Программа Детская вокальная студия "Соловушка"

Киреева Ирина Геннадьевна

Вокальная студия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл studiya_solovushka.docx58.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры

дополнительного образования муниципального образования г. Нягань

«Детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЕТСКАЯ ВОКАЛЬНАЯ СТУДИЯ

«СОЛОВУШКА»

(срок реализации 1- год)

                                                           

г. Нягань 2018

Рассмотрена и рекомендована к утверждению и реализации на методическом совете МАОУК ДО МО г. Нягань «ДШИ»

Протокол от  3  сентября 2018 г.  №_1__

«Утверждаю»

Директор МАОУК ДО

МО г. Нягань «ДШИ»

___________ И.А. Бережная

«03»   сентября 2018 г.

Составитель: Киреева Ирина Геннадьевна – преподаватель по классу вокала МАОУК ДО МО г. Нягань «Детская школа искусств»

Рецензент: Дорофеева Ирина Александровна – старший методист МАОУК ДО МО г. Нягань «ДШИ»


Содержание:

  1. Пояснительная записка

- актуальность программы;

- цели и задачи программы;

- срок реализации программы;

- объем учебного времени, предусмотренный на реализацию программы;

- требования и возраст поступающих на программу;

- форма проведения учебных занятий;

- концепция программы;

- методы обучения;

- материально-технические условия реализации программы.

  1. Учебно-тематический план
  2. Структура и режим занятий
  3. Прогнозируемые результаты и способы их проверки
  4. Методическое обеспечение
  5. Репертуарный список
  6. Список рекомендуемой литературы


Пояснительная записка

    Актуальность программы

Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Занятия вокалом - это не только укрепление и правильная постановка голоса, но и развитие слуха, речевого аппарата ребенка и хорошее дыхание - залог отличной работы всех внутренних органов. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.  Если Вы заметили, что Ваш ребенок неравнодушен к музыке и сам любит петь - это повод попробовать занятия вокалом. Для пения рожден любой человек - просто не каждый из нас оценил и развил свои природные способности, данные ему с рождения.

В период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа, направленная на духовное развитие обучающихся.

Цель обучения: раскрытие средствами вокального искусства творческой индивидуальности каждого ребенка.

Задачи:

Образовательные:

- приобретение и расширение у обучающихся знаний в области музыкального и вокального искусства;

- формирование вокальных навыков (правильное и естественное звукоизвлечение, певческое дыхание, верная артикуляция, четкая дикция, мягкая атака звука, чистая интонация и т.д.)

- обучение ансамблевому пению: умению слушать себя и партнера по ансамблю;

- овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом.

      Развивающие:

- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы певца;

- развивать музыкальные способности детей посредством применения эффективных педагогических методов работы, технологий обучения;

- способствовать развитию художественного вкуса, широкого кругозора, чувство стиля.

Воспитывающие:

- способствовать общекультурному и эстетическому развитию учащихся;

- формирование определенного мировоззрения, противодействующего терроризму и экстремизму;

- способствовать эстетическому воспитанию подрастающего поколения, (воспитывать у детей любовь к музыке, вокальному искусству);

- патриотическое воспитание;

- обращение к культурным истокам своей страны с целью формирования национального самосознания и самоидентичности детей и подростков;

- привлечение детей и молодежи к музыкально-творческой деятельности, положительно влияющей на развитие личности каждого ребенка, формированию таких качеств как трудолюбие, ответственность и пр.

Срок реализации программы: – 1 год.

Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию программы:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут. Количество учебных недель в году – 36. Общий объем часов -  72 часа в год.

Требования и возраст поступающих на программу:

В детскую вокальную студию «Соловушка» принимаются дети и подростки в возрасте от 7 до 17 лет с проведением специального отбора. Важным условием является здоровый голосовой аппарат.

В процессе отбора детей выявляются их начальные музыкальные способности: чистота интонирования, музыкальный ритм и память, дикция.

