Интерактивный классный час "Неисчерпаемый источник вдохновения"

,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_neischerpaemyy_istochnik_vdohnoveniya.docx33.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Неисчерпаемый источник вдохновения. Каприс №24 Н.Паганини

Цель: расширить знания учащихся о жанре вариаций и  его популярности на примере вариаций разных композиторов на тему Каприса №24 Н.Паганини.  

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с общей характеристикой вариаций и историей развития этого жанра на примере  вариаций на тему Каприса №24 Н.Паганини.
  • Развивающие: развить познавательный интерес, умения обобщать, анализировать, сравнивать.
  • Воспитательные: воспитать эстетический, музыкальный вкус.

Тип урока: комбинированный (продолжительность урока 1,5 академических часа)

Музыкальный материал:

  1. Н.Паганини «Каприс №24» op.1 (для скрипки соло)
  2. И.Брамс «Вариации на тему Паганини», этюды для фортепиано, op.35
  3. С.В.Рахманинов «Рапсодия на тему Паганини» (для фортепиано с оркестром)
  4. В.Лютославский «Вариации на тему Паганини» (для двух фортепиано)
  5. Б.Блахер «Вариации на тему Паганини» (для оркестра)
  6. Эндрю Ллойд Уэббер «23 Вариации на тему Паганини» (для виолончели и рок-оркестра)
  7. П.И.Нечепоренко «Вариации на тему Паганини» (для балалайки-соло)
  8. Лендле В. «Вариации на тему Паганини» (для классической гитары)
  9. Рок-Синдром «Вариации на тему 24-го Каприса Паганини» (для электрогитары)
  10. Гарсон М. «Джазовые вариации на тему 24-го Каприса» (для фортепиано и кларнета)

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация к уроку.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся по теме урока.
  3. Объяснение нового материала с использованием презентации.
  4. Закрепление нового материала, вывод урока.
  5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

               Установка на работу и доброжелательную атмосферу, концентрация внимания и активизация мышления ребят.

  1. Актуализация знаний учащихся по теме урока.

               Беседа с учащимися, основной вопрос которой: что вы знаете о вариациях?     Беседа выявляет знания учащихся о вариациях. Их ответы позволяют сделать обобщение:

а) вариации – это музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких измененных воспроизведений (вариаций).

б) тема вариаций может быть оригинальной (написанной самим композитором) или заимствованной.

  1. Объяснение нового материала с использованием презентации.

Слайд 1. Титульный лист, тема.

Слайд 2. Форма вариаций и сам этот музыкальный жанр очень популярен у композиторов. Вряд ли найдется композитор, который не имел бы в своем творческом багаже произведений, написанных в форме вариаций. Латинское слово вариация – чисто музыкальное. Для других случаев есть похожее – вариант. Оба понимаются примерно одинаково: то же самое, но иначе; вид меняется – суть остаётся. Близкое по смыслу латинское слово версия – поворот (имеется в виду поворот мысли).

В музыкальном произведении перед вариациями звучит короткая и вполне самостоятельная тема. Вариации, можно сказать, пересказывают тему много раз подряд и каждая на особый лад. Одна – мягко, другая – шутливо, третья – страстно, четвёртая – ещё как-то. А у последней задача – окончательно поставить точку. Изменения могут касаться разных аспектов музыки - гармонии, мелодии, голосоведения (полифонии), ритма, тембра и оркестровки (если речь идет о вариациях для оркестра). Вариации часто сочиняются на специально написанную композитором (оригинальную) тему либо на тему, заимствованную из фольклора (народной музыки) или музыки других авторов. Честно ли это, как вы думаете? (честно) Писать вариации на чужую тему – давний обычай в музыке. Порой такие вариации возникают как «дань признательной любви» великим мастерам. Так, Ф.Шопен начал своё фортепианное творчество с создания вариаций на тему «Дон Жуана» В.Моцарта, И.Брамс – с вариаций на тему Р.Шумана.

Слайд 3. История музыки знает несколько мелодий, которые оказались необычайно популярными в качестве тем, на которые разными  композиторами создано множество вариаций. Одна из таких мелодий - тема Каприса № 24 для скрипки итальянского скрипача, гитариста и композитора, одного из величайших виртуозов в истории мирового музыкального искусства Никколо Паганини (1782-1840).

