Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Вокальное пение» (3 года обучения)

Касьянов Игорь Владимирович

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Вокальное пение» реализуется в соответствии с художественной  направленностью, нацелена  на развитие творческих задатков, специальных вокальных навыков и умений,  создание условий для формирования у обучающихся музыкального и эстетического вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vokalnoe_penie-3_goda.docx187.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Отдел образования, молодёжной политики, спорта и туризма администрации Каменского муниципального района Воронежской области.

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования "Центр развития творчества детей и юношества"

Каменского муниципального района Воронежской области

РЕКОМЕНДОВАНА

Методическим советом

МКУДО «ЦРТДиЮ»

Протокол №___

от  «__»____.2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКУДО  «ЦРТДиЮ»

____________С.И.Бурляев

Приказ №____

от  «__ »______2021 г.

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

МКУДО «ЦРТДиЮ»

Протокол №___

от  «__»_____2021 г.

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

МКОУ «Крутчанская ООШ»

Протокол №___

от  «__»_____2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ  «Крутчанская ООШ»

____________И.И.Резниченко

Приказ №____

от  «__ »______2021 г.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа

 «Вокальное пение»

Направленность: художественная

Вид программы: модифицированная

Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 7-16 лет

Срок реализации программы: 3 год (432 часа)

Год составления программы: 2017 год

Год последней редакции программы: 2021 год

 

Автор/разработчик:

Касьянов Игорь Владимирович

педагог дополнительного образования

п.г.т.Каменка 2021 год

  1. Пояснительная записка

1.Концепция программы:

1.1. Описание вида деятельности.  Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Вокальное пение» реализуется в соответствии с художественной  направленностью, нацелена  на развитие творческих задатков, специальных вокальных навыков и умений,  создание условий для формирования у обучающихся музыкального и эстетического вкуса.

 1.2ктуальность программы связана  с  популяризацией  в  последнее   время  детского  вокального  творчества,  ростом  числа  детских  вокальных  конкурсов и фестивалей.

      В  певческой  деятельности происходит  творческое  самовыражение  детей, которое  формируется как  в  ансамблевом  пении,  так и сольном  пении.  Дети удовлетворяют свои личностные потребности быть увиденными и услышанными,  обогащают  свой   вокальный  опыт, получая яркие эмоциональные впечатления.

        В процессе занятий   у детей повышается интерес к  вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства, приобщается к общечеловеческим ценностям.

 1.3.Отличительные особенности программы.

Программа модифицированная, разработана на основе авторских разработок,  Кульковой Н.П., Судоргиной Е.Н.

     Программа разработана для обучающихся, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом обучающиеся не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. Программа  лабильна (от латинского «скользящий, неустойчивый»), так как репертуар ежегодно обновляется. Каждая новая песня подбирается для  обучающихся с учётом их вокальных возможностей, диапазона, тембра голоса, вокальных и двигательных способностей, психологических особенностей. В основе учебно-педагогической работы лежит система воспитания детского и подросткового певческого голоса, и слуха в благоприятной среде, способствующей правильному функционированию, развитию и сохранению здорового голосового аппарата обучающихся.

1.4. Новизна   заключается в применении   инновационных средств музыкального воспитания, здоровьесберегающих технологий  в сочетании с традиционными   музыкально-педагогическими   средствами. Программой предусмотрено регулярное участие детей в различных музыкальных   конкурсах и фестивалях.

  1. Здоровьесберегающая функция

При реализации программы используются здоровьесберегающие технологии   (комплекс дыхательных упражнений по методике А.Н.Стрельниковой; комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата;  фонопедический метод развития голоса профессора В.В.Емельянова).  

1.6. Связь со школьными предметами.

 Содержание программы отражает тесную связь с предметами гуманитарного цикла в школе. По способу организации программа является интегрированной, так как предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, фольклора, элементов хореографии, пластики, сценического движения

1.7.Прогностичность программы.

 Реализация данной программы создает условия для координации усилий семьи и образовательного учреждения в развитии творческой личности обучающегося, способного адаптироваться в социуме.