Основными требованиями, предъявляемыми к воспитанникам являются:

- регулярное посещение занятий,

- трудолюбие,

- добросовестность,

- доброжелательное отношение друг к другу.

Форма проведения учебных занятий:

Учебные занятия проводятся в мелкогрупповой форме. Численность детей в группе от 2 до 10 человек.

Комплектация групп детской вокальной студии «Соловушка» происходит по возрасту, вокальным возможностям.

Концепция программы:

Основным средством обучения, воспитания и развития воспитанников детской вокальной группы «Соловушка» является учебный и концертный репертуар, который основывается на следующих принципах:

- отбор высокохудожественных вокальных произведений отечественной и зарубежной классики, произведений современных композиторов-песенников;

- исполнение разнохарактерных и разножанровых произведений, различных стилей и форм;

- постепенное усложнения, направленное на решение педагогических, технических и художественных задач;

- учёт музыкальных интересов и художественного вкуса учащихся.

Методы обучения:

 Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального произведения)

- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);

- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося.

Материально-технические условия реализации программы:

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

II. Учебно-тематический план

Разделы и темы программы

Кол-во часов

Количество часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие (инструктаж, знакомство с голосовым аппаратом, гигиена голоса)

2

1

1

2

Постановка голоса (певческая установка, вок. позиция, певческое дыхание).

Пение учебно-тренировочного материала (упражнения, вокализы и пр.)

21

1

20

3

Постановка вокального дыхания.

8

1

7

4

Развитие вокальной техники (освоение различных видов звуковедения, работа над дикцией)

11

1

10

5

Работа над ансамблем

12

1

11

6

Репертуарная практика

8

1

7

7

Сценическая практика (работа над сценическим образом)

5

1

4

8

Основы музыкальной грамоты

3

1

2

9

Ознакомление с образцами отечественной и зарубежной вокальной музыки. (слушание музыки)

2

1

1

Итого                  

72

9

63

                  Содержание учебного материала.

  1. Введение.

(инструктаж, знакомство с голосовым аппаратом, гигиена голоса)

Теория:

Искусство пения – искусство души и для души. Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека. «Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности.

  Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.

   Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки.    

    Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных. Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой».

   Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.

   Рупор. «Зевок» и полузевок».

Практика:

1. Диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение способности к пению.

2. Координационно-тренировочные занятия.

  1. Постановка вокального дыхания

 Теория:

 Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание. «Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук».

    Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра, образованные аэродинамическим путем.

    Соотношения работы органов дыхания и гортани. Резонаторная функция трахеи.  Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий голос.

Практика:

Дыхательная гимнастика

III. Пение учебно-тренировочного материала

Теория:

  Звук и механизм его извлечения.

  Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование, Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.

   Правила великих мастеров Ф.И. Шаляпина, К.С. Станиславского.

   Важность работы над звуком. Продолжительность распевки. Требования к организации распевки. Порядок распевки. Нотные примеры в «до мажор» условной тональности.

Использование скороговорки на начало распевки.

Практика:

Упражнения по распеванию. Задачи занятий: научить учащегося правильно выполнять распевки.

IV. Дикция. Артикуляция

Теория:

Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека.

     Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.

     Тембр певческого и речевого голоса.

     Дикция и механизм ее реализации.

     Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот. Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный, имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.

     Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения.

     3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.

     Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.

     Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.

Практика:

1) Артикуляционная гимнастика;

2) Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации;

3) Упражнения тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса;

4) Дыхательные упражнения;

5) Тренажер самоконтроля развития дикции;

6) Упражнение на дикцию и артикуляцию.

V. Гигиена певческого голоса

Теория:

    Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха.

    Требования и условия нормальной работы дыхательных органов.

    Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос.

    Меры профилактики лор – болезней, их необходимость.  

    Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса.

    Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций.

     О вреде курения на голосовые связки.

     Защитная регулирующая и эстетическая функция вибрато – основа и показатель самоконтроля.

Практика:

1. Дозировки – тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении;

2. Упражнения на принятие и осознание регулировочного образа как ориентира на успех, а не путь к стрессу;

3. Составление памятки по гигиене голоса.

