Проект "Развитие музыкальных способностей у дошкольников средством музыкального творчества с элементами театрализации"

Дорошенко Галина Юрьевна

Проект направлен на развитие творческих и комуникативных дошкольников средством инсценирования песен, музыкальной драматизации и театрализации небольших сказочных сюжетов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektrazvitie_muzykalnyh_sposobnostey_u_doshkolnikov.docx38.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»

(МДОУ

«ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. НАДЫМА»)

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Строителей, д. 7А,

E-mail: dssolnyshko@nadym.yanao.ru, 532666

ОГРН 1178901001290, ИНН/КПП 8903035545 / 890301001

Практико-ориентированный проект:

«Развитие музыкальных способностей у дошкольников средством музыкального творчества      с элементами театрализации» по развитию  творческих и коммуникативных способностей дошкольников средством инсценирования песен, музыкальной драматизации и театрализации небольших сказочных сюжетов для 5-6 лет (срок реализации 1 год)

Г. Надым

Цель - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства, формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.

Задачи:        

  • Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
  • Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений
    детей старших групп перед младшими и пр.).
  • Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
  • Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  • Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.).
  • Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
  • Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.


Актуальность:
    Современное понимание проблемы  воспитания  детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой и театром на основе принципа деятельности и творческой игры.

Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий: повторений, упражнений, закреплений. Но самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкально-театральной  деятельности!

В дошкольном возрасте необходимо развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.

Игровой метод – это основной механизм обучения, который позволит:  помочь детям войти в мир музыки  и театра без ущерба здоровью, создать предпосылки к формированию творческого мышления; благополучной психологической среде,  способствовать практическому усвоению музыкальных знаний с использованием здоровьесберегающих технологий.

     Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Занятия позволяют стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика - это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

В течение 1 месяца предусмотрено 2 занятия.

Раздел плана

Сроки

Формы работы

Формы отчёта

Самореализация и изучение методической литературы

2018-2019

Знакомство и анализ новинок учебно-методической литературы;

Постоянное пополнение музыкальной медиатеки для творческой    деятельности;

Изучение и применение опыта других музыкальных педагогов;

Проведение открытых занятий;

Выступление на педагогических советах;

Использование интернет - ресурсов для работы с дошкольниками;

2018-2019- Выступления на педагогических советах по темам:

«Здоровьесберегающие технологии»,

«Итоги работы за учебный год».

Проведение открытого занятия на тему:

«Салют победы»

Работа с детьми

2018-2019

Провести первичную диагностику детей с целью выявления уровня развития певческих способностей.

Проводить работу  по подгруппам и индивидуально с учетом индивидуальных способностей детей;

Постоянно включать в НОД комплексы упражнений, включающих здоровьесберегающие технологии;

Использовать для творчества детей музыкальные новинки;

Использовать результаты работы с детьми на праздниках в МДОУ и выездных мероприятиях.

Проведение праздников и развлечений с применением ИКТ.

Использование на занятиях индивидуально-разработанных комплексов упражнений для развития вокально-певческих и ритмических навыков в игровой форме.

Выступления на праздниках.

Участие в фестивале «Мир ярких и удивительных образов» районного уровня 2019.

Работа с родителями:

2018-2019 г.

Консультативная работа по следующим вопросам:

-Приобщение детей к музыке в домашних условиях;

-Индивидуальные особенности каждого ребенка;

-Перспективы дальнейшего развития музыкальных способностей каждого ребенка.

Работа с родителями по вопросам организации праздников, выступлений, поездок на конкурсы и другие мероприятия.

Помощь родителей в приобретении и  изготовлении пособий, реквизита и др.

Перспективы работы:

2019 г.

Продолжать работу по развитию музыкально-творческих способностей дошкольников.

Планировать дальнейшие выступления творческого коллектива на различных мероприятиях местног, районного, городского уровня.

Развивать сольное исполнительство у дошкольников на сцене перед аудиторией.

Перспективы дальнейшего творческого роста воспитанников после окончания МДОУ.

