«Детский альбом» П. И. Чайковского 24.09.2021г

Нарышева Татьяна Георгиевна

Лекция-концерт «Большая музыка для маленьких» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_albom_lektsiya.docx430 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

WfQe.jpg

СЦЕНАРИЙ

ЛЕКЦИИ-КОНЦЕРТА

«БОЛЬШАЯ МУЗЫКА ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ»

«Детский альбом» П. И. Чайковского 24.09.21г.

Цель:

          Расширить знания об истории создания цикла для фортепиано «Детский  Альбом»

  • Новый взгляд на цикл «Детский альбом» П.И. Чайковского с точки зрения синтеза различных видов искусств

Задачи:

Образовательные:

  • Обзор жизни и творчества П.И. Чайковского

Воспитательные:

  • Приобщение детей к истории создания цикла «Детский альбом» и демонстрация современности и актуальности творчества П.И. Чайковского в наши дни;
  • Провести анализ инструментального исполнения  пьес «Детского альбома»;
  • Воздействие на чувства, эмоции детей, побуждение их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов.

Развивающие:

  • Формирование музыкального вкуса;
  • Формировать образное мышление;
  • Расширить кругозор учащихся через знакомство с новым репертуаром.

Методы:

  • Наглядный;
  • Игровой;
  • Объяснительно-иллюстративный.

Оборудование:

  • Компьютер;
  • Проектор;
  • Рояль.

Материалы:

  • слайдовая презентация
  • нотный материал

          Именем Чайковского открывается одна из блистательных страниц русской музыкальной культуры XIX века. Творчество Петра Ильича отличается поразительным мелодическим богатством. Тонкий знаток человеческой души, он запечатлел в своей музыке целый мир переживаний современных ему русских людей. Написав немало сочинений грустного, элегического характера, Чайковский постоянно обращался и к образам светлым, воплощавшим поэзию грез, ощущение полноты счастья. При всей глубине и насыщенности разнообразными психологическими оттенками, лирика Чайковского отличается исключительной непосредственностью, эмоциональной «открытостью», способностью воздействовать на душу человека…

  Музыкальный язык великого лирика настолько ярок, что узнаваем в любом произведении, будь – то сложная симфония и незатейливая детская пьеса.

       Многие знаменитые композиторы сочиняли музыку специально для детей. Первым был, пожалуй, Р. Шуман с его большим сборником пьес «Альбом для юношества». Это были пьесы с интересными названиями и доступные для понимания и исполнения юным исполнителям.  П. И. Чайковский задумал продолжить эту линию творчества. В одном из писем Н. фон Мекк композитор писал: «Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана». И в 1878г. появился сборник пьес под названием «Детский альбом», состоящих из 24 небольших пьес – фортепианных миниатюр – вся жизнь ребенка: его мысли, чувства, настроения, игровые сценки, страшные сказки, мечты. А так же – картины русской жизни, русской природы, «песенки – путешествия».

        Хотя он и похож по своему замыслу на альбом Р. Шумана, но написан в русских традициях: с использованием русского музыкального фольклора,  национальных интонаций, а главное – с изображением русского быта своего времени, привлечением мира образов, близких и понятных ребенку, выросшему в России 19 века.

        Интересно, что альбом имеет посвящение: «посвящается Володе Давыдову». Кто же такой Володя Давыдов? Это любимый племянник Чайковского, сын его любимой сестры. Петр Ильич в 14 лет потерял маму. С отцом остались пять мальчиков и две девочки, старшая из которых во многом заменила Петру маму… Дети выросли, разъехались по стране, но Петр Ильич очень любил приезжать в гости к сестре на Украину, в село Каменка, где попадал в теплую атмосферу любви, семейного уюта. С детьми сестры он сам играл как ребенок, а также сопровождал их игры и танцы фортепианными импровизациями. Володя как раз учился музыке, и под впечатлением от его занятий  П. И. Чайковский и задумал сочинить цикл миниатюр – небольших пьес, в которых бы сочетались мелодическая выразительность, простота гармонии, фактурное удобство и  интересный образный мир.  