Ребята, а вы слышали имя Никколо Паганини? Действительно, его имя известно даже тем, кто ни разу не был на скрипичном концерте. Фигура  Паганини была окружена легендами еще при его жизни. Впечатляла, прежде всего, сама внешность скрипача, описание которой оставили его великие современники И.Гёте и О.Бальзак: мертвенно-бледное, как будто вылепленное из воска лицо, глубоко запавшие глаза, худоба, угловатые движения и – самое главное – тонкие сверхгибкие пальцы какой-то невероятной длины, как будто вдвое длиннее, чем у обычных людей.

Паганини так расширил исполнительские возможности скрипки, применял такие неслыханные приемы, достиг такой виртуозности, размаха, выразительности, силы страстей и воздействия на публику, что его игра в сочетании с необычной, «демонической» внешностью рождала мысль о колдовстве. Некоторые даже считали, что скрипач продал душу дьяволу за поразительный музыкальный талант. Таинственности вокруг своего имени  содействовал сам Паганини, говоря о каких-то необычайных секретах своей игры, которые он обнародует только по окончании своей карьеры. 

Цикл из 24 каприсов для скрипки соло, написанный двадцатилетним Паганини, был единственным опубликованным при жизни произведением композитора. Современники объясняли этот факт боязнью автора к обнаружению многих тайн его виртуозности. Каприсы изначально создавались для оттачивания техники и мастерства исполнителя. Впоследствии они стали истинным достоянием, воплощением неприкрытого исполнительского гения автора. Современники Паганини считали эти каприсы неисполнимыми, пока не услышали их в исполнении автора.

Слайд 4. Наиболее ярким и технически сложным произведением является Каприс №24 ля минор. Он требует от скрипача владения всеми исполнительскими средствами. Далеко не каждый концертирующий скрипач отважится выносить этот Каприс на публичное исполнение. По форме Каприс является циклом миниатюрных вариаций на тему, близкую стремительной тарантелле, в которой явственно проступают народные интонации. Послушайте этот каприс в исполнении скрипки соло. А вы знаете, что значит «исполнение соло»? (то есть без аккомпанемента)

Слайд 5. В 1862-1863 гг. «Вариации на тему Паганини» написал Иоганнес Брамс (1833-1897) - немецкий композитор и пианист, один из главных представителей периода романтизма. Это произведение (теперь уже для фортепиано соло) представляет значительную техническую сложность. Сочинение состоит из двух тетрадей, по 14 вариаций в каждой, в обеих вначале излагается тема Каприса №24 ля минор. Сам автор назвал их «этюдами для фортепиано» и каждая из вариаций основана на показе какого-либо пианистического приёма, определённого вида техники. В них заключена своего рода энциклопедия пианизма Брамса. Выбор знаменитого 24-го каприса в качестве темы был, как считается, жестом Брамса в полемике с предшественниками: с одной стороны, с Робертом Шуманом (1810-1856), осуществившим фортепианное переложение каприсов Паганини, но без этого конкретного каприса, с другой — с Ф.Листом, который переложил для фортепиано именно этот каприс - при совершенно иной трактовке исходного материала. (Прослушивание вариаций)

Слайд 6. «Рапсодия на тему Паганини» для фортепьяно с оркестром (ля минор, ор. 43, 1934) - одно из лучших произведений русского композитора, пианиста-виртуоза и дирижёра Сергея Рахманинова (1873-1943). Ребята, вы знаете, что означает термин «рапсодия»?  (это инструментальное или вокальное произведение, написанное в свободном, импровизационном стиле) 

«Рапсодия на тему Паганини» написана в форме вариаций на тему 24-го каприса Н.Паганини. Рахманинову пришла идея связать эту мелодию с гораздо более древней - средневековой секвенцией Dies irae, введение которой - вносит в «Рапсодию» черты двойных вариаций. В этом произведении ностальгия соединяется с откровенной «дьявольщиной». Тема Dies irae выступает здесь как грозный символический образ, фаталистический смысл которого вполне выясняется в коде, где эта тема безраздельно господствует. Трагедийный характер музыки «Рапсодии» обусловлен ее идейной концепцией. Понять замысел Рахманинова помогает письмо композитора к балетмейстеру М. Фокину. Излагая программные соображения, Рахманинов связывает свое произведение с легендой о Паганини, продавшем душу дьяволу за обладание тайной скрипичного искусства. В 1939 году с разрешения композитора великий хореограф М.Фокин воспользовался этой партитурой при создании в лондонском Ковент-Гардене балета о жизни Николо Паганини. (Прослушивание Рапсодии)

