Программа Вокальный ансамбль

Киреева Ирина Геннадьевна

Вокальный ансамбль в классе театрального искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ansambl_teatr.docx48.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры

дополнительного образования муниципального образования г.Нягань

«Детская школа искусств»

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа

в области театрального искусства «Искусство театра»

 В.00. Вариативная часть  

Программа по учебному предмету В.00 УП.01.

«Вокальный ансамбль»

г. Нягань, 2018 г.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению и реализации на методическом совете МАОУК ДО МО г. Нягань «ДШИ»

Протокол от  3  сентября 2018 г.  №_1__

«Утверждаю»

Директор МАОУК ДО

МО г. Нягань «ДШИ»

___________ И.А. Бережная

«03»   сентября 2018 г.

Составитель: Киреева Ирина Геннадьевна – преподаватель по классу вокала МАОУК ДО МО г. Нягань «Детская школа искусств»

Рецензент: Кошляк Светлана Станиславовна – заведующая отделом музыкально-теоретических и хоровых дисциплин, общего фортепиано и дополнительного инструмента, преподаватель высшей квалификационной категории МАОУК ДО МО г. Нягань «ДШИ»


Структура программы учебного предмета

I.     Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в

образовательном процессе.

- Срок реализации учебного предмета.

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом  образовательной организации на реализацию учебного предмета.

-  Форма проведения учебных аудиторных занятий.

- Цель и задачи учебного предмета.

- Структура программы учебного предмета.

- Методы обучения.

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

        II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени.

- Учебно-тематический план

- Требования по годам обучения.

III. Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся

- Система оценок

V.  Методическое обеспечение учебного процесса

VI.  Примерный репертуарный список произведений

VII.  Список литературы


I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

    Программа «Вокальный ансамбль» создана с целью обучение основам вокальной техники и развитие певческого голоса для актерского воплощения в театре.

     Актуальность программы заключается в необходимости развития голоса будущих артистов т.к. в современных театральных постановках используются вокальные произведения разных жанров. Поэтому возникает необходимость обучения актерскому исполнению вокальных номеров в спектаклях, и основам вокальной техники и развития вокального голоса. 

    Пение – процесс естественный, как речь человека, но этому нужно учиться. Педагог должен помочь обучающимся сориентироваться в многообразии музыкальных явлений. Важно привить чувство гордости за свою отечественную музыкальную культуру, передать ощущение ее самобытности и неповторимости.

    С учетом индивидуальных возможностей и способностей, обучающихся возможно систематическое развитие навыков интонирования. Надо познакомить обучающихся с культурой пения, добиться того, чтобы дети пели свободно, полетным звуком, без напряжения, точно фокусируя звуки, способствующие тембрально яркому звучанию. Управление процессом развития детского голоса, учитывая его естественную природу, а также использование принципа звукоподражания, открывает у каждого ребенка способность к чистому интонированию.

   Вокальное искусство является самым древним видом человеческого музицирования. Вокал - от worce, voise - голос. Пение - мысль и чувства, выраженные звуками. В античности вокал и музыкальное искусство являлись обязательным условием успешности, необходимым образованному человеку. В наше время интерес к овладению навыками вокального искусства стал возрастать.

    Педагогическая целесообразность программы, заключается в том, что развитие вокально-театральной культуры ребенка поможет ему открыть для себя искусство выражения мысли, театрального образа через пение.

     Педагог должен подвести обучающихся к этому, соединяя теоретический материал с определенно выстроенными практическими занятиями. Использование в системе обучения теоретических знаний в области физиологии звукообразования поможет правильному формированию исполнительских умений. Расширение кругозора юных артистов в области музыкальной культуры театра и кино, знакомство с творческим наследием выдающихся композиторов-песенников, творчеством певцов, актеров позволят прийти к самостоятельному открытию воздействия искусства вокала на слушателей.

    Особенностью программы является использование комплексной методики освоения обучающимися различных форм работы с массовой аудиторией; соединение навыков актерского пения с техникой речи и элементами актерского мастерства.