VI. Сценическая культура и сценический образ

Теория:

Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.

   Мимика. Выражение лица, улыбка

  Владение собой, устранение волнения на сцене.

  Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.

Практика:

1. Мимический тренинг;

2. Психологический тренинг;

3. Упражнение «Как правильно стоять»;

4. Упражнения на координацию движений;

5.Практическая работа по формированию сценического образа

VII.  Работа над ансамблем

Теория:

   Регулировочный образ вокалиста. Ансамбль: особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. Проблемы ансамбля. Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость. Положение овала рта (выбор при соло, идентичность в ансамбле). Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму.

Ритмический, динамический, тембровый, дикционный ансамбли.

Практика

1. Выявление уровня развития фонематического слуха – как основы (родственные корни) вокального слуха.

2. Упражнения на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования.

3. Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени.

4.Выработка унисона. Чистое и выразительное интонирование ступеней лада,  ритмическая устойчивость в исполнении произведений.

5.Работа над освоением и закреплением навыков одновременного исполнения ритмического рисунка, артикуляционно-точного одновременного произнесения текста, начала и конца фраз.

VIII. Вокально-хоровая работа

Теория:

Развитие мышц глотки и языка.

Атака звука: твердая, мягкая, придыхательная.

Звуковедение: связное пение (лег.), активная подача звука (но не форсированная), выработка высокого головного звучания.

Работа над хоровым репертуаром.

Динамические оттенки.

Практика:

1.Разучивание нового произведения по частям в зависимости от его сложности:

- чтение с листа и разбор технически-сложных мест;

- работа по нотам и со словами с обязательным соблюдением фразировки, штрихов, нюансов.

- вокально-хоровая работа над музыкально-литературным образом произведения.

- исполнительская работа над развитием образа музыкального произведения.

2.Отработка динамических оттенков (piano, mezzopiano, mezzoforte, crescendo, diminuendo).

IХ.Ознакомление с образцами отечественной и зарубежной вокальной музыки. (слушание музыки)

Теория:

Беседы о зарубежных, русских классиках, современных композиторах (биография, краткий обзор творчества).

 Особенности воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью.

Практика:

1.Прослушивание лучших образцов вокальной музыки композиторов-классиков, современных композиторов, разнообразные детские песни.

2.Анализ прослушанных произведений.

Х. Основы музыкальной грамоты

Теория:

Музыкальные инструменты. Их разновидности.

Искусство вокала, жанровое и стилевое многообразие.

Выразительные средства, особенности музыкального языка.

Понятия: метр, лад, ритм, музыкальная память. 

Звуки низкие и высокие.

Название звуков.

Мотив, фраза.

Практика:

1.Импровизация мелодий на заданный ритм

2. Упражнения на развитие музыкальной памяти.

 

III. Структура и режим занятий

Форма проведения занятий – мелкогрупповая (от 2 до 10 человек)

Продолжительность занятия – 40 минут.

Занятия проводятся по группам, составленными с учетом возраста, а так же музыкальной подготовки голосовых данных воспитанников.

Вокальный ансамбль детей старшего возраста делится на группы : сопрано, альты. Деление на группы дает возможность более продуктивно прорабатывать вокальные партии произведения, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка. Это будет способствовать успешной работе вокального ансамбля как исполнительского коллектива, росту творческих возможностей.

Занятия в вокальной студии «Соловушка» включают следующие виды музыкальной деятельности:

  ансамблевое пение;

 индивидуальную работу с «гудошниками»;

 концертные выступления.

Разделы урока:

  1. артикуляционная гимнастика, массаж лица;
  2. пение учебно-тренировочного материала (упражнений, вокализов и пр.);
  3. развитие вокальной техники (дыхания, артикуляции и пр.);
  4. репертуарная практика (вокально-хоровая работа);
  5. сценическая практика (работа над сценическим образом).

IV. Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Планируемые результаты обучения воспитанника в вокальной студии:

- развитие музыкальности: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса;

- поддержание устойчивого интереса к вокальному искусству, приобщение к музыкальному искусству, воспитание потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании;.

