Работа над крупной техникой в этюдах.

Когда говорят о фортепианной технике, то имеют ввиду ту сумму умений, навыков, приёмов игры на рояле, при помощи которых пианист добивается нужного художественного, звукового результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать. Пианист должен представлять себе внутренним слухом то, к чему он будет стремиться, должен как бы «увидеть» произведение в целом и в деталях, почувствовать, понять его стилистические особенности, характер, темп и прочее. Контуры исполнительского замысла уже с самого начала указывают главное направление технической работы. Как бы далеко от музыки ни уводили пианиста необходимость учить медленно, крепко, он всегда должен иметь перед собой музыкальный идеал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_krupnoy_tehnikoy_v_etyudah.docx17.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Виды фортепианной техники.

Традиционно техника подразделяется на мелкую (пальцевую) и крупную. Мелкая – это гаммы, гаммаобразные пассажи, двойные ноты, трель, украшения (мелизмы), пальцевые репетиции. К крупной технике относится: тремоло, октавы, аккорды, скачки. Однако, как правило, в мелкую технику постоянно включаются и приёмы крупной техники. Поэтому указанное подразделение надо понимать условно. Мелкая техника это не только умение быстро и чисто играть гаммаобразные и арпеджийные пассажи без учёта её выразительных качеств. Пальцевая техника весьма разнообразна по характеру звука и тембра и подразделяется на несколько видов:

 технику martellato

 жемчужную (jeu perle)

 leggiero, - мелодическую

 пальвое glissando

Работа над крупной техникой в этюдах.

К крупной технике условно относятся интервально-аккордовые и октавные изложения, скачки. Аккордово-интервальные последовательности в пьесах и этюдах встречаются уже на начальном этапе обучения. Трёхзвучные аккорды в гаммах играются со 2-го класса.

В работе над аккордовой техникой важна ведущая роль кончиков пальцев, не ударяющих, не толкающих, а цепких, берущих, извлекающих, хватающих. То, что Г.Г. Нейгауз шутя называл «хапандо». Уже на раннем этапе ученик должен научиться брать их без предварительного касания, с ощущением погружения веса руки в клавиатуру, дослушивая каждый аккорд до конца и не останавливаясь брать следующий, переходя к нему без лишних движений в воздухе, купол руки при этом не должен проваливаться, кисть и пальцы являются как бы рессорой. Звук при этом должен быть сильным, но не резким.

На последующих этапах обучения работа над аккордами становится шире. Это и упражнения на низший и высший звуковой предел, т.е. от пианиссимо до фортисиммо, при этом, конечно, не впадая в стук. Важно найти правильные приёмы звукоизвлечения. На пианиссимо кисть и пальцы более собраны, рука приподнята, при игре фортиссимо пальцы и кисть руки «рессорят», в игру включается мышечная масса, погружение в клавишу более глубокое. Это и игра аккордовых последовательностей то на крещендо, то на диминуэндо. Считаю необходимым трёх и четырёхзвучные аккорды учить с выделением разных звуков. Например, верхний звук аккорда берётся глубоким, опорным, продолжительным звуком, а остальные лёгким стаккато, затем попеременно выделяются остальные звуки аккорда.

Октавные последовательности, например, в этюдах К. Черни, Кобылянского, Ж. Дювернуа, в пьесах, например, «Мимолётная мысль» Ласковского, «Весной» Э. Грига и других, целесообразно учить в виде ломаных интервалов, с опорой то на 1, то на 5 или 4 пальца, то отдельно 1-м, 5-м пальцами. При переходе к быстрому темпу, октавы рекомендуется поучить с остановками, возможно членение по два такта. Основной упор при игре октав на 1 палец. Н. Метнер рекомендует брать октавы и большие аккорды, как бы сжимая, собирая руку.

Но основным принципом для октавной техники можно, также, считать контакт гибких, хватающих пальцев с остальными участками аппарата, вплоть до спины. Владение октавной техникой является одним из главных разделов пианизма.

Уже в средних классах музыкальной школы встречаются так называемые скачки: и в этюде Черни ред. Гермера, и в Этюде Черни орр. 299, и в ряде пьес. Работая над скачками, не следует бросаться на клавишу или попадать в неё, а нужно, прежде всего, научиться просто «брать её», при этом в первую очередь думая о качестве звука, независимо от расстояния. «В каждом скачке, даже самом «головокружительном», должна быть пусть совсем малая доля подготовки перед взятием клавиши» - Е. Тимакин.

