Открытый урок "Работа концертмейстера с учащейся в классе вокала"
Открытый урок с уч-ся 2 класса вокального отделения Дорджиевой Аюной (преп. Лиджиева Э.С.)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №1»
Открытый урок
«Работа концертмейстера с учеником в классе вокала»
с уч-ся 2 класса вокального отделения
Дорджиевой Аюной (преп. Лиджиева Э.С.)
Провела
Манджиева Э.Б.
г.Элиста, 2021г.
Дата урока: 20 октября 2021г.
Цель урока:
создание условий для формирования навыков вокального исполнения с концертмейстером;
помощь в реализации выразительного вокального исполнения в репертуаре песенных произведений.
Задачи урока:
воспитание вокальной культуры учащейся, единства вокально-технических навыков;
формировать вокально-технические навыки: правильный вдох и выдох при воспроизведении звуков, звуковедение, произношение текста;
развитие навыков совместной работы с концертмейстером.
План урока:
1. Распевка
2. Работа над музыкальным произведением
3. Закрепление материала. Итоговое исполнение произведения
4. Домашнее задание
Ход урока
1. Распевка
Прежде чем перейти непосредственно к распевке, несколько упражнений на дыхание. При использовании ряда упражнений на развитие правильного дыхания мы ощущаем мышцы диафрагмы и мышцы живота. Мышцы диафрагмы нам необходимо тренировать для пения, так как мы пользуемся диафрагмальным дыханием, при котором активна диафрагма и мышцы брюшной полости.
Ученица делает упражнение на укрепление мускулов диафрагмы - вдыхает и выдыхает с возрастающим и убывающим ритмом - вдох через нос, а выдох через рот «шумно»;
Выполняет упражнение на формирование объемного звука - сомкнутыми губами воспроизводится звук «М» (исполняется на штрих non legato по нотам до до ре ре до). Внимание в этом упражнении необходимо сосредоточить на диафрагме, чем сильнее акцент на каждый звук, тем ощутимее тяжесть на диафрагме. Тренируем опору дыхания.
Исполнение вокальных распевок не должно быть механическим, формальным, лишенным музыкальной формы. Нужно обращать внимание на точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.
Поем звук «Р» (рычание) - звук тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы приоткрыты на «улыбке». Это упражнение помогает ощутить «опору звука», развить артикуляционный аппарат, расслабить гортань, мышцы шеи (исполняется по нотам до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до с использованием штриха legato).
С использованием следующей распевки достигается чувство глубокой опоры звука, формирование ясного, яркого, близкого, более узко сформированного, но вместе с тем объемного звукоизвлечения. Посыл звука должен приходиться в корни верхних зубов. (исполняется по нотам до-ре-до-ми-до-фа-до-соль-до с использованием штриха staccato, чередованием слогосочетаний «ЗА» «ЗИ»).
2. Работа над музыкальным произведением. «Песня о Родине», музыка В.Алекеева, слова И. Лейме, В. Рысай.
Проводится краткая беседа с учащейся. Определение характера произведения, работа над фразировкой. Работа над точным интонированием мелодии по фразам, соблюдая динамические оттенки, кульминационные выделения «главных слов» текста. Заостряется внимание на том, что дыхание целесообразно брать не после каждого словосочетания, а по окончании мелодической фразы, чтобы не нарушать целостности образа. Смысловое движение идет к концу фразы (для этого определяем ключевые слова в каждой фразе). Создавая образ песни, не забывать использовать характерные черты для выбранной песни (плавное, ровное голосоведение, лигованность и мелодичность каждой фразы в отдельности, артикуляционная и дикционная работа слогосочетаний).
Одной их важных особенностей концертмейстера на уроке с сольным исполнителем является умение и готовность быть "вторым". Отсутствие этого качества становится особенно заметным во время публичных выступлений, так как от волнения можно заглушить, "забить" солиста. Важно чувствовать меру, сохраняя звуковой баланс.
3. Закрепление материала. Итоговое исполнение произведения
Итог совместной работы солиста с концертмейстером сводится к тому, чтобы в конце урока закрепить разбор произведения, полученные знания и навыки, качественно исполнить произведение.
4. Домашнее задание
При исполнении «Песни о Родине» необходимо:
- петь самостоятельно свою партию точно, без фальши;
- следить за ровным звукоизвлечением каждой фразы, дикцией и артикуляцией;
- выучить текст, чтобы уверенно исполнять произведение.
