждого учащегося. Но существенным недостатком является невозможность передать большой объем информации, обобщить и систематизировать ее, дать общее представление детям об эпохах, композиторах, особенностях музыкальных форм, а также о практических законах и навыках фортепианной игры и музыкальной грамоты. Отсюда следуют и главные недостатки в работе преподавателя: ограниченный объем передаваемой информации,  поверхностный анализ исполняемых произведений по основным разделам программы, не очень глубокое видение учеником структуры произведения, исторически обоснованной динамики, жанровых особенностей.

Помочь здесь могут современные информационно- коммуникационные технологии (ИКТ), используемые в учебном процессе. Применение ИКТ  на этапах ознакомления с музыкальным произведением, изучения исторических предпосылок возникновения музыкальных произведений, изучения личности композитора, создавшего эти произведения, анализ форм произведений, стиль  различных исполнителей и множество других необходимых сведений об изучаемых произведениях позволит подготовить урок методически грамотно, интересно и информационно насыщенно, активизирует все потенциальные  возможности ученика, повысит мотивацию к изучению  предмета.   Применение ИКТ на уроках специального фортепиано дает возможность менять виды деятельности ученика: от активной игры на фортепиано до погружения в анализ исполняемого произведения,  развивая при этом творческие, познавательные способности ученика. Такой подход намного эффективнее формирует профессиональную компетенцию ученика-пианиста. Учитывая постоянно меняющиеся особенности восприятия и мышления современных детей во время учебного процесса необходимо быть не только слушателями, но и стать его активными участниками.

Компьютер в данный момент – это доступная, открытая учебно-развивающая среда для творчества и самообразования. Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с младших классов, имеют смысл такие задания, как прослушать с помощью интернет – ресурсов изучаемое произведение в исполнении профессиональных музыкантов, а также ровесников – учащихся ДШИ; прослушать, как звучит данное произведение в исполнении на других музыкальных инструментах с последующей беседой - сравнением.

Учащимся старших классов, с помощью Интернет – ресурсов можно дать задание написать реферат о композиторе, найти интересные факты его биографии и творчества; просмотреть фрагменты выступлений известных исполнителей и поучиться сценической культуре. Важно сформировать мотивацию учащихся на самостоятельную творческую работу, начиная с малого. Материалами новых методов обучения выступают мультимедийные образовательные ресурсы.  К данному роду ресурсов относят электронные библиотеки, энциклопедии, нотные архивы, музыкальные антологии, виртуальные музеи (в том числе музеи музыкальных инструментов). В последнем случае материал должен быть грамотно структурирован и организован. Преподаватель в этом случае выступает как консультантом, так и контролером усвоенных знаний.

Связь музыки с другими видами искусства, такими как живопись, литература, поэзия может быть интересно представлена в совместном творчестве преподавателя и учащихся при подготовке к мероприятиям с использованием мультимедийной техники:

- Показ красочной мультимедийной презентации, во время звучания музыки определённых эпох, стилей.
- Подбор учащимися определённых картинок, соответствующих стилям и эпохам музыкальных произведений.
- Выступления учащихся с презентацией о творчестве композитора.
- Использование презентации для выстраивания взаимосвязей музыки и живописи, соединение звучания музыки с абстрактными образами в живописи.

Наряду с традиционным музыкальным инструментом в классе можно использовать синтезатор – современный музыкальный инструмент. Возможности обучения на нём ещё только изучаются, разрабатываются новые программы, методики. Использование возможностей синтезатора оживляет учебный процесс урока, позволяет более эффективно использовать учебное время.

Современные педагогические информационно – коммуникативные технологии позволяют развивать не только творческое воображение учащихся, способствуют росту их исполнительского мастерства, но и позволяют проводить исследовательскую работу.

Использование информационно – коммуникативных технологий становится мощным фактором повышения учебной мотивации. Между педагогом и учеником возникает доверительность, налаживается особый контакт, ребёнок раскрепощается, уходят психологическая скованность и зажатость. Ученик осознаёт, что учитель проявляет особую заинтересованность конкретно к нему, к его индивидуальности, к его творческому потенциалу. И вот юный музыкант уже готов к качественно другому восприятию музыки, к плодотворной работе над музыкальным произведениемЗдесь возрастает роль учителя, как грамотного пользователя компьютера,  готового передавать знания новыми способами. Музыкальная школа  не должна отставать от требований времени, а значит, современный педагог должен использовать компьютер в своей деятельности.

Использование ИКТ на уроках позволяет:

  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • получать оперативность в обновлении информации;
  • получать свободный доступ к любому источнику информации;
  • овладевать практическими способами работы с информацией;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне;
  • позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
  • контролировать деятельность каждого ученика, активизировать его творческие и познавательные способности;
  • \оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы.

Внедрение информационно – коммуникационных технологий в музыкальном образовании перспективно, актуально и объективно необходимо. 

    Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность – задача преподавателя ДШИ, решить которую помогают современные образовательные технологии. И если к безграничным возможностям интернета, к исследовательской работе учащихся добавить собственный искренний интерес, сделать учеников своими творческими партнёрами, учиться вместе с детьми, а иногда и у них, тогда наша работа будет всегда успешной. Такая работа способствует получению новых знаний, развитию умения анализировать, сопоставлять и делать необходимые выводы, что очень важно как для подготовки к экзамену, классному и общешкольному концерту, так и к серьёзным областным и международным конкурсам.