Октавы.

Октавы относятся к крупной технике. Они могут быть лёгкие и стремительные, мелодические, певучие, октавы martellato. Октавы martellato выполняются крепко поставленными пальцами, при сохранении в руке формы «свода». Кисть немного приподнята для передачи динамической нагрузки от верхних частей руки на пальцы. Пальцы играют важную роль, за исключением тех случаев, когда в октавах необходимо piano, они служат опорой, способной выдержать вес, передаваемый не только от верхних частей руки, но иногда даже от корпуса. Пальцы в октавах не должны прогибаться и концы их, чтобы не были «распущенными», расслабленными. Лёгкие октавы исполняются невысокими размаховыми движениями кисти с поддержкой руки в плече и плечевом поясе. Во избежание появления зажимов положение кисти меняется с низкого на несколько более высокое и наоборот. Однако, слишком высокий «замах» кисти будет всегда нецелесообразным и утомительным. Выполнение октав в быстром темпе значительно облегчается разделением октавных пассажей на группы, которые легче охватить одним движением. Лёгкие акценты в начале каждой группы помогают сыграть следующие за акцентом октавы за счёт возникающих при акценте инерционных реактивных сил (толчка). При исполнении октав staccato, основным являются вибрационные движения кисти, которые в быстром темпе могут превысить двигательные возможности этого звена, создать зажимы и затруднить игру. В таких случаях нужно объединить октавы в группы обобщающим вращательным движением, также меняя положение кисти с высокого на низкое, что создаёт освобождение. Октавы мелодического характера связываются legato. Когда необходимо повторение одних и тех же пальцев, legato осуществляется скольжением. Небольшой нажим от предплечья помогает передать нагрузку в пальцы, и звук извлекается без удара и размаха. Играя октавные репетиции, следует менять положение кисти и предплечья с низкого на высокое, создавая отдых в нервно-мышечном аппарате. Начинать разучивание октав лучше всего с более удобных интервалов, например, с секст. И следить, чтобы концы пальцев были слегка загнуты, замах не был высоким, а локоть не приводился близко к туловищу. Аккорды. Необходимо добиваться одновременного звучания всех нот. Для достижения стройного звучания аккорда целесообразно придать руке форму свода, не прогибая пястных косточек и не опуская запястье, чтобы не возникло напряжения. Рука освобождается на паузах или на группах, разделяющих аккордовые пассажи. Перестройка аппликатуры на новый аккорд осуществляется в момент переноса в воздухе. При медленном разучивании следить, чтобы пальцы, в момент перелёта на следующий аккорд, собирались, прежде чем «раскрыться» на новый аккорд. Это создаст ощущение освобождения и в быстром темпе, когда пальцы собраться уже не успевают. В некоторых случаях для достижения в звуке особого характера звонкости требуется приём «аккордовой хватки», хватательных движений цепких пальцев, подбирающихся под ладонь. При игре аккордов forte необходимо участие других частей руки и помощи корпуса. Но всё должно быть в меру. Очень часто ученики не прослушивают в аккордах басовые или средние голоса. В зависимости от художественной задачи и голосоведения нужно уметь «высветить» в аккорде на фоне «затемнённых» голосов тот голос, который является важным. Следует слушать не только соотношение силы звука, но и тембры голосов, составляющих аккорд. Надо помнить, что басы у фортепиано по тембру звучат глухо и для гармонической «опоры» они должны быть глубокими. Если верхний голос не ведёт мелодию, он не должен перекрывать другие голоса.

Скачки.

Работа над скачками и переносами руки заключается в тренировке точных движений, объединяющих при скачке отправную точку и цель. Это движение по дуге, но чтобы рука не перелетала цель. В какой-то момент движение следует затормозить над целью. До момента торможения движение должно быть стремительным. Тренировка выполняется в медленном темпе при быстром переносе руки. Особо трудные скачки полезно учить закрытыми глазами, вырабатывая опору на «мышечное чувство». Развитие техники пианиста должно быть разносторонним. Наряду с мелкой пальцевой техникой, следует вырабатывать и крупную. Для этого, помимо упражнений и этюдов, полезно использовать отдельные эпизоды разучиваемого художественного репертуара. Важно, чтобы у ученика постоянно были «в руках» многие виды техники, независимо от того, что он учит.