Старинные танцы в творчестве зарубежных композиторов

Сеитвелиева Эльвера Якубовна

«Старинные танцы в творчестве зарубежных композиторов»

 

Танцевальная музыка

   Танец возник в глубокой древности и, как правило, имеет определённую национальную основу. У каждого народа свои танцы, отличающиеся национальным своеобразием. Музыка танцев может дать представление о жизни и обычаях разных народов, их культуре, как в далёком прошлом, так и в настоящем.

    Танцы лишь позже вошли в творчество композиторов. Музыку старинных танцев, созданных композиторами, в наше время исполняют и слушают, но уже не танцуют. Танцы каждого народа обладают своеобразной и неповторимой красотой и имеют музыкальные отличия: свой темп, размер, ритмический рисунок. Но есть и некоторые общие черты. Так, для русской камаринской, кавказской лезгинки, итальянской тарантеллы типично быстрое, стремительное движение, а для французского менуэта - спокойное, сдержанное. Вальс и мазурка обязательно имеют трёхдольный размер, а кадриль и полька - двухдольный.

Старинные танцы

В 16–17-м веках танцы в Европе были очень разнообразными. Среди них были медленные танцы-шествия  (павана, аллеманда,  сарабанда, чакона), умерено-быстрые,  скользящие (куранта, менуэт),  наконец, быстрые, с прыжками и подскоками  (гальярда, бурре, гавот, жига).

Почти все эти танцы народного происхождения, но в городской обстановке претерпевают значительные изменения и далеко уходят от своих народных истоков. Став частью придворного ритуала, прославляющего величие и блеск аристократии, пышность придворного быта, некогда живые и непосредственные, народные танцы приобретают черты сдержанности, закругленности, подчас становятся чопорными и напыщенными.

Старинная танцевальная сюита

Из танцев возникли первые в истории музыки многочастные инструментальные произведения. Самый первый цикл – это объединение двух танцев: быстрой - гальярды и медленной- паваны.

Много веков назад появились произведения, состоящие из нескольких частей-танцев, но предназначенные для слушания. Эти произведения стали называть сюитами – от французского слова suite – последовательность.

Вначале в сюиту вошли четыре разнохарактерных танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Танцы эти объединяются по принципу контраста: после медленного, плавного танца идет подвижный, прыжковый. Со временем они стали дополняться другими – изящным менуэтом, жеманным гавотом, шутливым бурре , веселым ригодоном. Иногда появлялись в сюите и нетанцевальные части – прелюдия, ария, каприччио, рондо.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования  «Восходненская Детская музыкальная школа»

        Внеклассное мероприятие на тему:

        

«Старинные танцы в творчестве зарубежных композиторов»

Подготовила и провела

преподаватель  высшей категории

Сеитвелиева Э.Я.

ноябрь  2019 г

«Старинные танцы в творчестве зарубежных композиторов»

Танцевальная музыка

   Танец возник в глубокой древности и, как правило, имеет определённую национальную основу. У каждого народа свои танцы, отличающиеся национальным своеобразием. Музыка танцев может дать представление о жизни и обычаях разных народов, их культуре, как в далёком прошлом, так и в настоящем.

    Танцы лишь позже вошли в творчество композиторов. Музыку старинных танцев, созданных композиторами, в наше время исполняют и слушают, но уже не танцуют. Танцы каждого народа обладают своеобразной и неповторимой красотой и имеют музыкальные отличия: свой темп, размер, ритмический рисунок. Но есть и некоторые общие черты. Так, для русской камаринской, кавказской лезгинки, итальянской тарантеллы типично быстрое, стремительное движение, а для французского менуэта - спокойное, сдержанное. Вальс и мазурка обязательно имеют трёхдольный размер, а кадриль и полька - двухдольный.

