" Учебная программа повышенного уровня по специальности " Домра"

Бакирова Эльвира Энверовна

Данная программа - проект для индивидуального обучения с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_e.e.docx39.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Учебная программа повышенного уровня по специальности  «Домра»

Разработала:

                                                                                  Бакирова Эльвира Энверовна

                                                                              преподаватель по классу домры

МАУДО г. Нижневартовска «ДШИ № 2»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Если человек талантлив, то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования, отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей.

                                                                                                                                                              Али Апшерони       

   С целью создания и совершенствования образовательного процесса в условиях инновационного развития школы была поставлена задача разработки программы работы с учащимися, имеющими высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал.

Данная программа составлена для перспективных обучающихся, с высоким уровнем музыкальных способностей.  Программа составлена с учетом федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре  и условиям реализации дополнительных  предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Народные инструменты» по предмету «Специальность Домра».

Это программа – проект для индивидуального обучения с одаренными детьми. По изложенным требованиям  работа предполагает  предварительный отбор обучающихся, проявляющих с первых уроков явно выраженные природные музыкальные способности (музыкальный слух, ритм, память), эмоционально отзывчивые,  интеллектуально развитые. Повышенный интерес учеников к выбранному ими музыкальному инструменту домра проявляется через участие в мастер – классах с профессорами музыкального исполнительского искусства, а также выступления на концертных площадках различных уровней.

 В программе подробно описаны основные разделы содержания, где рационально и последовательно распределена учебная нагрузка и предусматривается использование методики преподавания, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. Формирует у одаренных детей комплекс знаний,  умений  и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные  образовательные программы в области музыкального искусства. Обучение осуществляется на базе индивидуального плана, в котором  прослеживается и планируется развитие на период освоения программы обучающимися.

Актуальность разработки программы. Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В настоящее время обучающиеся в рамках одного класса имеют разный уровень развития, освоения учебной программы, музыкального материала. Наряду с основной массой учащихся появляются и музыкально-одаренные, которые опережают в развитии остальных. Они требуют к себе особого подхода, особой программой обучения.  

       Школа является особенно важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы, в частности школ искусств - раскрытие способностей каждого ученика, личности, готовой к жизни в создании эффективной системы работы образовательного учреждения с высокотехнологичном, конкурентном мире. Задача преподавателя - помочь учащимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе личностями.

Новизна данной программы заключается в использовании современного репертуара для домры (Федорова С., Должикова Ю., Польдяева В., Дербенко Е., Лобова В.), переложений классических композиторов, обработок народных мелодий, повышенных требований в обучении, расширение репертуарного плана.

Наряду с учебной работой для данной группы обучающихся широко использую различные формы внеклассной работы, при выполнении которой дети получают дополнительную информацию, развивают свои профессиональные качества,  знакомятся с музыкальными исполнителями на разных музыкальных инструментах, с иными  видами искусств: живопись, театр, хореография.  Одаренные  обучающиеся принимают активное участие в школьных и  городских концертах, конкурсах различных  уровней, повышая тем самым свое профессиональное исполнительское мастерство. Для данных детей – это необходимо, так как они опережают в развитии своих сверстников и простое выполнение учебного плана для них обыденно и не вызывает усилий, что может привести в дальнейшем к потере интереса к обучению.

 Срок реализации данной программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс составляет 5 лет. Возраст детей  от 7(8) до 9 лет.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы предмета: максимальная учебная нагрузка обучающегося 924 часа, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка 363 часа;

самостоятельная работа обучающегося 561 час.

Форма проведения учебных аудиторных занятий – урок (академический час), проводимый как индивидуальное занятие преподавателя с обучающимся.

Цель работы

 Творческое развитие личности учащихся через художественное освоение музыкального инструмента домра, воспитание художественного вкуса, создавая условий для выявления, поддержки, профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей и природных возможностей каждого ребенка; с целью их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области исполнительского искусства.

Задачи

1. Овладение знаниями, умениями и навыками игры на домре, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;

2. Формирование эстетического и художественного вкуса детей, приобщение их к мировым культурным ценностям;

3. Формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;

4. Воспитание слухового контроля, умения управлять процессом исполнения музыкального произведения.

5. Знакомство с домровым репертуаром, включающие произведения композиторов разных эпох; формирование художественного представления о характере  и стиле изучаемых произведений.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

-словесный (рассказ, беседа, объяснение);

-метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);

-метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных  вариантов показа);

-объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);

-репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);

-метод проблемного изложения (педагог ставит  и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

-частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

Материально-технические условия реализации программы.       Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (домра)» должны иметь площадь не менее 9 кв.м, наличие фортепиано, пюпитра. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательное учреждение должно обеспечить наличие инструментов обычного размера, а также уменьшенных инструментов (домр), так необходимых для самых маленьких учеников.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  (содержание программы)

Учебный материал распределяется по годам обучения -  классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.

