Летний проект "Маленькие путешествия почемучек"

Чардынцева Ирина Витальевна

«Летние путешествия маленьких почемучек»

 

Участники проекта: воспитанники второй младшей группы «Солнышко», воспитатели.

Вид проекта: музыкально-игровой, познавательно-творческий, групповой, комплексный.

Время реализации: краткосрочный.

Сроки реализации: июль.

Продукт проекта: изобразительная деятельность при слушании музыки и знакомстве с музыкальными инструментами, изготовление музыкального инструмента – балалайки, создание дидактической игры «Нотки-капельки», наглядное пособие «Домик для нот», квест-игра «Как насекомые в детском саду заблудились».

 

Первый этап. Подготовительный.

 

Введение в тему

Самым ярким видом искусства, затрагивающим душу каждого человека, является Музыка. Она способна передавать разнообразные ощущения и чувства, будь то радость или горе. Может побуждать и заставлять задуматься. Поэтому многие века и столетия данный вид искусства изучают педагоги, философы, музыканты, ученые и специалисты в области дошкольного образования. Последние неутомимо объясняют и показывают роль и значение музыкальной деятельности в развитии дошкольников, поясняют как музыкальные занятия влияют на воспитание маленькой личности, формируют его музыкальные способности, эмоциональную отзывчивость, культуру и музыкальность ребенка в целом.

 

Проблема

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями,

способствует полету воображения; музыка придает жизнь

и веселье всему существующему… Ее можно назвать

воплощением прекрасного и возвышенного.

Платон

 

В современном мире дети XXI века растут в мире гаджетов, электронных технологий и компьютеризации. В связи с этим выявляется проблема, связанная с низким уровнем эмоционального взаимопонимания, что отражается на духовной бедности, в отсутствии воображения, фантазирования, любопытства и желания познать новое, а также не способствует гармоничному и нравственному развитию.

Мы знаем, что основы музыкальной культуры закладываются в детстве. В дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, у детей накапливаются знания и тот опыт деятельности, от которого зависит эстетическое восприятие искусства и окружающего мира.

Исходя из этого можно говорить о том, что дети дошкольного возраста не умеют дать эмоциональную реакцию на занятии, что является первой проблемой данного проекта.

Вторая проблемная ситуация заключается в том, что на занятии вызвать интерес у ребенка достаточно сложно.

             
 

Актуальность

В процессе музыкальных занятий в течение учебного года я замечала, что детям не всегда интересно присутствовать на наших встречах. Им скучно оттого, что занятия могут проходить однообразно, что педагог просит повторить, просит описать сыгранное или прослушанное произведение, передать их настроение и характер, поделиться своими эмоциями. Либо реакцией на заданные вопросы были смущение, короткий ответ «не знаю» или повторение за своим одногруппником.

Меня беспокоит то, что проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста плохо развита. В силу своего возраста (3-4 года) дети не умеют самостоятельно выражать свои чувства и эмоциональные переживания без обучения и воспитания, т.к. нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые могут характеризовать взрослого человека, не даны ребенку от рождения. Эта способность формируется на протяжении всего дошкольного детства.

В настоящее время для детей дошкольного возраста основу эмоциональных переживаний дошкольника составляют отношения с родителями, сверстниками, а также телевидение, компьютерные игры, которые оказывают негативное влияние. Нынешние дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В современном мире музыка и искусство целенаправленно изолируется от общества, занижена их роль в воспитательном процессе.

Отсюда можно сделать вывод, что такие эмоциональные переживания носят негативный характер, это может привести к тому, что у ребенка выработается пессимистический взгляд на жизнь, что очень мешает саморазвитию в будущем.

По этой причине и родилось название проекта: «Летние путешествия маленьких почемучек». Ведь лето – это прекрасная пора для путешествий, а дети очень любят разные приключения. И мы знаем, что младшие дошкольники задают много вопросов. Наиболее частый из них «Почему?».

Таким образом, занятия были построены так, что мы «путешествовали» в лес, по океану, в страну Музляндию, в сказку, в Пещеру горного короля. Итогом было путешествие по нашему детскому саду в поисках насекомых.

Данный проект направлен на то, чтобы:

■ показать детям, что музыка и музыкальные занятия – это не скучно, а увлекательно, интересно и плодотворно;

■ привить правильное формирование музыкального слуха;

■ развить эмоциональную сферу дошкольников.

 

 

Цель:

  1. Создать условия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством слушания музыкальных произведений и изобразительной деятельности;
  2. Расширить и углубить знания дошкольников о музыкальных инструментах и музыкальной грамоте.

 

Задачи:

  1. Обогащать музыкальные впечатления детей;
  2. Воспитывать любовь и интерес к музыке;
  3. Развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость;
  4. Развивать мыслительную деятельность, память, слух и фантазию;
  5. Знакомить детей с музыкальными инструментами и миром нот;
  6. Обогащать словарный запас детей.