        Работа по проекту составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. Художественно – эстетическое:

«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.

2.     «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

3.     «Познавательное», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).

4.      «Социально - коммуникативная», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

Взаимодействие с родителями и специалистами:

Работа проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ: консультации педагога-психолога необходимы для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.

Беседы с родителями, их участие в работе  помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Ожидаемые результаты:

Дети должны  овладеть навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.

Проявлять интерес, желание к театральному искусству.

Уметь передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.

Самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей.

Дети должны стараться уверенно чувствовать себя во время выступлений.

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ пополнится разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.

Установится тесный контакт с родителями.

Содержание  работы.

       Содержание работы включает восемь основных блоков, представленных в таблице.

       Блок 1 – основы кукловождения.

       Блок 2 – основы кукольного театра.

       Блок 3 – основы актерского мастерства.

       Блок 4 – основные принципы драматизации.

       Блок 5 – самостоятельная театральная деятельность.

       Блок 6 – театральная азбука.

       Блок 7 – проведение праздников.

       Блок 8 – проведение досугов и развлечений.

        Следует отметить, что блоки 1, 5, 8 реализуются на одном – двух занятиях в месяц; блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц; блоки 3, 4 – на каждом занятии; блок 6 – на тематических занятиях 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте); блок 1 реализуется 1 раз в квартал.

План  занятий (сентябрь – май).

     Блоки

     Основной компонент

           Компонент ДОУ

Национальный региональный компонент

          1

               2

                               3  

                4    

1. Основы кукловожения

Сентябрь – ноябрь. Задачи: обучать детей приемам вождения кукол.

Игра: «Театр двух актеров».

Этюды: «Радостная встреча деда с Жучкой», «Неприятный разговор», «Игра в жмурки».

Декабрь – январь. Задачи: закрепление навыка кукловождения пальчикового театра.

Игра: «Театр двух актеров».

Этюды: «К нам пришел зайчик», «Цыпленок и петушок», «Кот и петушок».

Музыкальная фонограмма к этюду «К нам пришел зайчик»: «Зайчик» - муз. С.Головина.

Февраль. Задачи: обучение детей приемам кукловождения театра Бибабо.

Игра: «Театр двух актеров».

Март – апрель. Задачи: продолжать формировать у детей навык вождения кукол театра Бибабо, побуждать их создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами этого театра. «Русский хоровод» - танцевальная композиция.

Танцевальная композиция с использованием музыкальной фонограммы ненецкой мелодии

Куклы Бибабо с элементами ненецких костюмов.

Май. Задачи: познакомить детей с приемами кукловождения марионеток, кукол с «живой рукой» .

Этюды: «К нам в гости страус пришел», «Танец Аленушки» .

2. Основы кукольного театра.

Продолжать развивать умение использовать куклы разных театров в разыгрывании сценок по знакомым сказкам , стихотворениям .

Сентябрь – ноябрь . Задачи : прививать устойчивый интерес к кукольному театру; поощрять активное участие детей в кукольном спектакле .

Сказки: «Кукушка», ненецкая сказка.

Ненецкие загадки: о кукушке.

Народная игра «Кукушка» (П.Образцов).

Декабрь – февраль. Задачи: обучать детей правильному речевому дыханию, умению менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции ; формировать интонационную выразительность речи; вызывать интерес к пальчиковому театру, театру Бибабо, желание участвовать в спектакле с куклами этих театров; развивать интерес к театру марионеток, к кукле с «живой рукой».

Сказки: «Кот, петух и лиса» р.н.с. (пальчиковый театр ).

«Жихарка» р.н.с. (театр Бибабо) ,«Гуси лебеди» р.н.с.

«Хозяйка» - П.Синявский (Бибабо)

Загадки о лодке, ветре, реке и береге.

Муз. фонограмма «Трудолюбивая девочка» - муз. С.Головина.

3. Основы актерского мастерства.