2.  2.Цели и задачи программы

ЦЕЛЬ: Развитие ценностно-ориентационных и предметно-информационных компетенций через включение обучающихся в творческую деятельность средствами музыкального искусства.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

  • формирование навыков певческой установки обучающихся;
  • формирование знаний о строении голосового аппарата и охране певческого голоса;
  • формирование вокальной артикуляции, музыкальной памяти;
  • формирование стереотипа координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса. 

 Развивающие:

  •  развитие гармонического и мелодического слуха;
  •  совершенствование речевого аппарата;
  •  развитие вокального слуха;
  •  развитие певческого дыхания;
  •  развитие преодоления мышечных зажимов;
  •  развитие артистической смелости и непосредственности ребёнка, его самостоятельности;
  •  расширение диапазона голоса;
  •  развитие умения держаться на сцене.

 Воспитательные:

  •  воспитание эстетического вкуса обучающихся;  
  •  воспитание интереса к певческой деятельности и к музыке в целом;
  •  воспитание чувства коллективизма;
  •  способствование формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
  • воспитание настойчивости, выдержки, трудолюбия, целеустремленности – высоких нравственных качеств;
  • воспитание готовности и потребности к певческой деятельности.

 Цель и задачи на первый год обучения.

Цель. Формирование элементарных представлений о вокальном исполнении музыкальных произведений; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения  музыкальных упражнений.

Задачи.

Обучающие:

- формирование у обучающихся устойчивых знаний, умений и навыков вокального мастерства- изучение музыкальной грамоты на основе формирования умений и навыков исполнения музыкальных упражнений;

- формирование практических умений владения голосом;

- формирование оптимального для обучающихся  набора терминов и понятий, используемых в вокальном пении и способствующих дальнейшему успешному усвоению песенного материала.

Развивающие:

- развитие навыков вокала и владения голосовым аппаратом;

- развитие у обучающихся внимания, воображения, мышления, памяти, речи.

Воспитательные:

- формирование культуры исполнения;

- сплочение детского коллектива через совместные творческие дела.

Цель и задачи на второй год обучения. 

Цель. Приобретение обучающимися теоретических знаний и формирование у них устойчивых практических умений и навыков исполнительского мастерства. Создание условий для формирования у обучающихся устойчивых навыков вокального пения.

Задачи.

Обучающие:

- формирование у обучающихся знаний, умений и навыков владения своим голосом;

- расширение общего музыкального кругозора;

-изучение  новых приёмов исполнительского мастерства и вокального искусства;

Развивающие:

- развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь).

-развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе исполнения песен под гитару;

-развитие музыкального слуха и чувства ритма в процессе ансамблевого исполнения музыкального произведения.

Воспитательные:

- формирование музыкальной культуры;

-воспитание у обучающихся модели поведения в вокальном ансамбле

Цель и задачи на третий год обучения. 

Цель. Расширение теоретических знаний обучающихся и формирование у них устойчивых практических умений и навыков исполнительского мастерства. Создание условий для формирования у обучающихся устойчивых навыков сценического исполнительского мастерства.

Задачи.

Обучающие:

-изучение музыкальной грамоты на основе формирования умений и навыков исполнения музыкальных упражнений;

- формирование у обучающихся устойчивых знаний, умений и навыков владения своим голосом;

-усовершенствование приёмов исполнительского мастерства и вокального искусства;

Развивающие:

- развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе изучения музыкального материала;

-развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе исполнения песенного материала;

-развитие коммуникативных качеств личности для более ответственного и осознанного поведения на сцене.

-развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти.

Воспитательные:

- освоение новых активных формы пропаганды музыкального искусства

-воспитание у обучающихся дисциплинированность и ответственность в процессе концертной деятельности.

Из общих задач к программе                     модель выпускника

C:\Users\Виктор\Desktop\Модель-вокал.jpg

3. Характеристика программы

- тип программы: дополнительнаяобщеобразовательная(общеразвивающая) программа;

- вид программы: модифицированная;

- направленность программы: художественная.

4. Организационно-педагогическая основа обучения.

4.1. Сроки реализации программы, режим занятий: предлагаемая программа рассчитана на 3 года обучения.

Для реализации программы необходимо 432 часа.

1 год обучения - 144 часа;

2 год обучения-144 часа;

3 год обучения-144 часа

Занятия проводятся:

1 год обучения: 2 раза в неделю по  2 часа; (час академический)

2 год обучения: 2 раза в неделю по 2 часа; (час академический)

3 год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа; (час академический)

 4.2. Условия приёма детей в объединение.

Программа предназначена для детей 7-16 лет.

Количество обучающихся в группах: 10-15 человек

 Набор детей в группу  ведется с учётом следующих принципов:

  • добровольность;
  • общественная направленность;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  • предоставление самостоятельности и опора на инициативу;
  • учет интересов обучающегося;
  • содружество и сотворчество детей и взрослых.
  • согласие родителей

      Набор детей в группу  свободный; состав в группе постоянный.

При наборе в объединение проводится прослушивание детей, их вокальных данных, чувства ритма, музыкального слуха и памяти.

  4.3. Условия реализации программы:

   Для успешной реализации программы требуется следующее:

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетиционного зала (сцена).

3. Фортепиано, синтезатор.

4. Музыкальный центр, компьютер, принтер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Электроаппаратура.

7. Зеркало.

8. Нотный материал, подборка репертуара.

9. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

10. Записи выступлений, концертов.

 

 4.4. Формы проведения занятий:

  • общие занятия (ведется теоретическая работа, закрепление пройденного материала, воспитательные беседы);
  • групповые (ведется практическая работа над хоровыми партиями);
  • по подгруппам (ведется практическая работа над упражнениями, репертуаром);
  • индивидуальные (ведется работа с солистами);
  • сводные занятия (ведется репетиционная работа в концертном варианте над репертуаром, программой, обсуждаются организационные моменты).

4.5. типы планируемых  занятий:

- изучение нового материала;

- формирование умений и навыков;

-закрепления ранее приобретённых знаний умений и навыков;

- практическая работа;

- самостоятельная работа;

- комбинированное занятие;

- повторно-обобщающее занятие;

-  вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами и тематикой обучения;

Каждое занятие строится по схеме:

– дыхательная гимнастика;

– речевые упражнения;

– распевание;

– работа над произведением;

- концертная постановка номера;

– анализ занятия;

– задание на дом.

5. Предполагаемые результаты и способы их проверки

5.1.Диагностический инструментарий

Диагностика эффективности реализации образовательной программы позволяет выявлять динамику развития творческих способностей детей.

Предлагаемые методические рекомендации диагностики вокальных способностей детей представляют собой систему игровых тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного, темпо-метроритмического, тембрового, динамического, гармонического (ладового), формообразующего чувства; эмоциональной отзывчивости на музыку как главного компонента музыкальности, а также когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей.

Практические диагностические тесты:

  1. Диагностика чувства темпа и метроритма.  Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант".
  2. Тест - игра на изучение чувства ритма "Ладошки"

3. Диагностика чувства тембра. Тест - игра "Тембровые прятки".

 4. Диагностика динамического чувства.

 Тест - игра "Мы поедем в "Громко-тихо"

5. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку.

Тест "Музыкальная палитра"

5.2.Формы контроля.

- групповой;

- индивидуальный;

- фронтальный;

- аттестация обучающихся.

5.3. Приёмы контроля 

-Педагогические наблюдения.

-Открытые занятия с последующим обсуждением.

-Итоговые занятия.

-Концертные выступления.

-Конкурсы, фестивали, смотры.
- Игровые задания.

-Тестирование

 

5.4.Требования к обучающимся.

Личностные результаты:

  • формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
  • формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
  • формирование эмоциональное отношение к искусству;
  • формирование духовно-нравственных оснований;
  • реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
  •  развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные  результаты:

  • планирование своих действий с творческой задачей и условиями её реализации;
  • самостоятельное выделени и формулировки познавательных целей занятий;
  • выстраивание самостоятельного творческого маршрута общения с искусством.
  • участие в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, поселка, региона и др.);
  • умение слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
  • применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных задач;
  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

• овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями;

Предметные результаты:

  • элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
  • нотную грамоту;
  • правильную певческую установку;
  • особенности музыкального языка.
  • применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
  • исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
  • создавать коллективные музыкально-пластические композиции;
  • исполнять вокально-хоровые произведения.

Перечень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть обучающиеся по окончании первого года обучения:

К    концу 1-го года обучения обучающиеся должны знать:

  • о том, что певческий голос надо беречь,
  • распевки,  необходимые для разогревания  голосового аппарата
  • элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им,
  • основы музыкальной грамоты,
  • выразительные средства музыки,
  • как пользоваться микрофоном.

должны уметь:

  • петь с мягкой атакой,
  • соблюдать правила певческой установки,
  • петь легким звуком,
  • ясно выговаривать слова песни,
  • правильно дышать,
  • точно повторять заданный звук,  
  • петь выразительно

К концу 2-го года обучения обучающиеся должны знать:

  • о важности режима речи и пения,
  • как работать дома над формированием певческого голоса,
  • о своем голосовом диапазоне и тембре голоса,
  • вокальные упражнения для выработки певческого дыхания.

должны уметь:

  • соблюдать правильную певческую установку,
  • петь достаточно чистым по качеству звуком,
  • уметь легко, мягко, непринужденно «тянуть» звук,
  • сохранять индивидуальность.
  • стараться правильно формировать гласные и четко произносить

согласные, не утрируя их произношения,

  • уметь петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы,
  • петь без утечки воздуха,
  • петь без сопровождения (а капелла) несложные одноголосные мелодии.

К концу 3-го года обучения обучающиеся должны знать:

  • правила пения в связи с начинающимся мутационным периодом,
  • музыкальную грамоту в объеме пройденного материала,
  • краткую историю вокального жанра,
  • основные элементы техники овладения певческим голосом.

должны уметь:

  • пользоваться мягкой атакой, как основным способом

звукообразования,

  • использовать прием твердой атаки в качестве изобразительного

приема,

  • уметь петь чисто, звонко, ровным по качеству звуком на всем

диапазоне, напевно,

  • уметь вокально точно исполнить мелкие длительности в песнях

умеренно быстрого темпа,

  • петь в ансамбле на 2-3 голоса,
  • ясно и четко произносить трудные буквенные сочетания,
  • уметь петь на одном дыхании продолжительные фразы, равномерно распределяя дыхание,
  • овладеть фразировкой,
  • уметь выразительно, осмысленно петь песни разного характера.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I год обучения

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Форма контроля

1.

Вводное занятие.

2

2

-

2.

Раздел 1

История вокального жанра.

6

6

-

тест

3.

Раздел 2

Основы музыкальной грамоты.

10

6

4

тест

4.

Раздел 3

Учебно –  тренировочный материал.

50

-

50

5.

Раздел 4

Творческая деятельность.

30

6

24

выступление

6.

Раздел 5

Пение произведений

42

2

40

выступление

7

Раздел 7

Аттестация.

4

-

4

тестирование

Итого

144

22

122

2 год обучения.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Форма контроля

1.

Вводное занятие.

2

2

-

2.

Раздел 1

 Слушание музыки.

6

6

-

3.

Раздел 2

Основы музыкальной грамоты.

28

18

10

тест

4.

Раздел 3

Учебно –  тренировочный материал.

34

4

30

5.

Раздел 4.

Сценическое мастерство.

34

6

28

выступление

6.

Раздел 5

Пение произведений

36

4

32

выступление

7.

Раздел 6

Аттестация

4

-

4

тестирование

Итого

144

40

104

3 год обучения.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Форма контроля

1.

Вводное занятие.

2

2

-

2.

Раздел 1

 Слушание музыки.

6

6

-

3.

Раздел 2

Основы музыкальной грамоты.

6

2

4

тест

4.

Раздел 3

Учебно –  тренировочный материал.

42

2

40

выступление

5.

Раздел 4.

Сценическое мастерство.

30

2

28

6.

Раздел 5.

Пение произведений

46

-

46

выступление

7.

Раздел 6.

Творческая деятельность.

8

2

6

выступление

8.

Раздел 7.

Аттестация

4

-

4

тест

Итого

144

16

128

2.2. Содержание изучаемого курса.

1 год обучения

   1 .Вводное занятие (2 часа). Знакомство с обучающимися.

Правила техники безопасности.

2. История вокального жанра – 6 часов

Теоретические:6 часов

История вокального жанра. Народный жанр.  Авторский жанр. Камерная музыка. Романсы, баллады, арии.          