 

Предполагаемые результаты

В ходе реализации проекта дети научились внимательно, от начала до конца, слушать музыкальные произведения, пытались дать художественное описание прозвучавшей композиции и изобразить  ее на листе карандашами. Научились узнавать музыку, которую слушали ранее. Запомнили музыкальные инструменты, их звучание и названия нот.

 

 

Второй этап. Основной.

В реализации проекта были проведены запланированные мероприятия, связанные с путешествиями: в лес, по океану, в пещеру горного короля, в страну Музляндию, в сказку, по детскому саду.

Поэтому в ходе занятий с детьми:

  1. Проводились беседы об окружаюшей среде, о лесе, океане, музыкальных инструментах и их звучании, о веселых нотках и как их зовут, о балалайке, о прослушанных композициях;
  2. Слушали музыкальные произведения (В. Шверцингер «Марш гренадёров», М. Равель «Море», Н.А. Римский-Корсаков «Океан-море синее» из оперы «Садко», Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», звуки инструментов, с которыми знакомились, звуки животных и природы, РНП «Ах, вы сени, мои сени»);
  3. Занимались творческой деятельностью (изображение моря, музыкального инструмента - треугольника, поделка из картона, пластилина и самоклеящейся цветной бумаги – балалайка);
  4. Рассматривали иллюстрации (с лесными животными, морскими обитателями, с кораблем и поездом, на которых путешествовали, с насекомыми, с таинственной страной Музляндией, с изображением музыкальных инструментов, нот и нотного стана);
  5. Смотрели детские мультфильмы «В пещере горного короля» (1993 г., на музыку Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт») и «Песенка про пять океанов», видеозаписи игры на балалайке (исполняет Алексей Архиповский, «Колыбельная» и «Маленькая вещь»), мини-сказку «Как курочка Ряба снесла ноту соль»;
  6. Играли на музыкальных инструментах (барабан, ксилофон, маракас, треугольник, трещетка, ложки);
  7. Занимались пением (распевки, песня А. Островского «До, ре, ми, фа, соль…», песня про жука).
  8. Проводили разминку-зарядку перед путешествием, изображали поезд под музыку и музыкально-ритмические движения под марш;
  9. Играли в д/и «Сложи цветок», «Найди нотки-капельки», «В каком домике живет нотка», «Отгадай звук», «4 лишний», и подвижную игру под сопровождение инструмента «Ловишка».

 

Презентация проекта

Показ разных видов деятельности на занятиях в фото- и видеоформате в рамках проекта «Летние путешествия маленьких почемучек».

 

Понятийный словарь

Существительные

Глаголы

нота

нотный стан

скрипичный ключ

мелодия

музыка

балалайка

марш

барабан

ксилофон

маракас

треугольник

трещотка

ложки

музыкант

композитор

исполнитель

виртуоз

колыбельная

произведение

струна

гриф

корпус

колок

лопатка

 

маршировать

слушать

звучать

шуметь

стучать

звенеть

шуршать

хрипеть

трещать

жужжать

писать

сочинять

исполнять

играть

перебирать

 

 

 

Третий этап. Заключительный.

 

Оформление паспорта проекта.

 

Проведение квест-игры «Как насекомые в детском саду заблудились».

 

Планы на дальнейшую деятельность

Проект показал, что детей нужно и можно заинтересовать в ходе занятия. Они были очень активны и увлечены. Импонирует то, что дети стали более открыты к общению и пытались пояснить свои эмоции, без стеснения, после прослушивания произведения.

Всех предполагаемых результатов не добились. Так как проектная деятельность выпала на период пандемии, то дети не всегда присутствовали на занятиях, и поэтому весь объем информации был получен не планомерно. От этого отсутствовало систематическое закрепление пройденного материала.

Проект положил начало для реализации других проектов и занятий по развитию эмоциональной сферы дошкольников. Данная тема очень интересна и многогранна. И поэтому, я решила продолжить изучать ее дальней, более углубленно в самообразовательном процессе («Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в процессе музыкального восприятия»).

 

Литература

 

  1. Шанских Н.Г. Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки.
  2. Комиссарова Л.Н. Современные направления и задачи музыкального развития детей дошкольного возраста // Современный детский сад, №3. – Москва: ООО «АРКТИ», 2011. – С. 26 - 31
  3. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание дошкольника – основа его культурного развития // Современный детский сад, №3. – Москва: ООО «АРКТИ», 2011. – С. 23 – 25
  4. Цитата Платона
  5. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 304 с.
  6. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – Москва: «Академия», 1998. – 240 с.
  7. Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - Москва: АйрисПресс, 2004 - 160с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр: