Истории отечественного музыкального образования

Митькова Ирина Юрьевна

В основу исследования истории отечественного музыкального образования положена системная классификация основных компонентов музыкального образования. Содержание и специфика каждого из них выявляются посредством интонационного анализа на основе следующих показателей:

1) “свернутость” в интонации (В.В.Медушевский) той или иной музыкальной культуры: народной, религиозно-духовной, светской — дает, как уже отмечалось, возможность выделить соответствующие им направления музыкального образования: музыкальное образование народной ориентации, религиозной ориентации, светской ориентации;

2) тип интонирования, характерный для того или иного типа музыкального творчества: музыки фольклорной, менестрельной, канонически-импровизационной, “опус”-музыки (классификация Т.В.Чередниченко) — определяет тот или иной тип музыкального образования: фольклорной ориентации, менестрельной ориентации, канонически-импро­ви­зационой ориентации, с ориентацией на “опус”-музыку;

3) направленность на интонационное осмысление и “проживание” музыки в том или ином виде музыкальной деятельности: композиторской, исполнительской, музыкально-теоретической, музыкально-педагогической, слушательской, — определяет следующие виды музыкального образования: композиторское, музыкально-исполнительское, музыкально-теоретическое, музыкально-педагогическое образование и музыкальное образование слушателя;

4) ориентация на интонационное постижение музыки, обусловленная особенностями личностно-ценностного отношения к ней, “включенностью” в различные виды музыкальной деятельности и спецификой того конкретного вида музыкальной деятельности, который избран в качестве основного, — проявляется в соответствующих отраслях общего и специального музыкального образования. Таковыми являются: музыкальное образование общего профиля; дополнительное музыкальное образование; музыкальное образование специалиста конкретного исполнительского профиля (пианиста, вокалиста, дирижера и т.д.); музыкальное образование композитора; музыкальное образование музыковеда; музыкальное образование учителя музыки; музыкальное образование преподавателя одной или нескольких специальных дисциплин; музыкальное образование специалиста одного из профилей музыкально-ориен­тированной культурно-просветительской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_muzykalnogo.docx17.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №3 «Младость»

Методическая работа

История отечественного музыкального образования

Выполнила:

Митькова Ирина Юрьевна

 г.Самара

2021

В основу исследования истории отечественного музыкального образования положена системная классификация основных компонентов музыкального образования. Содержание и специфика каждого из них выявляются посредством интонационного анализа на основе следующих показателей:

1) “свернутость” в интонации (В.В.Медушевский) той или иной музыкальной культуры: народной, религиозно-духовной, светской — дает, как уже отмечалось, возможность выделить соответствующие им направления музыкального образования: музыкальное образование народной ориентации, религиозной ориентации, светской ориентации;

2) тип интонирования, характерный для того или иного типа музыкального творчества: музыки фольклорной, менестрельной, канонически-импровизационной, “опус”-музыки (классификация Т.В.Чередниченко) — определяет тот или иной тип музыкального образования: фольклорной ориентации, менестрельной ориентации, канонически-импровизационой ориентации, с ориентацией на “опус”-музыку;

3) направленность на интонационное осмысление и “проживание” музыки в том или ином виде музыкальной деятельности: композиторской, исполнительской, музыкально-теоретической, музыкально-педагогической, слушательской, — определяет следующие виды музыкального образования: композиторское, музыкально-исполнительское, музыкально-теоретическое, музыкально-педагогическое образование и музыкальное образование слушателя;

4) ориентация на интонационное постижение музыки, обусловленная особенностями личностно-ценностного отношения к ней, “включенностью” в различные виды музыкальной деятельности и спецификой того конкретного вида музыкальной деятельности, который избран в качестве основного, — проявляется в соответствующих отраслях общего и специального музыкального образования. Таковыми являются: музыкальное образование общего профиля; дополнительное музыкальное образование; музыкальное образование специалиста конкретного исполнительского профиля (пианиста, вокалиста, дирижера и т.д.); музыкальное образование композитора; музыкальное образование музыковеда; музыкальное образование учителя музыки; музыкальное образование преподавателя одной или нескольких специальных дисциплин; музыкальное образование специалиста одного из профилей музыкально-ориентированной культурно-просветительской работы.