     Последовательность освоения техники вокального ансамбля определяет преподаватель в зависимости от уровня подготовки учащегося и времени, необходимого для решения профессиональных задач.

Срок реализации учебного предмета

Программа рассчитана на обучение детей в течение 2 лет

 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Количество часов, определенных на усвоение предмета – 1 час в неделю.     Продолжительность урока 40 минут.

Количество учебных недель в год – 33.

Количество часов, определенных на самостоятельную работу обучающегося – 0,5 ч. в неделю.

Общая трудоемкость учебного предмета «Вокальный ансамбль» при 2-летнем сроке обучения составляет 99 часов.

Форма проведения учебных занятий

     Занятия по учебному предмету «Вокальный ансамбль» проводятся в групповой (от 7 до 15 человек) и мелкогрупповой (от 2-х человек) форме.

Групповая и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подхода.

Цель учебного предмета: обучение основам вокальной техники и развитие певческого голоса для актерского воплощения в театре.

Задачи учебного предмета

- воспитать интерес к ансамблевому пению;

-познакомить с тенденциями развития современного музыкального искусства и применения их в практике театрального искусства;

- развить музыкальный слух и другие музыкальные способности обучающихся;

- сформировать навыки вокальной техники: певческое дыхание, чёткую артикуляцию и дикцию, прочную вокальную линию, эмоционально-образную окраску голоса;

- сформировать у обучающихся навыки ансамблевого пения;

- обеспечить развитие общей и в частности вокальной культуры.

Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

- методическое обеспечение учебного процесса.

     В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Вокальный ансамбль» должны иметь площадь не менее 12 кв.м. и звукоизоляцию. В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Вид учебной

работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

Количество учебных

Недель в год

33

33

Аудиторные

занятия

 1 час в неделю

1 час в неделю

66

Количество часов

на внеаудиторные

занятия в неделю

0,5 часа в неделю

0,5 часа в неделю

33

Максимальная

учебная нагрузка

49,5

49,5

99

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

- участие учащихся в концертах, конкурсах, спектаклях, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др. 


Учебно-тематический план

№п/п

    Наименование тем и разделов

Кол-во уч. часов по годам   обучения

 1

 2

  1.

Введение. Предмет «Ансамбль», его особенности.  Различные виды, формы и жанры ансамблей. Формирование и развитие исполнительских навыков пения в ансамбле.

   2

  -

  2.

Воспитание и развитие гармонического и мелодического слуха как основы «интонационного  ансамбля».

   15

 11

  3.

Работа над динамическим равновесием в ансамбле.

   3

  5

  4.

Воспитание ритмического единства исполнения.

   3

  5

  5.

Работа над единством дикционного звучания.

   4

  4

  6.

Воспитание представления «темпового единства» в ансамбле.

   3

  4

  7.

Работа над единой манерой исполнения.

   3

  4

                              И  т  о  г  о:

 66 часов

Требования по годам обучения

1-й год.

   На протяжении первого года обучения  учащиеся должны:

- познакомиться с исполнительскими навыками пения в ансамбле;

- работать над чистотой интонации;

- добиваться плавного звуковедения;

- постараться слышать себя и партнёров;

- работать над освоением исполнительских навыков пения в ансамбле: динамическое равновесие, ритмическое единство, единство дикционного звучания;

- работать над чистотой интонации и умением слышать музыкальную вертикаль;

- проявлять самостоятельность и творческую инициативу в работе над произведениями.

В течение учебного года необходимо проработать с учащимися 2-4 несложных ансамбля различных видов.

Примерный репертуарный план первого года обучения.

Популярные песни из мультфильмов, кинофильмов в переложении для унисонного ансамбля, ансамбля солиста (-ов) и др.