Старинные танцы

В 16–17-м веках танцы в Европе были очень разнообразными. Среди них были медленные танцы-шествия  (павана, аллеманда,  сарабанда, чакона), умерено-быстрые,  скользящие (куранта, менуэт),  наконец, быстрые, с прыжками и подскоками  (гальярда, бурре, гавот, жига).

Почти все эти танцы народного происхождения, но в городской обстановке претерпевают значительные изменения и далеко уходят от своих народных истоков. Став частью придворного ритуала, прославляющего величие и блеск аристократии, пышность придворного быта, некогда живые и непосредственные, народные танцы приобретают черты сдержанности, закругленности, подчас становятся чопорными и напыщенными.

Старинная танцевальная сюита

Из танцев возникли первые в истории музыки многочастные инструментальные произведения. Самый первый цикл – это объединение двух танцев: быстрой - гальярды и медленной- паваны.

Много веков назад появились произведения, состоящие из нескольких частей-танцев, но предназначенные для слушания. Эти произведения стали называть сюитами – от французского слова suite – последовательность.

Вначале в сюиту вошли четыре разнохарактерных танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Танцы эти объединяются по принципу контраста: после медленного, плавного танца идет подвижный, прыжковый. Со временем они стали дополняться другими – изящным менуэтом, жеманным гавотом, шутливым бурре , веселым ригодоном. Иногда появлялись в сюите и нетанцевальные части – прелюдия, ария, каприччио, рондо.

Подобные сюиты вошли в историю музыки под названием «старинные». Старинная танцевальная сюита

Аллеманда – (в переводе с французского – «немецкий») – популярный в 16-м веке танец: неторопливый, в двухдольном размере, с плавной мелодией серьезного характера. Ее любили и в быту, и при дворе. Она звучала при встрече высоких особ – князей, графов, герцогов. Под звуки аллеманды двигалось торжественное шествие придворных, поэтому она напоминает марш. Считается, что танец отразил характер приветственной музыки, исполняемой трубачами при вступлении князей в город или замок, позже – это торжественный выход и танец придворных.

Аллеманда состояла из салюта кавалеров и реверанса дамы и самого танца – спокойных шагов, различных положений рук. Танцующие двигались парами друг за другом до конца зала, делали поворот на месте и продолжали танец в обратном направлении.

Аллеманда, возникнув в середине 16-го века, к концу этого же века исчезает и появляется снова во второй половине 18-го века, сделавшись более подвижной. В 18-м веке аллеманда стала частью старинной сюиты.

Сарабанда – это старинный танец испанско-мавританского происхождения. История происхождения до конца не раскрыта. Упоминается с 1583 года. Вероятно, возникла под влиянием не только андалузских, но также арабских и мексиканских народных танцев. Более того, долгое время бытовали две разновидности сарабанды: быстрая и медленная. Вначале танец был народным, исполнялся только женщинами, живо и темпераментно под аккомпанемент кастаньет, гитары, пение танцующих.

В начале 17-го века сарабанда – это придворный парный танец в Испании и Франции, медленный, торжественный и плавный. Танец трехдольный, с тяжелым аккордовым сопровождением. Для ритма сарабанды характерна синкопа на второй доле. Этот ритм пережил и сам танец, и его вторую сюитную жизнь. Его можно услышать и в произведениях композиторов 19-20-го веков. Он придает музыкальным образам суровость, мрачную торжественность (Бетховен – «Эгмонт», Стравинский – балет «Агон»).

Не случайно в Испании сарабанда сопровождала торжественные шествия и духовные процессии, как, например, вынос плащаницы в страстную пятницу. Скорбный, сдержанно-страстный характер сарабанды в известной мере близок похоронным маршам.

Разновидности сарабанды – чакона («всегда то же», то есть тот же бас) и пассакалья (pasar – проходить, calle – улица)– вариации на тему, неизменно проходящую в басовом голосе. В 17 веке сарабанда – самый популярный из медленных европейских танцев.

