методическая копилка

ДЛОЛ в области музыкального искусства "Народные инструменты" ПО.01.УП.02. ансамбль ( срок освоения 7 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgt_ansambl_akkordeon_7_let.docx65.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«Народные инструменты»

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Рабочая программа по учебному предмету

ПО.01.УП.02.АНСАМБЛЬ (баян)

Срок освоения – 7 лет

        


Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;

-        Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.        Содержание учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся.

IV.        Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

VI.Фонды оценочных средств.

VII.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы


  I. Пояснительная записка

1.        Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом

федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» Приказ № 162 от 12.03.12.

В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.

Навыки коллективногомузицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Смешанные ансамбли русских народных инструментов широко распространяются в школьной учебной практике.

Успешный опыт смешанных ансамблей должен основываться на творческих контактах руководителя коллектива с преподавателями по специальности.

2.Срокреализации учебного предмета «Ансамбль»

Реализации данной программы осуществляется с 2 по 8 классы (по образовательным программам со сроком обучения 8 лет, включая вариативную часть).

3.Объем учебного времени, предусмотрен учебным планом

образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль», включая вариативную часть.

Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения.

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий:

Мелкогрупповая (от 2 до 5 человек). Продолжительность урока  40 минут.

5.Цель и задачи учебного предмета

Цель:

•развитие музыкально-творческих способностей учащегося

на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.

Задачи:

  • Стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
  • Формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
  • Расширение кругозора учащегося путём ознакомления с ансамблевым репертуаром;
  • решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на и творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга).
  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
  • обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом«Специальность», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства "Народные инструменты”.

Предмет «Ансамбль» расширяет границы творческого общения инструменталистов -народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству ударников, пианистов и исполнителей на других инструментах. Ансамбль может выступать в роли сопровождения солистам-вокалистам академического или народного пения, хору.

Занятия в ансамбле -накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в оркестре.

6.Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:

-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-распределение учебного материала по годам обучения;

-описание дидактических единиц учебного предмета;

-требования к уровню подготовки обучающихся;

-формы и методы контроля, система оценок;

-методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета»

7.Методы обучения

Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:

•возраста учащихся;

•их индивидуальных способностей;

•от состава ансамбля;

•от количества участников ансамбля.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-словесный (рассказ, объяснение);

-метод показа;

-частично -поисковый (ученики участвуют в поисках решения поставленной задачи).

Предложенные методы работы с ансамблем народных инструментов в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на

проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах.

8.Описание материально -технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль».

Материально -техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем народным инструментам должно быть достаточное количество высококачественных

оркестровых русских народных инструментов, а также должны быть созданы условия для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.

II.Содержание учебного предмета.

Основные составы ансамблей, наиболее практикуемые в детских школах искусств

- дуэты, трио, реже -квартеты, квинтеты и т. д.

Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов, (только из аккордеонов), так и из различных групп инструментов, куда могут входить

аккордеон.

Инструментальный состав, количество участников в ансамблей могут варьироваться.

  • .Дуэт аккордеонистов  –аккордеон I, аккордеон II.
  • Трио аккордеонистов –аккордеон I, аккордеон II, аккордеон III.
  • Квартет аккордеонистов –аккордеон I, аккордеон II, аккордеон III, аккордеон IV.
  • Квинтет аккордеонистов –аккордеон I, аккордеон II, аккордеон III, аккордеон IV, аккордеон V.

2. Годовые требования по классам

Младшая группа

(2- 5 классы восьмилетнего срока обучения)

Обучающиеся должны овладеть навыками:

- синхронной атаки при взятии и снятии звука;

- умения слышать общее звучание ансамбля и каждой партии в отдельности;

- умения исполнять мелодию и аккомпанемент в ансамбле;

- умение передать мелодическую линию от партии к партии;

- единства приёмов звукоизвлечения, штрихов;

- единства темпа и динамики;

- умения тембрально и динамически выделить свою партию или, наоборот, раствориться в общем звучании;

- давать объективную оценку своей игре и игре своих партнёров по ансамблю;

- правильного поведения на сцене (выход на сцену, поклон, уход со сцены).

В течение каждого учебного года учащиеся должны пройти 4-6 ансамблевых произведений. Допустимы различные формы изучения репертуара: ознакомление, разбор, фрагментарное разучивание, игра по нотам, концертное исполнение.

Старшая группа 6-8 классы.

Закрепление навыков, полученных ранее. А так же овладение навыками:

- ощущения единства метроритмической пульсации;

- умением ориентироваться в партитуре;

- самостоятельного подбора целесообразной аппликатуры;

 чтения нот с листа доступных ансамблевых партий;

- более осознанной и самостоятельной работы над динамикой, характером произведения, в связи с этим выбором штрихов и разнообразных приёмов игры;

- свободного сценического ощущения;

В течение каждого учебного года учащиеся должны пройти 4-6 ансамблевых произведений. Допустимы различные формы изучения репертуара: ознакомление, разбор, фрагментарное разучивание, игра по нотам, концертное исполнение.

Примерные репертуарные списки

2 класс.

Дуэты.

  1. В.Барвинский « Аист»
  2. И.Брамс «Шиповник»
  3. А. Корелли «Сарабанда»
  4. А. Гречанинов «Пьеса» из цикла «На зелёном лугу»
  5. М.Кажлаев «Утро»
  6. Г. Перселл «Ария»
  7. Р.н.п. «Пойду ль я»
  8. А.Хибинин «Воспоминания»
  9. В.Ефимов «Осень»
  10. А.Гедике «Плясовая»
  11. Р.н.п. «Частушка-коротушка»
  12. Ук.н.п. «Бандура»

Трио:

  1. Э.Эксанашвили «Народная»
  2. Лит. Н.т. «Ленок»
  3. Укр. Н.п. «В поле три книниченьки»
  4. Л.Книппер «Степная кавалерийская»
  5. Лит.н.п. «Красно солнышко»
  6. Р.н.п. «Ой по над Волгою»

Квартеты:

  1. Укр.н.п «Ой не ходи, Грицю»
  2. Ф.Шуберт «Швейцарская песня»
  3. Укр. Н.п. «Ехал казак за Дунай»
  4. Мекс. Н.п. «Голубка»

3 класс.

