Разработка урока "Введение в программу "Вокальное пение"

Рыжакова Наталья Николаевна

Разработка включает конспект урока, цели, задачи в рамках программы "Вокальное пение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_v_programmu_otkrytyy_urok.docx66.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа № 14

им. Н.Г. Касьянова

г. Жигулёвска  г. о. Жигулёвск

структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дополнительного образования детей,

«центр внешкольной работы «Успех»

                                                                                                   Утверждаю

«Принято»                                                      Руководитель СП ЦВР «Успех»

педагогическим советом                                                            ГБОУ СОШ №14                протокол № 3 от 09.09.2021г.                            ___________      Дрынгаль А.М.

                                                                                                       «09»    09    2021г.

                                             

План-конспект открытого занятия

«Введение в образовательную программу «Вокальное пение»

                                                                    Подготовила:  

                                                                    Рыжакова Наталья Николаевна,    

                                                  педагог дополнительного образования

        художественной направленности,

 руководитель  детского объединения

 «Весёлые нотки»  

                                                                   

г. Жигулевск

2021 г.

   

                                       

План - конспект открытого занятия по программе «Вокальное пение».

Класс: учащиеся 7-8 лет..

Тема: «Введение в образовательную программу «Вокальное пение»

Цель: Заложить основы прочной мотивации к изучению и приобретению навыков пения с  аккомпанементом.

Задачи:

Обучающие:

 - познакомить детей с  музыкальными понятиями: мелодия и аккомпанемент;

 - разучить некоторые правила и приёмы  пения с аккомпанементом;

 - сформировать общее представление об основных видах учебной деятельности.

Воспитательные:

- создавать предпосылки к воспитанию  внимания, музыкальной памяти и слуха, художественного вкуса.

Развивающие:

 - создавать условия для развития познавательной активности  и положительного отношения к музыкальному творчеству.

Методы, используемые на занятии:

 - метод

- рассказ;

 -объяснение;

- практическая работа;

 - использование игровых методов;

 - показ.   

                                                                                                                               

Оборудование:

фортепиано, компьютер, проектор с экраном, диск или флеш память с презентацией к занятию, школьная доска, мел, инструменты шумового оркестра;

 - бейджи с именами детей (выдаются до учебного занятия, удобно для лучшего знакомства педагога с учащимися).

   Музыкальный материал: 

  •  Муз. Ю. Чичкова  сл. Я. Хелемского  песня «Из чего же»
  •   П.И. Чайковский «Вальс» из фортепианного цикла  «Детский  альбом»
  • русская  народная  песня: «А я по лугу»
  • Ф. Шуберт  песня «Форель»
  • Муз.  В. Богатырёв  сл. М. Гауэр, песня «Весёлая зарядка»

План занятия:

          Вводная часть.

Организация начала занятия.

         Основная часть.

Актуализация знаний и умений.

Мотивация.  

Обеспечение восприятия и первичного освоения знаний.

Физкультминутка.  

Организация осмысления, усвоение  нового материала.

Первичная проверка понимания.

Организация первичного закрепления.

Анализ. Подведение итогов.

Поощрение детей.  

Рефлексия

       

                                                    Ход занятия. 

          Вводная часть.

           Здравствуйте,  ребята! Меня зовут Наталья Николаевна. Я приглашаю вас на урок музыкального творчества. Мы отправимся с вами в путешествие в волшебный мир музыки и звуков, в котором есть свои законы и правила, и свой музыкальный язык. Для начала, как людям воспитанным нужно нам поздороваться и познакомиться,  не как обычно, а  на музыкальном языке:

 «Здравствуйте ребята – добрый день…» (педагог поет музыкальное приветствие  по тоническому трезвучию, дети повторяют). А теперь давайте познакомимся на музыкальном языке: педагог  поёт своё имя, дети свои имена по очереди (по звукам мажорного трезвучия).

         Основная часть.

          Рассказ педагога.  Жили-были в музыкальной стране нотки:   весёлые и очень озорные. Жили дружно. Стайкой перелетали, постоянно что - то напевали.  Увидели они на лугу цветы - колокольчики кивают на ветру – динь-динь, а нотки подпевали динь – дилинь (педагог играет на фортепиано мелодию колокольчика, когда «подпевают нотки», добавляет аккомпанемент). Вдалеке проехал поезд, погудел – ту-ту, а нотки подпевали  чух-чух-туу (озвучивание по схеме). Дедушка чинил забор, молотком постукивал – тук-тук, а нотки - туки-туки-тук. Заглянули нотки к нам в класс и увидели, как вы поёте и решили нам помочь петь песенку.

          Звучит песня «Из чего же сделаны наши мальчишки»», слова на слайде презентации,  педагог просит детей подпевать.

           Ребята, а могли бы вы исполнить песню без музыкального сопровождения? Или звучало бы сопровождение без пения? (ответы детей) да, было бы не очень интересно по звучанию. А, что главное в песне, состоящее из наших озорных ноток? (Мелодия). А, что играла я на фортепиано? (Музыкальное сопровождение  – аккомпанемент (запись на доске). А что главнее в песне: мелодия или аккомпанемент?

          Давайте отвлечёмся на минутку от песни и посмотрим на картину на слайде: 1. И. И. Шишкин «Мишки в сосновом бору». Если на картине не было бы леса (слайд), или не было бы мишек (слайд), была бы полной картина? (ответы детей).

