Учебно-методическое пособие «ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАВЫКОВ ИГРОВОГО АППАРАТА В КЛАССЕ ГИТАРЫ»

Татьяна Валериевна Скопина

В данном пособии освещаются различные проблемы современной гитарной школы, представлен поэтапный метод работы в классе гитары с младшими учениками на начальном этапе освоения классической гитары.

Работа может быть использована в качестве учебного материала для преподавания классической гитары в Детских музыкальных школах, школах искусств и является обобщением достижений мастеров классической гитары.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_po_gitare_2016_g.docx1013.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ, ТУРИЗМА И АРХИВНОГО ДЕЛА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОДСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Т. В. Скопина

«ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАВЫКОВ ИГРОВОГО АППАРАТА

В КЛАССЕ ГИТАРЫ»

Учебно-методическое пособие

 

Воркута 2016 г.


Составлено согласно федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Одобрено на методическом заседании народного отделения

Протокол № ___ от «__» ________ 20__ г.

Зав. народным отделением ____________ Т.Н. Ямолдина

Скопина Т.В. Формирование базовых навыков игрового аппарата в классе гитары: учебно-методическое пособие / Т.В. Скопина. – Воркута: МБУ ДО «Городская ДМШ», 2016 – 29 с.

В данном пособии освещаются различные проблемы современной гитарной школы, представлен поэтапный метод работы в классе гитары с младшими учениками на начальном этапе освоения классической гитары.

Работа может быть использована в качестве учебного материала для преподавания классической гитары в Детских музыкальных школах, школах искусств и является обобщением достижений мастеров классической гитары.

©Т.В. Скопина, 2016


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1.

Введение

4

2.

1. Планирование и организация первых уроков игры

5

3.

2. Посадка и постановка рук

6

4.

3. Выработка базовых навыков. Способы извлечения звука на гитаре

8

5.

4. Развитие музыкального слуха

18

6.

5. Выбор репертуара

22

7.

Заключение

26

8.

Список используемой литературы

28


ВВЕДЕНИЕ

Начальный этап обучения является очень важным событием как для ученика, так и для учителя. Именно в первые годы заложены базовые навыки и умения, а также мышление молодого музыканта и последующий этап. Начальный этап обучения является основой для дальнейшего профессионального роста.

Важной составляющей этого этапа является активизация творческой деятельности, которая поможет оптимизировать учебный процесс и будет способствовать формированию личности. Если уроки на уроке интересны, то ученик незаметно преодолевает многие трудности начального обучения - технические, ритмические, интонационные. Такие уроки значительно эффективнее развивают творческие способности ребенка, повышают его уверенность в себе и просто доставляют огромное удовольствие. Работа с новичками очень трудоемка, но в то же время интересна и благодарна. Маленький ребенок открыт и эмоционален, легко реагирует на задачи учителя, поэтому важно не пропустить этот период и посадить зерно.

К сожалению, вопрос начальной подготовки гитариста недостаточно освещен в общедоступной методической литературе. Школы игры на 6-струнной гитаре А. Иванова-Крамского, П. Агафошина, Е. Ларичева являются скорее учебным подспорьем и не всегда могут быть использованы в качестве серьезного методологического инструмента. Но из каждой школы всегда можно извлечь то, что является лучшим. Например, «Школа» испанского гитариста и педагога Эмиля Пухоля может отличаться в этом отношении. Отличительной особенностью его школы является подробное изложение всех «секретов» исполнительских навыков. В нем тщательно разработаны наиболее значимые вопросы гитарных технологий, подробно описаны этапы технического развития, дан план работы со обучающимся.

Данное пособие является попыткой обобщить материал, касающийся вопроса начальной подготовки гитариста и стать помощником для преподавателей ДМШ, ДШИ.


Формирование базовых навыков игрового аппарата в классе гитары

1. Планирование и организация первых уроков игры

От первой встречи с учеником зависит дальнейшая продуктивность обучения. С первых уроков учитель должен завоевать доверие и уважение. Нужно так заинтересовать ребенка, чтобы он шел на урок с радостью и хорошим настроением. Чтобы ребенок не терял веру в себя и получал удовольствие от каждой встречи с музыкой, необходимо сбалансировать предложенные задания с интересами и возможностями ученика и дать методический материал, не перегружая его внимание рационально и последовательно. Уверенность в своих способностях, в возможности достижения своих целей создает благоприятные условия для повышения его самосознания, чувства собственной значимости.

Организация учебного процесса учащегося, который посещает две школы, обеспечивает рациональное использование времени с наибольшим результатом, способность ценить каждую минуту и распределять во времени все этапы обучения. Ученик должен четко понимать цель работы и ее смысл. Для того чтобы обучать детей, необходимо постоянно учиться и воспитывать, находить новые приемы и методы работы, постоянно совершенствовать свои педагогические навыки[1].