        Чайковский так выстроил порядок пьес, что перед нами как бы проходит день жизни ребенка, от подъема до сна, с его играми, занятиями, переживаниями. Таким образом складывается музыкальный цикл – ряд пьес, связанных между собой единой идеей.

        Ну что ж, давайте откроем первую страницу альбома и заглянем в мир обычного ребенка конца 19 века Володи Давыдова.

Утро ребенка начиналось с краткой молитвы. Нельзя было проснуться со словами «опять уроки!» или «снова эта каша» - нет! Детей приучали к тому, что первыми словами проснувшегося человека должны быть слова благодарности: «Слава Богу, начался новый день! Господи, благослови его, сохрани живыми и здоровыми меня и всех любимых людей!» Кто знает, если бы мы все встречали каждый день такими словами, быть может, наша жизнь была бы чуточку добрее…

№1. Миниатюра «Утренняя молитва» звучит светло, тихо, торжественно. Ее лад – светлый, мажорный (исполняет Федулов Александр)  

№2. «Зимнее утро»  

Это картина русской природы.

Пьеса имеет 3-х частную форму. Причем крайние разделы образуют арку. В них вы услышите: в движении «суровых», «зимних» интервалов – стон ветра. Интонации среднего раздела передают щемящее, жалобное настроение.

«Поет зима – аукает

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна

Воробышки игривые

Как дети сиротливые

Прижались у окна.

Озябли пташки милые

Голодные, усталые

И жмутся поплотней,

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней…»

(исполняет Судакова Альбина «Зимнее утро»  

№3. «Мама» - это Слово-Чудо, Слово-Свет.  

МА-ма, ма-ма – ласковые нежные интонации музыки, звучат словно обращение к самому дорогому и близкому человеку – к Маме:

«Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою…»

(Р. Гамзатов)

(исполняет Прошина Полина «Мама»

 Любому ребенку не терпится начать свои игры! Слушая следующий номер концерта, вы сразу догадаетесь, кто это играет в детской, мальчики или девочки: пьеса наполнена безостановочным, непрерывным движением. В прошлом веке такие пьесы стали называть «perpetum mobile» - «вечный двигатель». И правда, эти мальчишки – настоящие «энерджайзеры»! Вслушайтесь: мажорный лад, ровные короткие длительности, упругий пульс, быстрый темп – и ни одной паузы! Как будто на одном дыхании домчались лошадки из конца в конец комнаты.

№4 «Игра в лошадки» (исполняет Шарян Галина)  

   Большинство мальчиков из благородных семей получали военное образование, становились офицерами, служили на защите Отечества. Кто-то из них мечтал служить в конных войсках, стать лихим гусаром или драгуном. А кто-то мечтал вести на поле боя армию солдат. Вот они, деревянные солдатики, уже расставлены на полу, готовы к бою. Сейчас раздастся военный марш – и в поход! Послушайте, какой необыкновенный марш сочинил Чайковский: он игрушечный, легкий – звучание тихое, отрывистое (инструменталисты называют такой прием staccato), в высоком регистре. Слышна даже дробь барабанчика.  Попробуйте все время наблюдать за музыкой: вы услышите, как она меняется – ведь в ней все время что-то происходит! Вот солдатики идут тесным строем, а вот, в середине пьесы, движение как бы затормозилось – может быть, строй разворачивается, выполняет какие-то команды. А затем движение возобновляется, возвращается начальная тема – это реприза, повторение музыкального материала. Если вы все это услышите, значит, вы услышали трехчастную репризную форму. Мы недаром предлагаем вам эту пьесу в переложении для флейты: именно флейта часто сопровождала и подбадривала солдат в походе, ведь ее звук такой звонкий, хорошо слышный, а сама она такая маленькая, что ее можно положить в карман…

№5 «Марш деревянных солдатиков» (исполняет Куроленя Назар

Ну, а теперь заглянем в комнату девочек.

