Участие в V Международной научно-практической конференции «Музыкальное исполнительство и педагогика: история, теория, практика», статья на тему: «Изучение нотной грамоты посредством межпредметной интеграции в младших классах детской музыкальной школы»

Бушнева Ольга Николаевна

Постоянно находясь в поле творческой педагогики, преподаватель должен уметь гармонично соединять и интуитивно чувствовать различные оттенки смыслов и подтексты возникающего нового. Он должен микшировать, восстанавливать и восполнять в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету как единое представление. Как это можно сделать? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_rabota.docx582.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областной конкурс профессионального мастерства в области научно-методического сопровождения образовательного процесса одаренных детей

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

“Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве”

Номинация: Методическая разработка урока

«Изучение нотной грамоты посредством межпредметной интеграции в младших классах детской музыкальной школы».

Бушнева Ольга Николаевна преподаватель



Методическая разработка интегрированного урока

Часть 1. Методическое обоснование интегрированного урока

Интегрируемые предметы: фортепиано +сольфеджио+ изобразительное искусство.

Актуальность интеграции.

Постоянно находясь в поле творческой педагогики, преподаватель должен уметь гармонично соединять и интуитивно чувствовать различные оттенки смыслов и подтексты возникающего нового. Он должен микшировать, восстанавливать и восполнять в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету как единое представление. Как это можно сделать? Только через игру. В младших классах игровой подход становится одним из важнейших «механизмов», запускающих все процессы и направляющих их в правильное русло. За методикой интегрированного преподавания большое будущее, так как благодаря различным формам интеграции в сознании ученика формируется более объективная и всесторонняя картина, он начинает активно применять свои знания на практике. В детской музыкальной школе благодатная почва для интеграции, так как обучение игре на инструменте не отделима, с одной стороны от сольфеджио, и с другой - от изобразительного искусства. В процессе урока интегрирование родственных предметов позволяет преподавателю стирать границы между обучением и воспитанием, обеспечивать совершенно новый климат для учащегося, развивать способности и реализовывать учебный процесс.

Цель интеграции: стимулировать познавательную активность и превратить процесс обучения в результативную созидательную работу.

Идея интеграции: развитие эрудиции учащегося и соединение получаемых знаний в единую систему, а так же обновление существующей узкой специализации в обучении.

Задачи интеграции:

- развивать созидательные возможности личности и творческий потенциал;

-углублять представление о предмете;

-расширять кругозор учащегося;

-способствовать повышению мотивации;

-позволять решать не множество отдельных задач, а их совокупность.

Уровень интеграции: межпредметная, интеграция деятельности субъектов образовательного процесса.

Перспективы методической разработки. Представленная методическая разработка урока помогает создать новые условия для раскрытия и совершенствования природного интеллектуального и художественно-эстетического потенциала  ребенка.

Часть 2. Конспект интегрированного урока
Тема: «Изучение нотной грамоты посредством межпредметной интеграции в младших классах детской музыкальной школы»».

Уровень образования учащегося: 1 класс.

Цель урока: 

Изучение расположения нот первой октавы с помощью понятия «цветной  спектральный круг».

Задачи урока:

- образовательные: дать представление о расположении нот на нотном стане с помощью таблицы цветов спектра; продолжить формировать практические навыки игры штрихом non legato с применением полученных знаний;

- развивающие: продолжать развивать произвольную память, внимание, музыкальное мышление, соотносить поставленные слуховые задачи с конкретными исполнительскими приемами, стимулировать творческую активность учащегося через различные виды деятельности;

- воспитательные: воспитывать усидчивость и трудолюбие; формировать умение самостоятельно применять на практике полученный материал.

Тип урока: комбинированный (формирование и комплексное применение новых знаний)

Вид урока: урок-путешествие.

Форма урока: индивидуальная.

Технологии обучения:

- технология личностно-ориентированного обучения

- игровые технологии

- технология индивидуального обучения

-здоровьесберегающие технологии

Методические приемы:

  • Словесные (вопросы, беседа)
  • Наглядные (использование иллюстративного материала, показ преподавателя)
  • Практические (метод упражнения, рефлексии)
  • Игровые (музыкально-дидактические игры)

Оборудование и материалы: фортепиано, подставка на сидение, под ноги, нотный сборник И. Корольковой «Крохе музыканту» часть 1.,авторский дидактический материал «цветные стихи», репродукции, методическое пособие изо «цветной спектральный круг», поощрительная звездочка и гостинец (сок, шоколадка)

План урока:

  1. Организационный этап
  2. Основной этап
  1. Изучение нового материала: расположение нот на нотном стане («цветные стихи», «таблица цветового спектра»)
  2. Систематизация знаний и практическое применение: игра пьес из нотного сборника И.Корольковой «Крохе музыканту».
  3. Пальчиковая гимнастика «Белка и ворона», «Еж и ежата», «Погоня»
  4. Домашнее задание

