использование элементов технологии критического мышления на уроках музыкальной литературы в ДМШ

Гертер Оксана Сергеевна

Требования времени вносят постоянные коррективы в учебно-воспитательный процесс детской музыкальной школы. Усложняется содержание образования; увеличивается объем учебного материала, что приводит к необходимости уже на ранних этапах обучения музыке развития аналитических навыков, формирования критического мышления. Приоритетной стала личностно-ориентированная модель образования, которая имеет целью всестороннее развитие личности учащегося, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности.

Новый подход  определяет новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Одной из таких технологий, является технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

   Положительная мотивация использования технологии критического мышления в детской музыкальной школе заключается  и в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности. Что является особенностью и непосредственной целью дополнительного образования. 

      Возможное использование элементов технологии критического мышления в  музыкальной школе, в настоящей статье представлено на примере урока по музыкальной литературе, по теме «Сонатная форма».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._doc_2.docx26.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ДМШ

                                     

Требования времени вносят постоянные коррективы в учебно-воспитательный процесс детской музыкальной школы. Усложняется содержание образования; увеличивается объем учебного материала, что приводит к необходимости уже на ранних этапах обучения музыке развития аналитических навыков, формирования критического мышления. Приоритетной стала личностно-ориентированная модель образования, которая имеет целью всестороннее развитие личности учащегося, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности.

Новый подход  определяет новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Одной из таких технологий,   является технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

   Положительная мотивация использования технологии критического мышления в детской музыкальной школе заключается  и в том, что она позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности. Что является особенностью и непосредственной целью дополнительного образования. 

         Прежде чем углубиться в особенности использования технологии критического мышления в условиях детской музыкальной школы, считаю необходимым уделить внимание психолого-педагогическим аспектам технологии.

 «Развитие критического мышления через чтение и письмо» - это Международный образовательный проект, который разрабатывался и реализуется такими международными организациями, как Консорциум Демократической педагогики, Международная Ассоциация Чтения, сеть Институтов "Отрытое общество" (Фонд Сороса).

Во-вторых, это технология, поскольку проект направлен на распространение психологически обоснованной учебной модели "Вызов-Осмысление-Рефлексия", методических приемов организации осмысленного чтения и письма, различных форм познавательной деятельности (индивидуальной, парной, групповой, общей).      

  Разработчики технологии – американцы Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стилл,  Дона Огл,  Скотт Уолтер, а в России – красноярские ученые и практики А.Бутенко, Е.Ходос. В России Образовательный проект реализуется с 1997 г., а в Казахстане с 1999 г. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира. Как утверждают авторы, эта технология «открыта по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие учащегося и преподавателя» и  тесно связана с понятием личностно-ориентированного обучения.                                                                                                                                            

       Под критическим мышлением американские авторы понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

     Технология представлена как система стратегий, методических приемов, предназначенных для использования на различных уровнях образования, в различных предметных областях, видах и формах работы, т.е. как технология УНИВЕРСАЛЬНАЯ, НАДПРЕДМЕТНАЯ, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ.        

          Что дает ее применение?
Общеучебные умения, формируемые в технологии:

  • Умение работать с увеличивающимся и обновляющимся потоком информации в разных областях знаний.
  • Умение графически оформить текстовый материал умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
  • умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости;
  • Умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, корректно;
  • Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений.
  • Умение решать проблемы.
  • Умение сотрудничать и работать в группе.
  • Способность самостоятельно заниматься своим обучением.
  • Способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

       Самое важное то, что данные умения пригодятся ребенку не только в процессе обучения, но и во взрослой жизни, помогут лучше адаптироваться и найти свое место. Все приемы в проекте «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) обоснованы с точки зрения психологии человека, да и сама базовая модель основ обучения и учения "Вызов - Осмысление - Рефлексия" выстроена с учетом психологии познавательной деятельности, так как:  человеку сначала надо настроиться, включиться в деятельность, потом надо понять, осмыслить содержание и, наконец,  надо подумать, о том, что дает это новое знание/ понимание лично мне (ученику), как это может повлиять на мои поступки, взгляды, решения и т.д.                  

        Таким образом, технология РКМЧП включает в себя три стадии.

       Первая стадия, стадия вызова - актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используют различные стратегии: мозговой штурм, корзина идей, ключевые слова, наработка различных версий в отношении изучаемого материала. На основе имеющихся знаний учащиеся могут строить свои прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке. На стадии вызова очень важно, чтобы у ученика возникала личная цель познания. Но возникает она благодаря тонкому, умелому воздействию со стороны взрослого. Только собственное желание, личная цель делает работу нетягостной, интересной, творческой, а, следовательно - эффективной.