Пьесы: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Вальс», «Новая кукла» (№ 6, 7, 8,9) образуют маленькую сюиту. Конечно же это пьесы не только о куклах, но и о девочке, которая переживает болезнь куклы, ее похороны, спустя некоторое время радуется новой кукле. Это короткие музыкальные рассказы о сложной и серьезной душевной жизни ребенка, который чувствует все так же сильно и остро, как и взрослый человек.

№6 «Болезнь куклы»  

У девочки заболела кукла. Как в музыке рассказано об этом? Что необычно в музыкальном языке этой пьесы?

Слушая музыку, вы сразу обратите внимание на то, что в ней нет сложной мелодической линии. Она как бы разорвана паузами, каждый звук мелодии напоминает вздох… («ох… ах»…). Жалобно звучат вздохи куклы, переходящие затем в приглушенные стоны, так как они переносятся в низкий регистр. Страдания куклы достигают предела, вырастая в напряженную кульминацию. Пьеса имеет долго «угасающую» коду.

Кукла заснула… (исполняет Сапель Варвара «Болезнь куклы»

№7 «Похороны куклы»  

Настроение печали в этой пьесе создается при помощи жанра похоронного марша. Четкий ритм и мрачный колорит передают движение траурной процессии, как бы проходящей перед слушателями.

Мелодия словно пытается «вырваться из оков» сурового речитатива.

В момент кульминации в нее вторгается резкая интонация отчаяния.

 

№8 «Новая кукла» завершает маленькую сюиту. Легким ветерком радости предстает эта миниатюрная пьеса. Она и звучит меньше минуты. В ней слиты воедино разные оттенки чувства: изумление, восторг, охватывающие ребенка при виде красивой игрушки, о которой он давно мечтал. Здесь идет своя жизнь, с настоящими происшествиями, чувствами, радостью и страданием. Конечно, любимые игрушки у девочек всех времен – это куклы, и все девочки играют в «дочки-матери» и обожают своих кукол, независимо от того, яркая Барби в их руках или тряпичная кукла Маша. А бывает, что у любимой куклы что-то сломается, тогда для маленькой хозяйки это настоящее горе! Послушайте, как тонко Чайковский передал детские эмоции: в пьесе «Болезнь куклы» резким контрастом к звучавшей ранее музыке появляется темный и печальный минорный лад. Медленный темп, долгие звуки, очень сдержанный ритм, мелодическая линия как будто рвется на отдельные звуки – все средства воплощают скорбь и отчаяние. Но зато какой радостью и восторгом наполнится детское сердце, когда любимая кукла будет «вылечена» или когда появится новая кукла! Горе забыто, и не в силах сдержать радость девочка закружится по комнате вместе с любимой «дочкой»! 

(исполняет Лашук Таисия «Новая кукла»

Но игры играми, а пора и приступать к занятиям. Сегодня в распорядке дня нашего героя – танцевальные занятия. Обучение танцам было обязательным в дворянских семьях, - так же, как и музыке. Ведь во взрослой жизни воспитанникам предстоит посещать балы – званые вечера, на которых люди общались, обсуждали новости, знакомились, танцевали. Бальных танцев было очень много Но у Чайковского, безусловно, любимым танцем был вальс. Вальсов у композитора огромное количество: фортепианные пьесы («Ната-вальс», «Сентиментальный вальс» и др.), вальсы в операх и балетах, даже части симфоний Чайковский, вопреки классической традиции, у него превращались в вальс. Видимо, этот жанр был близок душе автора своим лиризмом, мягкостью, задушевностью.

Вальс вы всегда узнаете сразу по его музыкальному размеру – он трехдольный, так как передает не шаг (раз-два, раз-два), а кружение (раз-два-три).