- усвоение знаний о вокальном искусстве (строение голосового аппарата, гигиена голоса и пр.);

- усвоение знаний о музыке (нотной грамоты, композиторах, поэтах разных стран и эпох, жанрах и стилей музыки, характерных чертах музыкального языка и пр.);

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание музыкального вкуса, слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Контроль

Важное место в реализации программы отводится контролю. Этап контроля важен не только как механизм сбора информации о процессе обучения, а в целях достижения цели, обеспечения качества обучения. Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно -стимулирующий и корригирующий характер.

Виды контроля:

- предварительный - диагностика способностей учащихся;

- текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства;

- итоговый - анализ результатов выступления обучающихся в рамках различных мероприятий.

В результате обучения пению в вокальной студии воспитанник должен усвоить специальные знания и умения:

знать, понимать

- строение артикуляционного аппарата;

- особенности и возможности певческого голоса;

- гигиену певческого голоса;

- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

- основы музыкальной грамоты;

- различные манеры пения;

- место дикции в исполнительской деятельности;

- выразительные средства музыки

уметь

- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- петь короткие фразы на одном дыхании;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

- петь легким звуком, без напряжения;

- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

- к концу года спеть выразительно, осмысленно

V. Методическое обеспечение

   Программа рассчитана на работу с детьми, обладающими средними музыкальными способностями. Дети приходят в коллектив, не владея музыкальной грамотой и плохо интонируя.  В работе с учащимися руководитель вокальной студии должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

     Важной задачей руководителя  должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером.

   Репертуар - лицо, визитная карточка творческого коллектива. Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого участника ансамбля, но в тоже время он не только повышает музыкальную культуру детей, но и в значительной мере способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их взгляды и вкусы, учит любить музыку, уметь разбираться в художественных достоинствах произведения.

От того, какие произведения учат дети, зависит их интерес к пению в вокально-хоровом коллективе, что формирует творческое отношение к делу. Поэтому важно, чтобы репертуар был интересен детям, высокохудожественным и разнообразным, в котором логично сочетались бы сочинения современных и русских авторов, зарубежная классика и народное творчество. Педагог знакомит детей с этими музыкальными пластами постепенно, в зависимости оттого, что он считает главным и наиболее эффективным для музыкального развития певцов на данном этапе. Хотя, с другой стороны, при всей самостоятельности эти сочинения имеют много общего и лучше, когда они изучаются параллельно.

Начинающему певцу наиболее понятны яркие и динамичные образы, нравится сюжетное повествование, предметное описание событий и поступков людей, яркая жанровая характеристичность. В песенной музыке детям понятна программность, впечатляет картинность, а фантастика воспринимается ими как красочное видение мира, как воплощение их мечты.

Такая музыка эмоционально окрашивает их жизненные впечатления, способствует развитию образного мышления, формирует познавательный интерес, обогащает его музыкально-слуховые впечатления. Поэтому, выбирая произведения для детей младшего возраста, следует оценивать достоинства не только музыки, но и текста.

На первом этапе обучения наиболее понятными и доступными для детей младшего возраста являются сочинения современных композиторов. 

Мелодии песен современных авторов для детей младшего возраста обычно простые, легко запоминающиеся, темп их спокойный или умеренный, диапазон - невелик, четкое деление на фразы, несложный ритм... Аккомпанемент в таких песнях чаще поддерживает мелодию и является ее гармонической поддержкой; как правило, он не является самостоятельным, иногда передает изобразительный характер содержания песни.

Очень важно, чтобы песни нравились детям, увлекали их и содержанием и работой, тогда начинает пробуждаться любовь к пению в коллективе и к тем произведениям, которые они исполняют.

Особое место в репертуаре ансамбля принадлежит народной песне. Песни слагались в разные исторические эпохи, в различных условиях жизни, и это налагало отпечаток на их содержание и характер. Многие из них, созданные во времена глубокой старины, дошли до наших дней. Такое испытание временем говорит о высоком художественном уровне этих произведений.

