Презентация к уроку музыкальной литературы по теме: "Уникальность стиля и новаторство в трио-сонатах Арканжело Корелли"

Наталия Николаевна Нечаева

Данная презентация представляется обучающимся в основном разделе урока изучения нового материала, проходящего в виде урока-исследоания с погружением в историческую эпоху (с параллельным использованием дополнительных раздаточных материалов в виде карточек: инструменты, интерьеры, костюмы, части музыкальной формы). И, конечно, музыкальные иллюстрации для сопоставления «на контрасте» - для выявления новаторства  композитора.

В таком уроке упор делается на использование аналитического метода обучения (обучающиеся сами сравнивают и делают выводы, ориентируясь на наводящие вопросы преподавателя).

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: «Уникальность стиля и новаторство в трио-сонатах Арканжело Корелли »

Слайд 2

Презентацию выполнила Преподаватель теоретических дисциплин муниципального казённого образовательного учреждения дополнительного образования « Лопухинская детская школа искусств» Ломоносовского муниципального района Ленинградской области Нечаева Наталия Николаевна 2021 г

Слайд 3

Истоки трио-сонаты, как формы исполнительского ансамбля (две скрипки и смычковый бас), восходят к народному скрипичному искусству. Это обычный состав народного инструментального танцевального ансамбля, распространенный с давних времен у многих народов. В Италии трио-соната явилась плодом давно сложившейся народной музыкальной практики.

Слайд 4

Народный инструментальный ансамбль из двух скрипок и баса являлся своеобразной народной формой сольной скрипичной игры, при которой первый скрипач, поддерживаемый остальными участниками ансамбля, "ведет мелодию".

Слайд 5

Инструментальный состав, для которого сочинялись подобные сонаты, включал 2 мелодических голоса (2 скрипки) и аккомпанемент (орган, клавесин, viola da gamba ). Поэтому их называют трио-сонатами.

Слайд 6

Жанр трио-сонаты именно в творчестве итальянского скрипача и композитора эпохи барокко А. Корелли сформировался в том виде, в каком он характерен для доклассической эпохи. Арканджело Корелли 1653-1713

Слайд 7

В то время эстетика барокко оказала влияние на манеру скрипичной игры, и она часто страдала излишним применением виртуозных приемов. Чрезмерная концентрация островыразительных эффектов создавала в скрипичном исполнительском искусстве ту взвихренность стиля, неистовость эмоционального тонуса, какую можно было видеть в скульптурных группах, на фасадах церквей и дворцовых плафонах. Бернини «Аполлон и Дафна» Базилика Св. Петра, Ватикан, 1624 г.

Слайд 8

Всему этому Корелли противопоставил строгую сдержанность чувства, ясность, уравновешенность формы и мудрую экономию в средствах и приемах выразительности. Техника его, в то время не знавшая равных, всецело подчинена была художественной интерпретации произведения. Он играл мягким, певучим и глубоким звуком; выравненность тона сочеталась с выразительной, разнообразной нюансировкой.

Слайд 9

Трио - сонаты А. Корелли принято делить на 2 группы: церковные (Op.1 и 3) и камерные (Ор. 2,4,5), хотя сам композитор никогда не давал такое определение. Возможно, они имеют такое название, потому что различаются как по исполнительскому составу (в так называемой « церковной сонате» аккомпанирует орган, в камерной — клавесин), так и по содержанию («церковная» отличается строгостью и углубленностью содержания, камерная близка танцевальной сюите).

Слайд 10

« Церковные» трио-сонаты Корелли обычно представляют из себя четырёхчастную сонату с преимущественно медленным торжественным вступлением Grave , за ним идёт быстрая динамическая часть Allegro( Vivace ) . Третья часть Adagio ( Largo ) - наиболее лирически открытая часть. Нередки в ней пасторальность , элементы танцевальности . Финал- Allegro- энергичная, напористая. Эта часть придаёт целостность циклу и яркую концертность .

Слайд 11

Камерные трио-сонаты во многом близки к «церковным сонатам». Прежде всего, своим строением. Первая часть медленная, торжественная, придающая ощущение важности и величавости. Но при этом смысл камерных сонат отличается от церковных. В них как бы проникают живые танцевальные ритмы улицы. Смысловая, ритмическая, интонационная и гармоническая палитра камерных сонат куда смелее и разнообразней, чем в церковных сонатах.

Слайд 12

А. Корелли обобщил основные черты жанра трио-сонаты, которые складывались на протяжении почти века в творчестве многих итальянских композиторов, создал законченные образы. Трио-соната с подачи Корелли стала концертным, а не прикладным, бытовым жанром.

Слайд 13

В сонату он привнёс свои переживания, личное отношение. Его сочинения отличает мастерство – архитектурная уравновешенность, стилистическое единство, тщательность отделки. Сам воздух нового времени, изменение социального климата формируют в Корелли музыканта со своей художественной концепцией.

Слайд 14

Корелли умело пользуется в трио-сонатах мастерством обоих исполнителей-скрипачей, хотя роль первой скрипки, почти солирующей, явно важней. Позже он использует все свои дуэтные находки - переклички, имитации, переплетения в своих concerto grosso . В сонатах Корелли использует и находки своего исполнительского стиля: кантилену, декламационность , речитативность, пытается придать инструментальной музыке вокальную и речевую выразительность.

Слайд 15

Именно трио-сонаты А. Корелли оказали значительное воздействие на композиторов других стран, так как данный жанр оказался более близок сложившимся традициям (ещё не совсем порвавшим с полифоническим стилем, как, например, жанр сольной сонаты и концерта). Ф. Куперен первым принял сонаты Корелли в качестве образца, за ним последовали Г. Пёрселл , немецкие композиторы, в особенности ученик Корелли Г.Муффат . Георг Муффат 1653-1704

Слайд 16

Франсуа Куперен (1668-1704) Ф. Куперен своему любимому композитору посвятил сюиту «Парнас, или Апофеоз Корелли »

Слайд 17

Используемая литература Г. Кузьмичева. Статья «Скрипичные сонаты А. Корелли зеркале его личности» Ливанова Т. История западно-европейской музыки до 1789 г.. Том I. Москва , « Музыка », 1983 Статья « Арканджело Корелли . Музыкальный мир Италии 17 в.» https://barucaba.livejournal.com/26027.html