Слайд 7. Среди многочисленных авторов вариаций на тему Каприса №24, Витольд Лютославский (1913-1994) – польский композитор и дирижёр. II мировая война прервала успешно начавшуюся пианистическую и композиторскую карьеру Лютославского. В годы нацистской оккупации Польши музыкант подрабатывал в варшавских кафе вместе с другим известным композитором Анджеем Пануфник, собирая средства для артистов, скрывающихся от нацизма. Музицированию в дуэте с Анджеем Пануфником обязано своим появлением в 1941 году произведение, ставшее одним из самых популярных не только в наследии Лютославского, но и во всей мировой литературе для фортепианного дуэта,- «Вариации на тему Паганини» (для двух фортепиано). Три с половиной десятилетия спустя Лютославский переложил Вариации для фортепиано с оркестром - эта версия также пользуется широкой известностью. (Прослушивание вариаций)

Слайд 8. После II мировой войны (в 1947 г.) произведение для оркестра с таким же названием  появилось у немецкого композитора Бориса Блахера  (1903-1975) . Б.Блахер – немец из России, композитор яркой судьбы и яркой музыки. Уже в его самых ранних сочинениях проявилась яркая индивидуальность, которую без натяжек можно назвать русско-немецкой: кумирами Б.Блахера были П.И.Чайковский и старший современник И.Ф.Стравинский. Открытая эмоциональность шла от первого, радикальное новаторство, интерес к сложным ритмическим структурам, к джазу – от второго. Сейчас мы услышим «Вариации на тему Паганини» Бориса Блахера, написанные для оркестра. (Прослушивание вариаций)

Слайды 9,10. Есть имя, которое на первый взгляд кажется неожиданным в ряду авторов вариаций на тему Паганини - Эндрю Ллойд Уэббер, автор знаменитой рок-оперы “Иисус Христос-суперзвезда”. На тему Каприса №24 по просьбе своего брата-виолончелиста Джулиана он написал «23 вариации» для виолончели и рок-ансамбля. Джулиан считал, что Эндрю со своим уникальным талантом сможет подать этот инструмент в новом, интересном свете. Оригинальной была идея соединить в Вариациях возможности виолончели и рок-оркестра. В январе 1978-го “Вариации” были исполнены на телевидении – в популярном лондонском шоу South Bank Show (и, кстати, после этого стали основной музыкальной темой этого шоу). Музыка, как это всегда бывает у Ллойда Уэббера, сочетала в себе несочетаемое – здесь можно было услышать и отголоски любимого Эндрю рок-н-ролла, и чистую классику, и джазовые импровизации на саксофоне, а в одной из вариаций в качестве аккомпанемента к виолончели весь оркестр просто хлопает в ладоши. “Вариации” сразу же оказались на восьмом месте в чартах. Через некоторое время они поднялись до второго места и держались там очень долго, но “скинуть” группу ABBA с первого места им так и не удалось. Тем не менее, пластинка распродавалась гораздо быстрее всех предыдущих пластинок Эндрю к большому удивлению братьев Ллойдов Уэбберов, изначально не рассматривавших проект как коммерческий.  (Прослушивание вариаций)

Слайд 11. А теперь давайте послушаем «Вариации на тему Паганини» в исполнении балалайки соло. Автор этого произведения советский и российский балалаечник, дирижёр и педагог Павел Иванович Нечепоренко (1916-2009). Ощущая нехватку концертного материала для балалайки, Нечепоренко сочинил «Вариации», готовясь к зарубежному турне. В 50-60-е годы XX века о балалайке за рубежом знали немного. Балалайка представлялась иностранцам чем-то экзотическим, сродни самовару или лаптям. Публика ждала от балалайки непритязательных русских наигрышей, а услышав виртуозные пассажи, гениальные мелодии любимых композиторов в своеобразной аранжировке Павла Нечепоренко, не могла удержаться от восторга. "Как в сказке Андерсена, когда гадкий утенок превращается в прекрасного лебедя, — вспоминает профессор Нечепоренко, — балалайка в глазах иностранцев превращалась в музыкальный инструмент, наделенный своим неповторимым звучанием, богатый разнообразными приемами звукоизвлечения и штрихами, техничный и глубоко национальный». «Вариации на тему Паганини» Павла Нечепоренко исполнит выдающийся российский балалаечник Андрей Горбачёв.  (Прослушивание вариаций)

Cлайд 12. А сейчас еще один взгляд на Каприс №24 Н.Паганини – немецкого классического гитариста и композитора Вольфганга Лендле (1948). «Вариации на тему Паганини» исполнит один из самых виртуозных гитаристов России Михаил Гольдорт.