Для того, чтобы ученик полностью воспринимал и понимал музыку, прежде всего, необходимо научить его внимательно слушать. Гитара как музыкальный инструмент имеет свои особенности звучания, которые требуют от ученика постоянного и целенаправленного слухового внимания и контроля. Как мы знаем, невозможно контролировать звук, извлекаемый на гитаре, и постоянно держать его в динамическом напряжении. Развитый интонационный слух является основой в работе над музыкой. Гитарист, который знает, как осознанно контролировать длину и затухание звучания своего инструмента, может добиться большой выразительности в звучании музыкальной фразы. Нужно научить ученика слушать себя как бы со стороны, внимательно слушать элементы музыкальной ткани, научиться анализировать и контролировать свою игру.

При работе с новичками необходимо учитывать следующие принципы:

1. Принцип систематического и последовательного обучения.

2. Принцип осознанного усвоения знаний.

3. Принцип длительного усвоения знаний.

4. Принцип доступности образования (связан с необходимостью учета возрастных особенностей учащегося).

5. Принцип видимости.

6. Принцип индивидуального подхода[2].

        

2. Посадка и постановка рук

От посадки и постановки рук напрямую зависит положение тела при игре на любом инструменте, ощущение свободы мышц, усталость гитариста во время занятий и, в конечном итоге, качество исполнения музыкальных произведений.

Правильная и удобная поза при игре на гитаре — это не только правильный выбор позиции, но и владение своим «тонусом». Понятие «тонус» связано с уровнем рефлекторной активности нервно-мышечной системы, с длительным сохранением определенного фонового состояния мышц.

Расслабленная осанка создает пассивный мышечный тонус; руки становятся «тяжелыми», внимание притупляется. Напряженная осанка способствует активному настроению мышц, легкости движений и повышению внимания.

При активной позе сборка нервно-мышечного аппарата обеспечивает очень ценную помощь рабочим движениям в их организации и точности, но при пассивной позе этого не происходит. Правильная, стройная осанка способствует лучшей поддержке рук тела именно благодаря равномерному растяжению мышц спины и груди.

Ученик должен сидеть ближе к краю стула, слегка наклоняя тело вперед, как будто собираясь встать. Туловище не должно опираться ни на спинку стула, ни на инструмент.

Посадка должна соответствовать следующим требованиям:

1. Позвоночник должен находиться в вертикальном положении (наклон вперед разрешен), плечи на одном уровне.

2. Инструмент устойчив и не требует ручных усилий для его поддержки.

Правильность постановки руки должна соответствовать критериям:

- правая рука - опирается на большое округление раковины с предплечьем или плечом (в зависимости от длины рук), кисть в свободном состоянии, запястье не должно быть слишком выпуклым или вогнутым.

- Кисть параллельна подставке, линия суставов первого пальца i, m и параллельна струнам. Большой палец почти параллелен указателю и касается его краем последней фаланги.

- Палец «р» действует независимо от остальной части кисти, и поскольку его движение в направлении противоположно, он образует так называемый «крест» с указателем.

- Левая рука - из-за довольно высокого положения грифа свисает почти вертикально. Большой палец расположен по средней линии задней части грифа. Пальцы 1, 2, 3, 4, как молотки, прижимают струны к штанге. Широкая часть кисти должна оставаться параллельной грифу, несмотря на разную длину пальцев.

- кисть на некотором расстоянии от грифа. Старайтесь не подносить кисть ближе к грифу от указательного пальца[3].

Очень часто, при первых попытках играть на инструменте, из-за жесткости и неуверенности в себе, ученик напрягает мышцы, которые не должны быть задействованы в игре. Необходимо, чтобы с самых первых уроков научиться отличать свободу и легкость мышц, от их жесткости и стянутости.

Первые несколько уроков рекомендуется проводить без инструмента, чтобы освоить несколько упражнений, которые помогут ученику понять состояние «напряжение - расслабление». Чтобы понять принципы правильной подгонки, вы можете предложить следующие упражнения:

- ученик сидит на стуле, руки на коленях. Туловище наклоняется вперед, назад, вправо, влево. Следите, чтобы ноги не поднимались от пола. После каждого наклона возвращайте корпус в его первоначальное положение;

- тело поворачивается направо, налево. Не поднимайте плечи, не убирайте ноги с пола или со скамьи;

- максимальное напряжение рук: сжать пальцы в кулак, затем расслабиться;

- сделайте глубокий вдох (тело напряжено), затем выдохните (тело расслаблено).

После того, как ученик научился сознательно, свободно сидеть на стуле, вы можете начать практиковаться с этим инструментом.

3. Выработка базовых навыков

На начальном этапе обучения упражнения, которых очень много, могут помочь в овладении различными двигательными навыками. Они удобны тем, что и учитель, и ученик могут фантазировать, изменять их, оставляя неизменной только конечную цель упражнения, для которой дано это упражнение. Это очень ценно и важно, когда ученик проявляет свое воображение. Например: меняет лад, окончание упражнения, ритмический рисунок или динамику.

Способы извлечения звука на гитаре

Способы извлечения звука на гитаре для правой и левой руки кардинально различаются, поэтому стоит рассмотреть их отдельно.

