Музыкальное открытое занятие для старшей и подготовительной групп на тему «Детский альбом» П.И. Чайковского

Сенина Наталья Александровна

Сценарий музыкального занятия для старшей и подготовительной групп

на тему «Детский альбом» П.И. Чайковского

 

Автор: Сенина Наталья Александровна, музыкальный руководитель ГБДОУ №37 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга. Сценарий занял 1 место на районном конкурсе сценариев в мае 2020 года.

Предварительная работа:

  • Знакомство с великим русским композитором П.И.Чайковским;
  • Слушание музыки, развитие умения «слышать» характер, настроение, темп, регистр, другие детали.

Программное содержание:

  • Учить детей внимательно слушать музыку, как в записи, так и в живом исполнении;
  • Учить детей чувствовать характер и красоту музыки, передавать их в движениях;
  • Развивать эмоциональность4
  • Воспитывать интерес к классическим музыкальным произведениям, в т.ч. к произведениям П.И.Чайковского.

Материалы и требования к оборудованию:

Аудиосистема, фортепиано, стулья для каждого ребенка, цветные ленты (1 или 2) для «танца рук» каждому ребенку, 1 (новый незаточенный или неостро заточенный) карандаш каждому ребенку, кукла в красивом платье с длинными волосами, кукла-перчатка «Петрушка», костюм Бабы-Яги с метлой или шваброй, проектор и ноутбук.

Действующие лица: ведущая 1 (музыкальный руководитель), ведущая 2 (воспитатель), ведущая 3 (воспитатель), Баба-Яга, дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_detskiy_albom.docx24.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий открытого музыкального занятия-досуга для старшей и подготовительной групп

на тему «Детский альбом» П.И. Чайковского

Автор: Сенина Наталья Александровна

Предварительная работа:

  • Знакомство с великим русским композитором П.И.Чайковским;
  • Слушание музыки, развитие умения «слышать» характер, настроение, темп, регистр, другие детали.

Программное содержание:

  • Учить детей внимательно слушать музыку, как в записи, так и в живом исполнении;
  • Учить детей чувствовать характер и красоту музыки, передавать их в движениях;
  • Развивать эмоциональность4
  • Воспитывать интерес к классическим музыкальным произведениям, в т.ч. к произведениям П.И.Чайковского.

Материалы и требования к оборудованию:

Аудиосистема, фортепиано, стулья для каждого ребенка, цветные ленты (1 или 2) для «танца рук» каждому ребенку, 1 (новый незаточенный или неостро заточенный) карандаш каждому ребенку, кукла в красивом платье с длинными волосами, кукла-перчатка «Петрушка», костюм Бабы-Яги с метлой или шваброй, проектор и ноутбук.

Действующие лица: ведущая 1 (музыкальный руководитель), ведущая 2 (воспитатель), ведущая 3 (воспитатель), Баба-Яга, дети.

Ход мероприятия

  • Дети заходят в зал в полумраке под тихо звучащую запись произведения «Мама» из «Детского альбома» Чайковского, на столе стоят горящие свечи (электроимитация).

Ведущая 1 («тушит» свечи). «Первые солнечные лучи проскальзывают в комнату, заботливое мамино дыхание тушит ночные свечи. Так начиналось утро в доме маленького Петра Чайковского. Так наступает утро сейчас, правда, свечи уже не ставят на ночной столик».

  • Ведущая подходит к фортепиано и играет первые 4 такта «Утреннего размышления»

«Но когда ты один в комнате, и ощущаешь вокруг и внутри себя начало дня - такое робкое и нежное – невольно задумаешься обо всём на свете. Попробуйте вслушаться в эту музыку. Это одно из утренних размышлений маленького Петра Чайковского. О чем он думает? Какие образы проходят перед ним? Попробуем окружить это утро чувствами Пети Чайковского».