Дуэты:

  1. Р.н.п. «По полю-полю» обр. Л. Колесов
  2. Азер.н.п «Вечер настал»
  3. Н.Мухатов «Маленький вальс»
  4. Я.Верещагин «Воздушные шарики»
  5. А.Ядгаров «Весёлая игра»
  6. Т. Хренников «Вальс дружбы»
  7. Р.н.п. «Сусанин»
  8. Н.Горлов «Баю-бай»
  9. Укр. н.п. «Распрягайте, хлопцы кони»
  10. Аз. Иванов «Русская плясовая»
  11. Т. Томкевич « У рябины кудрявой»

Трио:

  1. Л. Бетховен «Немецкий танец»
  2. Л.Моцарт «Песня»
  3. М.Равель «Павана спящей красавице»
  4. «Украинская полька» обр. Н.Ризоля
  5. Г. Педраудзе «Эстонский напев»

Квартеты:

  1. Г. Мушель «Весенний пейзаж»
  2. Г. Читчян «Игра в лошадки»
  3. А. Караманов «Птички»
  4. Укр.н.п. «Через реченьку, через болото»

4 класс

Дуэты:

  1. Белорусский народный танец «Янка» пер. Н. Корецкого
  2. Русская народная песня «Перевоз Дуня держала» пер. В. Жилинского
  3. «Латышская полька» пер. В. Жилинского
  4. И. С. Бах «Волынка»
  5. «Украинский казачок» пер. А. Салина
  6. «Тирольский вальс» пер. Ю. Лихачёва
  7. «Украинский хоровод» пер. Н. Корецкого
  8. Русская народная песня «Пряха» пер. А. Онегина  
  9. А. Доренский «Весёлое настроение»
  10.  А. Доренский «Летел голубь»
  11. Р.н.п. «Как со вечера дождь» обр. А. Талакина
  12. Ф.н.п. «Вечерняя песня» обр. В. Дулёва

Трио:

  1. И. С. Бах «Песня» пер. Р. Гречухиной
  2. В. Баснер «На безымянной высоте» - из.к/ф «Тишина» пер. О. Шарова
  3. В. Соловьёв-Седой «Нахимовский марш»
  4. Д. Штейбельт «Адажио»

Квартеты:

  1. И. С. Бах «Ария» - из нотной тетради А. М. Бах №35
  2. А.Лепин «Полька»
  3. Г.Шендерёв «Далёкая песня»

5 класс

Дуэты:

  1. «Эстонская полька» пер. Ю. Лихачёва
  2. В. Баснер «С чего начинается Родина» пер. О. Шарова
  3. И. Штраус «Персидский марш» пер. С. Рубинштейна
  4. «Карело-финская полька» обр. В. Дулёва
  5. В. Фоменко «Игривый котёнок»
  6. А. Аверкин «Полька»
  7. В. Косенко «Дождик»
  8. А. Новиков «Смуглянка»
  9. И.С. Бах «Двухголосные инвенции

 Трио:

  1. И. Дунаевский «Песня о капитане» - из к/ф «Дети Капитана Гранта» пер. А. Сударикова
  2. И. С. Бах «Сарабанда» а-moll пер. Р. Гречухиной
  3. И. С. Бах «Органная хоральная прелюдия» G-dur пер. Р. Гречухиной
  4. В. Мокроусов «Одинокая гармонь» обр. Маркина

6  класс

Дуэты:

  1. С. Прокофьев - вальс из оперы «Война и мир»
  2. О. Хейне «Эстонский вальс»
  3. «Великолепные синкопы» обр. С. Джоплин
  4. «Карело-финская полька» пер. В. Дулёва
  5. Б. Пагано, Р. Тронье «Возвращение лесточек» обр. С. Лихачёва
  6. Е. Дербенкорнп «Ах вы сени, мои сени»
  7. Ю. Щёкотов «Омскаяполечка» обр. Г. Камалдинова
  8. «Чешская полька» обр. П. Шашкина
  9. Я. Козловский самба «Ритм жизни»
  10.  С. Рахманинов «Итальянская полька»
  11.  Танго «Встречи» обр. А. Мирека
  12.  П. Чайковский «Танец пастушков»  

Трио:

  1. Польский народный танец «Мазурка» обр. Б. Векслера
  2. В. А. Моцарт «Менуэт G-dur» из оперы «Дон-Жуан»
  3. В. А. Моцарт «Менуэт» из серенады для струнного оркестра.
  4. В. Ребиков «Вальс» из сказки «Ёлка»
  5. Л. Холма «Вальс французской Венесуэлы»

Квартеты:

  1. Б. Сметана «Полька»
  2. Р. Глиэр «Хоровод» из балета «Медный всадник»

7 класс

Дуэты:

  1. Б. Пагано  Р. Тронье «Возвращение ласточки» пер. С. Лихачёва
  2. Андре Вершурен «Вальс-мюзет» пер. В. Ходукина
  3. «Волжские припевки» - на тему Ю. Щекотова обр. А. Шалаева
  4. Вариации на тему мелодии А. Варламова «Уходит вечер» пер. А. Мирека
  5. Ю. Пешков «Мотылёк»
  6. Ю. Пешков «Аргентинское танго»
  7. В. Биберган «Полька – Буфф»
  8. Ю. Пешков «Ностальгия»
  9. О. Хейнэ «Эстонский вальс» обр. А. Мирека

