Конспект открытого урока на тему «Специфика постановки игрового аппарата у учащихся в классе фортепиано»

Бушнева Ольга Николаевна

Цель урока:

Применить игровые технологии и упражнения для формирования и постановки игрового аппарата

 

Задачи урока:

  • образовательные: закрепить упражнения для формирования и постановки игрового аппарата; повторить изученные теоретические знания (длительности, паузы, знаки альтерации, ноты первой и второй октавы); продолжить формировать практические навыки  игры штрихами: legato, staccato;
  • развивающие: продолжать развивать произвольную память, внимание, музыкальное мышление, навыки слухового контроля, творческую активность учащейся через различные виды деятельности; отрабатывать навыки игры через декламацию подтекстовок к пьесам
  • воспитательные: воспитывать трудолюбие и усидчивость; формировать умение самостоятельно работать с музыкальным материалом; прививать любовь к музыке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka21.docx33.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

“Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве”

Конспект открытого урока

на тему «Специфика постановки игрового аппарата у учащихся в классе фортепиано»

Выполнила:

 Бушнева Ольга Николаевна

 преподаватель фортепианного отделения

Железногорск 2021 г.

Тема урока:

  «Специфика постановки игрового аппарата у учащихся в классе фортепиано».

Тип урока: комбинированный (закрепление и комплексное применение знаний)

Цель урока:

Применить игровые технологии и упражнения для формирования и постановки игрового аппарата

 

Задачи урока:

  • образовательные: закрепить упражнения для формирования и постановки игрового аппарата; повторить изученные теоретические знания (длительности, паузы, знаки альтерации, ноты первой и второй октавы); продолжить формировать практические навыки  игры штрихами: legato, staccato;
  • развивающие: продолжать развивать произвольную память, внимание, музыкальное мышление, навыки слухового контроля, творческую активность учащейся через различные виды деятельности; отрабатывать навыки игры через декламацию подтекстовок к пьесам
  • воспитательные: воспитывать трудолюбие и усидчивость; формировать умение самостоятельно работать с музыкальным материалом; прививать любовь к музыке.

Вид урока:  практическое занятие.

Форма урока: индивидуальная.

Технологии обучения:

- технология личностно-ориентированного обучения

- игровые технологии

- технология индивидуального обучения

- здоровьесберегающие технологии

Методические приемы: 

  • Словесные (вопросы, беседа)
  • Наглядные (использование иллюстративного материала, показ преподавателя)
  • Практические (метод упражнения, рефлексии)
  • Игровые (музыкально-дидактические игры)

Оборудование: фортепиано, подставка, учебные пособия, иллюстрации.

Репертуарный план урока:

1.Упражнения: «Серый кот», «Завитушка», «на подкладывание первого пальца»

2. «Щенок», «Ежик» из сборника А. Артоболевской «Новая школа игры на фортепиано»

3. Английская народная песня «Чайник», А. Ринкуле «Строители»

4. А. Руббах «Воробей»

5. Украинская  народная песня «Ой, ты дивчина»

6. С. Ляховицкая «Дразнилка»

План урока:

I. Организационный этап.

II. Основной этап:

  1. Повторение пройденного материала: игра упражнений «Серый кот», «Завитушка», игра упражнения «на подкладывание первого пальца» на примере гаммы  До мажор.
  2. Систематизация и повторение теоретического материала на примере пройденных пьес, пальчиковая гимнастика «Бублики»

  1. Работа над трудностями исполнения пьес А.Руббаха «Воробей» и украинской народной песни «Ой, ты дивчина»
  2. Работа над четким исполнением шестнадцатых длительностей на примере произведения С. Ляховицкой «Дразнилка»

III. Подведение итога урока.

Ход урока:

I. Организация игрового аппарата на начальном этапе обучения является одним из самых сложных элементов в учебном комплексе. Кроме того, маленький пианист, в отличие от струнников не располагает детским инструментом: скрипкой, виолончелью соответствующих размеров. Ему приходится играть сразу же на большом инструменте для взрослых, который требует довольно большого размера и специфической формы руки. Указанные обстоятельства затрудняют процесс обучения фортепианной технике младших школьников. Главная задача преподавателя это конечно организация игрового аппарата.

