Музыкотерапия как средство развития эмоционального интеллекта и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Емец Светлана Вячеславовна

Музыкотерапия использует музыку как средство развития эмоционального интеллекта и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Одинцовская гимназия № 7 дошкольное отделение

 детский сад № 59

Выступление на тему:

                                                 

Музыкотерапия как  средство развития эмоционального интеллекта и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

                                                 

                               

             

                                             Музыкальный руководитель:

                                               Емец Светлана Вячеславовна.

Одинцово -  2021

     

Парадоксом нашего времени является то, что функциональные возможности человеческого организма остаются неизменными с древних времен, а знать и уметь нужно намного больше, чем раньше. А значит, идет увеличение нагрузок на нервную систему и как следствие возникают стрессы, повышенное состояние тревожности, утомление, ухудшение здоровья в целом, как  у взрослых, так и у детей.

 Работая в детском саду, мы наблюдаем, что многие дети не могут самостоятельно справиться с нервно-психическими нагрузками – они становятся капризными, плаксивыми.

      Музыка – источник особой детской радости. Еще в  раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу. Слушая мамин голос, ребенок успокаивается, начинает гулить, подпевать.

          Задача по раннему музыкальному воспитанию дошкольника – это развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

        Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Слушая музыку, ребенок «вживается» в музыкальные образы, которые пробуждают ассоциации, почерпнутые из его личной жизни.

Так что же это такое – музыкотерапия?

    Музыкотерапия - метод, использующий музыку как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

 Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и накопленный тысячелетиями опыт воздействия музыки на животных, растения и человека. История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкотерапии.

  • Пифагор начинал и заканчивал свой день пением: утром для того, чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность для дневной жизни, а вечернее пение должно было успокоить и настроить на отдых.
  • Царь Давид своей игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саyла. В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный мyзыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний.

 

  Музыкальное восприятие – сложный творческий процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание.

Музыка выполняет разные функции:

  • Седативная (релаксационная) функция связана с тем, что в результате специально   организованной  музыкальной деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, человек успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы.
  • Стимулирующая функция, наоборот, направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональных возможностей человека: приводит в тонус мышцы, жизненно важные системы организма, наполняет позитивными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение. При этом используется мажорная, ритмичная, танцевальная музыка.
  • Катарсическая функция музыки противостоит седативной и стимулирующей. Суть её - не в восполнении недостающих эмоций, а в избавлении человека от угнетающих его чувств. «Катарсис - от греческого - очищение - первоначально: эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения»

 Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, улучшают аппетит, облегчает установление контакта между людьми, улучшает обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение, усиливают внимание.

Кстати, специалисты считают мyзыкy Моцаpта феноменом в области воздействия на живые оpганизмы. Пpоведенные экспеpименты подтвеpждают, что после 10-ти минyтного пpослyшивания фоpтепианной мyзыки Моцаpта,  тесты показали повышение «коэффициента интеллектyальности» y стyдентов - yчастников экспеpимента в сpеднем на 8-9 единиц.  Интеpесным фактом явилось то, что мyзыка Моцаpта повышала yмственные способности y всех yчастников экспеpимента - как y тех, кто любит Моцаpта, так и y тех, комy она не нpавится.

 Положительные эмоции увеличивают работоспособность на 20-40%.

       Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Отдельные элементы музыки имеют прямое влияние на различные системы человеческого организма.

Ритм. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса - то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции.

Тональность. Минорные тональности обнаруживают депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные  тональности - поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа, повышают артериальное давление и мускульный тонус.

Диссонансы - дисгармоничное сочетание звуков - возбуждают, раздражают,

Консонансы - гармоничное сочетание звуков - они, напротив, успокаивают, создают приятное ощущение. Так, например, рок-музыка отличается частым диссонансом, нерегулярностью ритмов, отсутствием формы и может действовать разрушающе на мозг.

Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы. Она подавляет нервную систему, увеличивает содержание адреналина в крови.  

Тембр -  звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы.

Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.

Музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.

Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;

Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

 Но всегда ли влияние музыки на человеческий организм является положительным?