Детские песни современных композиторов (В.Шаинского, Е.Крылатова, Ген. Гладкова, М.Дунаевского, Ю.Чичкова, Р.Паулса, Я.Дубравина, С.Баневича, Н.Карш, О.Хромушина, Е.Зарицкой и др.), народные песни (несложное двухголосие или его элементы).

2-й год.

    На протяжении второго года обучения продолжается работа по закреплению полученных за предыдущий  год исполнительских навыков, а также над:

-единой манерой исполнения;

-более сложными ансамблями;

-раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения.

В течение учебного года следует обратить внимание на:

-устранение имеющихся недостатков в исполнительских навыках;

-совершенствование вокально-технических приёмов;

-единую манеру исполнения;

-ощущение стиля исполняемых произведений.

В течение учебного года необходимо проработать с учащимися 3-5 несложных ансамблей.

Примерный репертуарный план второго года обучения.

     Популярные песни из кинофильмов, песни о Великой Отечественной Войне композиторов (А.Петрова, Ю.Милютина, В.Соловьёва-Седова, В.Баснера, И.Дунаевского, Н.Богословского, М.Таривердиева, М.Блантера, Я.Френкеля, Э.Колмановского, А.Пахмутовой и др.) в переложении на 2 голоса или для ансамбля

III. Требования к уровню подготовки учащихся

Результатом освоения программы учебного предмета «Вокальный ансамбль», являются следующие знания, умения, навыки:

 знание начальных основ вокального искусства, особенностей партитур, художественно-исполнительских возможностей вокального коллектива;

- знание профессиональной терминологии;

- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

- навыки коллективного исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и вокальным ансамблем;

- сформированные практические навыки исполнения авторских, народных и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе ансамблевых произведений для детей;

- наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля;

- исполнять вокальные произведения в составе ансамбля публично.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические концерты, прослушивания, промежуточные и итоговые зачеты. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.

 Контрольные уроки, зачёты и экзамены могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов, исполнения концертных программ. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

Система оценок

Оценки выставляются по окончании четверти и полугодий учебного года. При проведении промежуточной аттестации необходимо учитывать:

1. оценку, которую ученик получил на академическом концерте;

2. результаты текущего контроля успеваемости;

3. творческие достижения ученика за учебный год.

Критерии оценок 

По итогам выступления выставляется оценка по пятибалльной системе: Оценка Критерии оценивания выступления:

5 («отлично») регулярное посещение занятий, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, активная эмоциональная работа на занятиях, участие во всех спектаклях коллектива.

4 («хорошо») регулярное посещение занятий, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокальноинтонационная неточность), участие во всех выступлениях театрального коллектива.

3 («удовлетворительно») нерегулярное посещение занятий, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур при сдаче партий, участие в выступлениях в случае пересдачи партий.

2 («неудовлетворительно») пропуски занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всех вокальных произведений спектакля, недопуск к выступлению театрального коллектива. «зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Программа «Вокального ансамбля» осуществляется путем системного подхода к обучению, который позволяет направить преподавание всех музыкальных дисциплин на решение задачи — создание музыкально-певческого коллектива, деятельностью которого является творческий процесс коллективного музицирования.

Задача руководителя - педагога по вокалу — привить детям любовь к индивидуальному пению. Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей вокалу расширяет музыкальные представления каждого ребенка. Способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие. Процесс вокального ансамблевого  исполнения дает возможность обучающимся театрального класса реализовать накопленные музыкальные представления, выразить свои чувства, эмоции в практической деятельности, приобщиться к исполнительскому творчеству.  Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроения; постигая мир музыкальных звуков, учатся слышать окружающий мир. Выражать свои впечатления. Свое отношение к нему.

Ансамблевое пение является наиболее доступным видом музыкального искусства для учащихся со средними музыкальными способностями и слабо выраженным эмоциональным фоном, а также важным средством эстетического воспитания детей и молодежи. Правильно организованная и тщательно продуманная работа преподавателя способствует развитию общей музыкальной культуры учащихся.