Песни рассказывают нам о различных сторонах жизни народа, о его чувствах, мыслях, стремлениях к добру, счастью и справедливости. Песни по сей день, хранят память о народных героях, о быте и обычаях народа прошлых лет.

       Текст в народной песне - особый литературный пласт, который активно обогащает словарный запас детей, развивает ассоциативную образную сферу, мышление.

Мелодия в русской народной песне - это энциклопедия песенного творчества нашего народа. Важно, чтобы дети научились ценить и понимать красоту, глубину и богатство мелодического языка русской народной песни. Среди песен для детей можно найти и простые, и более сложные образцы различных жанров, дающие возможность выстроить систему постепенного изучения и осмысления детьми народного творчества.

Одна из основных трудностей в период освоения русских народных песен - формирование навыка пения без сопровождения. Пение без сопровождения является высшей ступенью хорового мастерства. Поэтому каждый педагог ставит перед собой задачу научить детей пению без сопровождения. Руководитель ансамбля начинает решать эту задачу практически с первой встречи с детьми. Но пение без сопровождения требует долгой и кропотливой работы, основанной на активной работе ладового чувства ансамбля, музыкальной памяти, внутреннего слуха.

Итак, самым главным из вокальных навыков при работе с русскими народными песнями является: 1) умение правильно пользоваться дыханием, так как все народные мелодии основаны на напевности и непрерывности мелодической линии; и 2) формирование навыка пения без сопровождения, поскольку народное творчество всегда предполагало стройное пение а'cappella.

Классические произведения в репертуаре ансамбля являются наиболее трудными для детей, так как требуют от них не только владения вокальными умениями и навыками, но и глубокого понимания музыкального языка, эмоционального «проникновения» в текст, жанр произведения. Классические произведения обогащают детей знаниями, музыкальными впечатлениями, расширяют их кругозор, способствуют повышению культуры.

Только высокохудожественный репертуар обеспечивает творчески активную жизнь коллектива, постоянно повышает его исполнительское мастерство в целом и каждого отдельного исполнителя, в частности.

VI. Репертуарный список

Произведения современных авторов:

  1. Т. Попатенко, стихи И. Никитина «Утро на берегу озера»
  2. А. Адлер, слова Л. Дымовой «Песня паваны»
  3. В. Ветров, слова Г. Георгиева «Песенка под липой»
  4. В. Калистратов, слова В. Приходько «Пешком шагали мышки...»
  5. Музыка и слова С. Смирнова «Семь веселых нот»
  6. С. Смирнов, слова Г. Ладонщикова «Веселый самовар», «Расшалились»
  7. С. Смирнов, слова К. Ибряева «Наши учителя»
  8. Г. Струве, слова Н. Соловьевой «Моя Россия»
  9. Г. Струве, слова В. Татаринова «Колобок»
  10. М. Ройтерштейн, слова народные цикл «Хоровые забавы»
  11. М. Ройтерштейн, слова И. Бурсова цикл «Веселые небылички»
  12. Вяч. Волков, слова народные «Сел сверчок на шесток» и «Гори, гори ясно»
  13. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова «Доктор Айболит», «Здравствуй, русская зима»
  14. С. Баневич, слова Т. Калининой «Солнышко проснется»
  15. Я. Дубравин, слова В. Суслова «Про Емелю», переложение для хора А. Корюхина
  16. М. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина «Зеленый мир»
  17. Е. Подгайц «Осенний вокализ

Народные песни:

  1. Русская народная песня «Во поле береза стояла»
  2. Русская народная песня «Не летай, соловей», обработка А. Егорова
  3. Русская народная песня «В сыром бору тропина», обработка А. Лядова
  4. Русская народная песня «Как у наших у ворот», обработка Ю. Тихоновой
  5. Русская народная песня «Заплетися, плетень», обработка А. Луканина Русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени», хоровая редакция С. Любского
  6. Русская народная песня «За речушкой яр хмель», обработка А. Луканина Русская народная песня «В темном лесе»
  7. Русская народная песня «Виноград в саду цветет»
  8. Русская народная песня «Ай, на горе дуб, дуб», обработка С. Благообразова
  9. Русская народная песня «Лен зеленой», обработка И. Пономарькова
  10. Русская народная песня «Ты река ль моя, реченька», обработка А. Лядова
  11. Русская народная песня «Во лузях», обработка А. Лядова
  12. Русская народная песня «Уж я золото хороню», обработка М. Анцева
  13. Русская народная песня «Лён зеленой», обработка М. Анцева
  14. Русская народная песня «Перевоз Дуня держала», обработка Ю. Тугаринова
  15. Русская народная песня «На горушке, на горе», обработка Ю. Тугаринова

Классические произведения:

  1. Ц. Кюи «Мыльные пузыри», «Котик и козлик», «Зима», «Белка», «Цирк кота Морданки»
  2. Вас. Калинников, сл. неизвестного автора «Мишка»
  3. А. Гречанинов, стихи А. Блока «Вербочки»
  4. Гречанинов «Ночь», «Снежинки», текст В. Брюсова Ор. 47; цикл «Тропинка», текст С. Городецкого Ор. 89; «Палочка - выручалочка», текст В. Брюсова соч. 35
  5. А. Аренский «Цветики, цветочки»
  6. Вик. Калинников «Сосны», «Рыбаки», слова В. Туманского «Лихие наездники»
  7. Ц. Кюи, стихи А. Плещеева «Лето», «Осень», «Майский день», слова М. Розснгейма «Христос воскресе», слова О. Беляевской «Вербочки», слова С. Надсона «Заря лениво догорает», «Омывшись на заре»
  8. Ф. Мендельсон, стихи Л. Уланда, русский текст М. Павловой «Воскресное утро»
  9. Н. Римский-Корсаков, стихи А. Пушкина «Колыбельная» из оперы «Сказка о царе Салтане»
  10. А. Рубинштейн, стихи М. Лермонтова «Горные вершины», «Народная песня»
  11. П. Чайковский, слова А. Майкова «Колыбельная песня»
  12. Р. Глиэр, сл. Н. Найденовой «Здравствуй, весна!»
  13. Р. Глиэр, стихи А. Плещеева «Вечер»
  14. А. Гречанинов, слова И. Белоусова «Пришла весна»
  15. А. Корещенко, слова А. Толстого «Поведай, песня наша»
  16. Ц. Кюи, стихи Ф. Тютчева «Весна»
  17. С. Танеев, стихи М. Лермонтова «Сосна»

VII. Список литературы

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников:

Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.1 : Начальная школа. –

М.: 5 за знания, 2006. – 208с. – (Классному руководителю).

2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных праздников:

Методические разработки и сценарии: в 2-х кн.: Кн.2 : Средняя школа. – М.:

5 за знания, 2006. – 224с. – (Классному руководителю).

3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы

и викторины. - М.:ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ.

XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»).

4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.:

Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).

5. Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная

палитра», С-П -2005г

6. Кацер О.В, статья. «Значение голосовых упражнений в развитии

ребенка» «Музыкальная палитра» №1-2003 г., с.31

7. Коротаева С., статья «Голосовые игры», //«Музыкальная палитра» №2-

2003 г., с.32

8. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное

пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

– 240с., ил.

9. Музыка для преподавателей, воспитателей, классных руководителей 1-7

классов /сост. В.В. Фадин. - Волгоград: Учитель, 2005. – 99с.

10.Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд.

Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.

11.Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд.

Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот.

12.Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины,

кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).

13.Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины,

кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).

14.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное

пособие. М.: Народное образование, 1998.

15.Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный

руководитель» №1-2005г., с.2

16.Тарасова К. статья «Новые программы и методики», // «Музыкальный

руководитель» №1-2004г., с.5

17.Ткаченко Т. «Если ребенок плохо говорит»

18.Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский

композитор», 1991. – 191с.: ил.