Принципы работы с детьми на начальном этапе обучения игре на фортепиано

Комарова Людмила Геннадьевна

В методической разработке рассматриваются принципы работы с детьми на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_raboty_s_detmi_na_nachalnom_etape_obucheniya.docx18.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дворец Детства и юношества «На Ленской»

Инструментальный отдел Детской хоровой студии «Искра»

Принципы работы с детьми на начальном этапе обучения

игре на фортепиано.

Педагог дополнительного образования по классу фортепиано:

Комарова Людмила Геннадьевна

Санкт-Петербург

2021

Начальное обучение детей игре на фортепиано состоит из двух периодов: подготовительный этап и первые классы.

Подготовительный период подразумевает развитие музыкальных данных ребёнка. Необходимо вызвать интерес ребёнка к звукам, звучанию музыкальных произведений, вызвать у ребёнка эмоциональное переживание, либо образное представление создающее то или иное настроение. Яркие впечатления и образы способствуют развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления и точной передачи музыкальной мысли. Педагог должен стремиться использовать в работе с детьми яркие и разнообразные мелодии, пьесы, понятные детям по музыкальным образам и настроениям. Стремление разбудить в детях воображение, научить понимать, переживать музыку различного характера: весёлую, грустную, танцевальную, песенную.

Так создаются условия для естественного концентрированного внимания ребёнка и появление у него так называемой «слуховой наблюдательности». Итак, после известного периода созревание в дошкольном возрасте ребёнок, наконец, допускается к инструменту. В этот ответственный период необходимо сохранить любовь к музыке и развить интерес к музыкальным занятиям. Занятия с учеником – это творческий процесс. Необходимо дать общее представление об устройстве фортепиано, показать клавиатуру, звучание различных регистров, в процессе игры на инструменте детских произведений, а также предложить ученику самому поиграть звуки различной высоты. На первых уроках нужно познакомить ученика со звукорядом, привить умение находить звуки в различных регистрах.

Перед тем, как учить детей игре, их надо правильно посадить за инструмент – удобно, свободно, не поднимая плечи. За правильной посадкой учитель должен постоянно следить.

Начинаем упражнение на инструменте третьим пальцем и проработкой штрих non legato правой и левой рукой. Уже в этих первых упражнениях необходимо обратить внимание ребёнка на качество воспроизводимого звука. Звук должен быть сочным, певучим, долго длящимся.

Когда ребёнок освоит звукоизвлечение, полученный навык нужно применить для подбора разученных по слуху песенок. При трудной ситуации педагог может помочь ученику найти нужные звуки на инструменте. Подбирание песен надо проводить правой и левой рукой. После того, как ребёнок освоит штрих non legato, переходим к штриху legato, несколько звуков исполняем разными пальцами.

После того, как дети осмысленно будут относиться к звукоизвлечению, следует познакомить их с нотной грамотой. Дети должны научиться быстро читать ноты, знать длительность нот, размер. Современный репертуар для начального обучения очень обширен: «Школа игры на фортепиано» под ред. А. Николаева, сборник фортепианных пьес, этюдов, ансамблей С. Ляховицкой и др.

Первые пьески, которые разучивает ученик, одноголосные песни. Задача исполнить мелодию. Для того, чтобы мелодия получилась более выразительной, ее можно подтекстовать. Например, А. Александров «Дождик накрапывает». После этого ученик сразу понял характер мелодической линии и сыграл её выразительно.

После одноголосного изложения пьесок ученик переходит к пьесам с несложным сопровождением.

На первых порах детям приходится испытывать трудности при сочетании мелодии, даже простеньким сопровождением. Репертуар для начинающих должен быть разнообразным, чтобы заинтересовать ребёнка. Расширить круг его музыкальных представлений и развивать разнообразные двигательные навыки.

Постепенно ученик переходит к сочинениям с более сложной мелодией и развитым сопровождением. По всей относительной несложности этих произведений они уже знакомят ученика с достаточно широким кругом музыкальных образов и пианистических задач.

Изучение этого репертуара может и должно развивать художественный вкус, воспитывать элементарные навыки работы над произведением, заложить основы пианистической техники.

Список использованной литературы:

  1. Алексеев А.Д.. Методика обучения игре на фортепиано. М. «Музыка», 1971.
  2. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М. 1989