  1. Заключение (подведение итогов, рефлексия)

Ход урока:

  1. Организационный этап

Преподаватель: Здравствуйте, уважаемые преподаватели и гости. Начинаем открытый урок с учащейся первого класса Кахановой Кристиной. Она учится в нашей школе по программе «Хоровое пение», урок фортепиано у нее один раз в неделю. Итак, тема урока: «Изучение нотной грамоты посредством межпредметной интеграции в младших классах детской музыкальной школы». Цель нашего урока – изучение расположения нот первой октавы с помощью понятия «цветной  спектральный круг». И сегодня мы отправимся с Кристиной в необычное путешествие, но перед тем как нам оправиться в путь давай, выполним небольшую гимнастику, чтобы снять волнение.

Упражнения для правильной осанки и освобождения тела.

Упражнение 1. 

«Волшебная мельница»  Встань прямо. Опусти руки свободно вниз,

слегка нагибаясь при этом вперед. Начинай покачивать их навстречу друг

другу, то скрещивая, то разводя руки в стороны. Одновременно с этим,

наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь, возвращаться  к

исходному положению.

Упражнение 2. Разведи руки в стороны. Освободи мышцы спины, шеи и

плеч, дай всему корпусу, голове и рукам  свободно «упасть» вперед.

Колени при этом слегка подгибаются. После этого медленно выпрямляйся,

принимая прежнее положение.

Упражнение 3. «Маятник»  Встань ровно, ноги на расстоянии ступни.

Опусти обе руки свободно, пусть они висят вдоль туловища, как плети.

Начинай раскачивать вначале одной, потом другой рукой, взад- вперед,

как маятник.

Упражнение 4. «Танцовщица» Чуть прогнутый корпус. На вздох подняться

на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их

над головой и развести в стороны. На выдохе вместе с наклоном туловища

руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Преподаватель в это время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи

ребенка ладони)

Упражнение 6. «Юла»  Ученик сжимает руки в кулачки

и вращает ими. При этом важно следить за локтями, которые должны

непроизвольно участвовать в движении. Плечи не подняты! Если они

поднимаются, надо сделать несколько вращательных движений в плечевых

суставах. Если руки в плечевых суставах плохо вращаются - начать с

простейших  упражнений: поднимать и опускать плечи.

  1. Основной этап
  1. Преподаватель: А теперь мы с тобой отправимся в увлекательное путешествие вот на таком веселом паровозике.

C:\Users\vladb\Downloads\1020144417.jpg

  1. И первая остановка - станция «Радуга»

Преподаватель: Все мы знаем что музыка и изобразительное искусство между собой тесно связаны. Подобно живописи музыка и звуки имеют свой колорит. Сейчас мы с тобой Кристина, словно художники раскрасим клавиши красками, а для этого нам понадобится семь цветов. Не зря наша станция называется «Радуга» словно семь цветов радуги мы раскрасим наши семь клавиш. Посмотри на этот круг, с помощью него мы каждой нотке дадим свой определенный цвет (преподаватель показывает «Цветной спектральный круг» приложение№1) Вот, что у нас получилось:

C:\Users\vladb\Downloads\gettyimages-930341888-1024x1024.jpg

Преподаватель: Вот теперь мы с помощью «цветных стихов» выучим нотки.

Преподаватель вместе с учеником читает стихи и одновременно показывает ноты на нотном стане. (Приложение№2)

C:\Users\vladb\Desktop\кокурс пед\kak-sdelat-notnyj-stan-iz-9.jpg

 

  1. Преподаватель: Мы продолжаем наше с тобой путешествие, наш волшебный веселый паровозик прибыл на станцию «Играйка»

 Какие пьесы ты играла на прошлом занятии? (ответ учащегося, преподаватель открывает сборник И. Корольковой «Крохе музыканту») Кристина, сыграй пьесы, используя штрих non legato , предварительно давая себе задания: какой рукой и каким пальцем ты будешь играть. ( Пьесы из сборника №1-9) Обязательно мы должны следить за рукой - погружение в клавиатуру с опорой на палец ( и на клавишу), которое тотчас же переходит в высвобождающее движение руки: выдох – вдох. (Показ преподавателя) Запястье свободное, слегка пружинит, а наш локоть отходит в сторону и рука плавным движением от плеча погружается в клавиатуру. Молодец!

  1. Преподаватель: Кристина, ты очень хорошо выполнила все задания, но ты немного устала, а тем временем наш паровозик сделал остановку « Разминка»

Преподаватель вместе с учащимся выполняет пальчиковую гимнастику (Приложение №3)

  1. Итак, наше увлекательное путешествие подходит к концу, Кристина в качестве домашнего задания я предлагаю тебе придумать песенки, используя цветные ноты, а так же нарисовать к ним рисунки.

