План – конспект Открытого урока по хору преподавателя Токмаковой Ирины Викторовны

Ирина  Викторовна Токмакова

Преподаватель:  Токмакова Ирина Викторовна

Класс:  1

Предмет:  хоровой класс.

Тема урока:  «Артикуляция и дикция на уроках хора».

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План – конспект Открытого урока по хору преподавателя                Токмаковой Ирины Викторовны.

Преподаватель:  Токмакова Ирина Викторовна

Концертмейстер:  Стороженко Татьяна Геннадьевна

Дата проведения:  6 марта 2018 года

Класс:  1

Предмет:  хоровой класс.

Тема урока:  «Артикуляция и дикция на уроках хора».

Форма проведения: коллективная

Тип урока:  урок – повторение, закрепление умений и навыков.

Цель: развитие и закрепление  навыков вокальной дикции.

Психологические условия на уроке: утверждение атмосферы радости и доброжелательности на уроке.

Задачи: 

Образовательная:

  • подготовить артикуляционный аппарат;
  • закрепить правила вокальной дикции;
  • развить навык исполнения текста в речевом каноне;
  • уметь оценивать качество дикции в пении;

Развивающая:

  • развивать музыкальную восприимчивость, то есть умение слушать и слышать, умение анализировать, сопоставлять;
  • расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар;

Воспитательная:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержание текста;
  • воспитание организованности;

Методы обучения:

  • наглядный (слуховой, зрительный);
  • словесный(образные сравнения, словесная оценка исполнения);
  • проблемно-поисковый;

Методические приемы:

  • творческие задания и вопросы. стимулирующие мысленную деятельность и создающие поисковые ситуации;
  • применение индивидуального подхода, групповой и индивидуальный опрос;
  • вариантность заданий при повторении упражнений;

Планируемый результат: формирование умения четко исполнять слова песен в соответствии с правилами вокальной дикции.

В ходе занятия используется проблемная ситуация, в поиске решения которой обучающиеся овладевают новыми способами деятельности.

План занятия

I.Организационный этап.

  1. приветствие, психологический настрой учащихся;
  2. сообщение темы урока и его задач;

Верно Директор МБУ ДО  «ДШИ» г. Сосногорск                           Л.Л.Думбурович

II. Основной этап.

1.   Дыхательная гимнастика А.Стрельниковой;

2.   Артикуляционная гимнастика В.Емельянова;

3.   Распевка.

4    Работа над дикцией в скороговорках.

5.   Работа над произведениями.

 

III. Заключительный этап.

      Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока).

                 

                               Ход урока.

I.Организационный этап.

 (П  – преподаватель, О – обучающиеся) ( краткая беседа с учениками об эмоциональном состоянии, создание атмосферы радости и уверенности посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации).

П: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке. Сегодня в гости к нам пришли преподаватели нашей школы, чтобы послушать чему мы научились за полгода наших занятий в хоровом классе. А еще наш урок будет транслироваться по телевидению на весь мир! Но не пугайтесь, «про весь мир» я пошутила, но наш урок запишут на видеокамеру и покажут в другой школе.

Ребята, сегодня мы начнем наш урок необычно. Я вам предлагаю исполнить для наших гостей «Песенку о дикции» Л.Абелян, ведь тема нашего сегодняшнего урока так и называется : «Дикция». И эта песня будет эпиграфом  к нашему уроку.

 (сб. «Как Рыжик научился петь»)

Хор исполняет песню.

П:  Сейчас мы с Татьяной Геннадьевной исполним для вас хорошо знакомую песню. Слушайте внимательно! (Л.Абелян  «Петь приятно и удобно»- исполняется с хорошей и плохой дикцией).

Ребята, вы узнали песню? Конечно. А чем отличалось исполнение. Правильно- дикцией. Первый раз я специально плохо и невнятно проговаривала слова, а во втором  исполнение старалась четко проговорить текст.

 П:  Ребята, на каждом уроке мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть. А что такое голос?

Предполагаемый ответ учеников: голос – это наш инструмент.

П: А чтобы наш инструмент красиво звучал, что нужно сделать?

О.: Настроить его,  разогреть голосовой аппарат, распеться

П: Правильно. Голос – это музыкальный инструмент. Правильно его настроить – значит правильно петь. Ребята, а как вы думаете, что является наиболее важным в пении?

О.: Правильное дыхание, чистая интонация, правильное звукообразование.

П: Верно, это всё очень важно в пении. А без чего смысл и содержание вокального произведения мы не сможем донести до зрителей? Без чего наше пение окажется бессмысленным?

О: Без чёткой дикции и слов.

 П.: Совершенно верно!   

Верно Директор МБУ ДО  «ДШИ» г. Сосногорск                           Л.Л.Думбурович

                                                       

II. Основной этап.

Наше слово, обращенное к аудитории  либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение, (пропевание) всех звуков и  слов текста.

Замечательный русский бас Ф.И.Шаляпин говорил:  «Хорошо сказанное слово - уже наполовину пропето».