Трио:

  1. «Полкис» обр. В. Трофимова
  2. «Утушка в Латинской Америке» обр. В. Трофимова

Квартеты:

  1. И. С. Бах «Орган. Прелюдия и фуга» С dur  пер. Р. Гречухиной

8 класс

Дуэты:

  1. Е. Дога «Парижский каскад» пер. В. Ушакова
  2. М. Вершурен «Дымка» пер. В. Ходукина
  3. Е. Дербенко. « Старый мотив.»
  4. «Аргентинское танго» пер. Ю. Пешкова
  5. А. Шалаев «Весёлые часы»
  6. Е. Дога «Парижский каскад» обр. В. Ушакова
  7. Ю. Шахнов, В. Ушаков «Крутится – вертится»
  8. Б. Векслер «Русская кадриль»
  9. В. Ушаков полька «Дрозд»
  10.  Ю. Пешков «Мираж»
  11.  А. Пьяцола «Либер – танго»
  12.  В. Кузнецов, В. Ушаков «Парижские бульвары»
  13. рнп «Зимушка, зима» обр. А. Шалаева

Трио:

  1. И. С. Бах «Бурре» h-moll
  2. рнп «Эй, ухнем» обр. В. Трофимова
  3. И.С. Бах «трио» из трио – сонаты №1

Квартеты:

  1. И. С. Бах «Скерцо» - из сюиты
  2. И. С. Бах «Прелюдия и фуга» e-moll

III. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Результатом освоения программы учебного предмета «Ансамбль» является:

- сформированный комплекс умений и знаний в области коллективного творчества, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений  и  реализацию исполнительского замысла;

- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, коллективному музыкальному исполнительству;

- знание ансамблевого репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров;

- знание профессиональной терминологии, умение легко ориентироваться в тексте ансамблевых партитур;

- умение читать с листа несложные музыкальные произведения, уверенно держать свою партию в многоголосье;

- приобретение навыков слухового контроля, умения управлять процессом  исполнения музыкального произведения;

- наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

- наличие навыков по решению музыкально-исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленное художественным содержанием и особенностям формы и стиля музыкального произведения;  

- приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях и оркестрах;

-повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на инструменте.

IV.    Формы и методы контроля, система оценок

1. Формы и методы контроля:

        Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация.

        Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях оперативного контроля  успехов обучающихся.

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения:

       - качества реализации образовательного процесса;

- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

- уровня умений и навыков, сформированных и обучающегося на определённом этапе обучения.

Основными формами промежуточной аттестации являются:  зачёт, контрольный урок.

В соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ промежуточная аттестация может проходить в виде выступлений на контрольных уроках, технических зачётов, академических концертов, экзаменов, исполнения концертных программ.

Контрольные прослушивания проводятся в соответствии с графиком.

Выступления обучающихся оцениваются характеристикой, в которой отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки, а также оценкой по пятибалльной системе, которая выставляется коллегиально.

График промежуточной и итоговой аттестации.

Класс

Вид контрольного прослушивания

Месяц проведения

Программные требования

2 класс

Контрольный урок

Зачёт

Декабрь

Май

Два разнохарактерных произведения

3 класс

Контрольный урок

Зачёт

Декабрь

Май

Два разнохарактерных произведения

4 класс

Контрольный урок

Зачёт

Декабрь

Май

Два разнохарактерных произведения

5 класс

Контрольный урок

Зачёт

Декабрь

Май

Два разнохарактерных произведения

6 класс

Контрольный урок

Зачёт

Декабрь

Май

Два разнохарактерных произведения

7 класс

Контрольный урок

Зачёт

Декабрь

Май

Два разнохарактерных произведения

8 класс

Контрольный урок

Зачёт

Декабрь

Май

Два разнохарактерных произведения

Критерии  оценок  промежуточной и итоговой аттестации  результатов освоения  дополнительной  предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации программы «Народные инструменты» предполагает пятибалльную шкалу.

Оценка «5» («отлично»):

-Безукоризненное техническое исполнение и точная передача авторского текста.

-Осознание музыкальной формы и взаимосвязи ее частей, музыкального развития и содержания произведения.

-Стилевая грамотность и высокая профессиональная культура звука.

-Исполнение программы отличается ярко выраженной творческой индивидуальностью, добротной профессиональной подготовкой и широким музыкально-художественным кругозором.

-Заметный уровень музыкального дарования отличается яркой артистичностью и глубиной музыкально-образного мышления.

-Ученик проявляет целеустремленность, ответственность, познавательную активность, творческое отношение к занятиям музыкой.

Оценка «5-»:

-Уверенное знание, точная передача и технически свободное исполнение авторского текста.

 -Высокий художественный и эмоциональный уровень исполнения, музыкально-образное мышление.

-Осознание формы и содержания, чувства стиля исполняемой музыки, соответствие уровня ее сложности требованиям программы.

-Отсутствие сколько-нибудь заметных проблем в технической подготовке, постановке и организации исполнительского аппарата.

-Допускаются 1 – 2 незначительные технические погрешности исполнения, имеющие характер случайных, не связанных с уровнем технической подготовки обучающегося.

-Ученик проявляет целеустремленность, ответственность музыкально-познавательную активность, творческое отношение к занятиям музыкой.

Оценка «4+»:

-Уверенное исполнение текста и владение музыкальным материалом соответственно программным требованиям.

-Исполнение эмоциональное и образное, с точной передачей формы и содержания, темповым соответствием.

-Хорошее качество звукоизвлечения и динамики, основных видов и приемов исполнительской техники.

-Малозначительные технические погрешности практически не влияют на целостность и выразительность исполнения.

