О некоторых вопросах подготовки концертмейтера.

Жданова Анна Валерьевна
Работа концертмейстера очень востребована в наше время. Но чтобы стать хорошим концертмейстером нужно, чтобы сошлись несколько аспектов: хорошая профессиональная подготовка, собственное самообразование и постоянные занятия и опыт работы. Последнее- основное, но, к сожалению, приходит только с годами. Как помочь недавним выпускникам сделать первые шаги в этой профессии наиболее безболезненно? Эта проблема до конца ещё не решена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_nekotoryh_voprosah_podgotovki_kontsertmeystera.docx17.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

О некоторых вопросах подготовки концертмейстера.

Работа концертмейстера одна из самых интересных и, одновременно, одна из самых трудных из тех, с которыми приходится сталкиваться выпускникам музыкальных училищ и колледжей. И основная проблема заключается в том, что по большому счету, занятия по концертмейстерскому классу мало подготавливают студента к тому, с чем ему приходится сталкиваться в реальной жизни после выпуска из учебного заведения.

Все виды концертмейстерской деятельности имеют свои нюансы и особенности, которые совершенно отличают их друг от друга. Разумеется, навыки ощущение дыхания у духовиков и вокалистов, «смычка» у струнников и танцевальных «предыктов» у хореографов- это в большей степени вопросы опыта и приходят со временем, но кое-какие моменты, все же, вполне можно изучать и в училище, чтобы избежать беспомощности и неловкости  в первые месяцы, а то и годы работы. К тому же, что греха таить, некоторые преподаватели, особенно те, которые имели длительный опыт работы с маститыми и опытными концертмейстерами, могут проявить нетерпимость к новоявленному коллеге и парой едких замечаний вовсе отбить у того желание работать. И такие случаи, к сожалению, не редкость.

На какие же навыки следует обратить повышенное внимание в учебном заведении, чтобы хоть немного помочь начинающему концертмейстеру в его нелегком труде? Я работаю концертмейстером 32 года и с уверенностью могу сказать следущее: навыки чтения с листа и транспонирования- необходимы в первую очередь. Причем, если транспонирование, в основном, требуется при работе с вокалистами и хоровиками и, в меньшей степени, с духовиками, то навык чтения с листа- это концертмейстерское «всё». Тест надо видеть в полном объеме, с ходу улавливая фразировку и стилистику. Но, при работе со сложным материалом, необходимо еще уметь упрощать фактуру, сохраняя при этом «контуры» произведения. Без последнего навыка не обойтись концертмейстерам, которые работают с дирижерами-оркестрантами и зачастую вынуждены исполнять целые симфонические клавиры. Конкретно эту работу я считаю одной из самых сложных: на «наработку» материала, даже при систематических занятиях и хорошем навыке чтения с листа, уходят годы. А студенты- заочники в высших музыкальных учебных заведениях вполне могут приехать на сессию с желанием дирижировать 2й концерт С.В. Рахманинова или 3ю симфонию Л.В.Бетховена. Можно представить себе объемы сложнейшего текста, который приходится озвучивать концертмейстерам! В моей практике была «Неоконченная симфония» Шуберта и одна ночь на её разучивание. Поверьте, это очень непросто.

Но если эта работа, все же, больше подходит выпускникам ВУЗов, то концермейстер детского хора или хореографического коллектива- это реальная перспектива для студента, окончившего музыкальное училище.

Первая сложность, с которой сталкивается концертмейстер у хореографов- это французская терминология. Для новичка- это китайская грамота, особенно, если коллектив практикует занятия классической хореографией. В училищах и колледжах это не проходят совсем. Бедняге приходится выписывать в тетрадочку и заучивать все основные понятия с соответствующими музыкальными размерами, необходимыми затактовыми вступлениями и тд. Вторая сложность- совершенно необходимый навык импровизации- тоже, согласитесь, не самый простой. Если в начальных классах требуется просто сообразить как сделать музыкальные связки между маршем, галопом, полькой и т.п., то в старших-  надо видеть и соответствующе реагировать, если танцор не докрутил, или перекрутил обороты; раньше или, наоборот, позже приземлился после прыжка и таких моментов может быть множество и умение импровизировать здесь имеет огромное значение, которое придёт на помощь в любой ситуации.

У хоровиков- концермейстер должен уметь гармонизировать распевки во всех 24 тональностях, делая перед каждым новым звеном доминантовую перестройку. Распевок множество и ориентироваться надо быстро, чтобы уши детей привыкали слышать грамотные и благозвучные гармонические переходы. В принципе, студент, у которого не было проблем с предметом гармония в колледже, частично подготовлен к такой работе- ведь секвенции и цифровки, которые входили в программу этого предмета- большое подспорье для будущего концертмейстера хора. Сложность для концертмейстера хоровика и вообще для аккомпаниатора вокалистам заключается в, основном, в умении транспонировать. Голос- инструмент капризный, его звучание зависит от множества факторов, в том числе, чуть ли не от погодных условий. Поэтому, иногда в течении одного занятия приходится «прыгать» по нескольким тональностям, пока не найдется наиболее подходящая. Особенно активен этот процесс поиска тональности для мальчиков в момент становления голоса. Неделю он может петь в одной, неделю в другой и так до бесконечности, пока голос не встанет на место. Конечно, на электрических инструментах есть программы смены высоты звучания, но лучше на это не надеяться: уважающие себя концертные залы никогда не предложат в качестве аккомпанирующего инструмента электрическое пианино.

У инструменталистов- скрипачей, народников, духовиков- тоже много тонкостей, профессионально изучить которые можно только лишь отработав с ними не один год, но основные, концертмейстерские нывыки должны закладываться, все же, в учебном заведении.

Конечно, цель учебного заведения –в первую очередь подготовить грамотного исполнителя и педагога. Концертмейстерская работа тоже имеется в виду, но в недостаточном объёме. Со студентами чаще работают опытные иллюстраторы, которые, скорее, сами своим исполнением аккомпанируют неловкому студенту. Для многих выпускников настоящая школа концертмейстера начинается именно на работе и хорошо, если становление будущего аккомпаниатора пройдет без конфликтов и недопонимания со стороны основного преподавателя. Как помочь студентам подговиться к профессии концертмейстера более качественно? Ведь учебные планы и так включают в себя изучение концермейстерского мастерства и камерного ансамбля? Увеличить количество часов – маловыполнимо по многим причинам- это и внесение коррективов в учебные планы и многие другие столь же неудобные моменты. Но вот дополнительные факультативные занятия- вполне реальная вещь. На них  можно коснуться и вопросов французской терминалогии у хореографов, и многих других специфических тем. Кстати, по опыту могу сказать, что больше всего проблемных моментов возникает у неопытных концертмейстеров именно с преподавателями классической хореографии, особенно, если недавний выпускник попадает в продвинутый коллектив. Конечно, импровизировать ни на каких факультативах не научишь, но вполне можно дать понятия хореографического квадрата (о котором многие выпускники  никогда не слышали вовсе, но ощущение этого самого квадрата  является основой для работы с танцорами) и заложить основные принципы чтения с листа и транспонирования, без которых, как было сказано выше, тоже сложно обойтись. Многие из этих вопросов вполне решаемы и эти решения не содержат в себе какие-то совсем уж серьёзные сложности, но помощь будущим концермейстерам от более детального изучения различных моментов концертмейстерского искусства будет заметнее, что однозначно не лишнее в освоении такого сложного дела - как работа концертмейстера.