           А можно ли станцевать без музыкального сопровождения? (ответы детей). А в кино лучше идти с друзьями? Можно сделать вывод, что всегда интереснее с сопровождением, а в музыкальной стране с музыкальным сопровождением  - аккомпанементом.

          Теперь вернёмся к нашей песне и представим, что  мелодию мальчиков  будет исполнять кларнет, а мелодию девочек флейта, нужен ли будет аккомпанемент? (ответы детей).

            Какие инструменты чаще всего аккомпанируют пению на уроке музыки или дома – в кругу семьи?  Ребята отвечают: фортепиано, гитара … (слайды  с изображением гитары, фортепиано и др.) Педагог:  аккомпанемент может исполняться не только одним инструментом,  но и  оркестром (симфоническим, джазовым, струнным) или ансамблем.

                 Физкультминутка.  Весёлая зарядка. Учащиеся повторяют движения за педагогом. Разогрев всех групп мышц под веселую детскую песенку Алины Кукушкиной «Песенка – зарядка». Музыкальный размер 2/4.

Проигрыш                        «пружинка»

1 куплет

Зайцы встали по-порядку,        упражнения для шейного отдела (повороты и   наклоны головы)

Зайцы делают зарядку,

Саша тоже не ленись-

На зарядку становись.

Припев:

Прыг-скок, руки вверх        2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши над головой

Прыг-скок, руки вниз        2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши внизу

А теперь давай, дружок, подтянись.        поднять руки вверх и встать на носочки

(повторить 2 раза)

2 куплет

Рядом ежик травку топчет,                подъемы на полупальцы                        

Заниматься с нами хочет.        

Будем с ежиком шагать,                марш на месте с высоко поднятыми коленями

Выше ноги поднимать.

Припев:

Топ-топ, шаг вперед,        2 притопа, шаг вперед

Топ-топ, шаг назад.                2 притопа, шаг назад

А теперь в ладошки хлопнуть

Встали и стоять.

(повторить 2 раза)

Проигрыш:

3 куплет

А лягушки на кувшинке        «мячик» на месте, руки как у лягушек

Дружно выпрямили спинки,

Ставят лапки на бока        руки поставить на пояс

И качаются слегка.                наклоны в стороны

Припев:

Кач-кач, вправо, влево,        наклоны корпуса в стороны

Кач-кач, влево, вправо.

Вот такая лягушачья        повороты корпусом в стороны

И зарядка, и забава.

(повторить 2 раза)

Проигрыш:                        прыжки на месте

         

       А знаете ли вы, каким аккомпанемент был раньше?  Давным-давно хлопки в ладоши или отбивание ритма ногой могло сопровождать исполнение народных песен. Нередко мелодии сопутствовало звучание ударного инструмента, например, бубна. Это и был аккомпанемент. Затем аккомпанементом стало служить просто повторение той же мелодии другими инструментами. А 300 лет назад появился аккомпанемент, который поддерживал мелодию, но записывался под ней цифрами, обозначающими аккорды.  Музыкантам приходилось расшифровывать эти цифры, используя свою фантазию, вкус и мастерство. И только в то время, когда жили Моцарт и Бетховен, композиторы начали записывать аккомпанемент полностью. Посмотрите на слайде,  как выглядит запись мелодии с аккомпанементом.

          Давайте попробуем исполнить  аккомпанемент хлопками рук к  народной песне: «А я по лугу».

          Далее исполнение аккомпанемента хлопками по столу  на мелодию «Вальса» из альбома П.И. Чайковского. Обратить внимание на акцент первой доли левой  рукой, а 2 и 3 -я доли слабые – левой рукой.

          Педагог: в каждом произведении аккомпанемент помогает понять слушателю характер музыки, жанр произведения: танец, марш или песня  и в каждом произведении аккомпанемент играет свою роль:  помощника  или партнёра.  Например,  в вальсе аккомпанемент играет роль помощника, а в  Ф. Шуберт  песня «Форель» - равноправного партнёра (слушание фрагментов).

           А теперь предлагаю вам поиграть в игру   «Угадай-ка». Нужно определить что звучит: аккомпанемент, мелодия или мелодия с аккомпанементом. Какую роль в них исполнял аккомпанемент?

          Далее  группа учащихся  делится на две команды: одна исполняет мелодию песни «А я по лугу» (слова на слайде), а другая – аккомпанемент на шумовых музыкальных инструментах  по заданной схеме на слайде (объяснение и показ педагога).

          Рефлексия.

Вы все дружно постарались,

Пели звонко и смеялись,

Вы играли и учились,

Все мы вместе подружились.

          Наше занятие подошло к концу, я надеюсь, что  вы продолжите дружбу с музыкой.  Мне было очень интересно с вами работать.  А какое настроение у вас после занятия? Предлагаю взять нотки (заготовки из картона или бумаги нот разных длительностей)  разных цветов и поместить на радугу желаний (на доске нарисована яркими цветными мелками  радуга):  яркие  -  если настроение отличное,  и вы хотели бы встретиться ещё, а тёмные – если не очень, было трудно  и хотелось бы что-то изменить.

          Большое всем спасибо. «До свидания»  -   пропеваем на музыкальном языке  (низходящие звуки по тонике): сначала педагог, затем дети.

        Список используемой литературы:

  •  Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., "Советский композитор", 1984.
  •  Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. СПб "Композитор. Санкт-Петебург", 2008

Полезные ссылки

  •  Лекция выдающегося музыковеда современности В.В.Медушевского "Почему в мироздании существует аккомпанемент».