Консультация для педагогов по оснащению музыкальных уголков в ДОУ

Власова Екатерина Юрьевна

Консультация для педагогов по оснащению музыкальных уголков в ДОУ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Организация музыкальной предметно - развивающей среды  в ДОУ».

Музыкальный руководитель Власова Е.Ю.

Есть внутренняя музыка души…

                                      Она как память о полузабытом,

                                           Она как дальний шум, Не заглуши

                                     Ее с годами буднями и бытом!

                                  Она таится в глубине, светя

                                                             Порой в случайном слове, в слабом жесте.

                            Ее имеют многие. Дитя

                                              Лишь обладает ее в совершенстве.

                                                                           Е. Винокуров.

          Предметно-развивающая среда - это система  материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей, так как  разнообразие игрушек не является основным условием их развития. 

 При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима деятельность всех педагогов ДОУ. Создавая "среду обитания" для воспитанников необходимо, прежде всего, уделять внимание ее развивающему характеру. 
Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.     

        Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания в детском саду. Основная цель музыкального воспитания ребенка - получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения личность, научить малыша проникаться настроением, мыслями, чувствами.

Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды воспитания и обучения. Опираясь на работы выдающихся педагогов-психологов, можно отметить, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. А музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».

Б.М.Теплов определяет музыкальность как комплекс способностей «творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т.д.» развиваемых на основе задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления.

В структуру музыкальности включаются три основные музыкальные способности:

• ладовое чувство, которое проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, чувствованное восприятие;

• музыкально-слуховое представление (включает в себя память и воображение). Эта способность, проявляющая себя в воспроизведении по слуху мелодии;

• чувство ритма - это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке, способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.

Самостоятельная творческая деятельность ребенка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал  музыкальной   среды  и управлять развитием творчества детей в  музыкальной  деятельности.

Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые

успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально-творческих проявлениях.  

Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразны- ми музыкально-дидактическими материалами.

Требования  к проектированию  музыкальной   среды:

●  Требуется учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности. При этом важно руководствоваться таким положением: в каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и  дошкольного  возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, когда она становится ведущей.

●  Среда  должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С. Выготский).

●   Музыкальная   среда  должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже известные ребенку) компонеты, так и проблемные, подлежащие исследованию.

●  Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и, наоборот, постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются.        

Музыкальная   среда  раскрывает свои возможности в процессе общения детей со взрослым в этой  среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта  среда   развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности.

Критерии качества музыкальной среды:

Блоки компонентов  среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество). Каждый предусматривает ориентацию на представление в  среде  всех видов детской  музыкальной  деятельности:

  • восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой  деятельности, а также произведения, специально созданные для развития  музыкально-сенсорного  восприятия детей;
  • воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению;
  • пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности: к восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой выразительности танца и т.п.;
  • пособия, побуждающие к игре на детских  музыкальных  инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;
  • музыкально-творческая деятельность – пособия, побуждающие к песенному,  музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских  музыкальных  инструментах.

Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских  музыкальных  инструментов,  развивающих   музыкальных  игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет, дисков к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон, DVD плеер, мультимедиа проектор).

Содержание  музыкальной среды  отражает принцип системности в овладении  музыкальной  деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их  музыкальной  деятельности, поэтому следует усложнять содержание  среды  по возрастным ступеням.

Содержание должно обеспечивать возможности для  музыкально-творческого  развития детей и получения из  среды  необходимой им информации для  музыкально-творческой  деятельности.

В содержании  среды  должна быть представлена проблемность: ребенок, действуя со знакомыми или малознакомыми предметами в  музыкальной   среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу  музыкальной  деятельности.

Содержание  музыкальной   среды  следует соотносить с ведущим видом деятельности детей определенной возрастной  группы.

Динамичность содержания  среды  обеспечивает интерес к  музыкальной  деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

Качество структуры

Структура  музыкальной   среды  представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской  музыкальной  деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями,  музыкальными  инструментами. Мини-центры удобны для развертывания  музыкальной  деятельности одним ребенком, двумя детьми или подгруппой.

 Среда  предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.

Функциональный и эмоциональный комфорт детей.

Оформление  музыкальных  мини-центров для детей раннего и младшего  дошкольного  возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего - иметь дидактическую направленность.

Предметная  среда  должна быть сомасштабна глазу действиям руки, росту ребенка.

Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними. 

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике  уголка.

Рекомендации по оборудованию музыкальной предметно-развивающей среды (статья Е.Ю.Матвиенко "Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ"  - сборник "Опыт лучших - детям. Об инновациях в дошкольном воспитании"):

Таким образом, при создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:

1.Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

2.Разнообразие оборудования.

3.Учет возрастных особенностей детей.

4.Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

5.Возможность переноса оборудования в другие места.

Классификация оборудования для музыкальных зон:

1.Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).

2.Детские музыкальные игрушки  и инструменты для творческого музицирования:

• с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

• с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

• с одним фиксированным звуком (дудки):

• шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

3.Музыкально-дидактические игры и пособия:

нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

4. Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеокассеты, видеодиски).

Итог: Таким образом, подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что организация музыкальной предметно-развивающей среды требует соблюдение следующих принципов:

●   принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей детей;

●  принцип функционального и эмоционального комфорта детей в среде (музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребёнка) ;

● принцип системности (периодическое обогащение и обновление содержания предметной среды для поддержания устойчивого интереса детей к творческой деятельности) .

Соблюдение этих принципов помогает сформировать у наших воспитанников творческую активность, умение мыслить креативно, расти творчески развитыми людьми.