Так же нужно уделять внимание в работе на начальном этапе обучения развитию музыкальной грамотности, культуре слышания, качеству туше, эмоциональному опосредованию исполняемой музыки, расширению знаний через большое количество изучаемых пьес.

Кроме того, большое разнообразие детского репертуара ставит перед учеником задачу владения многообразными приемами звукоизвлечения, т.е. разнообразными пианистическими движениями. Так как начинающего пианиста невозможно обучить в первый же год всем техническим приемам, то часто приходиться мириться с довольно низким художественно-звуковым уровнем его исполнения. Более того, неумение достигнуть требуемого педагогом результата часто рождает напряженность (от старания и усилий) игрового аппарата. Пианистическая подготовка ученика должна несколько опережать или хотя бы соответствовать сложности изучаемого материала.

Дети не могут осмыслить, пережить, интерпретировать сложные по музыкальному складу сочинения из-за отсутствия жизненного опыта, бедности ассоциативного фонда, психологической незрелости. Но в то же время дети чрезвычайно наделены двигательными способностями и испытывают ярко выраженную потребность в движении. Поэтому на начальном этапе обучения не только целесообразно, но и необходимо использовать детскую предрасположенность к движению и на этой основе активно формировать инструментальное, в данном случае – пианистические навыки. Объяснение технических навыков начинающим пианистам должно соответствовать уровню их мышления, физического развития.

Для меня очень важно попытаться организовать руку ребенку так, чтобы ему было удобно, свободно и комфортно, учитывая различную физиологию каждого ребенка. Что значит хорошая рука? Для меня это:

- поставить руку с высоким сводом и первым, пятым пальцем

- пальцы должны быть круглые

- попытаться объяснить, что такое «опора в инструмент»

- добиться твердых пальцев при свободной руке

- поймать ощущение «свободных локтей»

Конечно это ежеурочная работа преподавателя, внимательное наблюдение и быстрое реагирование, потому, что ребенок, как правило, дома не всегда следит за рукой. Работа с детьми в первом классе требует от преподавателя больших внутренних сил, поэтому для меня уроке на начальном этапе обучения самые сложные, постоянно нужно что-то изобретать и придумывать. Конечно, помогает смена видов деятельности, например игра на крышке инструмента, в воздухе, игра упражнений.

II. Основной этап

1.

  •  Здравствуй, Маша! Сегодня мы покажем с тобой несколько интересных видов работы, которые мы выполняем с тобой на уроках. Присаживайся за инструмент, вспомним правила правильной посадки: три точки опоры, рука на линии клавиш. Молодец, начинаем.
  • Первое упражнение, которое мы исполним «Серый кот». От звука «до» в разных октавах соединяем на legato три звука. Следим, чтобы кисть соединяла звуки в единую линию. (Ребенок играет сначала правой рукой, затем левой 1-2-3 пальцы). Второе упражнение «Завитушка», поможет нам отработать мягкое снятие, играем от каждой ступени сначала правой рукой (2-4-3 пальцы), затем  левой(4-2-3 пальцы). Обязательно  следим за интонацией и мягким снятием 3 пальца.
  • Теперь сыграем упражнение «на подкладывание первого пальца». Начинаем играть одновременно двумя руками от звука «до», после третьего пальца, ловко подкладываем первый и далее прибавляем ступени раз за разом. Молодец Маша, следим за правильной посадкой, а так же локти не прижимаем к корпусу, кисть свободна, играем четкими пальцами.

2.

  • А знаешь, чему же мы посвятим наше занятие дальше?  Мы более внимательно присмотримся и вслушаемся в наш музыкальный материал и попробуем услышать и использовать в нём разные штрихи, т.е. приёмы игры, с которыми мы познакомились с тобой на последних занятиях, а так же вспомним длительности, паузы и обязательно будем исполнять пьесы с правильной аппликатурой. Маша а еще играя мы будем исполнять подтекстовку , написанную к пьесам это поможет тебе исполнять штрихи максимально правильно
  • А какие ты знаешь приёмы звукоизвлечения, т.е. штрихи?