- Отсутствие существенных и трудноисправимых проблем в посадке, постановке и организации исполнительского аппарата.

-Ученик проявляет добросовестность, интерес к занятиям музыкой.

Оценка «4» (хорошо)

-Достаточно уверенное знание текста и музыкального материала.

-Динамический план, фразировка, элементы формы и музыкального развития произведения выучены уверенно.

-Достигнуто темповое соответствие и ритмическая точность исполняемой музыки, однако исполнение не отличается эмоциональной насыщенностью, яркой выразительностью и технической свободой.

-Небольшое количество в основном случайных, малозаметных технических погрешностей, ошибок и запинок мало влияет на музыкально-образное впечатление от исполнения. Отсутствие существенных и трудноисправимых проблем в посадке, постановке и организации исполнительского аппарата.

-Ученик проявляет добросовестность и ответственность, интерес к занятиям музыкой.

Оценка «4-»

-Довольно хорошее знание нотного текста и музыкального материала.

-Динамический план, фразировка, элементы формы и музыкального развития произведения хорошо заучены и вполне внятно и определенно воспроизводятся, но исполнение не отличается достаточной эмоциональной насыщенностью и выразительностью.

-Имеют место некоторые темповые несоответствия исполнения и текста.

-Сложность исполняемой музыки в допустимых пределах, соответствует программным требованиям.

-Уровень владения основными элементами исполнительской техники хороший. Технические недочеты исполнения – погрешности в пассажах, запинки, остановки не очень значительно и явно влияют на общее впечатление от исполнения.

-Возможные недостатки в организации исполнительского аппарата, постановке и посадке, которые мешают техническому развитию, достаточно легко поддаются устранению в дальнейшей работе.

-Ученик проявляет старательность в учебе, интерес к занятиям музыкой

Оценка «3» («удовлетворительно»):

-Неуверенное знание (недоученность) нотного текста и музыкального материала.

-Неуверенное, эмоционально скованное и маловыразительное исполнение.

- Посредственный уровень владения техническими навыками.

-Многочисленные технические погрешности и остановки, не соответствующие характеру музыки темпы, ритмические неточности по причине недостаточной технической подготовки и недоученности значительно влияют на восприятие музыки, искажают ее.

- Изъяны в постановке и организации исполнительского аппарата имеют явные признаки и мешают музыкальному развитию.

-Ученик не проявляет достаточного старания в учебе, интерес к музыке вялый и неустойчивый, слабо выражен в действиях.

Оценка «2» («неудовлетворительно»):

-Слабое или очень слабое знание нотного текста и музыкального материала.

-Ученик с большими техническими затруднениями может исполнить произведение до конца целиком или только  некоторые более или менее завершенные его фрагменты. -Непонимание художественных задач и средств музыкальной выразительности в исполняемой музыке.

-Большое количество технических ошибок, слабый или очень слабый уровень владения навыками игры на инструменте. Ученик не проявляет заметного интереса

 к музыке, отсутствуют волевые усилия и мотивация в обучении.  Существенные недостатки в постановке и организации игрового аппарата.

V.     Методическое обеспечение учебного процесса

1.Методические рекомендации педагогическим работникам

Учебный предмет «Ансамбль» – неотъемлемое звено в процессе формирования личности обучающихся. В классе ансамбля музыкальных школ учащиеся знакомятся с образцами классической и современной музыки, расширяют свой кругозор, приобретают навыки совместного исполнительства. Игра в ансамбле открывает перед ребятами большие возможности активного участия в концертной деятельности, что особенно важно для обучающихся со средними способностями. Это помогает им раскрыться и проявить себя. Ощущая поддержку партнёра-ровесника, обучающиеся чувствуют себя на сцене более раскованно и уверенно. В творческом процессе развивается мышление, ассоциативные связи, воображение, формируется находчивость, сообразительность.

В отличие от оркестра, где партии, как  правило, дублируются, в ансамбле – каждый голос – солирующий. Сложность и ответственность такого исполнения помогает развить инициативу и музыкальную самостоятельность обучающихся.

Репертуарный план работы в классе ансамбля предусматривает знакомство с произведениями, различными по жанрам, стилю, педагогической направленности. При  выборе репертуара педагогу необходимо руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения, а так же уровнем исполнительских навыков игры на инструменте каждого из участников ансамбля. Если обучающийся с трудом справляется со своей партией, задачи ансамблевого исполнительства не будут выполнены, так как всё внимание ученика будет сосредоточенно, лишь на собственной партии. Подбор интересного нотного репертуара, соответствующего степени подготовленности участников ансамбля является одним из важнейших факторов его успешности.

Урок ансамбля должен включать в себя не только исполнение выученных произведений, но и чтение с листа пьес, доступных по степени трудности. Развитие навыка игры в ансамбле поможет учащимся в дальнейшем освоении ансамблевой игры в школьном оркестре народных инструментов.

Основа совместного исполнительства – умение слышать общее звучание всех партий, сливающихся в единое целое. Предшествующий опыт сольного исполнения музыканта приучает к «слушанию» только себя. Но  постепенно активизация слухового внимания во время игры ансамблем поможет научиться слышать  общее звучание. И уже в рамках решения этой задачи решаются такие вопросы, как:

  • исполнение мелодии и аккомпанемента в ансамбле;
  • умение тембрально и динамически выделить свою партию или, наоборот, раствориться в общем звучании;
  • распределение внимания, слышание всей партитуры ансамбля в целом.

Казалось бы, самая простая вещь – начать вместе играть. Однако точно синхронно взять два звука – не так легко, это требует большой тренировки и взаимопонимания. Нужно объяснить обучающимся, чем технически обусловлен приём дирижёрского замаха, ауфтакта, и как он может быть применён в данном случае.

