Методическая разработка "Работа над гаммой в скрипичном классе"

Развитие техники скрипача - это целый комплекс задач: техника левой руки, владение штрихами в правой руке и их взаимодействие. Большими возможностями в этом процессе обладают технические упражнения – поэтому так необходима система работы над гаммой, использование гамм в учебном процессе автоматизирует технические умения скрипача. Причём необходимо построить эту работу так, чтобы воспитанник был замотивирован этим процессом, став активным и заинтересованным субъектов деятельности, ведь отсутствие мотивации и интереса снижает результативность образовательного процесса. Работа над гаммой позволяет, овладеть основными формулами техники; познакомиться с ладотональной системой, освоить кварто-квинтовый круг тональностей; разучить основные аппликатурные формулы; выработать пальцевую чёткость, ровность, беглость.

Исполнение гамм при работе над звукоизвлечением помогает отработать до автоматизма ритмическую ровность в левой руке, которая достигается выработкой навыков распределения смычка и плавности переходов со струны на струну. В результате отработки этих навыков юный музыкант достигает ровности звучания, точности интонации, свободы выполнения всех технических приемов.

Таким образом, работа над гаммой является не только необходимым, но и одним из основополагающих компонентов при обучении игре на любом инструменте, а на скрипке в особенности. Целеустремлённая, систематическая работа над гаммами создаёт крепкую техническую базу, которая позволяет обеспечивать высокий уровень изучения художественного материала и играет значительную роль в становлении юного скрипача. Работа над гаммой в скрипичном классе. - Педагогическая академия современного образования (xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_gammoy_v_skripichnom_klasse.docx350.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования  города Нижневартовска «Детская школа искусств №1»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Работа над гаммой в скрипичном классе»

Выполнила :

Герасина Галина Ивановна, преподаватель

г. Нижневартовск, 2021

План

Введение                                                         3

1. Техника левой руки                                        6

1.1 Работа над пассажами                                6

1.2 Трели                                                        6

1.3Хроматические гаммы                                7

1.4. Двойные ноты                                        8

1.5 Аккорды                                                9

        

2. Техника правой руки.                                10

2.1 Звукоизвлечение                                        10

2.2 Работа над штрихами                                11

Заключение                                                 12

Список литературы                                        13

Введение

«Техника есть умение делать то, что хочется…»   Б. Асафьев

Главная цель любого исполнителя – донести до слушателя идею музыкального произведения, которую вкладывал в неё автор. В процессе творчества композитор использует ряд музыкальных  выразительных и изобразительных средств, с помощью которых он воплощает различные музыкальные образы. Музыкант-исполнитель должен так же виртуозно ими владеть, для этого необходим достаточный уровень  исполнительской  техники – уровень владения инструментом.

На языке педагогики техника – это система инструментальных навыков и умений исполнителя.

Проблемам развития техники и исполнительского мастерства воспитанников музыкальных школ посвящено много педагогической и методической  литературы.  Большинство исследователей сходятся на том, что, для того, чтобы овладеть в совершенстве техникой исполнения, необходимо использовать специальные технические упражнения, одними из которых являются гаммы.

Гаммы, по определению К. Г. Мостраса – организующий материал, предназначенный для достижения ритмичной и «звучащей» техники[1]. Таким образом, гаммы   –  это  простейшие технические формулы, с помощью которых воспитанник оттачивает исполнительскую технику. Их достоинство состоит в том, что они состоят, как правило, из нескольких нот и поэтому просты для запоминания, а во-вторых, благодаря своей универсальности  позволяют оттачивать технику до совершенства, при этом воспитанник может сосредоточить своё  внимание только на ней, абстрагируясь от музыкального содержания. При этом ученику не требуется осваивать стиль исполнения, переключать внимание с одной задачи на другую, как это необходимо во время исполнения музыкальных произведений, осваивать нотный текст и пр.. Таким образом, гамма – великолепный инструмент для развития и оттачивания техники юных музыкантов.

Существуют хорошие сборники гамм, которыми необходимо пользоваться во время обучения юных скрипачей технике игры на скрипке. Это гаммы Григоряна (Асатур Григорьевич Григорян, 1914— 1977, скрипач, профессор Московской консерватории), гаммы и упражнения Гилельс (Елизавета Григорьевна Гилельс, 1919—2008, скрипачка, заслуженная артистка России). Из зарубежных авторов – гаммы Карла Флеша (1873—1944, немецкий скрипач и педагог), гаммы в классе Л. М. Мирчина (Лев Моисеевич Мирчин (1927 -  2011) - профессор Уральской консерватории..

Однако, работа над гаммой -  монотонное занятие, и она не всегда мотивирует ученика, а отсутствие мотивации в любой деятельности заведомо приводит к более низкому результату, чем это могло бы быть.

Развитие техники  скрипача - это целый комплекс задач: техника левой руки, владение штрихами в правой руке и их взаимодействие. Большими возможностями в этом процессе обладают технические упражнения – поэтому так необходима  система работы над гаммой,  использование гамм в учебном процессе автоматизирует технические  умения скрипача. Причём  необходимо построить эту работу так, чтобы воспитанник был замотивирован этим процессом, став активным и заинтересованным субъектов деятельности, ведь  отсутствие мотивации и интереса снижает результативность образовательного процесса

Однако, несмотря на важность формирования исполнительской техники юных музыкантов и использования в этом процессе возможностей гамм, анализ теоретической и методической  литературы по этому вопросу и  практического опыта работы педагогов по теме исследования позволяет сделать вывод о том, что недостаточно изучен вопрос организации  работы над гаммой в скрипичном классе.

Таким образом, имеем противоречие – с одной стороны важно  формировать исполнительскую технику воспитанников, а с другой стороны недостаточно  практических и методических разработок по использованию работы над гаммой  в этом процессе, это и обусловило выбор темы исследования.

Использование работы над гаммой как средства формирования техники скрипача недостаточно разработано, поэтому мы приняли решение исследовать эту проблему и выяснить каково содержание работы над гаммой в скрипичном классе.

Цель исследования: предложить содержания работы над гаммой в скрипичном классе.

Как было отмечено выше, система работы над техникой в скрипичном классе складывается в работе над техникой левой руки, в которую входят работа над беглостью пальцев или пассажная техника, работа над трелью, дойными нотами, аккордами, работа над техникой правой руки (звукоизвлечение и штрихи) и работа над взаимодействием рук.

Рассмотрим отдельно каждое направление.

I .Техника левой руки

1.1. Пассажная  техника

Первым  условием  развития техники является развитие беглости пальцев, основой которого является  организация левой руки юного скрипача. Положение левой руки должно обеспечивать вертикальное (относительно  грифа)  падение пальцев  на  струну.  Нередко проблемы  в постановке левой руки являются причиной трудностей в игре юного музыканта.

Одно из основных условий развития беглости пальцев –передача  активности от одного  пальца  к  другому,  т.е.  изменение  силы  нажима.  Пальцы  активны  по очереди друг  другу,  падают на струну не с одинаковой силой.  Этот процесс должен оттачиваться и доводиться до автоматизма.

В  пассажной технике гаммообразное движение имеет большое значение.  При игре гамм надо помнить , что основная задача -выработка лёгкой, подвижной техники. Даже в медленном темпе пальцы надо ставить на струну быстро и импульсивно, добиваться  ровного ритма  и ровного интенсивного звука по всему диапазону  гаммы.

2.Трель

 При игре на скрипке у юного музыканта существует проблема  свободы  смежных  пальцев. Взаимодействие их проявляется при игре трели.. Основную роль здесь играет степень упругого напряжения двух пальцев. Активно надо ударить только один раз, а остальное надо сыграть по инерции.

https://all-2music.com/wp-content/uploads/2019/11/auer-7-trell-02.jpg

Существует длинная и короткая трель, но для их исполнения необходимо соответственное строения руки и развитие мускульной силы, гибкость и  быстрота пальцев, обеспечивающих непрерывность  движения.

Для получения трели пальцы должны быть укреплены специальными упражнениями, которые должны проводиться ежедневно, систематически, целенаправленно. Приведём некоторые упражнения. Так, например, для достижения короткой и быстрой трели в пассажах может быть использовано нижеприведённые упражнения.

https://all-2music.com/wp-content/uploads/2019/11/auer-7-trell-01.jpg

Нижеприведённое упражнение используется для пассажей, в которых ещё более стремительное движение должно быть, поэтому здесь вместо двойного опускания пальца используют трель с одним опусканием.

https://all-2music.com/wp-content/uploads/2019/11/auer-7-trell-01.jpg

1.3Хроматические гаммы

Хроматические гаммы  - важный вид исполнительской техники, так как они встречаются во многих концертных пьесах. При исполнении хроматических гамм важно, чтобы каждая нота выделялась ясно и отчетливо. Кроме всего прочего, хроматические гаммы способствуют развитию слуха юного скрипача, так как  она основана на движении по полутонам, которое в восходящем или нисходящем порядке производится быстро.

При изучении хроматических гамм существует два правила.

Первое правило. Быстрота движения пальцев должна развиваться безотносительно к музыкальным темпам, которые могут быть, по желанию, очень медленными.

Второе правило. При переходе с одной струны на другую в нисходящей гамме все четыре пальца должны упасть на соответствующее место одновременно. В результате сдвиг больше, чем на полтона, становится невозможным; подобная гамма звучит точно и ясно.

Хроматические гаммы – важная часть исполнительской техники юного скрипача, так как от ясности и точности исполняемых нот зависит всё музыкальное содержание произведения, которое исполняется, а поэтому получение чистого точного звука – основная задача юного исполнителя-музыканта.

1.4. Двойные ноты

Для того чтобы укрепить пальцы и одновременно придать им гибкость, в время занятий по развитию исполнительской техники используются  гаммы с двойными нотами.

Двойные  ноты –важный  элемент  техники  левой  руки юного  скрипача.  Выполнение двойных нот развивает координацию пальцев левой руки, что достаточно сложно, поэтому работу над двойными нотами  следует начинать после закрепления основных навыков пальцевой техники в левой руке.

После того, как юный скрипач приобрёл некоторую степень искусства и лёгкость в смене позиций, он может начать изучать терции, начав с тональностей до, соль, ре, ля и ми мажор и играя их очень медленно:

Auer9

В терциях следует упражняться в нисходящем и восходящем порядке. Исполняя таким способом гамму, юный скрипач сможет обратить свое внимание на интонацию. При  игре гамм в терциях смена позиций должна производиться неслышно и без glissando.

Хотя гамма чистыми квартами обычно не используется в своем полном виде, тем не менее она требует к себе внимания со стороны каждого скрипача. Гаммы в квартах являются полезным упражнением для развития интонации: поэтому данное упражнение следует исполнять так, как написано в пояснении к нему, а потом исполнить его  в нисходящем движении, а так же  в различных мажорных и минорных тональностях.

https://all-2music.com/wp-content/uploads/2019/11/auer-7-quarta-01.jpg

Одновременно  с  изучением  терций    следует  начинать  работу  и  над секстами и октавами .В секстах возникает трудность перебрасывания пальцев с одной струны на другую. Для того, чтобы эту трудность убрать, необходимо при  нисходящих и восходящих гаммах в секстах держать один палец на месте до тех пор, пока это возможно. Сам юный скрипач,  исходя из собственного удобства, выбирает, какой именно  палец должен остаться на месте для того, чтобы создалась связующая нить гаммы.

При работе над гаммами в октава, необходимо сосредоточить внимание исключительно на первом пальце и не заботиться о четвертом. При этом движение обоих пальцев должно производиться быстро, с целью избежать glissando.