Правая рука:

Настройка правой руки является одним из наиболее важных компонентов, определяющих качество звука гитары. Это основа, на которой строятся все движения пальцев. Современное производство основано на принципах, частично изложенных в «школах» Ф. Соры и Д. Агуадо, а также ранее использовавшихся при игре на струнных струнных инструментах (виуэла, лютня). Основное различие между этой настройкой и той, которая была разработана Ф. Таррега, заключается в «не преломленном» запястье, в котором рука представляет собой продолжение предплечья, которое, в свою очередь, приводит к диагональному, а не перпендикулярному направлению. натягивания струны. Его преимущество заключается в том, что впоследствии он позволяет регулировать звук в зависимости как от музыкальных, так и от художественных задач, а также от физиологических характеристик структуры кисти, формы и состояния ногтей исполнителя с помощью лишь незначительных отклонений кисть из основной позиции.

Наиболее важные ключевые правила этого утверждения:

1. «Руки должны ощущаться все от плеча, держа его как бы навесом, хотя предплечье и тело касаются гитары»; Вы не можете полагаться на тело гитары со всем весом руки.

2. Кисть, как бы продолжение предплечья, «не болтается свободно, но ... держится в правильном положении»; для его удержания требуется необходимое и достаточное напряжение.

3. Запястье должно быть слегка выпуклым, оно может располагаться чуть выше пястных суставов относительно гитарной деки, но ни в коем случае не ниже. Пястные кости обычно параллельны колоду[4].

Соблюдение этих правил постановки обеспечивает достаточную неподвижность руки, способствует точной работе пальцев, облегчает контроль их расположения, освобождает мышцы пальцев от ненужного напряжения и создает условия для правильного извлечения звука. Игра арпеджио на открытых струнах без прикосновения предплечья к корпусу гитары помогает закрепить настройку правой руки, для чего вы можете сначала поставить гитару на левое колено вертикально, расположив правую руку в соответствии с приведенными выше правилами. Почувствовав вес руки, вы можете играть на простых арпеджио, постепенно переходя в нормальное положение гитары. Важно поддерживать чувство удерживания руки в тот момент, когда предплечье начинает касаться корпуса гитары.

Выполнение свободы игрового аппарата в целом, качественное извлечение звука и согласование обеих рук, а также выполнение сложных полифонических текстур и многое другое зависят от правильной настройки и технического развития пальцев правой руки. Поэтому необходимо уделить особое внимание упражнениям для правой руки и довести их до автоматизма.

В современном исполнении разработаны определенные критерии качества звука: насыщенность и разнообразие тембров, относительно большой динамический диапазон, четкость артикуляции, минимум посторонних обертонов, глубина и плотность тона. Что касается последнего, чтобы получить полный звук, вы должны сначала потянуть струну пальцем, а затем отпустить ее. В этом случае все участки струны приходят в колебание равномерно, так что основной тон преобладает над обертонами. Если струна колеблется от удара, то количество ненужных обертонов увеличивается, и звук оказывается жестким.

Момент прикосновения к струне должен хорошо ощущаться, постепенно вводиться в мышечную память и доводиться до автоматизма. На первый взгляд может показаться, что это «усложнение» игрового действия, которое приведет к ненужным задержкам пальцев, которые мешают беглости. Конечно, для натягивания веревки требуется больше усилий, чем для легкого «проскальзывания» или удара, но при целенаправленных упражнениях это становится привычным и не влияет на скорость выполнения. Кроме того, удар не обеспечивает должного контроля звука, что возможно только при предварительном контакте со струной.

При описанной выше постановке правой руки в процессе звукоизвлечения одновременно участвуют и подушечка пальца, и ноготь. Кончик пальца нажимает на струну, подушечка проминается, ноготь касается струны, которая оттягивается и немного перемещается по кромке ногтя к точке схода.

Теперь перейдем непосредственно к самим приёмам игры:

Рассмотрим обозначения пальцев правой руки. Они имеют испанские названия: p (putgar) – большой, i (index) - указательный, m (medium) - средний, a (anular) -безымянный, e (extremo) - мизинец. Мизинец используется крайне редко, при игре в испанском стиле фламенко или в некоторых сложных ритмах. На правой руке желательно наличие ногтей, длина которых подбирается под индивидуальные особенности руки и в зависимости от строения подушечки пальца. Ногти должны выступать на 1-1,5 мм. над подушечками, иметь округлую форму. Удар по струнам будет производиться кончиком подушечки пальца, от чего струна будет соскальзывать на ноготь. Очень длинные ногти могут негативно отражаться на качестве звука[5].

На гитаре существует два основных типа звукоизвлечения: Тирандо – щипок без опоры и Апояндо – щипок с опорой. (Рис. 1). Как правило, основным приемом является тирандо (в нотах обозначается знаком V), в то время как апояндо (нотное обозначение /\) – это особый, хотя весьма распространенный прием, с ограниченными условиями применения.

Рис. 1. Два основных типа звукоизвлечения

Первоначально следует изучить прием тирандо, так как он наиболее удобен и активно используется при игре аккордов, переборов, созвучий. Как ранее уже было сказано, тирандо – это прием игры, при котором пальцы правой руки после извлечения звука не касаются соседних струн. Само слово тирандо испанского происхождения в переводе звучит, как “дергать” или “без опоры”. При отработки данного приема большой палец правой руки следует опереть на басовую струну. Указательный палец извлекает струну по направлению к деке гитары. После этого струна звучит без заглушения до полного затухания. (Рис. 2). Не следует дергать струну снизу вверх. Извлекать звук нужно только кончиком пальца. Осваивая данный прием не нужно спешить, а внимательно контролировать действие каждого пальца, извлекающего звук. Отрабатывать данный прием следует, чередуя указательный и средний пальцы: i m на первой струне – ми. (Рис. 3). Также можно чередовать последующие пальцы: средний - безымянный: m, a. Это упражнение нужно повторять на каждой струне, за исключением шестой, так как после извлечения звука не предоставляется естественной опоры.

Рис. 2. Звучание струны без заглушения до полного затухания

Рис. 3

Техника исполнения тирандо большим пальцем. (Рис. 4). Указательный палец следует зафиксировать на первой струне. Большой палец будет слегка продавливать шестую струну        вниз,        по направлению к деке, мягко соскальзывать с нее благодаря активному (пястному) суставу. После удара по струне большой палец круговым движением возвращается в исходное положение. Если посмотреть сверху на правую руку, то между большим и указательным пальцем будет перекрещивание.

Рис. 4. Техника исполнения тирандо большим пальцем

Упражнение должно быть исполнено на трех струнах баса с шестого по четвертый с четырьмя звуками на партитуру. При выполнении этого упражнения важно следить за ритмом и не спеша. При обучении этой технике, прежде всего, необходимо убедиться, что ваш палец не касается струны, которая воспроизводится в данный момент, и тем самым не утопить ее.

В будущем мы можем комбинировать так называемые типы аппликатуры с большим пальцем или попеременно: бас - аккорд, бас - аккорд. Кроме того, упражнение может быть сложным, играя на басу с аккордом, где одновременно будут звучать четыре струны[6].

Прием Апояндо чаще всего используется в исполнении одноголосых мелодий. Важно понимать, что при игре на тирандо палец извлекает звук, не полагаясь на соседние струны. При воспроизведении апояндо, извлекая звук, палец опирается на соседнюю струну. При изменении этих двух приемов движение кисти должно быть незаметным. Большой палец правой руки должен быть помещен в четвертую строку, чтобы создать точку контакта для кисти. Звук будет извлечен указательным пальцем. Сначала кончик указательного пальца касается первой струны (касание легкое). В результате сгибания последней фаланги и легкого надавливания струна отклоняется от своего исходного положения и слегка прижимается. Струна соскальзывает с пальца, который в свою очередь останавливается на следующей струне, давая руке точку опоры. Освобожденная строка начинает звучать (рис. 5)[7]. Это упражнение следует повторить со средним и безымянным пальцами. Положите средний (безымянный) палец на первую струну, слегка подтолкнув ее в сторону палубы, легко скользить ко второй струне. После того, как вы исполните апояндо всеми пальцами, вы должны попеременно повторять одно и то же упражнение - сначала указательным, а затем средним пальцами. Не нужно спешить и пытаться извлечь громкий звук. В процессе вы можете выполнять упражнение, чередуя различные комбинации пальцев: указательный палец без кольца, средний без кольца и т.д. Важно помнить, что апояндо не основано на чередующихся пальцах.

Рис. 5.

Важно следить за тем, что пальцы не прогибались в суставах. (Рис. 6).

Рис. 6.

Практикуя две техники: тирандо и апояндо, не следует выбирать быстрые темпы при выполнении упражнений. Только после уверенной игры и овладения приемом вы можете постепенно набирать скорость. В работе, чтобы добиться качественного звучания каждого извлеченного звука, чтобы предотвратить грохот струн. Упражнения могут варьироваться, чтобы процесс не стал однообразным, формальным. Наибольшее внимание следует уделить достижению независимости пальцев без участия остальной части руки и самой кисти.

Итак, внедрение апояндо в исполнительской практике сыграло важную роль в становлении гитары как сольного инструмента на рубеже XIX - XX веков. Плотный, сильный, глубокий и мелодичный тон Сеговии, который активно использовал апояндо, по-прежнему является одним из самых ярких примеров звучания гитары. Овладение техникой игры на тирандо и апояндо является основополагающим в овладении гитарой и требует особого внимания со стороны исполнителя.

Левая рука:

а) Особое внимание приходится уделять растяжке. Детям 7-8 лет легче начинать изучение грифа не с I, а с V лада, так как при этом левая рука занимает более естественное положение. Постепенно, по мере того как ученик приспосабливается к инструменту, появится сила в пальцах, можно продвигаться к I ладу. Следует обратить внимание на правильный разворот кисти не к 1 пальцу, а к 4.

б) При игре одноголосных гамм, тетрахордов следует придерживаться принципа сомкнутой аппликатуры (пальцы левой руки после извлечения звука остаются на ладах, не снимаются до тех пор, пока этого не потребует дальнейшее развитие музыкального материала). Данную технику используют также и скрипачи, в этом случае легче извлекать звук и повышается беглость пальцев.