Полезно посоветовать одновременно с этим жестом всем исполнителям взять дыхание (в самом прямом смысле – сделать вдох). Это сделает начало исполнения естественным, органичным, снимет сковывающее напряжение. Преподаватель может предложить учащимся несколько раз начать исполнение, с начала следуя указаниям его руки, а затем – самостоятельно. Кто в последнем случае будет давать ауфтакт – безразлично, каждый из партнёров должен уметь это делать. Нужно очень строго отмечать

малейшую неточность при неполном совпадении звуков. Редко кому удаётся сразу уверенно овладеть простейшим, казалось бы, умением.

Не меньшее значение имеет и синхронное окончание звука. Когда одни звуки длятся дольше других, то это приводит к «загрязнению» музыкальной  ткани и производит самое неблагоприятное впечатление на слушателя.

С первых же тактов исполнение в ансамбле требует от участников полной договорённости о приёмах звукоизвлечения, штрихах, приёмах игры. К общей цели они должны идти общим путём.

Особое место в совместном исполнительстве занимают вопросы, связанные с ритмом. Малозаметные иной раз в сольной игре ритмические недочёты, в ансамбле могут резко нарушать целостность впечатления. Ансамбль требует от участников уверенного, безупречного ритма. В ансамбле ритм должен обладать особым качеством – быть коллективным. Каждому музыканту присуще своё чувство ритма, взаимопонимание и согласие достигаются далеко не сразу. Работа начинается с устранения недостатков в исполнении каждого из партнёров в отдельности. В дальнейшем необходим тщательный анализ ритмических отношений, выработка опоры на метр, ощущения единой ритмической пульсации. Следует подчеркнуть, что допустимая на первом этапе занятий некоторая схематизация ритма в дальнейшем категорически неприемлема. Ритм должен быть живым, гибким, выразительным.

Следует сказать несколько слов о динамике исполнения. Наиболее распространённый недостаток ученического исполнения – динамическое однообразие, всё играется по существу mfиmp. Очень редко на первых уроках можно услышать красивоеpp, f,  crescendo,  diminuendo. Очень полезно бывает проиллюстрировать нюансы, напомнив, что до нюанса ff есть ещё много градаций. Но как бы хорошо педагогу не удалось это показать, сразу достичь нужных результатов не удаётся, да и не может удастся, так как работа над звуком – область огромного труда.

Итак, ещё не начав совместного исполнения, партнёры договариваются о том, кто будет показывать вступления, каков должен быть характер звучания, приём звукоизвлечения, с какой силой будет начата пьеса. Точно также заблаговременно должен быть определён темп. Партнёры должны одинаково чувствовать темп, ещё не начав играть. Музыка начинается уже в ауфтакте и даже в короткие мгновения, ему предшествующие.

Несколько слов о психологии ансамбля. Начиная работать с ансамблем, нужно помнить, что в его основе лежит несколько иная психологическая структура, чем, например, в оркестре. Оркестром руководит индивидуальная воля дирижёра, в основе ансамбля – сочетание индивидуальностей. В каждом таком коллективе  необходимо стремиться к созданию такой творческой атмосферы, которая способствует наиболее полному раскрытию потенциальных возможностей его участников, творческой раскованности, создающей благоприятные условия для проявления личной инициативы.

Зарождение художественного образа в ансамблевом исполнении  происходит в условиях постоянного процесса творческого и человеческого общения между музыкантами. На репетициях и между ними, анализируя работу каждого урока, принимая или не принимая замечания, учитывая каждый раз психологическое состояние партнёров, их видение произведения, всё это позволяет достичь желаемых результатов.

Ещё один вопрос, влияющий на конечный результат ансамблевой работы – формирование ансамбля. Естественно, что при формировании ансамбля педагога прежде всего интересуют музыкальность, техническая продвинутость обучающихся, их заинтересованность. На первых порах этого достаточно. Недостатки в подборе членов ансамбля обнаруживаются позднее, в процессе занятий. Тут есть один фактор, во многом определяющий жизнеспособность ансамбля – психологическая совместимость партнёров. Учитывать её необходимо, особенно при подготовке к ответственному концерту, конкурсу. Под «психологической совместимостью» партнёров не следует подразумевать безропотное согласие кого-либо из участников ансамбля с мнением преподавателя, или высказанными в его адрес замечаниями, или отсутствием собственного мнения по тем или

иным вопросам. Очень внимательно надо относиться к выбору лидера ансамбля. Игра «первого» должна отличаться активностью, инициативностью, волей. Это своеобразная психологическая опора, основа ансамбля.

Основные составы ансамблей, практикуемые и наиболее часто встречающиеся в музыкальных школах - дуэты и трио. Реже встречаются квартеты, квинтеты и т.д.

Ансамбли могут быть составлены как из однородных инструментов, так и из разнородных инструментов (смешанные составы).

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

  • самостоятельны занятия должны быть регулярными и систематическими;
  • объем самостоятельных занятий в неделю – 1 час в неделю.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике.

VI.Фонды оценочных средств дополнительной

предпрофессиональной программы «Народные инструменты».

Учебный предмет «Ансамбль» Оценка качества занятий по учебному предмету «Ансамбль» включает в себя текущий контроль и промежуточную аттестацию. В рамках текущей аттестации проводится контрольный урок в конце первого полугодия. В рамках промежуточной аттестации проводится зачет в конце второго полугодия в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Формы проведения зачета: выступление в концерте, внеклассном мероприятии  участие в конкурсе или фестивале и др. Рекомендуется публичное (на сцене) исполнение учебной программы в присутствии комиссии, родителей, обучающихся и других слушателей. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Зачет проводится с применением дифференцированных и недифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением.