      Вторая стадия - осмысление нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом, причем "текст" следует понимать достаточно широко, это может быть исторический документ или любой другой исторический источник, а также - речь учителя, видеоматериалы, музыка и др. В процессе работы ученика с новой информацией используются следующие стратегии – инсерт, чтение текста с остановками,  графический органайзер,  жигсо, РАФТ, составление таблиц.

      Третья стадия - размышления или рефлексии. Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу исправляет предшествующие представления, собранные на стадии вызова, получить новую информацию и определить дальнейшие перспективы в изучении темы. На данной стадии возможно проведение дискуссии, написание сочинения, эссе, синквейна, фиксация рассмотренного материала в виде собственных выводов, записей в тетради, составления схемы.

      Стадии процесса критического мышления должны быть систематизированы, чтобы учащиеся могли понять и последовательно применять данную процедуру, должны быть очевидными, чтобы ученик мог  определить, на каком этапе своей мыслительной деятельности он находится. Это поможет отслеживать свой мыслительный процесс и управлять им при самостоятельном обучении.

УРОК достигает цели  только в том случае, если присутствуют  все три этапа.

В центре   находится  обучающийся, перед которым стоит проблема. Решение он ищет сам, а источники могут быть разными, так же как и сами решения.

  В проводимых уроках по программе РКМЧП решаются многие проблемы:      

-         мотивация учения;

-         выделение и усвоение главного, существенного в материале;

-         максимальная реализация развивающего потенциала предмета;

-         сотрудничество учителя и ученика, сотрудничество между учениками;

-         поддерживается активность на уроке;

-         создается атмосфера уважения любого мнения;

-         возможность выслушать других и быть услышанным.

    Нетрадиционные формы урока, предлагаемые  данной технологией,  являются  одним из эффективных средств отбора и укрупнения главного в учебном материале, активизируют творческий потенциал личности обучаемых, что гарантирует прочность и необходимую полноту усвоения знаний, а также максимальное развитие навыков учебно-познавательной деятельности, интеллекта и творческих способностей школьников. Будущее принадлежит тем, кто критически анализирует  информацию и выстраивает свои собственные  реальности. 

Сущность применения элементов технологии критического мышления  в учебном процессе ДМШ, заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. Развитие же творческой инициативы в процессе обучения играет огромную роль. Оно способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению к музыке, раскрывает индивидуальные  творческие возможности, вызывает интерес к предмету. Результатом такой работы является успешное освоение материала, психологическое раскрепощение, способность быстро и аналитически мыслить, принимать решение. Ребенок достигает успехов в исполнительской практике. Творческие упражнения активизируют слуховое внимание, тренируют ладо – интонационный, гармонический слух, чувство ритма, развивают музыкальный вкус и наблюдательность, формируют самостоятельное мышление.

Анализируя существующий опыт, становится совершенно очевидным, что разработка специальной технологии формирования критического мышления учащихся ДМШ должна опираться на практический опыт, накопленный в мировой образовательной системе, а также специфику процесса музыкального обучения и воспитания.  Специфика же использования критического мышления  в музыкально-педагогической науке, прежде всего, заключается в том, что его необходимость является следствием самого процесса музыкального обучения. А именно, необходимость критического мышления музыканта формируется в самом процессе музыкального обучения с самого раннего возраста. Практически любая исполнительская деятельность основывается на самоанализе и оценивании собственного исполнения. Исполнителю требуется постоянный слуховой контроль.  И чем глубже, тоньше и качественнее собственная слуховая оценка, тем выше уровень критического мышления и тем выше уровень музыкально-профессионального мастерства. Критическое слуховое осознание необходимо и в процессе восприятия музыки. Как подчёркивает исследователь проблем школьного музыкального обучения и воспитания Ю.Б.Алиев, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям является необходимым компонентом музыкальной культуры школьника. То есть, критическое мышление, является необходимым условием  формирования музыкального вкуса учащихся.

     

      Возможное использование элементов технологии критического мышления на уроках музыкальной литературы в настоящей статье представлено на примере урока по теме: «Сонатная форма».

Цель урока: Ознакомить  учащихся со строением сонатной формы, и ее использованием в классической музыке.

Задачи урока:

     Научить определять основные темы сонатной формы  на слух.

     Развивать аналитическое мышление, творческое воображение;

     Развивать  навыки работы в паре и микрогруппе;

     Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыке, музыкальный вкус учащихся.

Межпредметная связь – сольфеджио, литература, специальность.                                     

Оборудование: Телевизор, DVD-проигрыватель, компьютер, стенд, раздаточный материал, видео-, аудио материалы,  мультимедийная презентация.