К  сожалению в педагогической практике часто упускается работа над двойными нотами. Полноценное  изучение  двойных  нот обогащает исполнительские возможности юного скрипача, расширяет его репертуар и шлифует исполнительскую технику.

1.5. Аккорды.

При исполнении аккордов важно обратить внимание  на самое начало извлечения аккорда и подготовить пальцы к взятию аккорда.  Подготовка  пальцев должна быть произведена в  резервное  время  в процессе  игры,  когда  палец  не  мешая исполнению  звучанию  перемещается  на  своё  место. При исполнении аккордов ведущей рукой является левая, так как подготовленный аккорд в левой не сковывает правую руку.

https://all-2music.com/wp-content/uploads/2019/11/auer-7-akkord-01.jpg

Таким образом, мы рассмотрели основные направления при работе над техникой левой руки и показали важность и необходимость использования разнообразных гамм в этом процессе. особенно важны гаммы в отработке пассажей, хроматизма, двойных нот, аккордов и трелей.

II. Техника правой руки.

Обратимся далее к работе над техникой правой руки и рассмотрим возможности гамм в этом процессе.

В первую очередь необходимо отметить то, что большое  внимание должно уделяться не только чистоте интонации, беглости, позиционному освоению грифа, но и звукоизвлечению в самом широком значении этого термина. Техника правой руки – это в первую очередь качественное звукоизвлечение и искусное  владение штрихами.

2.1 Звукоизвлечение

Освоение  технических навыков юного скрипача является с правильного взятия смычка. Поэтому первым важным условием работы над техникой правой руки является достижение навыка  лёгкого и одновременно цепкого удерживания смычка.

После того, как достигнуто первое условие и юный скрипач научился держать смычок легко, но крепко, необходимо научить передавать соответствующее усилие от смычка к струне скрипки – ведь именно это действие порождает необходимую ноту.

Поэтому необходимо упражняться снова и снова в выработке правильного навыка держания смычка, в отработке соответствующего нажима пальцев, в решении задачи, какой из пальцев в каждый момент должен увеличить давление на трость. Основная работа в это время  идёт над тем, как научить юного скрипача правильно пользоваться кистью руки при выполнении всех перечисленных выше задач.  

Таким образом,  исполнение гамм при работе над звукоизвлечением помогает отработать до автоматизма ритмическую ровность в левой руке,  которая достигается выработкой навыков распределения смычка и  плавности переходов со струны на струну. В результате отработки этих навыков юный музыкант достигает  ровности звучания, точности интонации, свободы выполнения всех технических приемов.

2.2 Работа над штрихами

Важнейшей  частью  в  работе  над  техникой  правой  руки  является  владение  штрихами.  Один  из  принципов освоения штрихов –это последовательность задач, поэтапное  овладение штрихом.

Основные штрихи, наиболее употребляемые в скрипичных произведениях, представляют собой системный ряд из 10 видов: деташе, мартле, штрих Виотти, два пунктирных, стаккато, крупное спиккато, мелкое спиккато, дубль-штрих и, наконец, сотийе (одинарные ноты).

В работе над штрихами  важную  роль играет  распределение  смычка,  незаметная  смена  направления  движения смычка, смена струн. Необходимо  следить  за  взаимодействием  обеих  рук,  стремиться  к качественному звуку, певучести тона.

Скрипка - мелодический, поющий инструмент, и ее главным качеством всегда остается кантиленная мелодическая линия. Поэтому штрих Legatо, создающий мелодию, остается одним из более употребляемых. Каждый скрипач должен развивать этот штрих до совершенства. Средством на пути к совершенству является неустанная работа над гаммами.

Некоторые из  штрихов, например, пунктирный ритм или стаккато-мартле, полезно изучать одновременно с основными, ибо благодаря этому становится возможным стимулировать формирование недостающих предпосылок развития виртуозных способностей начинающего скрипача.

Auer2

Таким образом. работа над гаммой подразумевает решение целого блока технических проблем и комплекса нотного материала. Тем не менее,  к применению смычковых штрихов следует подходить осмотрительно, сознательно, с полным знанием их особенностей и разнообразных приёмов.

