Требования к формированию исполнительского состава ансамбля
Одно из необходимых условий существования ансамбля - четкое разграничение «прав и обязанностей» его участников и руководителя. Практикой доказано, что все участники отвечают за общее дело, руководитель же - в еще большей мере. На руководителе лежит ответственность за качество исполнения участников ансамбля, репертуарный план, концертная деятельность и, конечно, психологический климат в коллективе. Он является инициатором, организатором творческого процесса. Часто самому приходится делать обработки произведения, переложения, поскольку очень мало партитур для ансамбля
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования «Республиканский Дворец детского творчества им. Б.Е.Кабалоева»
СОГЛАСОВАНО Методическим советом РДДТ Председатель _________М.А.Хадзарагова | УТВЕРЖДАЮ Директор РДДТ ________________А.С. Мзокова |
Требования к формированию исполнительского
состава ансамбля
(Методические рекомендации для педагогов УДО республики)
Составители: Валиев А.Т., Дзебоева А.К.,
Агкацева З.Ю., педагоги дополнительного
образования
г. Владикавказ
2018
Одно из необходимых условий существования ансамбля - четкое разграничение «прав и обязанностей» его участников и руководителя. Практикой доказано, что все участники отвечают за общее дело, руководитель же - в еще большей мере. На руководителе лежит ответственность за качество исполнения участников ансамбля, репертуарный план, концертная деятельность и, конечно, психологический климат в коллективе. Он является инициатором, организатором творческого процесса. Часто самому приходится делать обработки произведения, переложения, поскольку очень мало партитур для ансамбля
Руководитель ансамбля должен проявлять профессиональный интерес, как к режиссерскому, так и к дирижерскому искусству. От личных качеств руководителя зависит многое. Уметь вести за собой коллектив - это большое искусство. Самым действенным методом воспитания коллектива, является личный пример. В обязанности руководителя входит:
- поддерживать контакт с руководством (в целях решения вопросов, возникающих в процессе работы);
- изыскивать новый репертуар;
- поддерживать контакт с композиторами;
- проводить и планировать репетиционную работу;
- составлять программы выступлений.
В обязанности участника ансамбля входит:
- систематически работать над повышением своего исполнительского мастерства и профессионального мастерства;
- быть требовательным к себе;
- правильно воспринимать критику, быть самокритичным;
- проявлять инициативу в решении различных вопросов;
- выполнять поручения художественного руководителя;
- во время выступления быть предельно внимательным;
- знать наизусть ансамблевые партии, к исполнению подходить
- творчески;
- концертная одежда должна быть скромной, строгой и вместе с тем нарядной, гармонировать с инструментами.
Формирование исполнительского состава ансамбля
Ансамбль без ярких индивидуальностей также неинтересен, как и солист, лишенный этого качества. Надо, чтобы у каждого участника ансамбля было что-то свое, индивидуальное.
Директор А.С.Мзокова
Первое, с чего начинается работа ансамбля - это подбор высококлассных исполнителей. Ансамбль рекомендуется комплектовать из музыкантов близких по духу, характеру, интересам, уровню развития, и конечно, по степени овладения инструментом. Совместная игра способствует у членов коллектива исходных черт творческого облика. Необходимо, чтобы индивидуальные качества каждого участника ансамбля дополняли друг друга. Такое взаимодополнение расширит исполнительские возможности будущего ансамбля.
При подборе членов ансамбля педагог должен тщательно продумать распределение по партиям, чтобы последние соответствовали исполнительским возможностям. Здесь одинаково недопустимо как завышение, так и занижение трудностей партий. В первом случае обучающийся будет слишком долго выучивать ее и просто плохо исполнять, во втором — он не получит от занятий в ансамбле ожидаемого творческого удовлетворения.
Подбирать участников ансамбля нужно также по принципу психологической совместимости. Это понятие широкое. Это максимальное совмещение психических параметров двух или нескольких людей, которые «нуждаются» друг в друге, стремятся к постоянному взаимному общению. Им всегда есть, о чем поговорить.
В ансамбле каждый должен уметь координировать свои действия с действиями партнеров. Понятие «психологическая совместимость» включает в себя и совместимость характеров, общность взглядов, степень воспитанности, прилежности, дисциплинированности и эмоциональную устойчивость, способность к саморегуляции; короче - целый комплекс качеств. Для создания благоприятной творческой атмосферы необходимо понимать партнера с полуслова, улавливать по интонации голоса (настроение, самочувствие и т.д.).