Куранта – («бегущая, текущая») – французский придворный танец, подвижный, со сложными затейливыми движениями, трехдольного размера, начинался с затакта. Куранта исполнялась скользящими шагами. Фигуры ее отражались в затейливо-узорной музыке.

Куранта была простая и сложная. Сложная имела пантомимический характер: три кавалера приглашали танцевать трех дам. Дамы отказывались, Кавалеры становились перед дамами на колени, и уже после этого начинался танец.

В 16-м веке это был не столько танец, сколько танцевальная игра, с прыжками, очень живая и веселая. Глядя, как резвится в куранте молодежь, старые люди ворчали о падении нравов. Но прошло время и куранту вытеснил другой трехдольный танец – менуэт, а куранта «остепенилась» и вошла как чисто инструментальная, хотя и танцевально-ритмичная музыка, в состав сюиты. Это было в первой половине 18-го века.

Жига – старинный английский танец народного происхождения. Музыка быстрого, стремительного движения, с триольным, часто пунктирным ритмом. Излюбленные размеры жиги – 3/8, 6/8, 9/8, 12/8. Своими активными триольными фигурами жига напоминает зажигательную итальянскую тарантеллу.

Танец парный, веселый и непринужденный. Во время танца исполнители не соединяли рук.

Название свое – (в переводе «жига» означает «окорок») – получил от несколько ироничного обозначения сопровождавшей его виолы, старинного смычкового инструмента, который имел продолговато-выпуклую форму.

Особенно этот танец был популярен в Англии. Известно, что во времена Шекспира жигой заканчивались народные театральные представления – фарсы.

В 17-18-м веках жига становится салонным бальным танцем, но продолжает бытовать и в народе. В частности, она была любимым матросским танцем. Ее часто так и называют – «танец моряков». Моряки исполняли ее как сольный танец.

В старинной сюите жига – самый быстрый танец. Она является финальным танцем сюиты, ее эффектным завершением.

  Гавот – довольно подвижный французский танец. Размер 4/4 или 2/2, с большим затактом. Среднюю часть гавота нередко составлял мюзет, танец пасторального характера.

Гавот родился в 16-м веке и был популярен почти три века. Зародился гавот в хороводах, но уже в 17-м веке он становится придворным танцем, что делает его более утонченным, несколько жеманным и манерным. Как правило, исполнялся одной парой. Гавот состоял из легких, скользящих движений, изысканных реверансов и изящных поз. Для него характерны пластичные, мягкие движения рук. Легкие наклоны и повороты корпуса и головы особенно подчеркивают изящество, галантность танцевальных движений.

В 19-м веке применяют эпизодически, но даже в наши дни гавот отплясывают в некоторых районах Франции.

Современные композиторы используют гавот для стилизации. Так, юный С. Прокофьев вставил его в свою «Классическую симфонию» как самостоятельную часть цикла.

      Бурре  этот старинный французский танец совершил в своей истории несколько превращений: зародился в провинции – стал придворным, был двухдольным и трехдольным – стал четырехдольным, танцевался с неожиданными толчковыми движениями – стал плавным, был для танца – стал для слушания.

На родине, во французской провинции Овернь, его танцевали дровосеки, обутые в деревянные сабо, которые громко стучали, особенно при прыжках. Дровосеки танцевали весело, на четвертую долю такта подпрыгивали, как будто утаптывали хворост. Бурре означает «связка, вязанка хвороста».

      Ригодон – старинный провансальский танец, столь любимый французскими композиторами-клавесинистами, особенно Ж.Ф. Рамо (1683-1764), часто создававшего пьесы в ритме этого бодрого и жизнерадостного танца.

Ригодон – этот некогда популярный хороводный танец – известен с начала 17-го века. Его основные движения – движение влево, поочередная смена пар, подпрыгивание на одной ноге, вращение под руку с девушкой.