Заключение

Гаммаобразные последовательности составляют существенную часть исполнительской техники. Их эффективность состоит в том, что они сконцентрированы на определённой  исполнительской  задаче.  Гаммы  не  несут какой -либо  эмоциональной нагрузки,  что  позволяет сосредоточить  внимание ученика  на  важных технических сторонах скрипичной техники.

Мы  рассмотрели основные направления при работе над техникой левой и правой руки и показали важность и необходимость использования разнообразных гамм в этом процессе. особенно важны гаммы в отработке пассажей, хроматизма, двойных нот, аккордов и трелей, а так же при звукоизвлечении и штрихов.

Работа над гаммой  позволяет, овладеть основными формулами техники; познакомиться с ладотональной системой, освоить кварто-квинтовый круг тональностей;  разучить основные аппликатурные формулы; выработать пальцевую чёткость, ровность, беглость.

Исполнение  гамм при работе над звукоизвлечением помогает отработать до автоматизма ритмическую ровность в левой руке,  которая достигается выработкой навыков распределения смычка и  плавности переходов со струны на струну. В результате отработки этих навыков юный музыкант достигает  ровности звучания, точности интонации, свободы выполнения всех технических приемов.

Таким образом, работа над гаммой  является не только необходимым, но и одним из основополагающих компонентов при обучении игре на любом инструменте, а на скрипке в особенности. Целеустремлённая, систематическая работа  над  гаммами  создаёт крепкую техническую базу, которая позволяет обеспечивать  высокий  уровень  изучения  художественного  материала  и играет значительную роль в становлении юного скрипача.

Список литературы

  1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М., «Музыка», 1965
  2. Вольфарт Ф. Легкие мелодические этюды. М. Гос. муз. изд., 1987
  3. Вопросы музыкальной педагогики. М., «Музыка», 1980. Выпуск 2, составитель Руденко В.И.
  4. Вопросы музыкальной педагогики. М., «Музыка», 1986. Выпуск 7, составитель Руденко В.И.
  5. Григорьев В. Методика обучения игре на скрипке. Москва, «Классика ХХI», 2006
  6. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., «Советский композитор», 1986
  7. Гуревич Л. – Зимина Н. Скрипичная азбука 1, 2 тетр. М., «Композитор», 1998
  8. Гутников Б.. Об искусстве скрипичной игры. Л., «Музыка», 1988
  9. Захарьина Т. Скрипичный букварь. Гос. муз. изд., 1962
  10. Ивонина, Л. Ф. Гаммы в классе Л. М. Мирчина. «Карманный» сборник скрипичных гамм и арпеджио с методическими рекомендациями. Учебное пособие / Л. Ф. Ивонина. – Екатеринбург : ООО Универсальная Типография «Альфа Принт», 2019. – 100 с.
  11. Как учить игре на скрипке в школе. Составитель Берлянчик М. Сборник статей. М., «Классика ХХI», 2006
  12. Либерман М. Некоторые вопросы развития техники левой руки. М., «Классика XXI», 2006
  13. Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача. М., «Музыка», 1985
  14. Мострас К. Система домашних занятий скрипача. М., Музгиз, 1956
  15. Натансон В., Руденко В. «Вопросы методики начального музыкального образования». М., Музыка, 1981
  16. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М. Музыка, 2000
  17. Флеш К. Гаммы и арпеджио. М., Музыка, 1966
  18. Флеш К.. Искусство скрипичной игры. М., «Классика ХХI», 2007
  19. Ширинский А. Штриховая техника скрипача. М., Музгиз, 1983 Шульпяков О. Техническое развитие музыканта-исполнителя. М., «Музыка», 1973
  20. Юный скрипач, вып.1. Редактор-составитель К.Фортунатов. М., «Советский композитор», 1992


[1] Мострас, К.Г. Система домашних занятий скрипача, М.: Музгиз, 1956, стр. 40