3. Основы музыкальной грамоты – 10 часов

Теоретические: 6 часов

 Понятие о музыкальном звуке.  Нотный стан. Скрипичный и басовый ключи. Тембр и регистр. Понятие об интервалах и аккордах.

Общие понятия о модуляции и транспозиции.

Практические:  4 часа.  Название звуков (звукоряд).

Средства музыкальной выразительности: ритм, темп, лад.

Динамические оттенки. Что такое мелодия.

4. Учебно – тренировочный материал 50 часов

Практические: 50 часов

Теме из раздела  «Учебно –  тренировочный материал» уделяется на каждом занятии по 20- 30 минут. На занятиях используются различные упражнения: на формирование певческого голоса, звукообразования, мягкой атаки, на  гибкость и подвижность мягкого неба, звонкость, полетность, вибрато, ровность и разборчивость, тембр, интонирование, дикция, артикуляция, дыхания, музыкального слуха, ритм.

5. Творческая деятельность 30 часов.

Теоретические : 6 часов Импровизация. Виды импровизаций. Музицирование.

Практические:24 часа  Певческие мелодии. Импровизация певческих мелодий. Ритмические импровизации.

6. Пение произведений  - 42 часа

Теоретические: 2 час.  Этапы разучивания песни.

 Практические: 40 часов.  Определить характер песни, темп, размер, ритм. Строение песни (форма): вступление, куплеты, припевы, проигрыши, окончание. Знакомство с мелодией (по слуху и по нотам). Изучение слов. Разучивание мелодии по фразам и предложениям. Работа над интонированием и дыханием. Работа над дикцией.

7.Аттестация. (4 часа)

2 год обучения

1.Вводное занятие. (2 часа)

Правила техники безопасности при работе с микрофонами.

2.Слушание музыки. (6 часов)

Теоретические 6 часов.: « Что такое вокальная музыка?»  Песня, как вид вокальной музыки. Народные песни. Авторские песни. Детские песни.

З. Основы музыкальной грамоты. (28 часов)

Теоретические: 18 часов.  Название звуков. Нотный стан. Скрипичный и басовый ключи. Понятия тон, полутон. Знакомство с ритмическими длительностями.

 Размеры, паузы. Понятия о затакте. Понятие о  фразе. Понятие о  куплете.

Понятие о  динамических оттенках.  Основные средства выразительности  музыки.  Мелодия, лад, гармония. Гаммы и тональности. Музыкальная система. Звукоряд. Ступени и их названия. Регистры в музыке: низкие и высокие звуки. Ударные и неударные доли в музыке.

Практические:  10 часов. Навыки нотного письма. Темп, ритм.  Динамика, тембр.  Музыкальные инструменты. Типы певческого голоса.  Популярными жанрами в песне.  Песня, танец, марш. Слушание музыки. Музыкальные и шумовые звуки. Дирижирование.

4.Учебно-тренировочный материал. (34 часа)

Теоретические: 4 часа. Ансамблевое пение. Интонирование. Импровизация. Музицирование.

Практические:  30 часов. Выполнение упражнений: на  формирование певческого голоса, звукообразования, мягкой атаки, на  гибкость и подвижность мягкого неба, звонкость, полетность, вибрато, ровность и разборчивость, тембр, интонирование, дикция, артикуляция, дыхание, музыкального слуха, ритм, красота звучания, певческий голос, мпровизация,  музицирование.

5. Сценическое мастерство. (34часа)

Теоретические: 6 часов.  Представление о сценическом мастерстве. Что такое сценическая хореография.   Мимика. Жесты. Как управлять физическими действиями. Что значит уметь держаться на сцене. Что значит свободно вести себя  на сцене. Как устранить  «зажимы».

Практические:28 часов.  Упражнения на развитие, внимания и реакции, на воображение и отношение друг к другу, на память физических действий, на развитие мимики и жестов, снятие зажимов.  

6. Пение произведений. (36 часов)

Теоретические: 4 часов. Раскрытие содержания музыки и текста. Как выучить произведение. Использование музыкально выразительных средств. Эмоциональное содержание песни.

Практические: 32 часа.

Определить характер песни, темп, размер, ритм.

Строение песни (форма): вступление, куплеты, припевы, проигрыши,

 окончание. Знакомство с мелодией (по слуху и по нотам).