К концу 17-го века ригодон прочно прижился при дворе в качестве одного из торжественных танцев. А со временем стал чисто инструментальной пьесой, включенной в инструментальную сюиту. Однако ригодону повезло, так как авторы французских балетов и опер – Ж.Ф.Рамо и Ж.Б.Люлли и другие – включали его в балетные дивертисменты, и таким образом, на сцене и сегодня продолжается хореографическая жизнь этого танца.

      Экосез – (в переводе с французского «шотландский») – веселый народный танец с энергичным двухдольным ритмом, первая доля которого раздроблена на две восьмые.

В Европе с конца 17-го века был известен как «англез» и в России его называли английским танцем.

Название «экосез» танец получил во Франции в 1726 году, когда он вышел за пределы Шотландии. В 19-м веке к нему обращались многие профессиональные музыканты. Экосезы писали Бетховен, Шуберт, Шопен.

Интересно, что сначала это был серьезный танец в умеренном темпе, на родине его танцевали под аккомпанемент волынки. В Европе он переродился в быстрый и веселый танец.

      Менуэт – самый любимый танец, начиная с конца 17-го века. Это действительно «танец королей и король танцев».

В прошлом народный хороводный танец во Франции менуэт в дальнейшем приобретает черты некоторой чопорности и жеманности бального танца, с приседаниями, поклонами и реверансами. В 18-м веке он становится музыкальной характеристикой высшего сословия. Менуэт в 18-м веке проникает и в Россию, где его называют «менувет» и танцуют на придворных ассамблеях, введенных Петром I.

Это был самый популярный танец 17-18-го веков. Название идет от французского «menu», что означает «маленький, мелкий», то есть танец, основанный на маленьких шагах. Менуэты всегда писались в трехдольном размере.

В народе его танцевали более подвижно, при дворе – в умеренном темпе. И это понятно: ведь дамы были в широких платьях с кринолинами, в многочисленных оборках и драгоценностях, а мужчины – в камзолах и туфлях, украшенных драгоценными камнями. Партнеры замирали в поклонах и приседаниях, принимая изысканные, грациозные позы. Движения рук были мягкие и небольшие по амплитуде. Просуществовал танец до 30-х годов 19-го века.

Менуэт вводится Ж.Б. Люлли (1632 – 1687) в его оперно-балетные спектакли, И.С. Бахом и Г.Ф. Генделем – в инструментальную сюиту, и – самое важное – во второй половине 18-го века менуэт вводится в сонату, симфонию и квартет в качестве самостоятельной части сонатно-симфонического цикла. Вплоть до 20-го века менуэт занял прочное место в балетной музыке.

       Полонез – (в переводе с французского «польский») – широко известный польский танец. В старину он назывался «великим» или «пешим» танцем. В те времена он отличался плавностью, неторопливым спокойным характером, величавой поступью. Сначала его танцевали только мужчины. Полонез сопровождал торжественные выходы или шествия знатных воинов, рыцарей с оружием в руках. Примерно с конца 16-го века полонез становится бальным танцем. С этого времени в нем начинают принимать участие женщины.

Со второй половины 18-го века складывается новый тип польского. Теперь этот торжественный танец заметно отличается от скромного старинного полонеза, который вводили в танцевальную сюиту композиторы 17-18-го веков. Размер танца по-прежнему трехдольный, но сам танец стал блестящим, горделивым, с характерным пунктирным ритмом и рельефным дроблением первой доли. Теперь это танец-шествие всех участников празднества, своеобразный торжественный марш в трехдольном размере. В начале 19-го века полонез открывал все европейские балы.

В ритме полонеза писали Бах, Гендель, Моцарт, Бетховен, Вебер, Шопен, Огинский, Шуберт, Лист, Глинка, Чайковский и другие.

    Лендлер – австрийский крестьянский танец области Lande, расположенной на границе южной Германии и Австрии. Это оживленный трехдольный парный круговой танец Его часто называют крестьянским вальсом. В начале 19-го века лендлер перекочевал из села в город, его стали танцевать на балах. Постепенно он превратился в вальс.