в) Смена позиций – важнейший технический элемент. Чистота работы и ловкость пальцев левой руки при смене позиций зависит не только от правильного и точного прижатия струн, но и рационального соотношения кисти и пальцев. Большой палец помогает установке кисти в другую позицию. При скольжении пальцы занимают пассивную позицию по отношению к струне. Для выработки упражнения на смену позиций может использоваться любая гамма исполненная одним пальцем (поочерёдно можно пальцы в последствии менять); также хроматическая гамма на одной струне, исполненная различными вариантами аппликатуры (1 2 3 4,1 2 3, 2 3 4 и т.д.).

г) Гитара – инструмент многоголосный и левая рука часто прижимает несколько звуков одновременно. Подготовку руки к аккордам следует начинать заранее. Поскольку любой аккорд состоит из интервалов, будет логично в отдельности изучить каждый из них. Здесь можно пользоваться упражнениями секстами, терциями октавами. Вначале звуки ставятся, поочередно начиная с баса, затем – вместе. Следующий этап – на основе уже известных нам интервалов добавляется третий и четвертые звуки.

д) Прижатие струн левой рукой требует больших мышечных усилий кисти и пальцев, и нам приходится искать возможности для расслабления руки. Такими моментами могут быть паузы, смены позиций и звучание открытых струн[8].

На следующем этапе обучения необходимо ввести такой аспект - как формирование выносливости. Это самое важное качество музыканта. Умение играть ровно и чисто должно быть постоянной целью, однако увеличивать время игры нужно постепенно и осторожно.

Также не стоит забывать и о динамических оттенках, которые при исполнении музыкальных произведений на начальном этапе обучения являются одним из основных выразительных средств. Постепенное введение имен различных оттенков в их использование на инструменте, умелое понимание значения динамики в исполнении произведений и упражнений, помогает более четко и конкретно выразить природу музыки, особенно ее эмоциональное и образное содержание. Характер исполнения каждой пьесы или песни требует своего особого подхода к созданию звука (какой звук воспроизводить, с какими динамическими оттенками, с какой скоростью и какими трюками). В то же время ученик должен познакомиться с новой музыкальной нотацией, которая появляется в пьесах.

4. Развитие музыкального слуха

Музыкальный слух является важной частью исполнительного процесса. Поэтому развитие музыкального слуха является необходимым условием как для восприятия музыки, так и для ее передачи. Большое влияние оказывают круг музыкальных впечатлений и интонационная сфера, в которой воспитан музыкант. С самого раннего возраста слуховое сознание будущего музыканта должно быть направлено на приобретение эстетических критериев и истинного художественного вкуса, а также на развитие способности помещать самое ценное в подсознание. Музыкальность слуха проявляется в способности воспринимать и воспринимать неоднозначные звуковые впечатления.

Компоненты музыкального слуха:

1. Слуховое звучание — это ощущение высоты тона и связи между слухом и пальцами, подразумевающее как бы тональность звука до момента исполнения.

2. Мелодичный слух художника также имеет свои особенности. Часто необходимо наблюдать, как выразительное произношение мелодии заменяется плоским, небрежным звуком. Что касается чистоты интонации, то роль музыкально-слуховых репрезентаций велика.

3. Тембровый слух лучше всего развивается музыкантами оркестра. В педагогической практике для развития тембрового слуха ученик чаще всего вызывает в воображении звуки различных инструментов симфонического оркестра и прибегает к их подражанию.

4. Гармоничный слух — это музыкальный слух, ориентированный на гармонию. Он развивается на основе модального слуха, точного различия между тоническими, доминантными и субдоминантными гармониями, триадами и их преобразованиями[9].

Разработка компонентов музыкального слуха гитариста:

Большое значение для развития хорошего слуха гитариста имеет сам инструмент, точнее его структура. Исполнение на расстроенном инструменте является одним из факторов, который отрицательно влияет на слух учащегося. Обучение настройке гитары самим учеником должно начинаться с первых занятий. Сама природа инструмента предоставляет широкие возможности для формирования мелодического слуха среди гитаристов. Но на начальном этапе, когда играешь на инструменте, концентрация внимания на все еще неустойчивых раздельных движениях левой и правой рук приводит к тому, что звуки мелодии воспринимаются отдельно, без их взаимосвязи. Особой проблемой для многих гитаристов является выразительная интонация в быстром темпе.

Часто необходимо наблюдать, как ученик «классно прочесывает» отрывки, не особо заботясь о выразительности интонации. Подобная манера игры объясняется плохо развитым мелодичным слухом. Одним из наиболее эффективных способов развития мелодического слуха является медленное воспроизведение движущихся эпизодов под метрономом с намерением тщательно выслушать выразительно-интонационное содержание музыки. Затем постепенно увеличивая темп.

Не менее важным для гитариста является целенаправленное развитие тембро-динамического слуха. Ощущение тональной окраски звуков связано с различением звучания струн инструмента. Это должно привлечь внимание ученика, ищущего понятные образные характеристики тембра каждой струны. Хорошей основой для развития тембрально-динамического слуха являются специальные упражнения (например, сыграть одну и ту же мелодию на грифе и у подставки). Развитие тембро - динамического слуха облегчается игрой в ансамбле. В процессе обучения начинающего исполнителя не следует забывать о развитии гармонического слуха, поскольку общеизвестно, что у певцов с одинаковым голосом мелодический слух развивается лучше.