Изучение слов. Разучивание мелодии по фразам и предложениям.

Работа над интонированием и дыханием. Работа над дикцией.

 Аттестация. (4 часа)

3 год обучения

1.Вводное занятие. (2 часа)

Правила пения и охраны голоса. Правила техники безопасности. 

2.Слушание музыки. (6 часов)

Теоретические: 6 часов.  Камерная музыка. Опера. Оперетта.  Мюзикл.  Арии.

3. Основы музыкальной грамоты. (6 часов)

Теоретические: 2 часа. Понятия о затакте, фразе, куплете, динамических оттенках. Звуки, нотный стан.

Практические: 4 часа.  Скрипичный и басовый ключи. Навыки нотного письма. Тон, полутон. Ритмические длительности, размеры, паузы.

 4. Учебно-тренировочный материал. (42 час)

Теоретические: 2 часа. Для чего нужны упражнения речевые и музыкальные.

Практические: 40 часов. Выполнение упражнений на формирование певческого голоса, звукообразования, мягкой атаки, на  гибкость и подвижность мягкого неба, звонкости, полетности, вибрато, ровности и разборчивости, тембра, интонирования, дикции, диапазона, артикуляции, дыхания, музыкального слуха, ритма, красоты звучания  голоса, импровизации,  музицирования.

  5.Сценическое мастерство. (30 часов)

Теоретические: 2 часа.  Развитие мимики и жестов.

Практические:28 часов.  Упражнения на развитие, внимания и реакции, на воображение и отношение друг к другу, на память физических действий, на развитие мимики и жестов, снятие зажимов, сценических способностей, творческих возможностей, сценической хореографии.  

6. Пение произведений (46 часов)

Практические: 46 часов.  Определить характер песни, темп, размер, ритм. Строение песни (форма): вступление, куплеты, припевы, проигрыши, окончание. Знакомство с мелодией (по слуху и по нотам). Изучение слов. Разучивание мелодии по фразам и предложениям. Работа над интонированием и дыханием. Работа над дикцией. Отработка певческих навыков. Работа над музыкальным слухом. Правильное исполнение произведения.  Отрабатывание всех навыков пения.

7. Творческая деятельность. (8 часов)

Теоретические: 2час. Что значит творческая деятельность.

Практические: 6 часов.

Импровизация. Виды импровизаций. Певческие мелодии. Импровизация певческих мелодий. Ритмические импровизации. Музицирование.

Динамика. Мелодия в музыкальном образе. Слушание музыки. Слушательская  культура.

8. Аттестация. (4 часа)

III. Методическое обеспечение программы:

3.1. Используемые педагогические технологии и методы при освоении разделов программы и осуществлении учебно-воспитательного процесса

 

раздел

цель

технологии

методы и приёмы

1

История вокального жанра

 формирование музыкальной культуры и изучение истории вокального и песенного жанра

игровые;

проблемные ситуации;

здоровьесберегающие.

наблюдение;

анализ;

прогноз;

оценка.

2

Основы музыкальной грамоты

Формирование у обучающихся соответствующих знаний, элементарной музыкальной грамотности

игровые;

проблемные ситуации;

здоровьесберегающие;

ИКТ;

исследовательские.        

наблюдение;

анализ;

прогноз;

оценка.

3

Учебно –  тренировочный материал

формирование сознательного отношения к выполнению музыкальных вокальных упражнений

игровые;

проблемные ситуации;

здоровьесберегающие;

ИКТ

наблюдение;

анализ;

прогноз;

оценка.

4

Слушание музыки

формирование  личностного и социально – культурного развития в области вокального искусства

игровые;

проблемные ситуации;

здоровьесберегающие;

ИКТ;

исследовательские.        

наблюдение;

анализ;

прогноз;

оценка.

5

Пение произведений

 формирование умений и навыков вокального певческого искусства.

игровые;

проблемные ситуации;

здоровьесберегающие;

ИКТ

наблюдение;

анализ;

прогноз;

оценка.

6

Сценическое мастерство

познакомить обучающихся с общими рекомендациями по методике выступления на сцене

игровые;

проблемные ситуации;

здоровьесберегающие;

ИКТ

наблюдение;

анализ;

прогноз;

оценка.

