Формирование игрового аппарата маленького пианиста. Режим труда и отдыха игрового аппарата в процессе игры на фортепиано

Ожидаемый результат

 

  • Закрепление навыка  контролирования процесса работы мышц рук.
  • Формирование осознанных исполнительских приёмов.
  • Творческое  отношение  к играемой музыке.
  •  Развитие способности участвовать в беседе, формировать собственное отношение к музыке.
  • Развитие взаимосвязи слуха и тактильных ощущений в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_tarasevich_e.a.doc296.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества Красносельского района

Методическая разработка

открытого занятия

Тема:

«Формирование игрового аппарата маленького пианиста. Режим труда и отдыха игрового аппарата в процессе игры на фортепиано»

Автор : Тарасевич Е. А. ,педагог

дополнительного образования

                                                                           

                                                                                      Методическое сопровождение:

                                                                                         Лебедева Л. А., методист

Санкт – Петербург

2016 год

Информационная карта открытого занятия.

  1. Педагог:    Тарасевич Елена Анатольевна
  2. Стаж работы: ?
  3. Категория, на которую аттестуется педагог: I
  4. Место проведения:  ГБУ ДОД ДДТ Красносельского района, кабинет № 33.
  5. Дата и время проведения:  12.11. 2016 
  6. Образовательная программа:  « Инструментальное музицирование

( фортепиано)»

  1.  Форма занятия: индивидуальная
  2. Фамилия и имя ребёнка:  Ермолаева Алиссия
  3. Возраст:  10 лет
  4. Год обучения: 2 год обучения

Пояснительная записка.

Тема: « Формирование игрового аппарата маленького пианиста. Режим труда и отдыха игрового аппарата в процессе игры на фортепиано».


Цель:  Закрепление навыка контроля  процесса  напряжения - расслабления мышц при игре на инструменте.

 Задачи: 

Образовательные

- формирование  контроля  движений всех частей рук при игре на инструменте

- формирование основ правильного звукоизвлечения

- формирование практических навыков  игры:

  • «вдох – выдох»  рук  между  музыкальными фразами.
  • мышечное поведение рук  во время игры  различных технических трудностей, динамических задач.

 Развивающие

 - развитие  осознанные исполнительские приёмы

 - развитие эмоционально – чувственную сферу ребёнка

 - развитие способность рассуждать и думать об исполняемой музыке

 Воспитательные

  - воспитание органической связи моторно-двигательной сферы с  эмоционально-слуховой сферой

  - воспитание любви к музыке, потребности в общении с искусством

  - воспитание эмоциональной отзывчивости к  исполняемой музыке

 Методы обучения:

Практический -   помощь  в освоении неудобных, сложных  исполнительских движений.

Словесный –  беседа  об исполняемой музыке, словесная оценка исполнения.

Наглядный -  показ верных движений педагогом ученице.

 Методические приёмы:

- применение индивидуального подхода, наблюдение за ощущениями учащегося.

- побуждение к самоконтролю, самооценки  учащегося в процессе игры на инструменте.

 - творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность  учащегося.

 - показ трудно исполняемых  отрывков   изучаемого репертуара.

Психологические условия на занятии:

- создание психологический комфорт, проявление доброжелательности педагога.

- рациональная организация занятия :  Познавательная минутка, включение игровых моментов, гимнастика на расслабление мышц (упражнение « Кукла»,  упражнение «Висячий мост»);

Музыкальный материал:  1) Пьеса « Музей кукол на Васильевском острове» ,

С. Баневич. 2) Этюд, А. Гедике.  3) Сицилиана,   Сперонтес( И.С. Шольце).

Оборудование:  Фортепиано, ноты.

План занятия.

Этапы работы.

1.Организационный.

 2. Основной:

  • 1 часть.
  •  Познавательная минутка.
  • Гимнастика.
  • 2 часть.

3. Завершение занятия.

Ход урока

Этапы занятия

Время

Деятельность педагога

Деятельность учащегося

Результат для учащегося

Организационный

10 мин.

- Приветствие аудитории и представление педагога.

- Вступительное слово к теме занятия.

- Приветствие ученицы

Адаптация к непривычной атмосфере открытого

занятия

Психологический комфорт.

Основной ,  состоящий из двух частей.

25 мин.

1 часть

15мин.

2

Подготовка игрового аппарата к игре. Выполнение ряда упражнений.

- «Разминаем плечи»

- « Катаемся с горки»

-« Играем с лентой»

- « Порхающая бабочка»

- « Веер»

- « Пальцы здороваются»

Подготовка ученицы к работе за инструментом(посадка, приготовление нот к работе)

Выполняет  упражнения.

Игровой аппарат готов  к игре.

.

7

1) Работа над  пьесой « Музей кукол на Васильевском острове».

- Проверка домашнего задания.( Проигрывание пьесы, предпочтительно без участия педагога.)

 - Работа над трудными  тактами.

- Работа над штрихами

- Беседа о характере всей пьесы и отдельных фрагментов в ней.

-Играет пьесу так, как может.

-Вместе с педагогом открывает для себя удобные движения, слушает себя во время игры

Комфортная, умная, вдумчивая игра музыки.

6

2) Работа над этюдом.

- Проигрывание домашнего задания.

-  Распределение звукового баланса.

- Поиск удобного прикосновения.

 - Распределения дыхания между фразами.

Слушает  себя, учится распределять опору  в прикосновении  к клавишам, развивает координацию в игре.

Развивает связь между слуховым представлением и тактильным ощущением

Познавательная минутка

 1 мин.

Интересные факты о фортепиано.

Слушание.

Отдых.

Гимнастика

2 мин.

Упражнение « Кукла».

Упражнение «Висячий мост».

Выполнение упражнений.

Разминка для тела, отдых.

2 часть

7 мин.

 Работа над Сицилианой.

- Проигрывание домашнего задания.

-  Работа над фразировкой

( распределением грамотных движений кисти и пальцев).

-  Расстановка дыхания между фразами.

- Работа  над аппликатурой.

Вместе с педагогом анализирует музыку, учится слушать себя, учится слышать  перекличку голосов в музыке.

Развивает  полифонический слух,  учится распределять баланс звучания.

Завершение занятия

5 мин.

Выводы: запись домашнего задания в тетрадь совместно с ученицей.

Вместе с педагогом  формулирует  домашнее задание.  

 Совместная

запись  домашнего задания помогает ребёнку запомнить задание точно.

Ожидаемый результат

  • Закрепление навыка  контролирования процесса работы мышц рук.
  • Формирование осознанных исполнительских приёмов.
  • Творческое  отношение  к играемой музыке.
  •  Развитие способности участвовать в беседе, формировать собственное отношение к музыке.
  • Развитие взаимосвязи слуха и тактильных ощущений в игре.

Список литературы

  1. Берстайн С.  20 уроков клавиатурной хореографии. СПб., Композитор, 2001. - 152 с.

  1. Грохотов С.В. Как научить играть на рояле. Первые шаги. Серия « Мастер –класс». М., Классика -  XXI, 2013. – 203с.

  1. Егорова Н.Л . Дополнительная общеобразовательная ( общеразвивающая ) программа « Инструментальное музицирование (фортепиано)» , Санкт –Петербург , 2015.  - 52 с.

  1. Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. М., Классика XXI, 2015. -  82 с.