Презентация к уроку музыкальной литературы по теме: "П.И.Чайковский в Санкт-Петербурге"

Наталия Николаевна Нечаева

В современной действительности у нас появилось много возможностей для более образной и выводящей на эмоции передачи материала. Как мы знаем, ведущим в нашей работе является задействование эмоционального интеллекта обучающихся.

Одним из действенных способов фокусировки и погружения в материал является презентация с пояснениями и с музыкальными иллюстрациями.

Перед просмотром презентации перед обучающимися ставится задача: ответить на вопрос «о какой опере упоминается в презентации, и где состоялась её премьера».

Далее собственно обучающиеся знакомятся с материалами (в том числе - музыкальными фрагментами).

В данной презентации используются следующие музыкальные фрагменты:

1. «Трепак» из «Характерных танцев» П.И. Чайковского

2. «Адажио» - III часть из кантаты «К радости»

3. Симфоническая фантазия «Франческа да Римини»

4. Увертюра к опере «Пиковая дама»

 По окончании просмотра, для закрепления материала используется игровой момент: музыкальное лото (образец карточки в приложении 2).

 Данная презентация также может быть использована для самостоятельной работы в подготовке к контрольной работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chaykovskiy_v_peterburge.pptx1.96 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: «П. И. Чайковский в Санкт-Петербурге»

Слайд 2

Презентацию выполнила Преподаватель теоретических дисциплин муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования « Лопухинская детская школа искусств» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области Нечаева Наталия Николаевна 2021 г

Слайд 3

В начале 1848 года И.П. Чайковский-отец композитора, выйдя в отставку, переехал из Воткинска, где он служил директором горных заводов, в Петербург. Семья Чайковских была большая. Старшая из детей -Зинаида, затем шли сыновья-Николай десяти и Петр восьми лет, дочь Александра шести лет и пятилетний Ипполит . В том же году Николая и Петра отдали в частный пансион Шмеллинга . В это же время начались его первые занятия музыкой с учителем Филипповым. Илья Петрович-отец композитора, обращавший внимание на музыкальное развитие сына, в 1855 году пригласил ему учителя, известного пианиста Рудольфа Васильевича Кюндингера . Занятия, впрочем, длились не так долго: учитель не заметил в своем ученике больших способностей . Далее Петра отдают в открытые в приготовительные классы Училища правоведения, где готовили судейских чиновников. От своего двоюродного брата Чайковский узнал, что существуют классы теории музыки. "Я немедленно отправился и записался слушателем у профессора Н.И. Зарембы. Итак, Петр Ильич Чайковский стал посещать классы Русского музыкального общества (РМО), которые помещались в нижнем этаже левого крыла Михайловского дворца (там, где теперь Русский музей). Училище правоведения

Слайд 4

8 сентября 1862 года в Петербурге открылась консерватория (в то время она называлась музыкальным училищем). Одним из первых учеников стал Петр Чайковский, решивший окончательно посвятить себя музыке, на что его дядя, Петр Петрович отреагировал так: "А Петя-то Петя! Какой срам! Юриспруденцию на гудок променял!" В консерватории он занимается у А . Рубинштейна (сочинение и инструментовка), у Н . Зарембы (контрапункт и формы), одновременно обучается игре на флейте у знаменитого в то время Чезаре Чиарди и на органе у Генриха Штиля.

Слайд 5

«Музыкальные познания Чайковского в это время для человека, решившего посвятить себя музыке, явно недостаточны. Нужно поискать в истории музыки пример "выдающегося композитора, начавшего так феноменально поздно. Само собой разумеется, что знания его быстро росли..." Из воспоминаний друга Чайковского Г. Лароша . Однако после получения диплома он читает суровый убийственный приговор критика Ц.А. Кюи: " Консерваторский композитор г. Чайковский совсем слаб ". Одно время Чайковский " довольно сносно играл на флейте, - вспоминал Г. Ларош . - Он был учеником знаменитого Чиарди ". Он участвовал в ученическом оркестре в качестве флейтиста. Н. И Заремба Ч. Чиарди