Развитие ансамбля, как вида исполнительского искусства
В последнее время возрос интерес к ансамблевой игре. На концертах наряду с солистами, все чаще выступают и ансамбли (баянистов, аккордеонистов, гармонистов). В республике хорошо знаком ансамбль гармонистов трио «Фандыр», в составе С. Елкановой, С. Дзуцева, З. Гусаовой. Это не случайно.
Директор А.С.Мзокова
Ведь ансамблю, подобно малому оркестру, доступен самый разнообразный репертуар, вплоть до многих сложных произведений.
В настоящее время подготовкой новых ансамблей занимаются учебные заведения, имеющие в учебном процессе музыкантов - исполнителей. В учебных планах отводятся часы для ансамбля, что прививает интерес к совместной игре за годы обучения. Но, к сожалению, этого недостаточно. И при более широкой постановке вопроса вполне реальным представляется создание в стенах учебных заведений постоянного состава ансамбля.
В последние годы в различных публикациях отмечена история данного ансамблевого искусства: Е. Максимов «Ансамбли и оркестры гармоник» (М-1979), Мирек «Из истории аккордеона и баяна» (М. 1967), Розанов «И звучит гармоника» (J1. 1979) и т. д. Ценность этих исследований - история развития не только сольного, но и ансамблевого исполнительства.
Подготовка участников к репетиции
«Опаздывание, лень, каприз, дурной характер, незнание роли, необходимость дважды повторять одно и тоже - вредны для дела и должны быть искореняемы» - говорил К. Станиславский. Все участники ансамбля должны приходить на репетицию хорошо подготовленными, предварительно разыграться, быть в полной рабочей форме. Каждый исполнитель обязан: своевременно (без опозданий) являться на репетицию; быть собранным, внимательным. Не зная в совершенстве партию, не проработав замечания, полученные на последней репетиции, ребенок не может участвовать в репетиции, ведь каждая из них - продолжение предыдущей, углубление ранее поставленных задач. Неподготовленность - это срыв.
С учетом сложности партии каждого участника ансамбля качество исполнения возрастает, а значит на самостоятельную работу должно уходить больше времени (как у солиста). В репетиционной работе можно использовать метроном и магнитофон. Накануне выступления, с целью корректировки общего звучания ансамбля, необходимо привлекать консультантов. Он даст объективную оценку, слушая ансамбль со стороны.
Примечание: на репетицию приходить с таким расчетом времени, чтобы успеть разыграться, желательно, (а это показала практика) играть гаммы штрихом стаккато, причем кистевым стаккато, а не пальцевым. В этом случае кисть и пальцы делают движения, которые, в большей мере активизируют деятельность различных мышц, а значит — разогреванию руки.
Директор А.С.Мзокова
Большое внимание должно уделяться повторению ранее выученных пьес. Причем стараться играть без остановки, от начала до конца.
В день выступления не вносить ничего нового в трактовку произведения. Т.к. в результате одни могут сыграть по-новому, другие - по- старому. Для новой идеи нужно время.
Конечной целью репетиции, является - хорошо отрепетированное произведение, так, чтобы быть абсолютно свободным на сцене.
Репетиция, как творческий процесс
Успешное проведение репетиций зависит от многих факторов:
- от условий, где она проходит;
- от подготовки руководителя и участников ансамбля;
- от психологического климата на репетициях.
Репетиция должна проходить в просторном и светлом помещении, (лучше, непосредственно на сцене). Необходимо начинать и закачивать репетицию точно в установленное время, к ее началу все исполнители должны разыграться, чтобы можно было начать репетировать с пьесы любой трудности. Продолжительность не менее 2-3 часов с 10-15 мин. перерывами.
План репетиций обсуждается заранее, чтобы каждый из участников ансамбля мог подготовиться. Репетиции должны проходить по твердо установленному графику. На занятиях все должны иметь карандаши, чтобы по ходу работы вносить в партию необходимые пометки. Партии необходимо переписывать аккуратно и так, чтобы было удобно переворачивать листы. В партиях должны стоять цифры. Если сочинение не очень трудное, можно обозначить цифрами каждые 8 или 16 тактов, если оно более сложное и в процессе работы возникает необходимость играть его небольшими отрывками, через 4 или даже 2 такта.
В отличие от других участников ансамбля, руководитель должен играть свою партию по партитуре, чтобы контролировать общее звучание, следить за точность исполнения других партий. У каждого участника ансамбля должен быть пюпитр.
Основные этапы работы над музыкальным произведением
Работа делится на несколько этапов.
- В общих чертах ознакомится с произведением, его автором, эпохой, в которой жил композитор, с историей создания сочинения.