               -Стаккато, легато.

А как с итальянского переводятся эти слова?

                 -  отрывисто и  легато – связывая.

Молодец, ты всё прекрасно помнишь.

  • Ребенок исполняет пьесы и пропевает текст «Щенок» и «Ежик».

Смотрит в лужицу щенок

И немного трусит:

- Кто туда забраться мог,

Вдруг меня укусит.

Спит под елкой колобок,

Колобок -колючий бок.

Может быть от елки

У него иголки?

А теперь Маша,  мы исполним английскую народную песенку «Чайник» и  А. Ринкуле «Строители», обрати внимание, что появились новые длительности «восьмые», играем с правильной аппликатурой и верными штрихами.

Коротышка чайник, толстячок

Вот твой носик, вот бочок

Чашки не дают спокойно жить, подавай им пить да пить.

Тук-тук, так-так-так

Тук-тук, так-так-так

Строят вместе дом у нас.

Строят дом для друга,

В нем поселится скворец, прилетевший с юга.

                                   

Маша, ты немного устала, я предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику «Бублики» и немного отдохнуть.

 Преподаватель и ученица выполняют гимнастику «Бублики» : На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача – делать упражнение одновременно двумя руками.

3.                

  • Следующая пьеса – «Воробей». Домашним заданием здесь было учить пьесу по нотам, правильным штрихом – стаккато. Постарайся передать острое стаккато как бы «выщелкивая» каждую нотку. В последней фразе есть определенные трудности - игра одновременно двумя руками и форшлаг, поэтому эту фразу ты исполни в более медленном темпе.   (Исполняет)
  • Украинская народная песня «Ой, ты дивчина», давай при игре обратим внимание на плавную передачу мелодии из партии правой руки в левую, а так же ритмически грамотное исполнение трехдольного размера. Исполняем это произведение тоже с подтекстовкой.

Что пригорюнилась, девица красная,

Частые слезы роняешь из глаз?

- Ох, боязно батюшка, милая матушка,

К людям чужим уходить мне от вас.

 4.

 Маша, давай сыграем твою любимую пьесу  С. Ляховицкой «Дразнилка», она сложная, но ты, как всегда, справляешься со всеми сложностями. Трудность исполнения заключается в шестнадцатых длительностях с неполного такта при двухдольном размере. Исполни нам, пожалуйста, пьесу со счетом вслух и не забудь, на какую нотку будет падать ударение, ведь пьеса начинается со слабой доли и со слабого пальчика, надо помочь ему точно, крепко и красиво взять звук.(исполняет)

  • Молодец Маша! У тебя всё получилось. А домашним заданием тебе будет – выучить наизусть все пройденные пьесы, соблюдая верные штрихи и правильную аппликатуру.

 

III. Подведение итога урока.

-  Маша, тебе понравилось сегодня наше занятие? А собой ты довольна? Как ты думаешь, важны в музыке штрихи?  … Мне кажется, тебе всё удалось, была проделана хорошая работа.  

Д.З. Я напишу тебе в дневник домашнее задание, а дома ты прочитаешь и вспомнишь, все ,что мы делали на уроке.

 Рефлексия урока

В ходе урока поставленные мною задачи были выполнены. Урок прошел в спокойной, доброжелательной атмосфере. Ученица была внимательна, собрана, быстро реагировала на происходящее и чувствовала себя уверенно. Она продемонстрировала свободное владение музыкальным и теоретическим материалом, что положительно сказывается на ее слуховом  и техническом развитии.

                        Список использованной литературы:

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М., «Музыка», 1970.

2. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. – М., «Кифара», 2002.

3.Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике.- М., «Классика», 2004.

4. Барахтина Ю.В. Ступеньки юного пианиста.- Новосибирск: окарина, 2007.