Используемые технологии и стратегии:

- Стратегии критического мышления: корзина понятий, инсерт;

-Компьютерные технологии: презентация Microsoft PowerPoint;

-Метод проектов – (в домашнем задании);

-Традиционные методы: беседа, слушание музыки, просмотр М/Ф, дидактические игры.

План урока

I  Побуждение

    1. Психолого-педагогический настрой – 2 мин.

    2. Опрос домашнего задания – 3 мин.

    3. Беседа об образе борьбы и возможности его музыкального воплощения - 2мин.

    4. Корзина понятий (листочки) – определение уровня первичных знаний о  

        сонатной форме – 3 мин.

II Осмысление

     1.Просмотр фрагмента М/Ф «Ох и Ах» и сравнение сонатной формы с театром -10мин.

     2.Инсерт – Сонатная форма и ее использование в классической музыке –5мин.

     3.Слушание экспозиции симфонии № 40 В. Моцарта – 5 мин.

III Рефлексия

  1. Кроссворд – 5 мин.
  2. Корзина понятий (цветочки) – 4 мин.
  3. Оценки, домашнее задание – 1 мин.

Ожидаемый результат:

        Понимание закономерностей строения сонатной формы;

        Знание  значения сонатной формы и особенностей использования ее в  

                     классической музыке;

        Умение  эмоционально-образно воспринимать музыкальные  произведения,

  определять на слух основные партии сонатной формы;

        Развитие  навыков работы в паре и микрогруппе.

Ход урока.

I. Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы продолжаем с вами говорить о музыкальной форме. И прежде, чем вы узнаете, о какой форме пойдет сегодня речь, давайте вспомним, что такое музыкальная форма и какие формы вы уже знаете.

Ответы учащихся.

К сегодняшнему уроку вы должны были повторить строение известных вам музыкальных форм. А теперь, выполните упражнение: соедините стрелочками форму и ее название.

Приложение 1. Дидактическая игра (индивидуально).

Ну, что ж, вы справились с заданием, мы все повторили и теперь, я думаю, вы готовы к тому, чтобы узнать: какую форму называют  высшей музыкальной формой, что общего между сонатой и театром, у каких музыкальных произведений есть хвост, как в музыке можно отразить борьбу противоположных сил. Итак, об этом и многом другом прямо сейчас.

Наша жизнь состоит из противоречий, так устроена человеческая сущность. Мы хотим добиться успеха, но не хотим приложить для этого усилий; мечтаем дотянуться до звезд, но не становимся космонавтами, надеемся иметь хороших верных друзей, но не умеем ценить дружбу. Кто из вас испытывал нечто подобное, когда в душе сталкиваются столь противоположные мысли?

Ответы учащихся.

Как вы думаете, ребята, средствами какого искусства можно ярко отразить борьбу противоположных сил? Вы видите на экране виды искусств. Выберите одно, на ваш взгляд наиболее подходящее.

 Ответы учащихся

А почему именно театр?

Действительно, чтобы спектакль получился интересным драматурги, а после и режиссеры стремятся показать ярко образы положительных и отрицательных героев, тем самым сделать сюжет интересным и захватывающим.

А как борьбу можно изобразить в музыке?

Ответы учащихся (разными темами).

Как вы думаете, в каком темпе должна быть музыка, отражающая борьбу?

Правильно в быстром.

Давайте вспомним, какие быстрые темпы, мы с вами знаем.

А какой из перечисленных вами темпов в переводе с латинского означает «скоро»?

Правильно, это allegro.

А музыкальная форма, с которой мы сегодня с вами познакомимся  -  называется СОНАТНОЕ ALLEGRO  или просто СОНАТНАЯ.

Что вы знаете о сонатной форме?  Вспомните свои произведения по специальности. Напишите свои мысли на листочках, которые лежат на вашей парте. Работайте в парах. На доске вы видите дерево знаний, которое в связи с наступлением весны скоро зацветет. Но прежде, чем это случится – на нем должны распуститься листочки.

Ну что вы готовы?

Ребята зачитывают свои мысли. Один из учащихся крепит листья к дереву.

Хорошо, ребята, что вы из уроков специальности уже имеете некоторые знания по данной теме. Я предлагаю их пополнить новыми знаниями.

Итак, откройте тетради и запишите тему урока и определение сонатной формы (на мониторе).

II. Сонатная форма занимает особое место среди других музыкальных форм. Ее называют высшей музыкальной формой, потому что она дает возможность композитору отразить сложные жизненные явления, способность отразить сложный душевный мир человека. И вы были абсолютно правы из всех видов искусства, выбрав театр. Многие музыканты сравнивают сонатную форму с драмой. И мы сейчас с вами попробуем определить, что же между ними общего.