Сентябрь – ноябрь. Задачи: развивать способность понимать эмоциональное состояние человека и уметь адекватно выразить свое настроение.

Этюды: «Удивление», «Цветок», «Северный полюс», «Сердитый дедушка» , «Провинившийся» (М.Чистяковой ) .

Игры с пиктограммами: «Подбери фразу», «придумай и скажи фразу с интонацией карточки – пиктограммы»

Декабрь – февраль. Задачи: развивать память и фантазию детей.

Этюды: М.Чехова: на внимание, веру, наивность, фантазии.

Март – май. Задачи: развивать выразительность жеста .

Этюды: М.Чехова: «Вот он какой», «Игра с камушками», «Спать хочется», «Карлсон», «Золушка».

Музыкальные фонограммы для этюдов – колыбельные – музыка народная.

4. Основные принципы драматизации

Продолжать развивать умения детей разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям с использованием атрибутов , элементов костюмов , декораций . Совершенствовать исполнительские умения

Сентябрь – ноябрь. Задачи: продолжать обучать детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев; совершенствовать импровизационные способности, стимулировать желание изменять действия, вводить свои реплики; обучать чувствовать своего партнера, стремиться подыграть ему; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм – драматизациям.

Сказки: «Три поросенка», сказка в переводе С.Маршака.

Инсценировка: «Кто сказал «мяу»?» (по

В. Сутееву ).

Сценки: «Еж», «Спор туч» (по стихотворению Л.Корчагина)

Сказки: «Лиса и заяц», народная сказка.

Сценки: «Заболела наша Оля», «Воробей» (по стихотворениям С.Попова).

Народные игры: «Воробей», «Маленький воробышек».

Декабрь – февраль. Задачи: продолжать развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке.

Сказки: «Лисичка – сестричка и серый волк», р.н.с. «Путаница», К.И.Чуковский.

Инсценировки: «Одна варежка» (по стихотворению С.Попова), «Зимний лес» (по стихотворению П.Образцова).

Муз. Фонограммы к инсценировкам: «Пришла зима»- муз. Ф.Вокуева; «Снег» - муз. В.Гущина; «Падает снег» - муз. Г.Качанова; «Снегирь» - муз. Г.Латкина .

Март – май. Задачи: развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке.

Сказки: «Красная шапочка», Ш.Перро.

Инсценировка: «Кто колечко найдет?» по стихотворению С.Я.Маршака.

Инсценировки: «Новоселье» (по стихотворению П.Образцова); «Один цветок», «Для чего длинные волосы» (по стихотворениям С.Попова ).

5.Самостоятельная театральная деятельность.

Сентябрь – ноябрь. Задачи: привлекать детей к самостоятельным играм с верховыми куклами на ширме.

Декабрь – февраль. Задачи: побуждать детей придумывать сказки, используя кукол пальчикового театра, театра Бибабо.

Март – май. Задачи: развивать желание импровизировать с куклами бибабо, марионетками, куклами с «живой рукой».

6 . Театральная азбука.

Сентябрь – май. Задачи: продолжать формировать представления детей о театре, приобщать к театральной культуре; познакомить с театром , его историей , устройством ; рассказать о театральных профессиях и видах театров , научить правилам поведения в театре .

Познакомить детей с театрами.

7 . Проведение праздников.

Приучать детей к активному участию в подготовке и проведении праздников , в изготовлении атрибутов . Воспитывать эмоционально – положительное отношение к праздникам .

Сентябрь – май. Задачи: развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми, сверстниками и малышами; воспитывать любовь и интерес к театральному искусству.

Мероприятия: «Лесная ярмарка» (праздник осени); «Новогодняя елка» ; «Красная шапочка» - утренник, посвященный 8 марта.

8 . Проведение досугов и развлечений.

Организовывать просмотр спектаклей, концертов, постановок кукольного театра. Обучать внимательно смотреть и слушать выступления взрослых, детей, малышей, эмоционально откликаться на них. Воспитывать доброжелательность, умение правильно оценивать действия персонажей . Приучать активно участвовать в различных развлечениях , используя умения и навыки, полученные на занятиях .