В педагогической практике различают два метода обучения игре на музыкальном инструменте: моторный метод и слуховой метод. Как правило, на первых этапах обучения учителя обращают внимание в основном на развитие двигательных навыков, оставляя в стороне развитие музыкальных способностей ученика. При моторном методе занятия «схема» исполняющего процесса выглядит примерно так: нота - движение - последующий контроль слуха. Основой игрового процесса остается мотор. Вынудив ученика изучать пьесу технически, учитель начинает «вдохновлять» ее, то есть к мелодии добавляются динамические тона, ускорения или замедления, нюансы. Этот метод влияет на музыкальные способности ребенка в очень небольшой степени.

Независимо от того, насколько разнообразен урок по содержанию, он должен быть подчинен основной задаче - развитию слуха в самом широком смысле этого слова - высотному, гармоническому, тембровому, динамическому, развитию черт, ощущению звуковой окраски.

Слуховой метод включает в себя:

1. Слушание музыки. С первых уроков преподаватель, играя различные интересные музыкальные произведения, доступные для понимания детей, учитель развивает способность ребенка слушать музыку, помогает ему понять природу музыки и учит его различать музыкальные образы. Проиграв пьесу для ученика, вы можете попросить его написать историю для этой музыки или рассказать, что в ней происходит, охарактеризовать темы. Или, может быть, нарисовать картину, раскрывающую содержание. На первых уроках ученик знакомится с музыкальными жанрами: марш, танец, песня. И в этом плане - осознание ритмической оригинальности жанров и ритмичной выразительности музыки.

2. Знакомство с интервалами. Развивая навык различения интервалов на слух, необходимо обратить внимание студента на окраску каждого интервала (лучше начинать с расхождений, таких как секунда и септима, а затем согласных: третья, четверть и т.д.). В будущем необходимо развивать активное восприятие интервалов, связанных с музыкой, которую играют ученики. В то же время должны быть достигнуты интонационная чистота и ритмическая точность. Часто бывает, что ученик не может найти и спеть данную ноту и спеть данный звук. Затем учитель должен начать играть на ноте, которую ученик интонирует, и обратить внимание ученика на тот факт, что звуки «сливаются». Постепенно, увеличивая пение в полутонах, вы должны заставить ученика следовать за учителем и расширять диапазон.

3. Выбор слуха: активное формирование музыкально-слуховых представлений способствует поиску звуков, установленных учителем на инструменте. Выполнив это задание, вы можете предложить ученику подобрать несложные элементы мелодических поворотов, а затем приступить к подбору песен, которые выучены на слух. Учитель должен кропотливо и настойчиво искать наиболее удобное положение для ученика при игре на инструменте, чтобы способствовать свободе и легкости движений.

4. Чтение нот с листа. Рекомендуется начинать чтение музыкального текста только тогда, когда учитель уверен, что ученик уже создал четкие музыкальные и слуховые представления и навыки. Прежде чем приступить к анализу нового материала, учитель должен объяснить учащемуся природу мелодии, указать, какие методы игры являются лучшими для игры и т. д. Умение читать с листа дает игроку множество преимуществ, наиболее важным из которых является то, что он может самостоятельно ознакомиться с большим количеством музыкальной литературы, расширить свои музыкальные горизонты[10].

Таким образом, мы приходим к выводу, что формирование активных музыкально-слуховых представлений до формирования двигательных навыков должно стать основой педагогического процесса на начальном этапе обучения инструменталистов.

5. Выбор репертуара

Несколько слов о репертуаре на начальном этапе обучения. Несмотря на популярность гитары, гитарный репертуар для детей очень скуден. Мало кто из профессиональных композиторов пишет для детей. Поэтому иногда преподавателю трудно выбрать пьесы для ученика, которые отвечали бы всем требованиям музыкального исполнения, были бы доступны для начинающего гитариста и имели бы высокую художественную ценность.

Развитие музыканта-гитариста, формирование его как личности зависит не только от моторно-моторных навыков, но и от репертуара. Только при серьезном отношении к репертуару вы сможете правильно руководить и определять верный путь в воспитании музыканта.

Репертуар ученика должен быть разнообразным по содержанию, форме и стилю. Репертуар должен быть обновлен и расширен, включая лучшие пьесы современных композиторов. Наиболее ценными являются пьесы, в которых народные мелодии гармонично сочетаются с современными средствами выражения.

Репертуар подбирается в зависимости от уровня общей подготовки, возраста, музыкальных способностей и других индивидуальных данных. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, которые превышают музыкальные и исполнительские способности учащегося и не соответствуют его возрастным характеристикам. В работе над репертуаром учитель должен достичь различной степени полноты исполнения музыкального произведения учеником, принимая во внимание, что некоторые из них готовятся к публичному исполнению, другие - для показа в классе, а другие - для ознакомления. Рекомендуется одновременно изучать не более 3-4 произведений. Последовательность проверки домашнего задания на каждом уроке должна меняться.