Голландские ученые провели эксперимент: три разных поля засеяли одним и тем же растением. После того как ростки взошли и вытянулись, одно поле стали «озвучивать» рок-музыкой, второе — классической, третье — фольклорной. Через некоторое время на первом поле часть растений полностью пропала, остальная часть поникла. На втором и третьем полях растения развивались нормально. Ученые сделали вывод: рок-музыка негативно влияет на живую клетку. 

Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока y млекопитающих животных, то под воздействием рок-музыки оно резко снижается. Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку.

Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; услышав классические произведения, акулы собираются со всего океанского побережья (что случилось в ходе эксперимента);. Под звуки тяжелого рока коровы ложатся и отказываются есть, растения быстрее вянут.

       Японскому исследователю Масару Эмото удалось сфотографировать фрактальные структуры воды под воздействием различной музыки и слов. Говорились слова, а впечатления воды фиксировались с помощью её стремительного замораживания в криогенной камере. Под  воздействием злых слов и "тяжелой" музыки структура воды разрушалась. Под воздействием молитвы и музыки Баха та же самая вода приобретала форму чрезвычайно красивого кристалла. Таким образом, влияние музыки  и даже слов на организм очень широко.

     Вот некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях. Они помогут как при работе с детьми, так при нормализации собственного состояния.

 Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности? В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика: музыка Шопена, знаменитые вальсы Штрауса.

 Как уменьшить нервное возбуждение? Гиперактивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную, тихую музыку. Как правило, помогают следующие произведения знаменитых классиков: Бах «Кантата 2», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор».

 Хотите спокойствия? Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы, произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» - часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Лунный свет».

 Как избавиться от напряженности в отношениях с людьми? Включите Баха «Концерт ре-минор для скрипки».

 Депрессия? Помогут скрипичная и церковная музыка. Произведения Моцарта, «Менуэт» Генделя, Бизе «Кармэн» - часть 3.

 У вас мигрень, головная боль? Ставьте диск с религиозной музыкой или классикой: Моцарт «Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия №1».

      Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности нужна ритмичная, бодрящая музыка. Чайковский «Шестая симфония» - часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус № 28», Лист «Венгерская рапсодия №2».

      Для уменьшения агрессивности, непослушания подойдет опять же классика: Бах «Итальянский концерт», Бетховен «Лунная соната».

       Для укрепления дыхательной функции можно использовать духовые инструменты:  (глиняные свистульки, свирели, игрушечные дудочки, губные гармошки)

  Очень  хорошо помогает как прослушивание русских народных песен, так и самостоятельное исполнение их. Дыхательная система любит вокальное пение. Пение избавляет даже от бронхиальной астмы!  

   А также очень хороший результат дают песенки-приветствия (создают доброжелательный настрой), «прощальные» песенки (подводится итог прошедшей деятельности), музыкальные формулы самовнушения  на преодоление стрессовых ситуаций эффективны для поддержания душевного здоровья.  Пример: «Я — хороший, ты – хороший» «Я, я, я самый умный. Я, я, я самый добрый. Я, я, я просто чудо. Я люблю всех вас!», « Ты, ты, ты самый умный. Ты, ты, ты самый добрый. Ты, ты, ты просто чудо. Я люблю вас всех!»

  Особенности использования музыкотерапии с детьми.

- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо);

- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям;

- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной) ;

- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10-15 минут одновременно.

     Музыкотерапия как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия на развитие ребенка включает такие направления, как вокалотерапия (пение), музыкотерапия в движениях (танцы, музыкально-ритмические игры), музицирования на музыкальных инструментах и другие.

Применение музыкотерапии :

1. Речевые нарушения. Вокалотерапия. Пение.

2. Моторика. Музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.

3. Психические процессы.        Слушание, исполнительство.

4. Общение.        Арттерапия, игротерапия.        Игры (театрализованные, подвижные)

 5. Личностные особенности. Сказкотерапия, психогимнастика, коммуникативная терапия.  

Примеры  применения музыкотерапии в работе с детьми:

Цель: Снять эмоциональное напряжение. Снижение негативных тенденций (агрессивности, страха, неуверенности).