Оценка информационных и понятийных знаний обучающихся происходит посредством устного опроса, который может проводиться в форме блиц-опроса, брейн- ринга, коллоквиума и др. как самостоятельного мероприятия или в рамках творческого зачета в конце второго полугодия в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

2 класс. В течение года ученики должны сыграть 2 пьесы: Первое полугодие: 2 произведения по нотам (контрольный урок).

 Второе полугодие: 2 произведение наизусть (зачет).

Примерный репертуар:

  1. А. Корелли «Сарабанда»
  2. Р.н.п. «Частушка-коротушка»

3 класс. В течение года ученики должны сыграть 2 пьесы: Первое полугодие: 2 произведения по нотам (контрольный урок).

 Второе полугодие: 2 произведение наизусть (зачет).

Примерный репертуар:

  1. В.Мотов «Весёлый танец»
  2. Ф.Черчилл «Мой принц придёт однажды»

4 класс

Промежуточная аттестация в 4 классе.В течение года ученики должны сыграть 2 пьесы: Первое полугодие: 2 произведения по нотам (контрольный урок).

 Второе полугодие: 2 произведение наизусть (зачет)+ коллоквиум.

Примерный репертуар:

1. Андреев В. "Грезы"

2. Русская народная песня "Ах вы сени, мои сени" обработка Е. Дербенко

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся

1. Что означает слово "ансамбль"?

2. Что такое аккомпанемент?

 3. Как называется ансамбль из 2-х исполнителей?

 4. Как называется ансамбль из 3-х исполнителей?

 5. Какие инструменты могут входить в состав ансамбля русских народных инструментов? 6. Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений и ответить на следующие вопросы:  назвать композитора и его современников, его национальную принадлежность, годы жизни или век.определить характер, образное содержание произведения  назвать жанр произведения  определить тональность, размер, темп, форму  проанализировать динамический план, указать кульминацию назвать, какие средства выразительности использует композитор для создания данного образа (в т.ч. особенности ритма (пунктирный, равномерный и т.д.), типы движения мелодии (поступенное движение, широкие ходы), ключевые интонации  назвать знаменитых современников композитора, произведение которого исполняли  назвать другие произведения этого автора

7Назови виды ансамблей.

8. Какие ансамбли (баянистов, аккордеонистов) в нашем городе тебе известны?

9. Чем отличается оркестр от ансамбля?

 10. Существует ли понятие ансамбля в оркестре?

 11. Как называется ансамбль из 4-х исполнителей?

5 класс

 В течение года ученики должны сыграть 2 пьесы:

Первое полугодие: 2 произведения по нотам (контрольный урок).

Второе полугодие: 2 произведение наизусть (зачет)+ коллоквиум

 Примерный репертуарный список (пьесы для дуэта аккордеонистов, дуэта аккордеон - баян)

1. Беляев Г. "Готический менуэт"

 2. Печников А. "Маленький мадригал"

 3. ГрановЮ."Вальс-мюзет"

4. Сурцуков В. "Юный ковбой"

5. Русская народная песня "Волжские напевы" обработка Н. Корецкого

 6. Дербенко Е. "Пляши веселей!" (Казачий перепляс)

 Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется включать вопросы I года обучения)

1. Расшифруйте термин "вокально-инструментальный ансамбль"?

2. Какие инструменты могут входить в состав ансамбля русских народных инструментов? 3. Какой из баянных ансамблей (дуэт, трио, квартет и т. д.) самый мобильный и почему?

4. Что означает термин "синхронность"?

5. Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений и ответить на следующие вопросы:  назвать композитора и его современников, его национальную принадлежность, годы жизни или век.определить характер, образное содержание произведения  назвать жанр произведения  определить тональность, размер, темп, форму  проанализировать динамический план, указать кульминацию  назвать, какие средства выразительности использует композитор для создания данного образа (в т.ч. особенности ритма (пунктирный, равномерный и т.д.), типы движения мелодии (поступенное движение, широкие ходы), ключевые интонации  назвать другие произведения этого автора

6 класс

В течение 3-го года обучения обучающиеся должны изучить 2 произведения различные по характеру, жанру и стилю.

Первое полугодие: 2 произведения по нотам.

 Второе полугодие: 2 произведение наизусть (зачет)+ коллоквиум.

 Примерный репертуарный список (пьесы для дуэта аккордеонистов, дуэта аккордеон - баян)

 1. Бах-Вивальди Концерт d-moll I часть

2. Доренский А. "Дивертисмент в старинном стиле" Переложение В. Ушенина

 3. Дербенко Е. "Лимузин"

 4. Дербенко Е. "Русский регтайм"

 5. Доренский А. "Закарпатский танец"

 6. Маги С. "Белый танец"

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется включать вопросы II года обучения)

1. Какие регистры (тембры) следует относить к чистым?

2. В результате чего образуются смешанные регистры?

 3. Что означает термин "ауфтакт"?

 4. Какими могут быть функции исполнителя в ансамбле?

5. Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений и ответить на следующие вопросы:  назвать композитора и его современников, его национальную принадлежность, годы жизни или век.определить характер, образное содержание произведения  назвать жанр произведения  определить тональность, размер, темп, форму  проанализировать динамический план, указать кульминацию  назвать, какие средства выразительности использует композитор для создания данного образа (в т.ч. особенности ритма (пунктирный, равномерный и т.д.), типы движения мелодии (поступенное движение, широкие ходы), ключевые интонации  назвать другие произведения этого автора

7 класс

В течение учебного года обучения обучающийся должен исполнить 2 произведения различные по характеру, жанру и стилю.

Первое полугодие: 2 произведения по нотам.