- Тщательно проработать текст, проанализировать фактуру, штрих, динамику, ритмику, определить аппликатуру, приемы игры.
Директор А.С.Мзокова
- Дальнейшее совершенствование и углубление выразительных средств.
- Обыгрывание произведения, вживание в его художественный образ - предконцертный период. Работа над произведением должна быть законченной не меньше, чем за две недели до концерта.
Теперь, немного подробней.
Этап первоначального формирования музыкального образа. Музыкант должен знать произведение до воплощения на инструменте. Если есть возможность, надо прослушать произведение (в записи или в живом исполнении), определить стиль, характер метрики, форму, особенность фактуры, затем - изучить партитуру, уяснить смысл и функцию каждой партии. После этого необходимо несколько раз проиграть без остановок. Получив общее представление о музыке нового произведения, можно приступать к проработке отдельных его частей и разделов.
Индивидуальная работа над ансамблевой партией
Ансамблевая партия - звено в общем звучании ансамбля, его составная часть. Работать над партией надо также, как и над сольной. Особое внимание следует уделить аппликатуре, меховедению.
Партию следует учить выборочно, чередуя различные по фактуре и трудности отрывки. Это полезнее для запоминания, учить надо при малой силе звука, выверяя каждое движение пальца. Практика показывает, что игра piano в большей мере, чем forte, способствует концентрации внимания + экономит физические силы, что также немаловажно.
При игре двумя руками внимание «работает» в двух направлениях (распределенное внимание). В 1-ом случае внимание исполнителя «утомляется» быстрее (двойная нагрузка), а значит, продуктивность работы снижается. Каждую руку желательно учить отдельно.
Работа с инструментом - важный, но не единственный метод занятий. Музыкант должен решать значительную часть художественных и технических задач без инструмента, на основе внутренних слуховых представлений и анализа фактуры. Ансамблевая партия должна быть «и в голове, и в пальцах» исполнителя.
Работая над партией, надо знать ее прочно, чтобы уметь сыграть от любого места, а не только с начала какого-то раздела («от печки»). Для ансамблиста это очень важно, т.к. в критической ситуации помогает быстро сориентироваться и «влиться в строй».
Директор А.С.Мзокова
Надо отметить и такой момент: прежде чем играть партию с полной отдачей, эмоционально, надо заложить прочную техническую базу. Эмоциональное начало - это сила не только созидающая, но и разрушительная. Ведь играя эмоционально, контроль, за технической стороной исполнения ослабевает. Поэтому надо сначала решать все технические задачи, доверив их моторике подсознательно.
Систематически работая над партией, необходимо находить в ней новые краски, обогащая звучание.
На заключительном этапе освоения партии следует конкретно определить, что именно «не выходит», на что нужно обратить внимание. Желательно отмечать эти цифры в нотах. «Статистика» помогает организовать процесс работы, результат достигается быстрее.
Ритм как фактор ансамблевого единства
Ансамблистам (а их может быть 2,3,4 и более) играть вместе, чтобы создавалось впечатление, будто играет один человек, помогает ощущение метроритма. Он выполняет функцию дирижера в ансамбле: ощущение каждым участником сильных долей есть тот «скрытый» дирижёр .Ансамбль - это искусство играть вместе .Единство, синхронность его звучания , является первым среди других важных условий. Если неточно исполнять остальные компоненты, то снижается общий художественный результат, но при нарушении метроритмик - й основы рушится сам ансамбль.
Следовательно метроритм является тем фундаментом, тем каркасом, на котором держится все здание ансамбля. Ритмическая определённость делает игру более уверенной, более надёжной в технич. отношении, это основа автоматизма движений, без которого исполнительная техника немыслима.
Как же добиться того, чтобы каждый ансамблист, исполняя свою партию, укрепляя (а не разрушал) ритмическую основу всего ансамбля? Необходимо систематически работать в направлении. Начать следует с воспитания чувства точного» метрономного» ритма. Он и станет объединяющим начало в общем «коллективном» ритме .Ответственным должен быть ритмически устойчивый исполнитель .Тогда все остальные будут тянуться за ним , и учиться тонкому ощущению ритма.
Как достичь ритмичного единства в ансамбле? Надо учесть, что не все ритмические рисунки равнозначны с точки зрения ...
Есть ритм »руководящий» и «подчиняющийся». Поэтому надо точно определит партию в произведении, которая бы была руководящей. Ей и надо подчинить звучание других... Как известно, мелкие длительности в сочетании с крупными, частые нарушители метроритма. Они то «спешат», то «отстают». Здесь «шефство» берут укрупненные длительности.
Директор А.С.Мзокова