Сентябрь – ноябрь.

1. «1 сентября – День Знаний» с кукольным спектаклем «Три поросенка» в исполнении педагогов детского сада.

2 . «Кот и лиса», кукольный спектакль в исполнении педагогов.  

3 . «Веселая ярмарка» - театрализованное представление (педагоги).

4 . «Кеша и Иришка приглашают в гости» - театрализованное представление.

5 . «Дом, который построил Джек» - кукольный спектакль в исполнении детей подготовительной группы.

Декабрь – февраль.

Задачи : обучать детей правильно оценивать поступки действующих лиц , воспитывать добрые чувства .

1.«Морозко» - р.н.с. в исполнении детей подг. группы.

2.«Твой носовой платок» - кукольный спектакль в исполнении сотрудников.

3. «Мороз Иванович»  - кукольный спектакль в исполнении детей подготовительной  группы.

Март – май. Задачи: вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене, желание активно участвовать в различных развлечениях .
1. «Шалунишки – котятки потеряли перчатки», инсценировка по английской народной песенке (исполняют дети подготовительной группы)

2 . «День театра» - театрализованное представление ко Дню театра (последняя неделя марта).  

3. «День смеха» - театрализованное представление к 1 апреля.

4.«Чистота – для здоровья нам нужна» - театрализованное представление ко дню здоровья (7 апреля).

5. «Как на Пасху куличи» - ярмарка.

6 . « Как на пасху куличи» - кукольный спектакль в исполнении педагогов.

7. «1 июня – праздник лета» - театрализованное представление.

1.«Медвежьи няньки» -  народная сказка в исполнении детей подготовительной группы.

                                                           Мониторинг развитие музыкальных способностей у дошкольников

средством музыкального творчества  с элементами театрализации

Ф. И. ребенка

  Двигательные навыки

Пластичность

Импровизация

Музыкальность

Раскрепощённость

Средний балл

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

Н.г

К.г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

 

  Высокий  -  3 балла                      

  Средний  -  2 балла                                  

  Низкий     - 1 балл                                

Оборудование:

1.Настольный  театр игрушек.

2.Настольный театр картинок.

3.Стенд-книжка.

4 Интерактивная доска.

5.Теневой театр.

6.Пальчиковый театр.

7.Театр Би-ба-бо.

8.Театр Петрушки.

9.Детские костюмы для спектаклей.

10.Взрослые костюмы для спектаклей.

11.Элементы костюмов для детей и взрослых.

12.Атрибуты для занятий и для спектаклей.

13.Ширма для кукольного театра.

14.Музыкальный центр, видеоаппаратура

15.Медиотека  (CD диски).

16.Декорации к спектаклям

17. Методическая литература

Список литературы:

1 . Куревина О.А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» . М.,2003 .

2 . Куцакова Л.В. , Мерзляков С.И. «Воспитание ребенка – дошкольника : развитого , образованного , самостоятельного , инициативного , неповторимого, культурного , активно – творческого» . М.,2003 .

3 . Ледяйкина Е.Г. , Топникова Л.А. «Праздники для современных малышей». Ярославль , 2002 .

4 . Медведева И.Я. «Улыбка судьбы . Роли и характеры.» М. , 2002.

5 . Мирясова В.И. «Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных».  М., 2000 .

6 . Михайлова М.А. «Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы».   Ярославль , 2002 .

7 . Науменко Г.М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе».  М.,2000.

8 . Петрова Т.И. , Сергеева Е.А. , Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду» М.,2000 .

9 . Поляк Л. «Театр сказок» СПб . , 2001 .

10 . Праздник каждый день . (Сценарии , пьесы , инсценировки , развлечения для детских садов ) . Ростов н\Д. , 2002 .

11 . Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. «Театр – творчество – дети» . М., 1995 .

12 . Царенко Л.И. «От потешек к пушкинскому балу». М. , 1999 .