7

Творческая деятельность

формирование умений реализовать способности и таланты обучающегося, т.е. открыть возможность самореализации;

дать ощущение полноты и осмысленности жизни;

развиваться: осваивать новые знания, навыки, необходимые для достижения цели;

заставляет искать и находить нестандартные подходы к решению проблем (т.е. творческие подходы).

игровые;

проблемные ситуации;

здоровьесберегающие;

ИКТ

наблюдение;

анализ;

прогноз;

оценка.

3.2.Этапы педагогического контроля.        

этап

дата контроля

цель контроля

тема контроля

формы контроля

методы контроля

уровни оценочных критериев

первый

(1 год обучения)

сентябрь

выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей обучающихся, изучение отношения обучающихся к выбранной деятельности, достижения в этой области и личностных качеств.

Входной мониторинг( готовность к освоению общеобразовательной (общеразвивающая) программы дополнительного образования «Школа светофорных наук»)

собеседование;

тестирование

наблюдение;

анализ; оценка

недостаточный;

достаточный;

высокий

первый

(2, 3 год обучения)

сентябрь

выявления уровня развития способностей и личностных качеств, обучающихся и их соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.  

Мониторинг исходного состояния учебных, базовых, ключевых и общих компетенций обучающихся 2 и 3 года обучения.

тестирование

наблюдение;

анализ; оценка

недостаточный;

достаточный;

высокий

второй

в течение года

определение теоретической подготовки обучающихся, выявление спени сформированности практических умений и навыков

Текущий мониторинг

тестирование

наблюдение;

анализ; оценка

недостаточный;

достаточный;

высокий

третий

декабрь, май

определение уровня развития основных компетенций, способностей и личностных качеств обучающихся, их соответствие прогнозируемым результатам общеобразовательной (общеразвивающей) программы

промежуточная аттестация (уровень освоения общеобразовательной (общеразвивающая) программы дополнительного образования  и личностный рост)

тестирование

наблюдение;

анализ; оценка

недостаточный;

достаточный;

высокий

четвёртый

май

определение оценки достижения прогнозируемых результатов обучения, обозначенных в общеобразовательной (общеразвивающей) программы; выявление уровня развития личности обучающегося, его творческих, коммуникативных, организаторских, лидерских способностей.

итоговая аттестация для обучающихся 3 года обучения.

тестирование

наблюдение;

анализ; оценка

недостаточный;

достаточный;

высокий

3.3. Критерии оценки результативности обучения по общеобразовательной (общеразвивающей) программке дополнительного образования

Показатели (оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Оценка

1. Теоретическая подготовка ребенка

1. Теоретические знания

Соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям

Недостаточный уровень
Ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, умений и навыков, 
предусмотренных программой

Достаточный уровень
Ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период.

Высокий уровень
Ребенок полностью овладел знаниями, умениями и навыками, заложенными в программе, имеет высокие достижения (дипломы, грамоты различного уровня)

2. Владение специальной
терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Недостаточный уровень
Ребенок избегает употреблять специальные термины.

Достаточный уровень
Специальные термины употребляет осознанно.

Высокий уровень
Специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

2. Практическая подготовка ребенка

1.Практические
умения и навыки, предусмотренные
общеобразовательной программой

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Недостаточный уровень
Обучающийся овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков

Достаточный уровень
Обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.

Высокий уровень
Обучающийся полностью овладел знаниями, умениями и навыками, заложенными в программе, имеет высокие достижения (дипломы, грамоты различного уровня).

2. Владение
различными материалами и инструментами

Свобода владения специальным оборудованием и оснащением;

Недостаточный уровень
Обучающийся испытывает серьезные затруднения в выборе художественных материалов и инструментов, в их использовании.

Достаточный уровень
Обучающийся работает различными материалами и инструментами самостоятельно, не
испытывает особых трудностей.

Высокий уровень
Обучающийся работает различными материалами и инструментами самостоятельно, не
испытывая трудностей.

3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

Недостаточный уровень
Креативность в работах отсутствует.

Достаточный уровень
Работы выполняются на репродуктивном уровне. Ребенок выполняет в основном задания на основе образца

Высокий уровень 

Творческий уровень. Выполняет практические задания с элементами творчества

Развитие воображения

Недостаточный уровень
Проявления творческого воображения практически незаметны

Достаточный уровень. 

