Консультация для педагогов "Музыка и эмоции"

Консультация для педагогов "Музыка и эмоции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dl_pedagogov_emotsii_i_muzyka.docx22.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Эмоции и музыка»

консультация для педагогов

подготовила:

музыкальный руководитель Брума Т.А.

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека, воспитывает такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность. Основным критерием доступности (помимо небольшой протяженности звучания, привлекательности знакомых ребенку тем и сюжетов) является соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка, способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Страх, например, побуждает его предпринять определенные действия, чтобы избежать опасности. Ребенок грустен или разгневан - значит, у него что-то не в порядке. Ребенок радуется, выглядит счастливым - значит, в его мире все хорошо. Эмоции ребенка - это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей, влияют на будущее поведение человека. Например, мальчик начинает испытывать неприязнь ко всем женщинам только потому, что его воспитала жестокая, нечувствительная к его переживаниям мать. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и педагогов вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Так, если с точки зрения норм данного общества или сообщества ребенок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Кроме этого, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций - как положительных, так и отрицательных - пресна и бесцветна.

Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей, является классификация К. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции являются производными.

Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движениям мышц лица, пантомимике (выразительным движениям всего тела) и «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрато голоса).

Выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера. Подтверждением этого служат слова С. Л.Рубинштейна: «Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его: так же как, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его».

Среди вспомогательных средств общения самым действенным и организующим является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям, которым нет еще и года (В. М. Бехтерев). Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должен соответствовать возрасту ребенка.

С давних пор музыка используется и как лечебный фактор. Интерес к музыкотерапии врачей и психологов, которые на основе своих собственных опытов узнали терапевтическую ценность музыкотерапии, постоянно растет. В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще. «Конвейерный» принцип отдельных упражнений представляет собой прием втягивания в общее дело трудных, негативистически настроенных детей. Делая музыкальный ритм организатором движения, можно развить у детей внимание, память, внутреннюю собранность.

С помощью музыкальных игр возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе, воспитание навыков адекватного группового поведения, безусловного приятия (ситуационного) роли лидера или ведомого, т. е. социализация ребенка через игру.

Слушание музыки на психогимнастике может предварять этюд, помогающий ребенку войти в нужное эмоциональное состояние. Так, лирическая музыка дает общее настроение успокоения, тихой радости и грусти, ровное внешнее поведение, а драматическая музыка создает настроение возбуждения, повышенного жизненного тонуса, подвижное и неспокойное поведение. Музыка может быть фоном, на котором развивается действие того или иного этюда. В этом случае она усиливает эмоции и делает ярче образные представления детей.

Многие педагоги, воспитатели и музыкальные руководители, в том числе используют на занятиях элементы психогимнастики, аутотренинга, способствующие воспитанию эмоций, развитию выразительности движений, навыков саморасслабления.

Толчком к работе в этом направлении стала практика, которая показала, что дошколята, читая или рассказывая, либо вообще не используют такие специфические для устной речи средства выразительности, как жесты и мимика, либо используют их неумело. Например, рассказывают о веселом, но с «каменным», равнодушным выражением лица или, наоборот, о грустном, печальном - с усмешкой на лице.

Совместная работа в контакте с воспитателем подтверждает необходимость специального обучения детей дошкольного возраста умелому и уместному использованию жестов и мимике во всех сферах жизни. Основная цель - это преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятия психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

На занятиях с элементами психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций - выразительным движениям. Проводя тематическое занятие «Весело - грустно», используют такой дидактический материал, как пиктограммы, в состав которых входят различные геометрические фигуры«Лицо» - овал и круг, на котором нарисован нос, «глаза» - круги и овалы, «брови» - треугольнички, «рот» - овалы, полумесяцы. Все части лица имеют определенный цвет: глаза - голубые; брови - коричневые или черные; рот - алый или розовый. Прослушав музыку, ребенок самостоятельно выкладывает пиктограмму: то выражение лица, которое соответствует эмоциональному характеру данного музыкального произведения. Дети играют в музыкально- дидактические игры«Кто сегодня пришел в гости?»«Поссорились - помирились»«Разные настроения»«Забавный гномик»«Ой, ой, живот болит» и другие, которые учат их различать разнообразные чувства и настроения: радость, горе, печаль, испуг, страх, обиду, негодование.

Детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность в себе, честность, смелость, доброта и т. д., изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения).

Так как ускоренный темп жизни коснулся не только взрослых, но и детей, многие дошкольные психологи рекомендуют вводить расслабляющие упражнения в повседневную жизнь детского сада. На своих занятиях мы используем такие элементы аутотренинга, как «Плавные руки»«Заборчик»«Качели»«Спящий котенок»«До свидания»«На берегу моря» и др.

Например, упражнение «На берегу моря».

Дети играют на берегу моря, плещутся в воде. Накупавшись, выходят из воды и ложатся на прогретый песок. Закрывают глаза от яркого солнца. Лениво раскидывают руки и ноги. Этот вид аутотренинга проводится под соответствующую музыку в конце таких комплексных занятий как «Прогулка в лес»«На прогулке» «Мы - путешественники». Аутотренинг дает возможность детям восстановить хорошее эмоциональное состояние.

Другая дидактическая игра «Цвет - настроение» позволяет детям применять новое слово и в игровой форме высказываться о характере музыки. Кроме того, он помогает выявить реакции детей на музыку, закрепить представления о ее характере.

Определенный цвет (небольшие карточки из цветной бумаги) связываются с соответствующим настроением музыки: пастельные, светлые тона (голубой, розовый) - с нежным, спокойным характером музыки; темные, густые тона (темно - коричневый, темно - синий) - с мрачным, тревожным характером; интенсивные, яркие тона (красный) - с решительным, торжественным. Детям даются две карточки, контрастные по цвету, соответствующие характеру исполняемых произведений, и объясняется, что, например, карточку красного цвета они поднимут, если услышат решительную музыку (это слово новое для детей, а темно - коричневую - если услышат тревожную музыку. Дети проговаривают новые для них слова. Незнакомые слова разъясняются: решительная - смелая, тревожная - беспокойная. Усвоение нового слова и перенос его на характеристику другого музыкального произведения, сходного по настроению, проходит очень быстро.

В заключение хочу посоветовать своим коллегам обратиться к следующей литературе: Чистякова М. И. «Психогимнастика», Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников», Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду», Крюкова С. В., Слободяник Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».