Виды внеаудиторной работы:

- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),

- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской  деятельности  образовательного учреждения и др.

Годовые требования по классам

Репертуар должен во всех классах включать разнохарактерные произведения различных стилей, жанров. Одаренные обучающиеся  занимающиеся по пятилетней программе,  должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Задача педагога -  выполнение  учебной программы направить на максимальную реализацию творческого потенциала ученика, при необходимости подготовить  его к  поступлению в среднее специальное учебное заведение.

Первый класс

Введение. Освоение  музыкальной грамоты (изучение нот, музыкальных терминов). Освоение и развитие первоначальных навыков игры на трехструнной домре: посадка, постановка игрового аппарата;  освоение приема пиццикато большим пальцем; освоение принципа игры медиатором. Освоение основных приемов игры на трехструнной домре: удар П, удар V, переменные удары ПV, пунктирный ритм, по возможности элементы тремоло. Упражнения, направленные на развитие координации рук. Подбор по слуху. Чтение нот с листа.

В течение  1 года обучения ученик должен пройти:

10 – 15 песен-прибауток (в течение 1 полугодия) на каждой из открытых струн; при освоении принципов игры левой руки на отдельно взятой ноте;

упражнения, направленные на освоение различных ритмических группировок, на укрепление конкретного пальца, динамические упражнения; хроматические,  хроматические с открытой струной. Освоение мажорных тетрахордов (до 7 позиции).  Мажорные однооктавные гаммы C–dur, D–dur. Игра гамм различными приемами, ритмическими группировками;

4 этюда на разные ритмические, аппликатурные, тональные варианты;

10-12 пьес различного характера.

Чтение нот с листа. Игра в ансамбле с педагогом.

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

 1. Моцарт В. А. Немецкий танец

    Гречанинов А. «Весенним утром»

    Сибирские припевки « Елочки-метелочки»

 2.  Моцарт В. « Аллегретто»

     Чайковский П. Марш деревянных солдатиков

     Белорусский народный танец « Янка»

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Граньяни М. «Менуэт» аранжировка Федорова С.

     Глинка М. Вальс из оперы «Иван Сусанин»

     Русская народная песня «Белолица, круглолица», обработка Фурмина С.

2. Чиполони А. Венецианская баркарола

     Векерлен Ж.Б. Пастораль № 3

     Русская народная песня « Как под яблонькой» обработка Андреева В.

Второй класс

Освоение второй, третьей позиции. Освоение приема тремоло. Расширение  списка   используемых музыкальных  терминов. Освоение минорных тетрахордов в виде упражнений. Подбор по слуху. Чтение с листа.

В течение  2 года обучения ученик должен пройти:

мажорные однооктавные гаммы: начиная с открытой струны, - A–dur, E–dur; на одной, двух струнах - G-dur, F–dur, B–dur, минорные однооктавные гаммы, начиная с открытой струны - a-moll, e-moll;

штрихи те же, что и в 1 классе с добавлением ритмических группировок (дуоль, триоль); тремоло, тремоло non legato;

4- 6 этюдов;

10-12 пьес различного характера, стиля, жанра. 

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1.Бетховен Л. « Экосез»

   Даргомыжский А. Меланхолический вальс

   Лобов В. Русская народная песня « Ах, Самара-городок»

2. Бах И.С. « Бурре»

    Андреев В. Вальс « Грезы»

    Польдяев В. Матросский танец «Яблочко»  

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Бах И.С. « Рондо»

    Дербенко Е. « Маленькая принцесса»

    Русская народная песня «Светит месяц» обработка Андреева В.

2. Гайдн Й. Немецкий танец

    Курченко А.«Очень красивая кукла или «Папа приехал» из «Детского     альбома»

    Русские народные песни «Уж ты, сад», «Ай, утушка луговая» обр.    Любимовой Н.

Третий класс

Освоение двойных нот, аккордов, мелизмов (одинарный, двойной форшлаги, элементы трели, морденты), пиццикато средним пальцем. Освоение  натуральных, искусственных флажолет. Мажорные однооктавные гаммы в 4, 5 позициях на трех струнах. От 1, 2, пальцев: G-dur, A-dur, B-dur, C-dur. Минорные (натуральный вид) однооктавные гаммы на одной, двух струнах: f-moll, g-moll, a-moll, b-moll, c-moll, d–moll. Тонические трезвучия в них. Хроматические гаммы.

