Физиологические особенности работы рук музыканта - исполнителя как неотъемлемая часть процесса формирования исполнительских навыков в классе фортепиано

Вопросы, рассматриваемые в статье, дают  возможность музыкантам  расширить своё представление  закономерностях работы рук  человека, как для собственного опыта, так и для обучения игре на инструменте  начинающих исполнителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования   Дом детского творчества Красносельского района  Санкт- Петербурга  .

 Автор статьи Тарасевич Елена Анатольевна.

Физиологические особенности работы рук  музыканта - исполнителя  как неотъемлемая часть процесса формирования исполнительских навыков  в классе фортепиано

Аннотация. Вопросы, рассматриваемые в статье, дают  возможность музыкантам  расширить своё представление  закономерностях работы рук  человека, как для собственного опыта, так и для обучения игре на инструменте  начинающих исполнителей.

Ключевые слова. Рука, мышцы, корпус.

        На сегодняшний день проблема организации двигательного процесса рук – одна из главных в музыкальной педагогике. Этот вопрос волновал  педагогов и музыкантов - исполнителей всегда . Ведь не внимательное  отношение здоровью музыканта - исполнителя неизбежно приводит  к профессиональным заболеваниям.

         Несмотря  на  успехи  в  области  фортепианной  педагогики,  вопрос  профилактики  профессиональных мало изучен и  разработан даже в специальной литературе, однако процесс изучения находится  в развитии. Знания, имеющиеся на сегодняшний день в  науке, позволяют современному педагогу – музыканту использовать в своей практике не только методику  обучения игре на инструменте, но и охватывать другие области знания, которые способствуют  расширению педагогических возможностей, а именно -  знания в области физиологии, медицины, ортопедии ,благодаря чему мир музыки  открыт как для здоровых физически учеников , так и для учеников с  проблемным здоровьем. Конечно нельзя не сказать и  о гигиене физического здоровья музыканта, которую можно соблюдать основываясь на знаниях физиологических закономерностях работы организма человека. Тема физиологических особенностей работы организма человека  не только сложна , но и весьма обширна.  Данная работа кратко рассматривает особенности конкретной части тела человека – руки.

   

     Действия рук музыкантов относятся к наиболее сложным двигательным процессам.

     Рука является самой подвижной частью тела. Она сама по себе – единая двигательная система. Любые непроизвольные  перенапряжения руки  провоцируют нарушения всей её структуры. Единство действий  всех частей руки основывается на определенной закономерности. Мышечные  группы, управляющие  той или иной частью руки, всегда расположены на один или несколько суставов выше  той части, которую они приводят в движение. Цепочка действий, вызванных, например, прикосновением к клавишам  требует  ответного действия всех частей руки. Нервные импульсы начинаются от пальцев и  стремятся снизу вверх через предплечье, плечевую часть к  силовому центру руки – области мышечных групп лопаток. Ответные  силовые импульсы, вызывающие  конкретные движения частей руки и управляющие ими, идут  в противоположном направлении, сверху вниз,- от лопатки к кисти и пальцам. Соблюдая  подобную схему  движения, человек сможет ощущать руку как единое целое. Так, движение пальцев и кистевого сустава осуществляется мышечными группами, расположенными на предплечье; мышечные группы, двигающие плечевую часть руки, расположены  зонах лопатки и плечевого сустава.

     Мышечное напряжение – основа жизнедеятельности человеческого организма. Конечно любое напряжение должно сопровождаться расслаблением, что является основой нормального функционирования мышечной сфера организма. «Многие животные, наделены двигательной интуицией . Человеку приходится осознанно управлять мышечной сферой.» Нерациональный расход энергии  приводит к увеличению процессов напряжения, а процессы расслабления – сокращаются. Мышечные группы , окружающие  наиболее подвижные суставы, особенно подвержены перенапряжению. При этом суставы травмируются, природная гибкость их нарушается.  Здесь необходимо соблюдать систему, основанную на естественных физиологических закономерностях. А именно –  «трёхфазовый цикл физиологических закономерностей двигательных процессов.

     Фаза 1- подготовка действия. Концентрация внимания на определённых группах мышц.