№9 «Вальс» (исполняет Комиссарова Ника  

В «Детском альбоме» встречается еще один бальный танец – полька. Но это танец не польский, как вы подумали, а чешский! И во все времена, даже в годы юности наших мам и бабушек, это был любимый детский танец, потому что основа его движений – это прыжки и подскоки.

№10 «Полька»

Еще одним очень популярным танцем была мазурка. Каждый бальный танец когда-то был танцем народным в той или иной местности. Вальс – в Австрии, а мазурка – в Мазовии, в Польше. Она тоже трехдольная, но с акцентом на 2й доле  - так образуется синкопа. В танце нужно было успеть на эту долю притопнуть, «звякнуть шпорами». Ох и непросто было научиться танцевать мазурку!

№11 «Мазурка» (исполняет Басараб Екатерина    

 

«…Я вырос в глуши, с детства самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки…» - писал фон Мекк.

Детские впечатления композитора, его любовь к народной песне, пляске нашли отражение в трех пьесах «Детского альбома»: это – «Русская песня», «Мужик на гармонике играет» и «»Камаринская». Они составляют еще одну маленькую сюиту. В так называемой «русской сюите» обращает на себя внимание яркий национальный колорит. В пьесах использован прием развития – вариационность, свойственная народному исполнительству. При этом однако, по-разному проявляется во всех трех пьесах.

№12 «Русская песня»  

«Русская песня» - мастерская обработка народной песни «Голова ль ты, моя головушка». Она воссоздает мощное четырехголосное звучание мужского хора, исполненное молодецкой силы и удали. Автор дает три варианта обработки темы. В «Русской песне» обработку темы можно уподобить дереву, где неизменная тема – ствол, а вариации – ветви этого дерева.

№13 «Мужик на гармонике играет» - веселая зарисовка «с натуры», своего рода маленькая сценка.

Звучание фортепиано напоминает игру на гармонике: в пьесе обыгрывается Д7 – он повторяется 30 раз! Единственная распевная фраза так и не стала «настоящей», развитой мелодией.

Многократные варьированные повторы этой фразы создают комическое впечатление: герой как будто озадачен необычным звучанием своей гармонике и ничего другого сыграть явно не в состоянии, фраза, не завершившись, так и затихает на «полуслове».

(исполняет Кашин Владислав    

№14 «Камаринская»  

Этот знаменитый наигрыш русской пляски еще в 1848 году использовал Глинка в своей блестящей оркестровой фантазии. Здесь же, в «Детском альбоме», плясовая является скромной фортепианной миниатюрой. Развивая традиции Глинки, Чайковский дает в ней яркий образец инструментальных вариаций. На первый план выступает искусство варьирования – узорчатого расцвечивания темы. Вспомните народное искусство росписи Хохломы, Палеха, его звонкие и яркие краски. (За шутливой, скерцозной темой следует три вариации).

(исполняет Карпова Даша «Камаринская»

Но вот занятия окончены, и можно спуститься к обеду в гостиную, где за столом уже собрались родители, родственники, гости – в гостеприимной помещичьей семье всегда кто-нибудь гостит. А от гостей можно услышать много увлекательных рассказов о далеких странах, о путешествиях… В прошлые века детей редко брали в далекие поездки, слишком долгой и трудной была дорога: нужно было неделями трястись в экипаже, брать с собой все, необходимое для жизни. А вот сам Петр Ильич путешествовал много. И он придумал музыкой рассказать детям о своих впечатлениях: он сочинил пьесы на основе тех мелодий, которые слышал в чужих странах.

 №15, 16, 17, 18, 23. следующую сюиту, которую можно было бы назвать «О чужих странах и людях» образуют песенки. В них мы ощущаем и ритмическую живость итальянских мелодий и мудрую грусть старинного французского напева и степенную размеренность немецкого танца.

И все же предпочтение Чайковский отдает Итальянским «песенкам», в «Детском альбоме» их три. Это не случайно. Пьесы отразили свежие музыкальные впечатления композитора, полученные в Италии. Осень и зиму гг. Чайковский провел за границей. Он побывал в Италии, Франции, Швейцарии.