Штрихи: пройденные во 2 классе, освоение смешанных штрихов, пунктир.

Динамика: forte-piano, crescendo-diminuendo.

Ритмические группировки: дуоль, триоль, квартоль.

Освоение крупной формы.

Упражнения различных авторов.

4-6 этюдов  на различные виды техники. 10-12 пьес различного характера, стиля, жанра.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1. «Аллегро грациозо»

     Суаресс А. «Испанский танец» аранжировка Федорова С.

      Русская народная песня «Как у наших у ворот» аранжировка ФедороваС.

2. Бетховен Л. Полонез

    Сметана Б.   Полька

    Лобов В. Вариации на тему песен М.Блантера « Моя любимая»

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Бречанелло Д. «Соната №2  1ч.

    Кюи Ц. Испанские марионетки

    Федоров С. « Под горою калина»

2. Соловьев Ю. Сонатина

    Брамс И. Колыбельная

    Федоров С. укр.нар.танец «Ой гоп, тай ни ни»

Четвертый  класс

Освоение  двойных нот приемом тремоло. Освоение  6, 7 позиций.

Минорные (гармонический, мелодический виды) однооктавные гаммы, пройденные в 3 классе. Мажорные двухоктавные  гаммы: E-dur, F-dur, G-dur. Тонические трезвучия в них.

Хроматические гаммы от E, F, G. Требования к исполнению гамм за 3 класс.

4-6 этюдов на различные виды техники.

10-12 пьес различного характера, стиля, жанра.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Примерный репертуарный список зачета в конце первого полугодия

1. Госсек Ф. Тамбурин

    Григ Э. «Норвежский танец»

    Варламов А. «Что ты рано,  травушка, пожелтела»

2. Гайдн Й. «Венгерское рондо»

    Должиков Ю. «Элегия»

    Андреев В. Вальс «Бабочка»

Примерный репертуарный список переводного экзамена (зачета)

1. Вивальди А. Концерт a–moll, 1 часть

    Рахманинов С. Итальянская полька

    Флаэрти С.- Федоров С. «Анастасия» Концертная транскрипция

2. Линике И.  Маленькая соната

Русская народная песня «Соловьем залетным», обработка Камалдинова В.

Зверев А. Рондо «В  старинном стиле» или  пьеса из «Детского альбома»

Пятый класс

               Главная задача, стоящая перед обучающимися пятого класса, - предоставить выпускную программу в максимально готовом, качественном виде. Перед выпускным экзаменом учащийся обыгрывает свою программу на зачетах, классных  вечерах, концертах.

              Закрепление ранее освоенных приемов, штрихов. Освоение исполнения смешанных штрихов при чередовании приемов тремоло – удар, удар-тремоло; переход от крупных длительностей, исполняемых тремоло к шестнадцатым  - и наоборот; смена аккордовой техники на мелкую - и наоборот, а также другие варианты смены полярно противоположных приемов, ритмических, штриховых элементов. Включение в программу упражнений и этюдов на освоение вышеизложенных поставленных задач.

               Игра мажорных и минорных двухоктавных гамм, тонических трезвучий в них различными штрихами. Хроматические гаммы от звуков A, H. Ритмические  группировки: дуоль, триоль, квартоль, квинтоль, секстоль. Освоение однооктавных гамм в терцию. Упражнения различных авторов для других инструментов, но наиболее приемлемых для исполнения на домре на начальном этапе обучения.

4 этюда на различные виды техники.

8-10  произведений  различного характера, стиля, жанра.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Примерный репертуарный список итоговой аттестации (выпускного экзамена)

1. Моцарт В.А. Маленькая ночная серенада

    Прокофьев С. Маски из балета «Ромео и Джульетта»

    Дезорм Л. Тарантелла

    Булахов П.–Шалов А. «Гори, гори моя звезда»

2. Гендель Г.  Пассакалия

   Чайковский П. Баркарола

   Шишаков Ю. Хороводная и Шуточная

   Шалов А. «Уж и я ли, молода»

3.Кюхлер Ф. «Концертино» в стиле Вивальди А.

   Андреев В. –Федоров С. Джаз-Фавн

   Федоров С. Фантазия на тему укр.н.п. «Ой, под вишнею»

Формы и методы контроля, система оценок

                 Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля успеваемости являются:

- текущий контроль успеваемости учащихся

- промежуточная аттестация

- итоговая аттестация

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

- отношение ребенка к занятиям, его старания и прилежность;

- качество выполнения предложенных заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности, как на уроке, так и во время домашней работы;

- темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты, академические концерты, технические зачеты, экзамены.