     Фаза 2  - конкретное действие .Волевое включение в работу локальных мышечных групп.

     Фаза 3 – расслабление после действия. Компенсация напряжения  в функционирующих мышечных группах». Как правило, последней фазой управлять весьма не просто. Неполное освобождение мышечных групп часто встречается, когда они  находятся в состоянии хронического напряжения. В данном случае компенсация мышечных групп невозможна. Причиной такого феномена может стать ,так называемое  непроизвольное напряжение, которое практически неуправляемо. Хроническое, неосознанное напряжение может сформироваться в результате неправильного положения корпуса при игре, а значит неправильном двигательном действии рук.

      Фундаментом, на котором воспитываются все двигательные навыки музыканта, служит начальная постановка корпуса и рук. Прежде чем приступать к постановке рук , необходимо подготовить корпус учащегося.

       Работая над осанкой, необходимо уделять особое внимание физическому развитию слабых мышечных групп области поясничных и шейных позвонков. Корпус  условно делится на три взаимодействующие мышечные сфера:

 1 опорную -  ноги, тазовая часть корпуса;

 2 промежуточную – поясничный пояс

3  верхнюю часть  корпуса – плечевой пояс, руки, голова.

         Мышечная сфера человека  едина  и неделима. В жизнедеятельности музыканта четкая организация и постоянный контроль двигательных действий – не только вопрос профессии, но и его здоровья. Организацию двигательного процесса необходимо осуществлять  на базе четкого взаимодействия всех мышечных групп  организма. Силовые действия должны основываться на активных действиях крупных силовых мышечных групп организма. К активным силовым группам относятся : мышечные группы спины, расположенные в верхней и нижней её частях -  зонах плечевого пояса и поясницы. Они играют исключительно важную роль в организации всего двигательного процесса музыканта, особенно мышечные группы плечевого пояса – области лопаток, ключицы и плечевых суставов.   Изоляция или даже недостаточная активность какой либо группы мышц плечевого пояса в процессе игры не дают рукам возможности действовать эффективно и сковывают движения.  Конечно выше указанные причитны

      Вопросы физиологи и анатомии человека безусловно должны волновать не только специалистов  данных областей, но и конечно  педагогов – музыкантов.

      Грамотная  постановка игрового аппарата музыканта является значимой и волнует всех без исключения педагогов. К сожалению,  в практике очень часто приходится сталкиваться с проблемой свободы и организации телодвижений. Вопросы разрешения этой проблемы необходимо решать в классе фортепиано. Каждый педагог создает свою уникальную методику обучения игре на инструменте, которая, безусловно, является гибкой.  Ведь сколько учеников приходят учиться играть на фортепиано, столько и подходов к обучению.  

        Современному педагогу – музыканту необходимо  обогащать свою   методику  обучения игре на инструменте знаниями в области физиологии, медицины, ортопедии, благодаря чему,  гигиена  творческого и физического здоровья музыканта станет более качественной.

                                                                                           Тарасевич Е.А.

Список литературы

  1. Афонина И. Г «Некоторые причины возникновения профессиональных заболеваний у домристов  и способы их устранения»  Петрозаводск , 2000

http://www.referatik.com.ua/subject/50/22419/?page=1

  1. Бернштейн  Н. А. «Очерки по физиологии движений и        

физиологии активности». М., «Медицина»1966

  1. Крыжановский Г.Н . «Физиологические особенности

       Фортепианной  техники». Петербург  1922

  1. Лонг М. « Фортепиано. Школа упражнений» Музгиз, Ленинград , 1963

  1. Нейгауз  Г.   «Об искусстве фортепианной игры». Москва 1958

  1. Шмид -  Шкловская А.   «О воспитании пианистических    

      навыков». Ленинград .,Музыка1985

  1. Юдовина –Гальперина Т. Б.  «За роялем без слёз или я –

              детский  педагог». Санкт-Петербург, 1996

  1. Юдовина –Гальперина Т. Б. « Музыка и здоровье. Ранняя диагностика функциональных заболеваний», Союз художников, Санкт – Петербург, 2002