Становится вполне очевидным, что современный педагог должен хорошо владеть не только методикой обучения на музыкальном инструменте, но также знанием технологий и умением применять их в учебном процессе.

В своей работе в классе я использую некоторые инновационные образовательные технологии. Информационно – коммуникативные технологии – привлечение ресурсов Интернет, аудио, видеоматериалов при подготовке к урокам, мероприятиям. Так при разработке лекции – концерта «Жизнь и творчество Моцарта» подготовила презентацию с показом слайдов. Повышает интерес к изучаемым пьесам просмотр видео, где играют на фортепиано и других инструментах юные музыканты. Учащимся даются ссылки на конкретные, изученные мной, сайты. Мы вместе с учеником слушаем те произведения, которые он играет. После  обсуждаем исполнение, сравниваем со своей интерпретацией. Ребенок думает, анализирует, находит свое понимание исполняемой музыки, тем самым развивается интеллектуально-творческое мышление.

Учащиеся младших классов со средними музыкальными способностям  плохо запоминают ритмический рисунок мелодии, ее интонацию  или забывают, в каком темпе надо учить. Я применяю следующий способ работы: записываю свое исполнение пьесы на данном этапе работы и даю задание, дома слушать запись и постарался сыграть на фортепиано так, как учитель. Этот метод очень эффективный.

Для одаренных детей на последнем этапе работы над пьесой я применяю такой способ: записываю их игру на видеокамеру, а  потом вместе слушаем. Ученик слышит себя со стороны и делает сам себе замечанияПосле такой формы работы его игра становится заметно лучше.

Тема использования ИКТ, на мой взгляд, останется актуальной еще не один год. В своей работе я предполагаю дальнейшее изучение выбранной темы и более активное использование различных информационных технологий на своих уроках.

Личностно – ориентированный подход в обучении детей позволяет мне раскрыть индивидуальность каждого ученика, его природного дара с целью развития его творческих способностей и возможности к самоопределению и самореализации через создание на уроке благоприятного психологического климата, интереса к учебному процессу, ситуации выбора и успеха.

Здоровьесберегающие технологии использую на уроках, предлагая ученикам выполнять упражнения для снятия напряжения мышц, знакомлю с установками для преодоления волнения перед концертом и на сцене, даю примеры настроев, повышающих самооценку. Использую с учащимися упражнения для концентрации внимания, умения сосредоточиться.

Выполняем с детьми физкультминутки для снижения утомления.

Педагогика сотрудничества применяется на уроках фортепианного ансамбля. Учащиеся выступают в качестве активных деятелей, учатся слушать и уважать друг друга. Участники ансамбля стремятся освоить необходимые навыки. Они заинтересованы в усвоении учебной информации, знают, чему научился каждый из них. Несут ответственность за свой успех и успех другого. Ведь награду (похвалу, балльную оценку, поощрение) участники ансамбля получают одну на всех.

Технология проблемного обучения используется в создании на уроке под руководством педагога проблемной ситуации: найти выразительную интонацию, подобрать удобную аппликатуру, динамику, подобрать слова к мелодии и т.д. Учащиеся вовлекаются в самостоятельную деятельность по разрешению проблемы, в результате чего овладевают знаниями, навыками, умениями. Или, например, пользуясь дополнительными источниками, учащиеся получают задание составить «Воображаемое интервью с композитором».

Нужно помнить, что обучение с применением инновационных педагогических технологий может осуществляться на протяжении достаточно большого учебного периода. Применяя инновационные технологии в обучении, преподаватель делает процесс более полным, современным, интересным, насыщенным. Для внедрения в учебный процесс определённой технологии, а также интеграция нескольких технологий необходимо чётко обозначить цели и задачи, методы обучения и воспитания, определённый алгоритм действий преподавателя от урока к уроку. Разработка и внедрение в учебный процесс комплекса данных педагогических технологий, в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания, позволит преподавателю создать свой собственный технологический арсенал, который и будет служить залогом его дальнейших профессиональных успехов.

Подводя итог, можно сделать вывод, что инновационные технологии позволяют более полно раскрыть возможности педагога и способности детей. А процесс обучения станет более увлечённым, развивающим инициативу учащихся и направленным на саморазвитие и самообразование. Поэтому использование данного опыта актуально, и его применение будет способствовать углублению и расширению знаний учащихся по всем разделам программы. Всё это приведёт к росту качественного образования и сохранит устойчивый интерес к учебному процессу на протяжении всех лет обучения.

Литература

  1. Громова Н.В. Технология модульного обучения.
  2. Гузеев В.В Лекции по педтехнологии, М., Знание, 1992г.

3. Иванова С.Г. Актуальные проблемы музыкального образования в ДМШ и ДШИ.

4. Интернет и музыкальное образование школьников  Искусство и образование. - 2000. - №1.

5. Концепция развития детских школ искусств в РФ от 17.12.2012.

6. Лифановский Б.А. Интернет для музыканта. - М., 2006.

7. Морозова В.П. «О функции музыки в развитии эмоциональной и коммуникативной сфер личности».

8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие, М., изд. центр «Академия»,2001.

9. Петренко А.И. Мультимедиа. – М., Бином.1994.

10. Ражников В.Н. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., 2004.

11. Сайт «Федеральный государственный стандарт» (www.standart.edu.ru)

12. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).