Итоговая аттестация. По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ОУ.

Каждая форма проверки (кроме переводного экзамена) может быть как дифференцированной (с оценкой), так и недифференцированной.

При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на академических концертах и зачетах. Переводной экзамен является обязательным для всех.

Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года, определяет качество освоения учебного материала, уровень соответствия с учебными задачами года.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то есть по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации.

К экзамену допускаются учащиеся, полностью выполнившие все учебные задания.

Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка «5» («отлично»):

-артистичное поведение на сцене;

-художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;

-слуховой контроль собственного исполнения;

-корректировка игры при необходимой ситуации;

-свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;

-выразительность интонирования;

-единство темпа;

-ясность ритмической пульсации;

-яркое динамическое разнообразие.

Оценка «4» («хорошо»):

-незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

-незначительные помарки в тексте;

-недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;  

-стабильность воспроизведения нотного текста;

-выразительность интонирования;

-попытка передачи динамического разнообразия;

-единство темпа.

Оценка «3» («удовлетворительно»):

-неустойчивое психологическое состояние на сцене;

-формальное отношение к исполнению;

-слабый слуховой контроль собственного исполнения;

-ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических         задач;

-темпо - ритмическая неорганизованность;

-однообразие и монотонность звучания.

Оценка «2» («неудовлетворительно»):

-срывы и остановки при исполнении;

-отсутствие слухового контроля собственного исполнения;

-ошибки в воспроизведении нотного текста;

-низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;

-отсутствие выразительного интонирования;

-метро-ритмическая неустойчивость.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

Заключение

Данная программа показала значительный рост уровня знаний, достижений  учащихся, благодаря выстроенному педагогическому  репертуару, разнообразных мероприятий  внеклассной работы. За период освоения программы обучающиеся приняли в мероприятиях и конкурсах различного уровня и  отмечены грамотами лауреата. Системная работа позволила создать все условия для профессионально ориентированных учащихся планирующих продлить свое образование в СУЗах и ВУЗах.

Список литературы

Методическая литература:

1. Круглов В. Школа игры на домре. М., 2003

2. Методика обучения беглому чтению нот с листа. Методическая разработка для преподавателей исполнительских отделов музыкальных училищ. Составитель Терликова Л. М., 1989

3. О пластике движений домриста (техника правой руки). В сб. Проблемы педагогики и исполнительства на русских народных  инструментах. Вып. 95. М., 1987

4. Пересада А. Справочник домриста. Краснодар, М.. 1993

5. Развитие художественного мышления домриста. Методическая разработка для педагогов ДМШ и ДШИ. Составитель Чунин В.М.. 1988

6. Ритмика. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ. Составитель Франио Г.С.,М., 1989

                                        Нотная литература:

1.Азбука домриста для трехструнной домры. / Составитель Разумеева Т. М., 2006

2. Альбом для детей и юношества / Составитель Цыганков А.М., 1996

3. Бейгельман Л. 60 этюдов для трехструнной домры. М., 2001

4. Белов Р. Гаммы, арпеджио и упражнения для  трехструнной домры. М., 1996

5. Вольская Т., Гареева И. Технология исполнения красочных приемов игры на домре. Екатеринбург, 1995

6.Городовская В. Новые сочинения для трехструнной домры. М.,1996

7.Джоплин С. Регтаймы для трехструнной домры и фортепиано. С- Петербург, 2002

8.Должиков Ю. Нотная папка флейтиста №1 М.,2003

9.Домра с азов.  Составитель Потапова А., С-Петербург, 2003

10.Дербенко Е.«Юным домристам», издательский дом «Фаина», М.,2015

11.Ефимов В. «Музыкальные картинки». Пьесы для трехструнной домры. М., 2002

12.Лобов В. «Легкие пьесы и обработки для домры» г. Истра , 2010

13.Польдяев В. «Поем и танцуем» М., 2009

14.Польдяев В.«Веселый наигрыш» М., 2008

15.Федоров С.  Пьесы для маленьких музыкантов-домристов М., 2015

16.Федоров С. «Славянский альбом» 1тетрадь, М., 2015

17.Федоров С. «Второй славянский альбом» М., 2016

18.Федоров С.  Этюды, Этюды – пьесы, М., 2016

19.Федоров  С. «Путешествие домрачея в Латинскую Америку» М., 2016

20.Федоров С. «От барокко до джаза» М.,2016