В зависимости от того, на какую степень обобщения по отношению к музыкальному искусству ориентирован интонационный метод исследования истории музыкального образования, в нем могут быть выделены различные уровни. Так, при выявлении основных этапов развития музыкального образования в России, в центре внимания оказываются кардинальные изменения, происходящие в музыкальном искусстве в целом. К таким изменениям, например, можно отнести появление в древнерусском музыкальном искусстве после крещения Руси нового пласта — православного богослужебного пения, принципиально отличающегося от раннефольклорного и классического фольклорного интонирования; переход от знаменного пения к партесному, свидетельствующий не только о кардинальных изменениях в рамках музыки религиозно-духовной направленности, но и отражающий общую тенденцию европеизации отечественного музыкального искусства.

Появление такого рода изменений является как бы предвестником последующей переориентации музыкально-педагогической мысли на новую, утверждающуюся в искусстве, интонационную сферу, что, в свою очередь, обусловливает необходимость соответствующих коррективов в целевых установках, содержании, методах музыкального образования. При этом сами по себе подобные изменения в интонационном строе музыки еще не могут рассматриваться в качестве свидетельств перехода к новому этапу в развитии музыкального образования. О таком переходе можно говорить лишь после “педагогических откликов” на них со стороны педагогов-музыкантов.

Нельзя не учитывать и то, что появление и утверждение новой интонационной сферы не означает “отмирания” предыдущей. В силу определенных причин она лишь уступает свои приоритетные позиции. Поэтому интонационный метод исследования истории отечественного музыкального образования не может реализовываться только с точки зрения интонационных особенностей музыки, отвечающей по своим историко-стилевым характеристикам магистральной линии развития музыкального искусства.

При сосуществовании в конкретный исторический период различных музыкально-стилевых пластов и включении их в содержание образования не менее важно охарактеризовать в интонационном ракурсе целевые установки, содержание, методы образования, направленные на изучение каждого из них.

Особое значение эта задача приобретает в наши дни, когда наблюдается интерес практически ко всем когда-либо существовавшим и получившим развитие стилевым направлениям музыкального искусства: от архаических пластов музыки фольклорной традиции до ультрасовременных композиций отечественных и зарубежных композиторов самых разных стилевых ориентаций. То есть, когда в музыкальном искусстве сосуществуют различные стилевые направления, и рождается новое ощущение времени, времени — как связанной линии, которая, по образному выражению А.Г.Шнитке, начинает восприниматься как “единовременный аккорд” всех времен (47, 71).

Переадресуя это положение по отношению к современным музыкально-педагогическим реалиям, можно утверждать, что и здесь, ввиду сосуществования самых разных стилевых направлений, возникает “единовременный аккорд” из множества весьма отличных по своим целевым установкам музыкально-педагогических систем. Каждая из них отвечает тому или иному стилевому направлению. А вместе они отражают многогранность и многоликость современных музыкально-педагогических воззрений и музыкально-образовательной практики.

Таким образом, исходная исследовательская установка, на которой базируется интонационный метод исследования истории музыкального образования, заключается в признании правомерности утверждения о том, что на каждом этапе развития отечественного музыкального образования сосуществуют различные музыкально-стилевые направления, и каждый из них “порождает” те педагогические установки, которые отвечают его природе.  

На прослеживание этой взаимосвязи и должен быть направлен интонационный метод. В то же время его возможности ограничены, так как он способствует выявлению только той “идеальной” музыкально-педагогической модели, которая непосредственно сопряжена с данным музыкальным стилем. В реальной же историко-педагогической действительности становление её происходит постепенно по мере утверждения в искусстве того или иного нового стилевого направления и его последующего осмысления педагогами-музыкантами.