«Итальянская», «Немецкая», «Шарманщик поет» и отчасти «Старинная французская песенка» напоминает звучание шарманки. С механическим звучанием этого инструмента у Чайковского были связаны яркие впечатления детства. Поэтому «песенки» звучат не только как музыка «о чужих странах и людях», но и как воспоминание композитора о своем детстве.

Там, где властвует стихия стремительного танца, в воображении встает картина веселого итальянского карнавала – его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.  

А сейчас прозвучит грациозная №15 «Итальянская песенка»

(исполняет Иванова Дарья )  

 

№16. «Старинная французская песенка»  

Композитор использовал здесь подлинный напев XY1 века – «Куда вы ушли, увлечения моей молодости…».

Немного изменив мелодию своей пьески, он включил ее в оперу «Орлеанская дева», где она называется «Песнь менестрелей» и воссоздает колорит средневековой Франции. Простой и неторопливый напев родствен старинной балладе. Скупые гармонии, сдержанный минорный тон повествования напоминают картины старых мастеров и с их приглушенно-темной палитрой красок. Из глубоких теней этих картин проступают лица и фигуры людей в старинных одеждах, живших в давние времена… сдержанная и благородная простота, аромат старины, сделали эту пьесу шедевром «Детского альбома».

№17. «Немецкая песенка»  

Весела и бесхитростна, но есть в ней загадка. Неторопливое трехдольное движение выдержано в характере крестьянского танца лендлера. Однообразие гармонии напоминает звучание шарманки. Мелодический рисунок резкий, «ломаный». Такие резкие скачки в мелодии характерны не только для этой песенки. Они часто звучат в мелодиях, распространенных среди жителей Альп. Называются такие мелодии и скачки в них йодлями. В них-то и таилась загадка «Немецкой песенки».

(исполняет Еким Дана    

   

№18. «Неаполитанская песенка» - одна из самых ярких пьес «Детского альбома». Она пришла в музыку Чайковского с улиц Неаполя. Эту маленькую тайну нам раскрыло письмо к фон Мекк: «Дают ли Вам серенады под окнами? Нам в Неаполе и Венеции каждый день давали и с каким особенным удовольствием я слушала в Неаполе ту песню, которую вы взяли для танца в «Лебединое озеро». Композитор называет ее танцем в балете и песенкой в «Детском альбоме» - и в этом нет противоречия. В ней соединились и песня, и танец.

(исполняет Осипова Евгения    

 

  Вы любите слушать страшные сказки? В “Альбоме “ их две.

№ 19 “ Нянина сказка “ Приходит время детям прощаться с гостями и родителями и отправляться в детскую, где заботливая няня прочитает молитву, расскажет сказку и уложит детей. Ах, эти нянины сказки! Помните, у И. Сурикова: «И начну у няни сказку я просить, И начнет мне няня сказку говорить: Как Иван-царевич Птицу-Жар поймал, Как ему невесту серый волк достал. Слушаю я сказку, - сердце так и мрёт; А в трубе сердито ветер злой поёт…». Послушайте, какую сказку рассказала няня в «Детском альбоме» Чайковского. Отрывистые, колючие звуки, короткие фразы, напряженные интонации, резкие акценты, и тоже трехчастная форма с таинственной, жутковатой средней частью.  

Осторожно-полной звучностью (штрихом), резкой гармонией композитор создаёт сказочный образ. (В аккордах спрятаны “ колючие “ тритоны). В мотивах слышится таинственное “тук-тук-тук…тук-тук-тук…”. Музыка, наполненная чуткими паузами, неожиданными акцентами, звучит насторожено. Использованный здесь приём развития – секвенция – усиливает настроение тревоги, приводящий к “вскрикам”.