Очень важно дать ученику современные пьесы, написанные в разных музыкальных стилях, включая джазовые пьесы. Учащимся очень нравятся эти пьесы, так как джазовая музыка давно используется в мультфильмах, кино и полностью пропитана оптимизмом, юмором, игривостью, то есть всеми качествами, которые так присущи детям. Качающийся ритмический ритм свинга, неожиданные синкопы самбы и босса-новы, внезапные акценты рок-н-ролла привлекают учеников своей необычностью по сравнению с канонами классической музыки.

В связи с этим ценный опыт и методические разработки таких гитарных композиторов и педагогов, как А. Винницкий, Н. Кошкин, В. Калинин, В. Козлов, С. Руднев, Р. Дайенс, Л. Брауэр и др. В их работах есть пьесы как для уже исполненных исполнителей классической гитары, так и для начинающих гитаристов.

В пьесах А. Винницкого для детей умело и охотно показаны основы джаза. Например, Этюд №1 («Джазовые этюды») написан в технике аккомпанемента с «ходячим» басом; более низкий голос имитирует линию контрабаса и воспроизводится четными четвертями (как это характерно для свинга и бибопа). Синкопированные аккорды исполняются в качающейся пульсации. Этюд № 5 написан в стиле босса-нова. Основная задача исследования - развить ритмические ощущения «джазовых» восьмых.

Миниатюра А. Винницкого «Маленький ковбой» написана в стиле блюза и очень точно передает музыкальные особенности стиля кантри. Очень интересная фигура в стиле свинга «Розовый слон».

А. Винницкий в своей работе знакомит детей с блюзом, для изучения которого была написана серия «Блюз и джаз прелюдии», а также занятия в форме блюза. Этюд №7 в E-dur является примером сочетания простоты текстуры и оригинальности композиции. Как вы знаете, написание «простой» композиции для гитары - очень сложная задача для композитора. Этот эскиз отражает все характерные черты блюза: форму, гармонический рисунок и специфические ноты блюза (пониженные 3, 5 и 7 ступеней).

Композитор-гитарист Ю. Шилин представляет элементы стиля фламенко на примере ярких и красочных «Испанского танца» и «Волны Испании».

В сольной сюите для гитары Н. Кошкина «Баллады» гармонично сочетаются джазовые баллады, что позволяет ученику выучить новый гармонический язык и познакомиться с «джазовыми аккордами и их заменами». У композитора есть произведения для начинающих гитаристов, которые наполнены гармоничной языковой поп-музыкой.

Композитор В. Козлов также занимает особое место в творчестве многочисленных произведений для детей. Его альбом «Эхо бразильского карнавала» - это сюита из трех частей (милонга, танго, румба), написанная в ритмах, характерных для латиноамериканской танцевальной музыки, и «Детская сюита» в шести частях, музыка которых Основанный на принципе контрастирования персонажей и темпов, наряду с классическими художественными средствами, альбом представляет современные красочные техники игры на гитаре. Сюита «Маленькие секреты сеньоров гитары» состоит из пьес, каждая из которых предназначена для овладения определенным типом техники. Особый интерес представляет использование в музыке новейших техник, появившихся в исполнительской практике в конце ХХ века.

Техника исполнения, свойственная электрогитаре, проникает в среду «классики». Бывает и так, что сами виртуозы электрогитар вводят самые интересные приемы игры на классической гитаре, и этот синтез порождает много интересных штрихов и явлений в композициях. Итак, мы можем сказать о технике, которую поп-гитаристы называют постукиванием (ударные струны без активного извлечения звука). Этот стиль исполнения был изобретен американцем Стэнли Джорданом и нашел отклик у широкого круга артистов. Представляется интересным познакомить молодых гитаристов с этой техникой. Вы также можете наблюдать элементы такой техники, как шлепок в современных игровых технологиях. Это удар правой рукой по струне костью большого пальца, другим пальцем сделайте острый укол, а другим пальцем поднимите струну снизу.

Несмотря на разнообразие учебных пособий и пьес, позволяющих детям познакомиться с современной музыкой, к сожалению, учителя детских музыкальных школ и художественных школ не уделяют много внимания этой стороне развития гитаристов.

Очень важно, что к концу музыкальной школы молодой гитарист становится разноплановым исполнителем и прекрасно чувствует себя как в классических произведениях, так и в поп-музыке. Знакомство и освоение современных стилей сделают процесс обучения разнообразным и интересным.


Заключение

Гитара как инструмент возникла в Испании, но ее корни ведут к древнему Вавилону, Ассирии и Греции. Инструмент претерпел множество изменений, как по форме, так и по объему. В настоящее время инструмент стал популярным во всем мире, доступным и коммуникативным. Вы можете играть, как на сцене, с различными видами звучания (внешние, внутренние микрофоны, пьезодатчики, магнитные с железными струнами и т.д.) И вокруг костра в кругу друзей. Это основной аспект популяризации инструмента среди людей.

Классическая гитара - академический инструмент, и у нас есть много шестиструнных гитарных школ. Но в каждой школе есть свои нюансы, и поэтому для продуктивного обучения учителя должны выбирать лучшее и использовать в своей практике.