Второе полугодие: 2 разнохарактерных произведения наизусть (зачет)+ коллоквиум. Примерный репертуарный список (пьесы для дуэта аккордеонистов, дуэта аккордеон - баян)

1. Дербенко Е. "Романтическая прелюдия"

 2. Двойников В. "Вальс-мюзет" переложение В. Некрасова

 3. Цыганков А., Беляев А."Цыганочка"

 4. Жиро "Под небом Парижа"

5. Русская народная песня "Улица широкая" обработка В. Прокудина

 6. Приват А., ВиттнэМ."Колдунья" переложение Т. Кучиной

 Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется включать вопросы с I по III год обучения)

 1. Что означает термин "артикуляция"?

 2. Возможна ли контрастная артикуляция в ансамбле?

 3. Какова функция меха в ансамблевом исполнительстве?

 4. Перечисли специфические приемы игры на аккордеоне?

5. Расскажи об известных вам народных танцах. Какие из них играли вы в ансамбле?

6. Что означает "визуальный контакт" в ансамбле между исполнителями?

 7. Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений и ответить на следующие вопросы:  назвать композитора и его современников, его национальную принадлежность, годы жизни или век.определить характер, образное содержание произведения  назвать жанр произведения  определить тональность, размер, темп, форму  проанализировать динамический план, указать кульминацию  назвать, какие средства выразительности использует композитор для создания данного образа (в т.ч. особенности ритма (пунктирный, равномерный и т.д.), типы движения мелодии (поступенное движение, широкие ходы), ключевые интонации  назвать другие произведения этого автора

8 класс.

 В течение учебного года обучения обучающийся должен исполнить 2 произведения. В конце учебного года обучающиеся сдают зачёт.

 Первое полугодие: 2 произведения по нотам.

Второе полугодие: 2 разнохарактерных произведение наизусть (экзамен)+ коллоквиум.

Примерный репертуарный список (пьесы для дуэта аккордеонистов, дуэта аккордеон - баян)

1. Вивальди А."Largo"

2. Фишер И."Прелюдия и фуга" a-moll

 3. Испанский народный танец "Долорес" обработка Ч. Камильери

4. Качалин С. "Старое банджо" переложение Е. Прыгуна и Е. Левина

 5. Пьяццолла А."Либертанго"

6. Русская народная песня "Ах, улица широкая" обработка В. Прокудина

7. ТухмановД."День Победы"

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся.

1. Что означает термин "аранжировка"?

2. Что такое оркестр? Расскажи о происхождении слова «оркестр».

3. Перечисли известные вам виды оркестров.

 4. Расскажи об этапах работы над музыкальным произведением в ансамбле.

 5. Что привлекает вас в работе над ансамблем?

 6. От каких качеств участников ансамбля зависит успех?

7. Какие профессиональные ансамбли русских народных инструментов вы знаете?

8. Какие ансамбли русских народных инструментов есть в Нижневартовске?

 9. Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений и ответить на следующие вопросы:  назвать композитора и его современников, его национальную принадлежность, годы жизни или век.определить характер, образное содержание произведения  назвать жанр произведения  определить тональность, размер, темп, форму  проанализировать динамический план, указать кульминацию  назвать, какие средства выразительности использует композитор для создания данного образа (в т.ч. особенности ритма (пунктирный, равномерный и т.д.), типы движения мелодии (поступенное движение, широкие ходы), ключевые интонации  назвать другие произведения этого автора.