  1. Заключение (подведение итогов, рефлексия)

Преподаватель: Итак, наш урок подошел к концу. Кристина, ты молодец очень хорошо освоила новый материал. Я считаю, что ты справилась со всеми задачами и заданиями этого урока.

Мы с тобой совершили путешествие на веселом паровозике скажи, что мы делали сегодня на уроке? (ответ: узнали на каких линейках нотного стана живут нотки первой октавы) 

С помощью, каких цветовых оттенков мы раскрасили музыкальные клавиши? (ответ: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) 

Чем ты еще сегодня на уроке занималась? (ответ: играла песенки и пела нотами и со словами)

За правильные ответы ты получаешь звездочку (преподаватель наклеивает звездочку в дневник учащейся приложение №4) Кристина посмотри, что я нашла в волшебном паровозике – подарок для тебя за отличную работу на урок.(преподаватель вручает гостинец сок и шоколадку)

Преподаватель: На этом наш урок окончен. Если есть вопросы по мероприятию, прошу преподавателей и гостей их задать. Предлагаю авторские дидактические материалы по тематике урока  преподавателям инструментального отделения школ искусств. На мой взгляд, педагог может достигнуть больших успехов, если облечет свои уроки, особенно с начинающими, в игровую форму. Продемонстрированный мною интегрированный урок способствовал активизации познавательной деятельности и стимулировал активность учащейся, что является условием успешного усвоения нового учебного материала.

Список используемой литературы

  1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (общедидактические аспекты). М.: Педагогика, 1977
  2. Евдокимова М. М. Учимся рисовать карандашами. Дрофа, 2006
  3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа/ И. А. Лыкова.- М. : Карапуз-дидактика,2009

Интернет-ресурсы:

  1. Развитие тонкой моторики рук. Пальчиковые игры от Карельской Е.Г.- режим доступа: http://логопед-класс.рф/index.php/palchikovie-igry.html
  2. Интегрированный урок как средство позитивной мотивации в обучении младших школьников Алексеева А.А. http://festival.1september.ru/articles/561477/
  3. Интегрированный урок-конференция, методика проведения Игнатушина Г.Л. http://www.bestreferat.ru/referat-188001.html
  4. Межпредметная интеграция: цели, задачи, принципы Шорникова Г.А. http://school50.tomsk.ru/development/development2/mpi

Приложение№1

«Цветной спектральный круг»

C:\Users\vladb\Downloads\155937_54dfa2b848b3954dfa2b848b70.jpeg

Приложение №2  «Цветные стихи»  автор Бушнева О. Н.

На добавочной линейке

Нота «до»- как на скамейке!

В красном платьице она

Очень хорошо видна.

      Оранжевая нота «ре»

      Под нотным станом задремала

      Волшебною мечтой полны,

      И снятся ей  оранжевые сны.

На веточке с лимонами

Притаилась нота «ми»

В желтом сарафанчике,

С песенкой в карманчике!

      Вот зеленая листва…

      Прячется в ней нота «фа»,

      Во все цветы влюбленная,

      В косыночке зеленой!

Голубой морской простор.

Голубая нота «соль»

На линеечке второй

Да в тельняшке голубой.

       В небе синей ноте «ля»

       Подпевает вся земля

       Между второй и третьей,

        Быстрей её отметим!

«Си» очень любит фиолет,

И очень любит солнца свет

На третьей линейке все лето,

Купается в ультрафиолете!

Приложение №3

Пальчиковые игры

«Белка и ворона»

Белка по сосне скакала

Соединить в щепоть все пальчики на каждой руке, присоединить их друг к другу, указательные пальчики поднять

И ворону увидала:

Повернуть ладони к себе, положить их крест – накрест, зацепиться большими пальцами- «птица»,помахать ладошками-«крылья»

-Залезай ко мне в дупло,

В нем и сухо и тепло!

Все пальчики одной руки округлить, другой ладошкой обхватить их

«Еж и ежатами»

Под березой на пригорке

Ладони с раскрытыми пальцами наложить друг на друга и поднять вверх

Старый еж устроил норку,

Сцепить ладони, пальчики поднять вверх «ежик»

Под листочками лежат

Положить ладони друг на друга

Двое маленьких ежат.

На обеих руках соединить все пальцы с большим, поставить руки рядом.

«Погоня»

Заяц скачет по полям,

Указательный и средний пальцы выпрямить вверх, большим пальцем придерживать мизинец и безымянный - «заяц»

А лисица по пятам,

Соединить ладони, большие пальцы поднять вверх- «ушки», указательные пальцы согнуть друг к другу- «лиса»

Сосны встали на пути,

Поставить руки на локти, пальцы широко раскрыть - «деревья»

как же от лисы уйти?

Пожать плечами

Страшно заиньке в бору,

«заяц»

Прыгнул к ежику в нору.

Соединить пальцы в замок и поднять их – «еж»

Приложение №4

C:\Users\vladb\Downloads\unnamed.jpg