На вопрос о рекомендуемом возрасте для начала занятий на гитаре можно сказать – «кого угодно». Если это ребенок, то он должен иметь: серьезность и настойчивость, сила пальцев должна быть достаточной для того, чтобы маленький гитарист мог без труда разобраться в струнах, и способность повиноваться и понимать постороннего.

Ученикам старшего возраста или взрослым в целом легче и продуктивнее учиться, поскольку у них более развитые двигательные навыки и логическое мышление с накопленным жизненным опытом. Для продуктивного обучения первым навыкам игры на гитаре нам необходимо спланировать и организовать первые уроки, в которых достигается доверие и уважение, интерес учащегося, планирование времени занятий как в школе, так и дома.

Следуйте методологии последовательного обучения от простого к сложному. Это как посадка, постановка рук, способы извлечения звука правой рукой и упражнения для левой руки, знакомство с терминологией динамических цветов, работа с ритмом.

Развитие слуха также играет важную роль в процессе обучения, что является необходимым условием как для восприятия музыки, так и для ее передачи. Слух необходимо развивать не только на уроках сольфеджио, но и на уроках игры на гитаре. Это интонационные и ритмические упражнения с гитарой с голосом, развитие музыкальной памяти. Ознакомление с музыкальными жанрами, интервалы, подбор мелодии на слух, чтение заметок с листа.

Важную роль играет грамотное создание репертуара. Учителя детских музыкальных и художественных школ нуждаются в новых системах и методах, которые обогащают учащихся знаниями; в более обширном и современном музыкальном репертуаре, который впоследствии позволяет переключиться на любой другой стиль игры. Соблюдая требования к развитию полноценного музыканта с мышлением, в репертуаре необходимо использовать как классические произведения, так и произведения разных современных композиторов. Знакомство и овладение современными стилями сделает процесс обучения разнообразным, интересным и будет способствовать дальнейшей популяризации классической гитары.

Эти уроки помогают развивать у детей различные творческие способности в восприятии, композиции, исполнении, импровизации, мышлении не только о музыке, но и о жизни. Оптимизация воображения, фантазии, подбор яркого, эмоционального и красочного музыкального материала - основные ориентиры в формировании творческой личности.

В данном пособии освещаются различные проблемы современной гитарной школы, представлен поэтапный метод работы в классе гитары с младшими учениками на начальном этапе освоения инструмента, которого нет ни в одной изученной школе игры на классической гитаре.

Работа может быть использована в качестве учебного материала для преподавания классической гитары в Детских музыкальных школах, школах искусств и является обобщением достижений мастеров классической гитары.


Список используемой литературы

  1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. Издательство «Музыка» Москва 1983.
  2. Гитман А.Ф. Донотный период начального обучения гитариста. «Престо» Москва 2003.
  3. Иванов – Крамской А. Школа игры на классической гитаре. Издание второе/ Ростов – на - Дону «Феникс» 2002.
  4. Маттео Каркасси. Школа игры на шестиструнной гитаре. «Советский композитор» Москва 1990.
  5. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. «Советский композитор» Москва 1987.
  6. Способин И. Элементарная теория музыки. М., 1984.
  7. Гитман А. Начальное обучение шестиструнной гитаре. – М.: Престо,
  8. Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Изд. 4. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. – 152 с.
  9. Информационные бюллетень «Народник» № 1-58./Ред.-сост. В. Новожилов,  В. Петров. – М.: Музыка, 1998-2007.
  10. Как научиться играть на гитаре. / Сост. В. Кузнецов. – М.: Классика-XXI, 2006, - 200 с.
  11. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. – М.: Кифара, 2002. – 148 с.
  12. Катанский А. В., Катанский В. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ансамбль. Таблицы аккордов. Аккомпанемент песен: Учебно-методическое пособие. – И.: Катанский, 2008. – 248 с.
  13. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. – М.: Кифара, 2002. – 148 с.
  14. Сор Ф. Школа игры на гитаре./ Ф. Сор; исправлена и дополнена по степени сложности Н. Костом; общ. Ред. Н. А. Ивановой-Крамской; пер. с франц. А. Д. Высоцкого. – Р-н-Д: 2007, - 165 с.
  15. Тейлор Джон. Звукоизвлечение на классической гитаре. – Коллективный перевод посетителей сайта http://demure.ru – 61 с.
  16. Шумидуб А. Школа игры на гитаре. - М.: Шумидуб, 2002, - 127 с.


[1] Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. Издательство «Музыка» Москва 1983.

[2] Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. Издательство «Музыка» Москва 1983.

[3] Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. Издательство «Музыка» Москва 1983.

[4] Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре. Издательство «Музыка» Москва 1983.

[5] Гитман А.Ф. Донотный период начального обучения гитариста. «Престо» Москва 2003.

[6] Гитман А.Ф. Донотный период начального обучения гитариста. «Престо» Москва 2003.

[7] Гитман А.Ф. Донотный период начального обучения гитариста. «Престо» Москва 2003.

[8] Гитман А.Ф. Донотный период начального обучения гитариста. «Престо» Москва 2003.

[9] Гитман А.Ф. Донотный период начального обучения гитариста. «Престо» Москва 2003.

[10] Гитман А.Ф. Донотный период начального обучения гитариста. «Престо» Москва 2003.