Агрессия

Задача. Снизить уровень агрессивности

«Морское путешествие» Музыкальное моделирование

1. Переживание своего эмоционального состояния: «Мы на корабле. Начался шторм: паруса рвет ветер, огромные волны швыряют корабль, как щепку» (Вивальди «Шторм»)

2. Формирования состояния покоя, защищенности: «Ветер стих, море гладкое и прозрачное, как стекло. Корабль легко скользит по воде. » (Чайковский «Баркаролла»)

3. Становление конечного эмоционального состояния: «Впереди земля! Наконец-то мы дома. Как радостно встречают нас друзья и родные! ». (Шостакович «Праздничная увертюра»)

«Уходи, злость, уходи» Терапевтическая игра

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, уходи! » (Чайковский «Баба Яга»). Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку 3 минуты. (Шопен «Ноктюрн фа-мажор») .

«Лев охотится, лев отдыхает» Ролевая гимнастика

Звучит фонограмма (К. Сен-Санс, «Карнавал животных» ч. 1 «Королевский марш льва»). Детям предлагается изобразить львов всеми возможными способами: можно передвигаться по полу на четвереньках (львы идут на охоту, лежать на скамеечках или стульях (львы отдыхают в жаркий полдень, громко рычать, когда звучит соответствующая музыка - показываем руками, как лев раскрывает пасть.

Когда отзвучит фрагмент, дается следующее задание: «Уставшие сытые львы, их детеныши ложатся отдыхать (на пол, либо «залезают на дерево» - скамеечку, свесив лапы, хвосты)

Затем звучит спокойная тихая музыка (Моцарт «Колыбельная»). «Львы засыпают».

Страх

ЗадачаПреодоление чувства страха.

«Закроем страх в шкатулку» 

Ребенку предлагается нарисовать свой страх. (Дж. Пуччини «Плащ»). А теперь, когда страх «вышел» из малыша на бумагу, можно сделать с ним что угодно: дорисовать ему что-нибудь смешное, посадить «за решетку» и т. д. (Шопен «Прелюдия 1 опус 28») После этого можно сложить рисунок, спрятать страх в шкатулочку и подарить ребенку. Теперь малыш может сам управлять своим страхом и в любой момент посмотреть, не забрался ли страх обратно в него.

«Снеговик» Психогимнастика.

(направленные на расслабление, снятие напряжения)

Взрослый и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и течении 10 секунд удерживают заданную позу.

Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол. (Шопен Вальс «Зимняя сказка»).

«Заяц-герой» Музыкальная театрализация

Жил был зайчик-трусишка. Сидел он под кустиком и всего боялся. Листик с дерева упадет – зайка трясется от страха, сова пролетит – заяц в обморок падает. (Звучит муз. : Шуман «Дед Мороз». Дети показывают, как зайчик боится). День боялся зайка, неделю, год. Но вот, надоело ему боятся. Устал, и все тут. Залез он на пенек, лапками замахал и закричал: «Никого я не боюсь! » (Звучит муз. Л.В. Бетховена «Ода к радости» Дети показывают себя храбрецами) Вдруг вышел на полянку волк! (кукла би-ба-бо) Вся храбрость зайчонка сразу куда-то исчезла. Затрясся он, прыгнул, да с перепугу прямо волк на спину угодил. Бросился зайка наутек (Звучит: Сен-Санс «Заяц», дети бегут, а когда сил бежать больше не стало, упал он под кустик. Но волк тоже перепугался этого странного зайца, что сам на него набросился, и ушел из этого леса. Нашли зверята нашего зайца и стали хвалить: «Какой ты храбрый, волка прогнал! » А заяц и сам поверил, что он храбрец и перестал бояться. (Звучит: Бетховен «Ода к радости»)

Замкнутость

Задача. Преодоление замкнутости, чувство робости.

«Кукла» Музыкальное моделирование.