Слайд 6

Помимо своих ученических произведений, композитор создает свои первые музыкальные произведения - "Песнь Земфиры" и "Характерные танцы" для симфонического оркестра. Премьера "Характерных танцев состоялась 30 августа 1865 года в Павловском вокзале, или, как его тогда называли, курзале, под управлением Иоганна Штрауса . «Трепак»

Слайд 7

К окончанию консерваторского курса Петру Чайковскому было заказано большое сочинение. В архиве клинского Дома-музея хранится протокол от 12 октября 1865 года о" поручении ученикам старшего класса Чайковскому и Рыбасову с предъявлением на публичный экзамен на диплом сего 1865 года кантаты с сопровождением оркестра на оду Шиллера "К радости". Чайковский получил диплом на звание свободного художника и...серебряную медаль. Еще в сентябре в Петербург приезжает будущий директор Московской консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн в поисках преподавателя теории музыки. Решили пригласить кого-нибудь из окончивших Петербургскую консерваторию и остановились на Чайковском. И вот в январе 1866 года Чайковский уезжает из Петербурга, сумрачной царской резиденции, города своего детства и юности, города величественной Невы, Летнего сада, города Пушкина и "Пиковой дамы". Кантата «К радости» III часть Адажио

Слайд 8

Петр Ильич постоянно наведывается в Петербург, но останавливается здесь ненадолго, не больше, чем на две недели. В начале марта он пишет брату : “...Как я боюсь Петербурга! Знаешь, куда меня тянет ? - в Питер, в ненавистный Питер... Признаюсь, что не смотря на мою апатию к берегам Невы, меня тянет туда очень сильно”. Между тем, в Петербурге ставятся его произведения : симфоническая фантазия “Франческа да Римини”, в Мариинском театре возобновляется “Кузнец Вакула ”, Четвертая симфония, опера “Орлеанская дева” по драме Шиллера “Жанна д`Арк ” в переводе Жуковского, оперы “Мазепа”, “Онегин” (премьера “Онегина” в Петербурге состоялась 8 октября 1884 года). С середины 80-х гг. Чайковского все больше и больше начинает притягивать к себе Петербург. Город его детства, его юности становится городом расцвета его таланта, его немеркнущей славы. Симфоническая фантазия«Франческа да Римини»

Слайд 9

7 декабря 1890 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы “ Пиковая дама” , и прошла она блестяще. Увертюра к опере «Пиковая дама»

Слайд 10

В свой последний приезд в Петербург Чайковский поселился в доме №13 на углу Малой Морской и Гороховой. Это было последнее жилище Петра Ильича Чайковского. До 20 октября 1893 года Петр Ильич ведет активную жизнь : посещает театры, навещает друзей, дирижирует, участвует в постановках спектаклей. Но уже 21-го его здоровье резко ухудшилось. Приехавшие врачи определили холеру. За три дня болезнь полностью завладела им, спасти Чайковского было невозможно. 25 октября 1893 года в 3 часа ночи все было кончено... Сейчас мемориальная доска на этом доме напоминает нам о великом композиторе : “Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в Вятской губернии на Воткинском завода. Умер 25 октября 1893 года в этом доме”.

Слайд 11

Можно с уверенностью сказать, что без Санкт-Петербурга не было бы великого П. И. Чайковского. Именно здесь он принял решение стать профессиональным композитором. Тут он получил основное музыкальное образование и впервые попробовал себя на дирижерском поприще. Именно в городе на Неве прозвучали его первые произведения. Из Санкт-Петербурга музыка композитора распространилась по всему миру, сделав Россию знаменитой.

Слайд 12

Список литературы 1.Л.М. Конисская . Чайковский в Петербурге . Л-д , Лениздат , 1974 г. 2. Г.А. Прибегина . Петр Ильич Чайковский .М., Музыка , 1982 г.