VII.Список  литературы

  1.  «Хрестоматия баяниста» - сост. А. Крылусов, 1-2 кл., изд. «Музыка» Москва 1984; 1997
  2. «Хрестоматия баяниста» - сост. В. Гусев, изд. «Музыка» Москва 1986; 1991
  3. «Хрестоматия баяниста» - сост. Ф. Бушуев, С.Панин, изд. «Музыка» Москва,  1982
  4. «Педагогический репертуар баяниста» - сост. И. Бойко, 1-2 кл., изд. «Феникс» Ростов-на-Дону, 2000
  5. «Хрестоматия баянистаниста» - сост. В. Мотов, Г. Шахов, 1-3 кл., изд.«Кефара» Москва, 2002
  6. «Хрестоматия баяниста» - сост. В. Грачёв, 3-4 кл., изд. «Музыка» Москва 1984
  7. «Хрестоматия баяниста» - сост. Ю. Акимов, А. Талакин, 3-4 кл., изд. «Музыка» Москва, 1970
  8. «Хрестоматия баяниста» - сост. В. Грачев, 5 кл., изд. «Музыка» Москва, 1997
  9. «Хрестоматия аккордеониста» - сост. В. Лушников, 5 кл., изд. «Музыка» Москва,  1990
  10. «Хрестоматия для баяна» - вып.1, младший класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург, 2002
  11. «Хрестоматия для баяна» - вып.2, 1-2 класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург, 2004
  12. «Хрестоматия для баяна» - вып.3, 2-3 класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2006
  13. «Хрестоматия для баяна» - вып.4, 3-4 класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2007
  14. «Хрестоматия для баяна» - вып.5, 4-5 класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2007
  15. «Хрестоматия для баяна» - вып.6, 6-7 класс, сост. Р. Гречухина, М. Лихачев, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2009
  16. А. Иванов «Руководство игры на баяне»
  17. П. Лондонов «Школа игры на аккордеоне»
  18. В. Лушников «Школа игры на баяне» - изд. «Советский композитор» Москва 1991
  19. А. Коробейников «Альбом для детей и юношества» - изд. «Композитор» С-Пб 2009
  20. А. Доренский «Эстрадно-джазовые сюиты», 1-3 кл., изд. «Феникс» Ростов на Дону 2008
  21. А. Доренский «Музыка для детей», 2-3 кл., изд.«Феникс» Ростов на Дону 1998
  22. А. Доренский «Эстрадно-джазовые сюиты», 3-5 кл., изд.«Феникс» Ростов на Дону 2008
  23. М. Двилянский «Самоучитель игры на аккордеоне» изд. «Сов.композитор», Москва, 1988
  24. А. Мирек «Самоучитель игры на аккордеоне» изд. «Сов.композитор» Москва 1984
  25. «Хрестоматия аккордеониста» - 4-5 кл., сост., изд. «Музыка» Москва  1988
  26. «Хрестоматия аккордеониста»  для муз.училищ вып.1, сост. М. Двилянский, изд. «Музыка» Москва  1970
  27. «Популярные обработки народных мелодий для баяна», изд. «Музыка» Москва  1989
  28. «Концертный репертуар аккордеониста» - сост. Ю. Дранга, изд. «Музыка» Москва  1990
  29. «Музыка советской эстрады» - вып.1,2, сост. М. Двилянский, изд. «Музыка» Москва  1983; 1984
  30. «Эстрадные произведения» - вып.4, изд. «Музыка» Москва  1970
  31. «Хорошее настроение» - сост. А. Дмитриева, Ю. Лихачев, изд. «Музыка» Ленинград  1990
  32.  «Из репертуара Международного конкурса им. В.В. Андреева» вып.1 – сост. Л.Комарова, Е. Михайлова, изд. «Грифон» Санкт-Петербург 1994
  33. Б. Тихонов «Эстрадные произведения» - изд. «Музыка» Москва  1971
  34. В. Ходукин «Просчитай до трех» - изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2001
  35. «Веселый аккордеон» вып.5 – сост. В. Дмитриев, изд. «Музыка» Ленинград  1969
  36. «Хрестоматия педагогического репертуара для аккордеона» 3-4 кл. – сост. Ю.Акимов, А. Мирек, Гос. Музыкальное издательство Москва 1963
  37. «Вальс, танго, фокстрот» - сост. И. Савинцева, изд. «Музыка» Москва  1987
  38. «Танцевальная музыка» вып.1 – сост. В. Петренко, изд. «Музыка» Москва  1979
  39. «Баян» - подготовительный класс – сост. А. Денисов, В. Угринович, изд. «Музична Украина» Киев 1984
  40. «Баян»  1 кл. – сост. И. Алексеев, М. Корецкий, изд. «Музична Украина» Киев, 1983
  41. «Баян»  2 кл. – сост. И. Алексеев, М. Корецкий, изд. «Музична Украина» Киев, 1983
  42. «Баян»  3 кл. – сост. И. Алексеев, М. Корецкий, изд. «Музична Украина» Киев, 1983
  43. «Баян»  4 кл. – сост. И. Алексеев, М. Корецкий, изд. «Музична Украина» Киев, 1983
  44. «Баян»  5 кл. – сост. А. Денисова, изд. «Музична Украина» Киев, 1978
  45.  «Хрестоматия аккордеониста – Этюды» 4-5 кл., сост. А. Талакин, изд.«Музыка» М.  1988
  46. «Сборник ансамблей» - сост. Р. Гречухина, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 1999
  47. «Пьесы для ансамблей аккордеонистов» - сост. Р. Бажилин, изд. «Издательство Владимира Катанского»  Москва, 2000
  48. «Пьесы для ансамблей аккордеонистов» - сост. С. Лихачев вып. 1,2,3,4, изд. «Композитор» СПб, 1999
  49. «Полифонические пьесы И. С. Баха и его сыновей» - сост. Ю. Лихачев, изд. «Музыка» Ленинград  1988
  50. «Полифонические пьесы для баяна» вып.1,2 – сост.В. Агафонов, В. Алехин, изд. «Советский композитор» Москва, 1971
  51. И. С. Бах «Маленькие прелюдии и фуги», редакция  Н. Рукавишникова, изд. «Музыка» Москва, 1989
  52. «Произведения старинных композиторов» вып.1 – сост. В. Панькова, изд. «Музична Украина» Киев 1973
  53. «Хрестоматия для баяна и аккордеона» 1-3 кл. «Старинная музыка» - сост. Л. Скуматов, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 2007
  54. «Бах – Гендель», сост. К. Бартока, изд. «Музыка»  Будапешт,  1962
  55. А. Фоссен  «Эстрадные композиции для аккордеона» вып.1, изд. «Композитор» СПб, 2001
  56. «Композиции для аккордеона» - сост. В. Ушакова вып. 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, изд. «Композитор» Санкт-Петербург 1998; 1999
  57. «Популярные эстрадные пьесы для баяна и аккордеона» вып. 1,2 – сост. О. Шаров, изд. «Музыка» Ленинград  1988; 1990
  58.  «Аккордеон в музыкальной школе», Москва, 1981, «Советский композитор»
  59.  «Баян в музыкальной школе – ансамбль», Москва, 1982, «Советский композитор»
  60.  «Эстрадно – джазовые обработки для баяна//аккордеона», В. Трофимова, Санкт-Петербург, творческое объединение, 1998.
  61.  «Произведения для ансамбля баянов», Минск, 1995
  62.  «50 обработок песен и танцев для ансамбля баянистов», Б. Марана, Новосибирск, 1997
  63.  «Музыкальные миниатюры», Санкт-Петербург, композитор, 2003
  64. Хрестомания для баяна, Москва, 1960
  65. «Ансамбли аккордеонистов», выпуски 1-6, составитель В. Розанов, Москва, 1969-1976
  66. «Пьесы для ансамблей аккордеонистов», выпуск 1, составитель О. Звонарёв. Москва 1961
  67. «Педагогический репертуар аккордеонистов», выпуск 6, составитель Ф. Бушуева, С. Павина, Москва, 1976
  68. Ю. Акимов, П. Гвоздев. «Прогрессивная школа игры на баяне», часть 1, 2. Москва 1971
  69. «Ансамбли баянов», Выпуск 2, 3. составитель В. Розанов. Москва, 1971-1972
  70. «Ансамбли баянов», Выпуск 4, 5. Составитель Л. Гаврилов. Москва, 1973-1974