Сегодня на занятии мы продолжим работу над четким и правильным произношением слов при исполнении песни, то есть над дикцией.

П.: Что мы делаем вначале каждого урока?

О. : дыхательную гимнастику.,артикуляционную гимнастику,распеваемся.

1. Дыхательной гимнастики А.Н.   Стрельниковой.      

П.. А от чего зависит хорошая дикция?

О: Ответ учеников.

П: Зависит она от активности речевого аппарата, губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом.

П: Как осуществляется формирование звуков, речи? Какие органы участвуют в формировании звуков?

О: щёки, губы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань
П: Верно, всё это  называется артикуляционным аппаратом.  К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.

(Показ на листе А4: строение голосового аппарата).

Работа органов артикуляционного аппарата направлена на создание гласных и согласных звуков.

Попробуйте  без участия губ или языка произнести  «Ужа оса ужалила, ежу ужасно жаль его». 

О. ученики выполняют.

П: Видите, ничего не получается. Какой же вывод мы можем сделать?  Все органы артикуляционного аппарата должны работать активно.

2. Артикуляционная гимнастика  В.В.Емельянова -это  следующие упражнения, которые мы делаем на каждом уроке.

 

3.Распевка- следующий этап работы.                                                                  

 П:Упражнения для распевания мы поем разные: на гласные звуки (в основном)  и  согласные.  Сейчас мы споем  три упражнения на слоги  «трр»,  «ри» и  «бра-брэ-бри-бро-бру».( Необходимо следить за активным и чётким произношением согласных, но при этом не укорачивать гласные звуки. Внимание  на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.)

4.Работа над дикцией в Скороговорках.

П: Ребята, в начале учебного года мы с вами пели коротенькие попевки, тексты которых вначале проговаривали, прохлопывали их ритм и даже пытались петь каноном. Несколько уроков назад мы продолжили эту работу только на другом уровне. Начали проговаривать Скороговорки, что очень полезно для работы над дикцией.

Верно Директор МБУ ДО  «ДШИ» г. Сосногорск                           Л.Л.Думбурович

В словаре  С.И. Ожегова, скороговорка – это специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.                                                                                                                

 Как разучивать скороговорки?

Сейчас мы с вами покажем  несколько этапов работы над скороговорками.

  • Сначала скороговорки нужно проговаривать в медленном темпе, потом темп  увеличивать:  «Тик-так,тик-так,тик-так, тик-так кто там в часах стучится так?»
  • Также очень полезно сначала проговорить скороговорку беззвучно и медленно, потом произнести вслух,постепенно увеличивая темп:  «Бык-тупогуб, тупогубенький бычок».
  • Вот еще один способ разучивания скороговорки- работа с мячом. Возьмем в руки  мяч, ритмично подбрасывая и ловя его, проговорим: «От топота копыт, пыль по полю летит». Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или слог, можно передавать его друг другу.
  •  Проговорить скороговорку можно , прохлопывая ритм ладошками.
  • Речевой канон.Можно  читать выученную скороговорку всем вместе, а также разделившись на группы: «От топота копыт, пыль по полю летит».
  •        «Пробалтывание» текста в «никуда», безо всякого смысла,  не принесёт пользы. Важно видеть  то, о чём идет речь в скороговорке, рисовать в своём воображении различные жизненные обстоятельств, представлять, например, 

то ласковую просьбу, то взволнованный рассказ, то требовательное обращение.  И таким образом,  одну и ту же скороговорку можно произнести с совершенно разными эмоциональными оттенками.

Помимо проговаривания нужно обязательно пропевать скороговорки, так как произношение слов в пении и в речи несколько различно. Можно петь скороговорки на одном звуке, по звукам трезвучия, по звукам гаммы , с различными динамическими оттенками: «Ужа оса ужалила, ежу ужасно жаль его». 

5.Работа над дикцией в вокальном произведении .                                      

 П: Ребята , мы с вами разучиваем несколько песен. В каждой из них есть свои трудности.  Сегодня  я хочу предложить вниманию наших гостей работу над песней композитора З.Левиной  на слова Т.Спендиаровой  «Тик-так». Показывая работу над скороговорками , мы уже проговорили с вами 1 куплет этой песни. Сейчас поработаем над 4 куплетом. Прочитаем его медленно про себя, хорошо работая губами и хлопая ритм, как будто выключили звук телевизора. Теперь – медленно и вслух. Затем быстро, громко и четко. Добавим движения руками. А сейчас исполним для наших гостей всю песню.

 III. Заключительный этап. Подведение итогов.

П. Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата. артикуляции, дикции. Работали над согласными звуками в упражнениях, скороговорках, песнях.Что же такое –дикция?

О: ответ обучающихся.

П: Правильно. Дикция- это четкое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Дикция зависит от хорошей артикуляции и правильного дыхания.

урок окончен. До свидания, ребята.

Верно Директор МБУ ДО  «ДШИ» г. Сосногорск                           Л.Л.Думбурович