1. У маленькой девочки была кукла. Они были лучшими подругами: гуляли вместе, играли, засыпали. Но вот кукла заболела – сломалась. Девочке было очень грустно. Она пережевала за свою больную подругу – плакала, вздыхала над ее кроваткой. (Чайковский «Детский альбом»: «Болезнь куклы»)

2. Наконец с работы пришла мама. Девочка так ее ждала! Она попросила маму вылечить куколку. Мама достала ножницы, иголку, клей и стала ремонтировать игрушку. Девочка крутилась рядом. Она очень волновалась, но верила, что мама поможет подружке выздороветь. (Чайковский «Детский альбом»: «Вальс»)

3. Куколка стала совсем как новая! Какое счастье! (Чайковский «Детский альбом»: «Новая кукла») .

«Дождь» Музыкальное моделирование.

1. На улице идет серый, грустный дождь. Мы сидим дома и смотрим в окно. Капли, как слезки стекают по мокрому стеклу. (Бетховен «Мелодия слез») .

2. Капли стучат по железной крыше, звенят по луже во дворе. И вдруг все изменилось – мы услышали легкую, звонкую музыку дождя. (Моцарт «Маленькая ночная серенада»)

3. Нам стало так весело! Захотелось играть, плясать вместе с дождиком. Мы одели сапожки, взяли зонтики и побежали на улицу – прыгать по лужам. (Штраус «Трик-трак» полька)

«Волшебные нити» Изотерапийная игра

Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов». Ребенку предлагается нарисовать себя посередине листа, а вокруг изобразить тех, кого малыш хотел бы видеть рядом с собой всегда (родителей, родных, друзей, домашних животных, игрушки и т. д.) . Дать ребенку синий маркер (волшебную палочку) и попросить соединить себя с окружающими персонажами линиями – это волшебные нити. По ним, как по проводам, от любимых людей к малышу теперь поступает добрая сила: забота, тепло, помощь. Но и от ребенка должна идти такая же сила. Нити навсегда соединили малыша с теми, кто ему дорог. Теперь, если мама ушла на работу или друг уехал к бабушке, беспокоиться не стоит. Волшебные нити обязательно притянут их снова к ребенку.

 Конечно, не обязательно слушать только классику, можно выбирать и другие стили. Главное, что бы музыка была приятна.  Слушайте музыку! Танцуйте под музыку! Пойте! Играйте!  И получайте от жизни радость и удовольствие!

СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ,

РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКОТЕРАПИИ:

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классические произведения:

Бах И.С. «Прелюдия до мажор»,  «Шутка»

Брамс И. «Вальс»

Вивальди А. «Времена года»

Гайдн Й. «Серенада»

Кабалевский Д. «Клоуны»

Лядов А. «Музыкальная табакерка»

Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»

Мусоргский М. «Картинки с выставки»

Рубинштейн А. «Мелодия»

Чайковский П. «Детский альбом»,  «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)

Шопен Ф. «Вальсы»

Штраус И. «Вальсы»

Детские песни:

«Антошка» (Ю. Энтин, В. Шаинский)

«Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский)

«Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский)

«Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю.Энтин, М. Минков)

«Если добрый ты» (из к/ф «Приключения кота леопольда», Ю. Энтин, Е. Крылатов)

«Лучики надежды и добра» (сл. и муз. Е. Войтенко)

«Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков)

«Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М.Пляцковский, Б.Савельев)

«Песенка Бременских музыкантов» (Ю.Энтин, Г.Гладков)

«Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю.Энтин, Е.Крылатов)

Музыка для пробуждения после дневного сна

Боккерини Л. «Менуэт»

Григ Э. «Утро»

Дворжак А. «Славянский танец»

Лист Ф. «Утешения»

Мендельсон «Песни без слов»

Моцарт В. «Сонаты»

Сен-Санс К. «Аквариум»

Чайковский П. «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка»

Шостакович Д. «Романс»

Шуман Р. «Май, милый, май!»

Музыка для релаксации

Альбиони Т. «Адажио»

Бах И. «Ария из сюиты №3»

Бетховен Л. «Лунная соната»

Глюк К. «Мелодия»

Григ Э. «Песня Сольвейг»

Дебюсси К. «Лунный свет»

Колыбельные

Римский-Корсаков Н. «Море»

Свиридов Г. «Романс»

Сен-Санс К. «Лебедь»

Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»

Шуберт Ф. «Аве Мария», «Серенада»

Шуман Р. «Грезы»