Обучающийся способен к выполнению творческих заданий самостоятельно.

Высокий уровень 

Обучающийся проявляет воображение при выполнении всех творческих заданий.

3. Учебно-коммуникативные умения

1.Уумение слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Недостаточный уровень.
Обучающийся испытывает затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога.

Достаточный уровень.
Обучающийся большую часть заданий выполняет самостоятельно.

Высокий уровень 

Обучающийся работает самостоятельно.

2.Умение организовать свое рабочее место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

Недостаточный уровень.
Обучающийся испытывает затруднения в организации своей деятельности и рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. Освоил менее чем ½ правил техники безопасности.

Достаточный уровень.
Обучающийся самостоятельно может подготовиться к выполнению различных заданий. Знает и выполняет основные правила техники безопасности.

Высокий уровень 

Обучающийся самостоятельно готовится ко всем занятиям.
Строго соблюдает правила техники безопасности, следит за соблюдением техники безопасности другими воспитанниками.

3.4.УМК – учебно- методический комплекс дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Вокальное пение». Программно-методический материал к общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Вокальное пение» представлен в виде учебно-методического комплекса: : методическая и учебная литература для педагога и обучающихся, аудиозаписи, видеотека, учебные пособия, методические разработки (разработки игр, бесед, творческих заданий, карточек, тестов).  

 

IV. Список литературы.

 Список литературы,  используемый педагогом.

1. Дмитриева Л.Б. Основы вокальной методики .М.,1968.

2. Багадуров В. А. Орлова И. Д., Сергеев АЛ. Начальные приемы развития детского голоса М., 1968.

3. Емельянов В.В. Фонопедический  метод развития голоса.

4. Вендерова Я. Воспитание музыкой. М.: Просвещение. 1991.

5. Горюнова Л. Развитие художественно-образного мышления детей

на уроках музыки. //Музыка в школе. 1991. № 1.

6. ГотсдинерА.Л. Музыкальная психология. М: Просвещение, 1993.

7. Добровольская Н Я., Орлова Н Д «Что надо знать учителю о

детском голосе.» М., 1972.

8. Кабамвский Д.    Как рассказывать   детям   о  музыке.   М.:

Просвещение, 1989.

9. Сет Риггс. Петь как говорить(американская методика).

10. Пекерская. Вокальный букварь(Интернет).

11. Белоброва Е. Техника эстрадного вокала (Интернет).

12. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. —

Ярославль: Академия развития, 1996.

 1З. Морозов В.П. Тайны        вокальной речи. М-Л., 1967.  

 14.Клипп О.Я. Обучение эстрадному пению на муз. факультетах

педагогических вузов. Диссертация  к.п.н. -13.00.02 -М.,2003г.-120 < 16. 16. 15. Попова Т.В. О музыкальных жанрах. М.: Знание, 1981.

 16. Переверзев Н.К. Проблемы музыкального интонирования .М.1976 17.Терентьева Н.А. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание 1 — 4 классы. М.: Просвещение. 1994,

18.Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших      школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. —М.: Прометей, 1990.

19.Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству/Азбука музыкально-творческого саморазвития. —М.: Аквариум, 1997.

20.        Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.

21.        Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот.

22.        Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).

23.        Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).

24.        Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.

25.        Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 1. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.

26.        Хит – 2003. Лучшие песни года. Часть 2. – М.: «Современная музыка», 2004г. – 128с.

Список рекомендуемой литературы для детей и   родителей.

1. Ивановский Ю.А. Азбука юного музыканта. Основы музы-

кальной грамоты, - М.Вербо, 2001 г.

2.Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь, - М.Музыка, 1986 г. 3.Васина —     Гроссман В.А. Первая книжка о музыке.- М.Музыка, 1988 г.

3.Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. М., 1976 4.Калмыков Б.В. ФридкинГ.А. Сольфеджио, Ч. 1 6..Перунова Н.Н. Музыкальная азбука. М.Советский композитор

5. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей. Учеб. для студ. высш. учеб. зав. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.

6.Радынова О.П. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д».

7. Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998
 8. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993.
 9. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003.
 10. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов.
 11. Старинные и современные романсы.- М., 2003.