АНСАМБЛЬ СКРИПАЧЕЙ КАК СРЕДСТВО АКТИВНОЙ МУЗЫКОТЕРАПИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Вершинина Виктория Ивановна

В этой статье авторы предлагают новый взгляд на проблему обучения детей с особенностями развития в музыкальных школах и общеобразовательных школах с углубленным изучением предметов музыкального цикла. В частности рассматривается возможность введения предмета "Музыкотерапия" для детей, нуждающихся в инклюзивном образовании.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Вершинина В.И., Рубцова М.В.

АНСАМБЛЬ СКРИПАЧЕЙ КАК СРЕДСТВО АКТИВНОЙ МУЗЫКОТЕРАПИИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Нынешняя система обучения детей музыке имеет несколько вариантов: обучение в специализированной музыкальной школе, районной музыкальной школе, школе искусств, доме творчества юных, различных государственных и частных учреждениях. Реже встречаются  общеобразовательные школы с углубленным изучением предметов музыкального цикла. Ни одна из существующих моделей не включает в себя музыкальные занятия как музыкотерапевтические практики для детей. Специализированные школы нацелены на обучение только очень способных детей, в основном из семей музыкантов, с ранней профессиональной ориентацией. Районные музыкальные школы и школы искусств также осуществляют строгий отбор по способностям и состоянию здоровья детей. Кружки и студии не нацелены на профессиональную ориентацию учащихся и предполагают общее музыкальное развитие. В последние двадцать лет количество кружков, позволяющих получить некоторое общее понятие о музыке, стремительно сокращается. Это связано с тем, что педагоги считают не престижным работать в подобных кружках. Отсутствует материальная и моральная стимуляция для педагогов. Раньше такие кружки позволяли охватить больше детей, возможно, не имеющих хорошие музыкальные данные, но стремящихся к музыке. Теперь родители отдают детей в музыкальную школу. Проблемы с рождаемостью в девяностые годы привели к тому, что несмотря на позиционирование детских музыкальных школ как школ ранней профессионсльной подготовки, в школы стали попадать дети с разным уровнем музыкальных способностей. С одной стороны это привело к тому, что уровень музыкальной подготовки детей заметно упал. Это видно по уровню детей, поступающих в музыкальные училища и колледжи. Но с другой стороны оказалось, что в музыкальной школе могут учиться дети, у которых при вступительных экзаменах были данные ниже средних. Часто в школы приходят дети «особые», и если существует «недобор», то их принимают. В таком случае все зависит от профессионального сообщества в данном учебном заведении. Обычно находится педагог – альтруист, который занимается с такими детьми, применяет собственные наработки, ищет пути помощи ребенку и родителям в обучении, разрабатывает собственные программы. Отношение профессионального сообщества бывает разным – от поддержки и всесторонней помощи и поощрения до полного неприятия, что встречается гораздо чаще. Вся система обучения нацелена на результат в виде хороших оценок, побед на конкурсах и поступлении в музыкальные колледжи. По этим критериям оценивается развитие ученика и работа педагога. Часто педагоги скрывают факт работы с детьми – инвалидами, так как это не принимается коллегами по цеху. Введение программы музыкотерапии в музыкальных школах могло бы сломать эту систему. На данном этапе профессиональное сообщество не готово принять возможность обучения музыке всех желающих детей, несмотря на их данные и состояние здоровья. Работая с детским коллективом, в котором играют дети с разными способностями, разного возраста, мы часто встречаемся с вопросом «зачем мы берем в ансамбль всех желающих». В таком случае у нас есть официальный ответ: это обязательный предмет для всех, обучающихся в школе. А неофициальных ответов бывает много. Для нас обязательным условием является желание ребенка заниматься этим делом. Часто бывает, что поддержка этого желания и вера в силы маленького музыканта приводит к положительным изменениям в их психическом состоянии, в отношениях со сверстниками, в профессиональных успехах. Ансамбль дает возможность для реализации каждого. Часто педагоги недоумевают, как ребенок, который по специальности играет очень плохо, в ансамбле играет наравне с одаренными учениками. А в ансамбле и партии легче, и сосед играет рядом   то же самое, и не страшно, если потеряешься. В хорошем коллективе, который существует по законам взаимного уважения и партнерства, существует поддержка и взаимовыручка. Часто старшие подхватывают партию младших, если чувствуют, что те не справляются. Это чувство плеча рядом очень важно всем детям, а особенно детям с проблемами. Часто бывает так, что ученик с весьма скромными способностями хочет играть сложную партию. Мы всегда идем навстречу. Хочешь – дерзай, учи. Всегда дается шанс проявить себя. Иногда дети неадекватно воспринимают свои способности. Им кажется, что они играют очень хорошо, что не соответствует действительности. В этом случае бывает сложно объяснить, почему ему поручается более легкая партия. Приходится идти на разные уловки, чтобы не ранить самолюбие ребенка. Обычно дети очень любят выступать на сцене с ансамблем. Это всегда праздник, который дает творческий импульс и детям, и родителям, и педагогам. На сцене хотят играть все, и приходится идти навстречу этому желанию, несмотря на потери качества исполнения. Важным условием существования такого разноуровневого коллектива является продуманный репертуар. Произведения должны нравиться всем, что непросто, так как репертуар ансамбля скрипачей очень ограничен. Приходится много делать для того, чтобы ребята поняли и полюбили музыку им незнакомую, необычную или наоборот классическую, игранную многими поколениями. Каждое занятие ансамбля превращается в игру, спектакль, но всегда это общение единомышленников. Умение выразить себя невербально – ценный опыт, приобретаемый нашими учениками. Это несомненно пригодится им в различных профессиях, будь то менеджмент, актерская профессия, педагогика или юриспруденция.