Музыкальная одарённость, методы её диагностики и развития

Селезнёва Светлана Александровна

Автор анализирует понятие музыкальной и вокальной одарённости у детей и подростков. Предлагает способы грамотного педагогического подхода в обучении талантливых детей для эффективного развития их способностей и достижения пррофессионального роста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odaryonnost_statya.doc49.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Автор: Селезнева С. А.

Педагог класса сольного академического пения

ГБУ ДО Центр творческого развития

и гуманитарного образования детей

«На Васильевском»

г. Санкт-Петербург

Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий.

Ф. Бэкон

Музыкальная одарённость, методы её диагностики и развития

Прежде всего разграничим понятия – способный и одарённый ребёнок. Специфика обучения на музыкальном инструменте, а голос – это тоже живой музыкальный инструмент, заключается в том, что человек, который хочет научиться играть или петь должен обладать рядом способностей или природных задатков. Некоторые из которых определяются сразу на первом прослушивании, это: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память. Для вокальных занятий – наличие голосовых данных, устойчивой интонации. Нужно сказать, что музыкальные данные имеют свойство развиваться и часто бывает так, что усердный ученик добивается значительных успехов в занятиях. И всё же понятие «одарённый», которое происходит от слова «дар» подразумевает некоторую особенность, исключительность. Я бы сказала, что это люди с особым восприятием музыки.         

Меру одарённости на первом прослушивании бывает очень сложно определить, но некоторые признаки всё же существуют. Музыка для таких людей имеет очень большое значение, поэтому дети дошкольного и младшего школьного возраста очень любят петь, танцевать, двигаться под музыку,  что-нибудь подбирать на инструменте, могут копировать манеру исполнения любимых певцов и с удовольствием выступают на публике. В дальнейшем такой ребёнок может пытаться импровизировать, сочинять свои мелодии. В более старшем возрасте такая музыкальность может выражаться в способности представлять звук нужного качества, чувстве музыкальной формы и способности трактовать по-своему музыкальное произведение. Мне очень понравилось одно определение о том чем способный человек отличается от одарённого – «Способный человек получает удовольствие от результата, которого достиг в процессе занятий, а одарённый – от самого процесса»

Но сами по себе хорошие музыкальные данные не являются гарантией успешности, если их не развивать. Кроме того музыкальная одарённость не сводится лишь к эмоциональной одарённости. Деятельность музыканта включает в себя очень много составляющих: общая музыкальная культура и кругозор, способность концентрироваться на процессе исполнения, способность помнить о нескольких вещах сразу, уметь думать вперёд, фантазировать, обладать  волевыми качествами и психологической стойкостью, уметь владеть голосом.

Поэтому главное в формировании музыканта – это система обучения. Как невозможно читать не зная букв, так и невозможно играть или петь не зная нот. Большинство учащихся моего класса сольного пения занимаются на различных музыкальных инструментах, изучают сольфеджио.

Системность также необходима в развитии голоса. Уровень сложности технических задач и репертуара должны соответствовать возрасту учащегося. Если в младшем возрасте можно выверять чистоту интонации, правильность ритма и выразительность спетой фразы. То в более старшем возрасте мы уже говорим о высокой позиции, певческой «маске»,  координации с дыханием, качестве звучания. Но невозможно сразу начать разговаривать об этом с не подготовленным пусть даже талантливым учеником.

Поскольку занятия сольным пением являются индивидуальными, то вопрос выделения одарённых детей в отдельную группу не стоит. Наблюдая за развитием  каждого ребёнка можно выстроить перспективный план дальнейшего его обучения и воспитания. Подобрать полезный и интересный репертуар. Использовать различные формы работы, например:

  • Кроме сольного исполнительства пение в ансамбле малых форм (дуэте или терцете)
  • Пение в дуэте с другим музыкальным инструментом: скрипка, флейта
  • Запись на студии звукозаписи
  • Работа с качественой фонограммой «минус»
  • Постановка детской музыкальной сказки (Ж. Металлиди «Теремок») или отрывка детской оперы (Ц. Кюи «Кот в сапогах»)
  • Проведение познавательные мероприятий:  Музыкально-образовательный проект «Музыкальная палитра» - цикл интерактивных тематических лекций-концертов с участием детей и родителей с использованием средств мультимедиа. Мероприятия проводятся в Музеях и Библиотеках  Санкт-Петербурга: Дом-музей Ф Шаляпина, Музей-квартира Л. Н. Бенуа, Музей современного искусства «Эрарта» и т д
  • Проведение концертов в различной форме: Академический концерт, тематический концерт, социальный концерт, концерт-посвящение, концерт-игра с включением творческих и интеллектуальных заданий
  • Участие в конкурсах различного уровня

 Как правило музыкальная одарённость проявляется в способности ребёнка быстро «схватывать», осваивать новый музыкальный материал и «выносить» на публику готовый результат лучше, чем другие. Поэтому именно одарённые дети являются основными участниками детских музыкальных конкурсов. Здесь нужно быть очень осторожными, поскольку наличие постоянных успехов очень расхолаживает. Излишняя чрезмерная похвала может вызвать ненужное самомнение и самоуверенность (не путать с уверенностью) Конкурсы не должны являться самоцелью. Нужно видеть в них лишь средство к дальнейшему развитию, но никак не смысл всей работы.

И, наконец, высшая кульминационная точка деятельности  педагога наступает тогда, когда ребёнок хочет, чтобы увлечение музыкой стало его профессией. Поэтому в течении всех лет обучения нужно постараться создать ребёнку такую профессиональную базу, которая помогла бы осуществить в будущем его мечту.

Список литературы:

  1. «Методологические проблемы современного музыкального     образования» Сборник статей Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015
  2. Малинина Е. «Вокальное воспитание детей». Л. Изд-во «Музыка», 1967 год
  3. Кирнарская Д. «Психология специальных способностей. Музыкальные способности» - М.: Таланты-XXIвек, 2004.

  1.  Методические материалы с сайтов:

http://vashabnp.info – Библиотека начинающего педагога

                http://gigabaza.ru - документарное хранилище