  • Звучит «Утреннее размышление» в исполнении ведущей 1

«Мир детства – такой трогательный и прекрасный. Детство Чайковского было очень счастливым. Оно осталось в его памяти навсегда. Оно пересказано нам в музыке. Игрушки – это часть детства. Они живут в нем и живут внутри нас, даже когда мы становимся взрослыми.

Петр был обычным мальчиком. Он тоже любил игрушки. И, как многие мальчики, любил деревянных солдатиков. А еще он любил рисовать. Кто знает, может быть, его «Марш деревянных солдатиков» соединил в себе два этих образа воедино?»

Детям раздаются карандаши.

«Взгляните, какие эти карандаши прямые и стройные, крепкие, как четко несут свою службу. Сейчас у каждого у вас в руках такой солдатик. Зазвучит марш, и все они оживут. И мы с вами сможем осуществить наяву этот марш деревянных солдатиков».

  • Ведущая 1 садится за фортепиано и исполняет «Марш деревянных солдатиков».

(В это время Ведущая 2 по столу, а дети по партам отстукивают пульс марша.

Впечатление – марш карандашей-солдатиков).

Ведущая 1 «У Петра была сестра Саша. И как все девочки, она любила играть в куклы».

(Ведущая 2 берет куклу).

«О чем нам рассказывает музыка?  Саша радуется или огорчается вместе со своей куклой?»

  • Ведущая 1 исполняет «Болезнь куклы».

(В это время Ведущая 2 держит на руках куклу, поправляет ей платье, приглаживает волосы).

«Радуется девочка или огорчается? Как вы думаете, что могло случиться с куклой?
Эта пьеса так и называется: «Болезнь куклы».

Ведущая 3. «Как много интересного вы рассказываете! Но что это за пьесы, откуда они?»

Ведущая 1. «Все эти пьесы, как вы уже, наверное, догадались, написал Петр Ильич Чайковский. Он написал их для детей, создал целый альбом из них. Так и назвал его  - «Детский альбом». Это пьесы о детстве, о том, что он пережил, когда он был маленьким, что его волновало. Здесь и песни, и танцы, и сказки, и размышления, и мечты!»

Ведущая 3. «Вы говорите, там есть танцы? Мы любим танцевать и не хотим сидеть без движения, правда ребята? (Да!) Здесь мало места, но пусть хотя бы наши руки потанцуют».

Ведущая 1. «Конечно!  А чтобы наш зал был больше похож на бал с танцующими парами, вот каждой ручке по цветной ленте, словно по бальному платью для девочек и по красивому перу в шляпы мальчиков. Танцуем вальс!»

Ведущая 2 и 3 раздают детям цветные ленты.

  • После этого Ведущая 1 исполняет «Вальс». А дети с ведущими 2 и 3 плавно качают руками с лентами.

Ведущая 1. «Еще здесь есть танец, о котором не все из вас пока знают. Это «Камаринская». Это русский народный шутливый танец, в котором изображаются движения смешно танцующих людей».  

Ведущая 2. «Часто его танцевали скоморохи – такие актеры-клоуны, развлекавшие народ. Они умели играть на гармошке, балалайке, свистульках. Они были и жонглерами, и кукольниками, и акробатами».

Ведущая 3. «А я вас могу познакомить с любимцем публики – Петрушкой. Он всегда смеется, и может высмеять любого, даже царя!» (Надевает на руку Петрушку)

Петрушка: «Эх, граждане-гражданочки! Почему такие грустные сидите, почему улыбками своими не смеетесь? (поет несколько частушек) А где же музыка? Где же моя любимая Камаринская, разудалая, веселая?»

  • Ведущая 1 играет «Камаринскую», Петрушка «пляшет».

Ведущая 2. «Весело скоморохам! Мы тоже хотим повеселиться! Есть ли в «Детском альбоме» Чайковского веселая полька? Пусть бал продолжится: ручки хотят немного попрыгать-поскакать.
Ведущая 1. «Пусть ваши ручки легко подскакивают в воздухе, а мои пальцы тем временем будут весело прыгать с клавиши на клавишу».