Слайд 13. Понятно, что сыграть Каприс Паганини (да и вообще любое скрипичное сочинение) на гитаре несколько проще (больше струн и есть лады). Но как вам идея сыграть Каприс на электрогитаре? Современное ощущение «романтического дьявола» от лидера нижегородской heavy metal группы «Рок-Синдром» Сергея Горбунова. (Прослушивание вариаций)

Ребята, вы обратили внимание, как современное звучание в этих вариациях сочетается с уважительным, бережным отношением к классике, хоть и интимная лиричность звука скрипки превратилась в них в надрывный голос электрогитары?

Слайд 14. В завершении предлагаю послушать «Джазовые вариации на тему 24-го Каприса» в аранжировке американского пианиста Майка Гарсона. (Прослушивание вариаций)

Ребята, в исполнении каких инструментов прозвучали вариации? (кларнет и фортепиано)

Слайд 15. Итак, несмотря на то, что со дня рождения Н.Паганини миновало 230 лет, сменилось несколько исторических эпох, но тема Каприса №24 не потеряла привлекательности для композиторов до сегодняшнего дня. Искусство Н.Паганини не только не отошло в прошлое, а даже наоборот – оно как нельзя более актуально и сегодня. Существуют не менее двух десятков вариационных циклов на тему Каприса №24, мы с вами послушали только часть из них. Среди их авторов, кроме уже упомянутых, Ф.Бузони, И.Фридман, К.Шимановский, А.Казелла, М.Аллар и др. К теме Каприса №24 обращались музыканты различных поколений и музыкальных стилей - классики, джаза, рока, метала и т.д. В звучании каких музыкальных инструментов вы услышали вариации на тему Каприса? (фортепиано, балалайки, виолончели, классической гитары, электрогитары, кларнета, симфонического оркестра, рок-оркестра) 

Тема Каприса №24  привлекала  внимание композиторов яркой характерностью, волевым импульсом, благородством духа, ясностью и несокрушимой логикой своей гармонии. Кроме того, причина популярности этого Каприса кроется и в необыкновенной личности самого автора, в богатой приключениями биографии, в поразительном искусстве, сильнейшим образом воздействующем на воображение слушателей. Даже в ряду выдающихся музыкантов, какими богат XIX век, Никколо Паганини и его творчество занимает совершенно исключительное место. Мало о ком из музыкантов написано так много, как о нем. В то же время, ни о ком не осталось столько противоречивых суждений, вымышленных фактов, фантастических легенд, до сих пор затрудняющих историкам музыки и писателям воссоздание правдивой картины жизни артиста.

  1. Закрепление нового материала, вывод урока. 

Вопросы-тесты для закрепления нового материала:

  • Что нового вы узнали сегодня о вариациях?
  • Что может служить темой для вариаций?
  • Где родился Н.Паганини?
  • В какой форме написан Каприс №24 Н.Паганини?
  • Какому итальянскому танцу близка тема Каприса №24?
  • Вариации каких композиторов звучали сегодня на уроке?
  • Какая музыка, звучавшая сегодня на уроке, вам понравилась, запомнилась?

  1. Домашнее задание.

Слайд 16. Спасибо вам за старание и активность.   Составьте, пожалуйста, дома  музыкальный кроссворд, ключевым словом которого будет слово «Вариации». Новые понятия, термины, авторы обязательно должны войти в кроссворд. До свидания.                 

Финальные слайды.

      Использованные ресурсы:

  1. Михеева Л. Музыкальный словарь  в рассказах.-М.:Советский композитор, 1984;
  2. Способин И.В. Музыкальная форма. М: Музыка, 1984;
  3. Тибальди-Кьеза М. Паганини. М., 1986;
  4. Финкельштейн  Э.И. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками.-С-Пб.:Композитор, 2010;
  5. Великий и коварный гений Паганини  http://belcanto.ru/12102502.html
  6. Гений музыки – Николо Паганини http://tragemata.com/news/genij-muzyki-nikolo-paganini.html   
  7. Каприз Паганини  http://gromadin.com/texts/podborki/podborki-video/2456
  8. Лютославский Витольд http://www.meloman.ru/?id=4166 
  9. Музыкальные жанры. Вариации. А.Майкапар  http://art.1september.ru/view_article.php?id=201001003 
  10. Никколо Паганини  http://www.classic-music.ru/paganini.html
  11. Рахманинов, Рапсодия на тему Паганини http://dirigent.ru/o-proizvedenijah/428-rahmaninov-rapsodija.html
  12. 24 Каприса великого мастера  http://music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=36895
  13. 24 Каприса Паганини в исполнении Графа Муржи http://www.belcanto.ru/12102502.html