Для того чтобы наша беседа получилась интересной,  предлагаю вам вспомнить сюжет замечательного мультипликационного фильма – «Ох и Ах идут в поход».

Просмотр фрагмента.

Итак, что происходит в начале?

Правильно знакомство с главными героями и завязка действия, то есть, мы можем предположить,  как дальше будет развиваться сюжет.

Тоже происходит и в I разделе сонатной формы, который называется ЭКСПОЗИЦИЯ (выкладываем схему на доске).  Музыка экспозиции  знакомит нас с основными темами произведения, которые называются Главная партия и Побочная партия. Главная партия всегда активная, подвижная, а побочная – лирическая, с нотками грусти. Как вы думаете, какая партия будет Охом, а какая Ахом? А какие еще герои показаны мультфильме?

Ответы учащихся

И в экспозиции тоже есть еще Связующая партия и Заключительная.

Давайте вспомним, как дальше развивался сюжет.

Рассказ детей.

И в сонатной форме далее происходит развитие сюжета, а называется этот раздел – РАЗРАБОТКА. Здесь происходит развитие основных тем (продолжаем выкладывать схему).

А чем все заканчивается? В конце наступает развязка, когда как в сказке добро побеждает зло. А что происходит с нашими героями?

Ответы учащихся

Этот последний раздел – называется РЕПРИЗОЙ. Что значит термин – реприза?

Действительно, в этом разделе повторяются основные темы, но с небольшим изменением. Как правило, Побочная партия становится по характеру похожей на Главную.  Давайте обозначим местоположение в схеме наших героев.

А теперь ребята, скажите, что общего между сонатой и театром?

Ответы учащихся

Зарисуйте схему в свои тетради. Приложение 2.

Итак, мы познакомились со строением формы сонатное аллегро. А сейчас я предлагаю вам узнать о значении сонатной формы и ее использовании  композиторами. У меня для вас есть тексты, с которыми вы сейчас познакомитесь. Но читать будете не просто, а с пометками на полях:  ? – новая информация, V – знакомая информация, ! – интересная информация.

Инсерт (индивидуальная работа). Приложение 3

А теперь ответьте мне на вопросы:

1. В каком веке окончательно сложилась сонатная форма?

2. В творчестве каких композиторов произошло становление сонатной формы?  

3. Кто такие венские классики?

4. Сколько основных разделов в сонатной форме?

5. Какие еще разделы могут быть в сонатной форме?

6. Какие произведения пишутся в сонатной форме?

7. Как называются основные темы сонатной формы?

Молодцы, ребята, вы ответили на все вопросы.

 Я предлагаю  послушать музыкальный пример и убедиться, что вы поняли, что такое сонатная форма. Мы будем слушать одно из самых известных произведений в форме сонатного аллегро – I часть симфонии В. Моцарта № 40.  Наверняка эта музыка вам  уже знакома, просто раньше вы не задумывались о ее форме. Во время слушания я предлагаю вам смотреть на монитор, там будут появляться названия партий, звучащих в это время. После прослушивания вам нужно будет указать характер основных тем.

Слушание экспозиции I части симфонии В.Моцарта № 40, соль минор.

Скажите ребята, что мы с вами слушали?

Какой раздел мы прослушали?

Какой характер имели Главная и Побочная партии?

Ответы учащихся

III. Надеюсь, что вы хорошо усвоили особенности строения сонатной формы. И сможете в своих сонатах по специальности найти Главную партию и Побочную (Аха и Оха). И, исходя из музыки, придумать историю своей сонаты. Сможете?  Отлично! Но к домашнему задания мы вернемся несколько позже, а сейчас, я предлагаю вам разделиться на 2 группы и отгадать кроссворды. Посмотрим, какая группа справится быстрее.

Работа в микрогруппах. Приложение 4

Давайте сверим ответы. Только группа № 1 будут зачитывать ответы так, как будто они ГП (быстро, взволнованно и т.д.), а группа № 2 – как ПП (спокойно, медленно, лирично и т.д.).

Ответы учащихся.

Роль, какой партии исполняла я? Совершенно верно, связующей.

А была ли в нашей экспозиции заключительная партия?

Ну что ж ребята, вы отлично поработали. И я думаю, что наше дерево знаний готово зацвести. Напишите на цветочках то, что вам больше всего запомнилось о сонатной форме.

Ребята зачитывают свои мысли. Один из учащихся крепит цветы к дереву.

Молодцы ребята. Надеюсь, что это цветущее дерево знаний, поднимет вам настроение и подарит заряд бодрости. Спасибо вам за работу, вы как всегда были активны. А домашнее задание для вас будет как обычно на выбор:

- разбор ваших сонат по специальности,

- подготовка мини- проектов «Сонатная форма».