Танцы XIX века

    Вальс – плавный кружащийся танец в трехдольном размере – почти два столетия назад стал самым популярным во многих странах Европы. До сих пор пользуется неизменной любовью этот увлекательный, вечно юный танец. «Смеется вальс над всеми модами века»! В 19-м веке почти каждый народ внес свою долю участия в этот танец, именно поэтому вальс так быстро распространился по всей Европе.

Чопорности и жеманству старинных аристократических танцев вальс противопоставил простоту, непринужденность и естественность движений. Как весело кружиться под звуки вальса!

Кажется странным, что когда-то он считался несколько фривольным и даже поначалу запрещался: ведь кавалер прилюдно обнимал даму за талию! Затем вальс был разрешен, но введен регламент: его танцевали не более 10 минут. В зале устанавливались песочные часы, рассчитанные на 10 минут, и как только падала последняя песчинка, музыка обрывалась, даже если оркестр не закончил музыкальную фразу.

Музыка первых вальсов была непосредственно связана с самим танцем и предназначалась для его сопровождения. Постепенно вальс стал легким, изящным, полетным, очень разнообразным по мелодике и своему эмоциональному содержанию. Появляются его разновидности: немецкий, французский и, наконец, венский вальс, достигший своего расцвета в творчестве Ланкера и обоих Штраусов – отца (1804 – 1849) и сына (1825 – 1899). Штраус-сын – его называли «король вальса» – создал прекрасные произведения, являющиеся подлинной вершиной в развитии бытового вальса: «Голубой Дунай», «Сказки венского леса», «Весенние голоса» и многие другие.

Многие композиторы обращались к форме вальса – Шуберт, Шопен, Лист… Вальс проникает в симфонию 19-го века («Фантастическая симфония» Г. Берлиоза, «Симфония № 5» П. Чайковского).

    Мазурка – бальный танец польского происхождения. Точнее не мазурка, а мазур (от названия области в Польше – Мазовии). Народная мазурка – с веселой, задорной, резко акцентированной мелодией в трехдольном ритме – это парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур. Ее импровизируют партнеры. В шляхетской, дворянской мазурке больше блеска, ее па как бы символизируют военную удаль.

Мазурка отличается очень четким и острым ритмом, часто с пунктирными ритмическими фигурами, акценты возможны на любой доле такта. Темп может быть различным – от умеренного до очень быстрого, со многими промежуточными градациями. Ритмическая живость и гибкость мазурки создают возможность воплощения в ней самых различных образов и состояний. В самом танце сочетаются легкое изящество, гибкость, эффектное пристукивание каблуками.

Многим композиторам полюбился это танец. Шопен особенно часто обращался к мазурке. В его прекрасных мазурках – блестящих бальных, задорных крестьянских, поэтических и нежных – кажется, воплотилась сама душа Польши.

     Полька – народный чешский танец. Название приобрел от слова pulka – половина, так как его танцевали маленькими шажками, полушагами. Это живой непринужденный танец в двухдольном размере, который танцуют парами по кругу. Полька обычно открывала в Чехии деревенский бал, сразу создавая праздничное настроение.

Этот самый любимый из чешских народных танцев завоевал широкую популярность во все мире. Прославился своими польками австрийский композитор Иоганн Штраус. В России писали польки Глинка, Балакирев, Чайковский, Бородин, Рахманинов, Шостакович, и не только эти, но и многие другие композиторы.

     Галоп – это один из сравнительно молодых танцев: он появился в начале 1820-х годов. Галоп является подражанием тому быстрому аллюру, при котором лошадь идет вскачь.

Размер этого танца двухдольный, с четким и дробным, скачкообразным ритмом. Позже был включен в кадриль в качестве ее последней, самой быстрой части. Резвый, очень быстрый, веселый, шумный, массовый галоп исполняется скачкообразными движениями, часто завершая танцевальные балы, столь любимые в 19-м веке.