  • Ведущая 1 играет «Польку». Ведущие 1,2 и дети «танцуют».

Входит Баба-Яга. «Ах, как много детишек! Какие все сладенькие, красивенькие! Небось вкусненькие! (отбирает ленточки у первого ребенка) А что это вы тут делаете?»
Ведущая 3. Слушаем музыку П.И.Чайковского из его «Детского альбома»

Баба-Яга. «Ах, Чайковского! Знаем, знаем такого! Клевету на меня навел (забрала еще ленточки у некоторых детей), злою в музыке изобразил (еще отобрала). А я разве злая? (еще отобрала) Ишь какие у вас ленточки, я тоже хочу!» (еще отобрала)

  • Далее звучит музыка «Бабы-Яги». Баба-Яга, пританцовывая, отбирает у ведущих и детей оставшиеся ленточки. Если музыка еще не закончилась – танцует (прыжками). Сама горбатая, кривая, с метлой (со шваброй). Фразы начинает говорить ласково-льстиво. Заканчивает – злобно. Использовать импровизацию по ситуации. С окончанием музыки выбегает за дверь.

Ведущая 1. «Догадались кто это был? (Баба-Яга) Чайковский действительно изобразил ее в музыке. Пьеса, которая сейчас прозвучала, так и называется – «Баба-яга». Но Баба-Яга говорит, что Чайковский изобразил ее неправильно, говорит, что она добрая, красивая, приветливая, а композитор (автор музыки) совсем иначе ее описывает. Как вы думаете, кто из них правдивее описал Бабу-Ягу?» Дети отвечают.

Ведущая 1.  «А о следующей пьесе я ничего не расскажу, Послушайте ее и догадайтесь сами, о ком она».

  • Ведущая 1 играет «Песню жаворонка» 

«О ком? (о птичке) Как вы догадались? (высокий регистр, трели – словно щебет). Это действительно пьеса о птичке. Ее называют жаворонок. Жаворонок – это маленькая птичка, которая живет в полях и весной и летом высоко-высоко над землей поет свои песни. Чайковский ведь все свое детство провел на природе – в селе Воткинское».

Ведущая 2. Очень хорошо сказал о нем поэт:

«Всё впитается в чуткую душу

И вернется мелодией вдруг,

Тихий мальчик из Воткинска слушал

Звуки милой природы вокруг».

Ведущий 1. «Но вот день кончается, сумерки сгущаются, и вновь зажигаются свечи (Ведущая 2 зажигает свечи)

День, промелькнувший у нас перед глазами, был ярким и полным новых впечатлений, а теперь вечерние тени заползли в комнату, и только крохотные язычки пламени колышутся перед нами, а звезды мерцают в небе. Сумерки принесли с собой новые размышления: о прожитом дне, о будущем, ожидающем нас завтра. В эти мгновения подобные думы сливались в душе с молитвой Богу, которому люди, в том числе и Петр Чайковский, возносили свою благодарность и надежду.

Ведущая 2. Музыка, которой заканчивается «Детский альбом», называется «Вечерняя молитва». Это небольшая молитва словно хранит всех детей своим волшебством. Эта пьеса – как благословение Петра Ильича нам с вами.

Ведущая 3. Закроем глаза или внимательно всмотримся в пламя свечей и попробуем почувствовать, как музыка входит в нас, чтобы, уйдя отсюда, унести ее с собой.

  • Ведущая 1 играет «Вечернюю молитву». Ведущие 2 и 3 и детьми смотрят на пламя свечей и внимательно слушают музыку, потом тихо встают и уходят.

Примечание: все «паузы» в диалогах также заполнены фрагментами пьес из «Детского альбома», исполняемых на фортепиано Ведущей 1 или поставленных в записи.