(исполняет Кузьмина Софья «Нянина сказка»

№ 20. “ Баба – Яга “ Конечно, вы догадались, кто был героем этой сказки: наверняка Кощей Бессмертный или Баба-Яга! Как любят дети страшные сказки, чтобы сердце замирало, чтобы мурашки бежали по коже! Современные дети любят их не меньше, чем племянники П. И. Чайковского.  

Картина сказочного полёта. Сравнивая две сказки, вы заметите немало общего в их музыкальным языке: тот же острый штрих, то же изобилие диссонансов. Различий то же много. Если “Нянина сказка” звучала повествовательно – “сказывалась”, то в “Бабе – Яге” изображён стремительный полёт в темпе Presto. Резче звучат выкрики Бабы – Яги, словно пролетевшей над самой головой и стремительно удаляющейся. Впечатления “удаления” создано благодаря постепенному переходу в низкий регистр и затуханию динамики.

Улетела…

(исполняет Караваева Елизавета  

№ 21. «Сладкая греза»  

Засыпая, ребенок мечтает. Его мечту воплощает прекрасная мелодия пьесы («Сладкая греза). Истоки ее – в вокальной музыке широкого дыхания – оперной арии, романсе. Здесь мелодия, развиваясь небольшими «волнами», постепенно «расцветает». Музыка пьесы передает лирическое мечтательное настроение. Вы, наверное обратили внимание на мягкость, консонантность звучания пьесы (особенно это заметно после напряженности, диссонантности сказочных пьес).

(исполняет Галечян Анна     

№ 22. «Песня жаворонка»  

И вновь, мы обращаемся к зарисовке природы – к «Песне жаворонка». В ней слышен и шелест колосьев, и как от ветра колышутся стебельки полевых цветов и трав. А над ними – песня жаворонка, звонкая и нежная:

«Поле зыблется цветами

В небе вьются света волны

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны…»

№ 23. «Шарманщик поет»  

Эта пьеса напоминает звучание шарманки. Тема – мелодия была привезена Чайковским из поездки. В письме к фон Мекк он пишет: «В Венеции по вечерам к нашей гостинице подходил иногда какой-то уличный певец с маленькой доской, и одна из их песенок мне нравится».

№ 24. «В церкви»  

C:\Users\HP\Desktop\Детский альбом чайковского лекция 24.09.21\фото лекции чайковского 24.09\IMG-20210924-WA0004.jpgC:\Users\HP\Desktop\Детский альбом чайковского лекция 24.09.21\фото лекции чайковского 24.09\IMG-20210924-WA0005.jpgЭтой пьеской заканчивается «Детский альбом». Ее звучание как и в «Утренней молитве» напоминает пение церковного хора. Молитвой ребенок не только встречал, но и провожал каждый прожитый день, вспоминая о том, какие добрые дела ему удалось сделать. «Вечерний « ми минор последней пьесы звучит ответом «Утреннему» соль мажору первой. Плавная мелодия узкого диапазона напоминает сдержанную речь.

Итак, звучит «прощальное слово» «Детского альбома».

(исполняет Никитина Анна «Хор»

… его чарующие мелодии приходят к нам в детстве и остаются с нами на всю жизнь. Балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица». «Лебединое озеро» - неповторимый мир сказки, где главное волшебство совершается не феями и колдунами, а музыкой. Оперы, балеты, симфонии, изящные небольшие пьески – Чайковский во всем был величайшим художником, певцом русской природы, музыкантом, тонко и глубоко чувствующим душу.

 

На этом месте мы закроем «Детский альбом» П. И. Чайковского. Вот и окончен день Володи Давыдова. Маленький человек скоро повзрослеет. Как сложится его жизнь дальше? Наступит пора отрочества, мир перестанет быть уютным и замкнутым; подросток будет стремиться глубже узнать жизнь, более глубоко чувствовать, размышлять. И мы верим, что в этом ему поможет и всегда будет рядом настоящая, Большая музыка.

01.png 

C:\Users\HP\Desktop\Детский альбом чайковского лекция 24.09.21\фото лекции чайковского 24.09\IMG-20210924-WA0008.jpg