Креативность и творчество как метод обучения

Веденко Ольга Александровна

Данная работа рассматривает, как креативность помогает в детском музыкальном образование на примерах из моего педагогического опыта на самых разных этапах обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativnost_i_tvorchestvo_kak_metod_obucheniya.docx20.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Креативность и творчество как метод обучения

На текущий момент есть тенденция разделять понятия «творчество» и «креативность» в работах, посвященных педагогике, при этом, «креативность» рассматривают как одну из основных составляющих «творчества». Творчество базируется на способностях и вдохновении. Креативность, в свою очередь, подразумевает создание чего-то нового в рамках творческого процесса. Креативность вне творчества невозможна, ее можно рассматривать как способ организации творческого процесса.

Рассмотрим, как креативность помогает в детском музыкальном образование на примерах из моего педагогического опыта на самых разных этапах обучения.

Работа над художественным образом произведения.

Работа над художественным образом должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано и усвоением нотной грамоты. Любую простую мелодию ребенок должен воспроизвести выразительно: как можно раньше от ребенка нужно добиться, чтобы он сыграл грустную мелодию грустно, бодрую – бодро, торжественную – торжественно и т. д.

Когда пройден этап усвоения текста, практически все внимание уделяется работе на художественным образом. И отработка мелких деталей, и проигрывание произведения целиком – все должно подчиняться замыслу композитора. Это творческий процесс, детям он очень нравится. На данном этапе им очень помогает багаж знаний, моторных и эмоциональных ощущений, которые они получают, в том числе, и «извне». Ученику перед проигрыванием предлагается представить себя на месте человека, написавшего эту музыку (предварительно, ученик уже ознакомлен с биографией, эпохой композитора, его страной, архитектурой города, в котором писалась или могла исполняться музыка). Иногда можно «поставить театральную пьесу» по этому музыкальному произведению или придумать танец и исполнить его. Например, педагог играет, ребенок танцует или ребенок играет, другой ребенок танцует. Часто возможно сочинить рассказ, а если получается уложиться по ритму – стихи к музыкальному произведению. Музыку можно сопоставить со знакомыми картинами или предложить ученику нарисовать свою. Часто дети сами предлагают варианты творческого подхода к изучению того или иного произведения. При этом, если что-то не получается или почти все не получается – ученику главное знать, чего он хочет и добиваться этого с радостью и упорством, учиться работать, трудиться, слушать мастеров в концертных залах почаще, а дома, перед сном – в записях. Конечно, тут подключаются родители. Их искренняя поддержка – огромная часть успеха в обучении ребенка.

Хорошо выученное произведение полезно «исполнить» на крышке инструмента для того, чтобы не слыша – услышать внутри себя музыку. Еще очень хорошо играть в полумраке или с закрытыми глазами, чтобы ребенок мог «отключиться» от всего лишнего и полностью уйти в мир музыки. Сочетание этих подходов помогает ребёнку представить целый мир, в котором живёт музыка. Конечно, герои этого мира часто бывают наивно-игрушечными, но простое переходит в сложное, из шестилетних детей вырастают во взрослых людей с более трезвыми и реальными мыслями. Но обогащённая музыкой душа уже никогда не станет черствой; с каждым новым музыкальным открытием дети все лучше и тоньше будут понимать и передавать в своей игре «художественный образ» музыкального произведения.

Концертная деятельность.

Концертная деятельность начинается с концертов класса. Это наиболее доступная и удобная форма вовлечения ученика-пианиста в концертную деятельность. Кроме того, в условиях современной жизни это возможность научить детей получать удовольствие от публичного выступления, не бояться сцены, выработать привычку играть «на публике». Благодаря таким концертам повышается эмоциональная отзывчивость и активизируется развитие у детей музыкально творческих способностей. Ребенок имеет возможность не только продемонстрировать полученные знания и умения, но и почувствовать собственную значимость, проявить свой артистизм, креативность. На классных концертах есть возможность создать атмосферу, приближенную к домашней, что делает любое выступление доброжелательно воспринятым и помогает справиться со сценическим волнением.

Концерты класса являются хорошей психологической подготовкой к экзаменам, фестивалям и конкурсам. Можно проводить концерты прослушивания. Цель таких концертов обыграть программу, которая будет исполняться в большом зале, доучить, доделать то, что не получилось. Дети чувствуют себя увереннее, играя свою программу повторно.

Как показывает опыт, наиболее любимы всеми концерты-праздники. Так можно отметить, например, День Музыки, День Театра. Особое очарование таким концертам придают красивые названия: «Осенний бал», «Зимняя сказка», «Весенняя капель» и др.. В раскрытие креативных способностей особенно помогают новогодние вечера, так называемые «Концерты при свечах». В атмосфере волшебства обстановки дети чувствуют себя счастливыми, играют увереннее, свободнее, с большим удовольствием. Дедушка Мороз вручает им подарки за исполненные произведения. Фея Музыки касается «волшебной палочкой» новых учеников. На новогодние праздники обязательно приходят выпускники класса. Что бы не было повторений, каждый год придумывается новый сценарий. Хорошо, когда в концерте есть «изюминка» -интересные или необычные, хорошо подготовленные, красиво звучащие номера, исполняемые сильными учениками, выпускниками или приглашенными музыкантами в ансамбле с педагогами.  

Каждый учебный год начинается и заканчивается концертом класса. Первый концерт проходит в середине сентября, на нем исполняется музыка, выученная в прошлом учебном году или ранее, звучат полюбившиеся всем произведения. Таким образом новые ученики класса знакомятся с возможностями инструмента, на котором они хотят научиться играть. В середине мая проводится отчетный концерт. Для этого, по возможности, снимается зал с хорошей акустикой и роялем.

Концерты класса — это возможность для каждого ребенка раскрыть свои таланты, реализовать себя посредством музыки, получить новые знания в радостной атмосфере сотворчества.

В концертах класса принимают участие все желающие, без исключения. Лучшие ученики же могут выступать в отчетных и тематических концертах школы, района или города, на конкурсах и фестивалях. С наиболее сильными учениками можно сделать сольный концерт.  

Заключение

Подводя итог, стоит отметить, что правильно направленная креативность ребёнка позволяет в процессе обучения гораздо проще развивать навыки, музыкальный вкус и кругозор, необходимые для дальнейшей творческой деятельности. Публичные выступления, в том числе концерты класса, в свою очередь, помимо раскрытия креативного потенциала позволяют детям видеть свой прогресс и помогают в развитии социальных навыков.

В процессе обучения музыке важно позволять ученику выходить за рамки учебного процесса, так как это способствует более быстрому и гармоничному развитию его творческой индивидуальности, что, в конечном счёте, и является одной из основных задач обучения игре на фортепиано.