Подбирая программный репертуар, следует руководствоваться следующими принципами, как художественная ценность;  воспитательное значение;  доступность музыкального и литературного текстов; разнообразие жанров и стилей.

Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что ансамблевое пение – мощное средство патриотического, художественно- эстетического, нравственного воспитания учащихся. Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его частей. Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар дополняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами вокальной музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем вокального ансамбля для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.

VI. ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  1. «Мама Гамма» муз. и сл. М. Лазарева
  2. «Мир» муз. Долголюк
  3. «Облака» муз. В. Шаинского
  4. «Зеленый мир» муз. Парцхаладзе
  5.  «Добрая сказка» муз. А. Пахмутовой
  6. «Песенка о снежинке» муз. Г. Гладкова
  7. «Сабантуй» муз. Л.Б. Булгари
  8. «Рассвет-Чародей» муз. В. Шаинского
  9. «Во поле береза стояла» р.н.п. (канон)
  10. «Белые кораблики» муз. Шаинского
  11. «Песня о земной красоте» муз. Я. Дубравина
  12.  «Дружат музыка и дети» муз. Чичкова
  13.  «На большой планете» муз. А. Морозова
  14.  «Звездный вальс» муз. и сл. М. Лазарева
  15.  «Утро школьное, здравствуй!» муз. Чичкова
  16. «Сигнальщики-горнисты» муз. А. Пахмутовой
  17.  «Мама» муз. Гаврилина
  18. «Родина моя» муз. Д. Тухманова
  19. «Школа» муз. Е.Лучникова
  20. «Уроки музыки» муз. В. Ильина
  21. «Мы-маленькие дети» муз. Е. Крылатова
  22. «Тот, кто с песней по жизни шагает» муз. Дунаевского
  23. «Школьная песня» муз.К. Крылатова
  24. «Про учителя» муз. Наумовой
  25. «Праздник к нам пришел» муз. Шикаловой
  26. «Асия» татарская народная песня в обработке Шамсутдинова
  27. «С музыкой дружат все дети Земли» муз. Шикаловой
  28. «Земля детей» муз. . Муз. С.Баневича, сл. Т.Калинина.
  29. «Родная песенка» муз. Ю. Чичкова
  30. «Не отнимайте солнце у детей» К. Чурина  и другие


VII.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. – М.: Музыка, 1972. – 32 с.
  2. Кириченко Н. Н. Очерки по истории вокального искусства. Краснодар, 2000. – 124 с.
  3. Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. Краткие очерки. –  М., 1963. – 215 с.
  4.  Малинина Е. М. Вокальное воспитание детей. Л.: Музыка, 1967. – 88 с.  
  5.  Менабени А. Г. Методика обучению сольному пению: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. -  М.: Просвещение, 1987. – 95 c.  
  6. Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Кельдыш. Т. 1 – М., «Советская энциклопедия», 1973. – 959 с.  
  7. Никольская- Береговская К. Ф. Русская вок.–хоровая школа: от Древности до XXI века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2003. – 304 с.  
  8.  Осеннева М. С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом: Учеб. пособие для студ. муз.-пед. отд. и фак. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1999. – 224 с.  
  9. Развитие детского голоса: Материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи 26-30 марта 1961 г. Под. ред. В. Н. Шацкой. – М.: Академия, 1963. –344 с.
  10.  Струве Г. Школьный хор: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981.- 191 с.
  11.  Стулова Г. П. Хоровой класс: Теория и практика вокальной работы в дет. хоре. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Музыка». – М.: Просвещение, 1988. – 126 с.
  12.  Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992. – 270 с.
  13.  Тронина П. Из опыта педагога-вокалиста. Практические советы начинающим педагогам. – М.: Просвещение, 1976. – 112 с.
  14.  Л. Шамина, В. Живов, В. Кирюшин. Хоровой коллектив. Б-ка общественного художественного руководителя художественной самодеятельности. – М.: Профиздат, 1976. – 56 с.
  15.  Попов-Халабузарь В. Хоровой класс.– М., 1988.