Использовании кейс-технологии на современном уроке музыки.

Разумова Надежда Ильинична

Название технологии происходит от английского слова “case” – «случай», «ситуация». Кейс-технология или метод ситуационного анализа наиболее успешно применяется в тех дисциплинах, где нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Учащиеся получают от учителя описание вымышленной или реальной ситуации и вопросы к ней, требующие определения проблемы и способов её решения, а также выработки личностной позиции к заданной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_keys-tehnologii.docx34.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование кейс-технологии на современном уроке музыки.

Учитель музыки 1 категории МБОУ "Килемарская СОШ" Разумова Надежда Ильинична.

Название технологии происходит от английского слова “case” – «случай», «ситуация». Кейс-технология или метод ситуационного анализа наиболее успешно применяется в тех дисциплинах, где нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Учащиеся получают от учителя описание вымышленной или реальной ситуации и вопросы к ней, требующие определения проблемы и способов её решения, а также выработки личностной позиции к заданной ситуации.

На уроке искусства необходимо существование нескольких точек зрения и выработка собственного отношения к изучаемому явлению, и кейс-метод является эффективной технологией при решении данных задач. Главнейшая задача, стоящая перед учителем музыки – учить школьников самим формулировать проблемы современного искусства и находить их решение, отходить от готовых штампов, выходить за рамки узких личных музыкальных предпочтений, учиться работать с информацией о различных явлениях искусства. При этом важно не давать ученикам готовые мнения и знания, но стимулировать ребят на их выработку. Кейс-технология предоставляет широкие возможности для сотворчества учителя и ученика.

На этих уроках ребята получают возможность высказать свое мнение о современном искусстве и расширить свои представления о нем. В этом возрасте ученики не хотят воспринимать шаблонных высказываний учителя, так как современная музыка интересует буквально каждого подростка. Но при этом зачастую их знания не выходят за рамки тех музыкальных стилей и исполнителей, которые слушает узкий круг их друзей.

Преимущества этого метода на уроке искусства - при использовании кейс-технологии формируются:

  • Аналитические навыки. Умения классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию.
  • Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс- ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём.
  • Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию, убеждать окружающих.
  • Социальные навыки. Оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т д.
  • Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирование социальных навыков их решения.

Недостатки данной технологии:

  • Нет готовых кейсов, т.е. учителю необходимо самому создавать ситуации для разбора на уроке
  • Обсуждение ситуаций занимает довольно продолжительное время на уроке, что не всегда хорошо для урока музыки

В результате опыта применения кейс-метода на уроке музыки, я создала несколько кейсов для уроков музыки в разных классах основной школы. За основу я беру отрывки из литературных произведений, материалы статей интернет-изданий, и даже картинки и иллюстрации. Что касается второго недостатка, то я использую эту технологию не на каждом уроке, и иногда, если кейс объемный, даю его предварительное изучение на дом или разбиваю выполнение заданий по кейсу на два урока.

Лучше всего при работе с кейсом разбивать класс на подгруппы. Работу с группами можно организовать двумя способами: каждая группа одновременно обсуждает одинаковые вопросы, а потом соревнуется в достигнутых результатах. Второй способ – каждая группа обсуждает какой-то конкретный вопрос и потом предоставляет результат этого обсуждения всему классу.

Кейс по предмету «Искусство» своей структурой ничем не отличается от кейсов по другим дисциплинам и представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

В изучении предмета «Искусство» - эта технология может стать бесценной.

Вот один пример использования этой технологии на современном уроке музыки по теме «Преобразующая сила музыки Чайковского».

На уроках музыки в 6 классе школьники начинают задумываться о том, как и почему музыка влияет на нас.  Очень важно в этом процессе не давать ребятам шаблонные мысли и факты. Задача учителя – помочь им взглянуть на музыку, особенно классическую, как на явление, имеющее непосредственное отношение к их собственной жизни. Поэтому примеры их сверстников, испытавших в действительности колоссальное воздействие великой музыки на их душу, неизменно производят впечатление на подростков. 

На уроке по теме «Преобразующая сила музыки» кейс-метод помогает шестиклассникам  задуматься о силе влияния музыки Чайковского с самой неожиданной стороны и выработать собственное отношение к описываемой ситуации.

План-конспект урока

Цель урока:  Осознавать силу воздействия музыки на душу человека

Задачи: Исследовать особенности стиля музыки Чайковского.

Соотносить художественный образ музыкального и литературного произведений. Формировать стремление к прекрасному, воспитывать художественный вкус, учить сотрудничать со сверстниками в процессе обсуждения проблемных вопросов.

Расширять кругозор, уметь высказывать и аргументировать свою точку зрения, уметь работать в группе.

            Раунд

                 Роль учителя

Роль учащихся

                                              Ознакомительный этап

Вводная часть

Предлагаю узнать композитора по звучащему отрывку. (Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»). Просит вспомнить ситуации из их жизни, в которых они слышали музыку Чайковского.

Предлагаю прослушать отрывок из незнакомого произведения Чайковского – финал 5 симфонии. После прослушивания спрашивает: «Какие чувства вызвала музыка? На что эта музыка могла бы вдохновить вас?»

Затем предлагаю разделиться на группы для дальнейшей работы на уроке.

Слушают музыкальный фрагмент, определяют композитора. Вспоминают ситуации. Слушают музыку. Отвечают на вопросы.

Разделяются на группы.

Знакомятся с критериями оценивания.

                                                 Аналитический этап

Индивидуальная работа над кейсом

Сейчас мы с вами познакомимся с тем, как однажды это произведение вдохновило одного шестиклассника на… драку с одноклассником!

Раздаю кейсы. (Приложение 1).

Отвечаю на уточняющие вопросы учащихся.

Знакомятся с текстом. Задают уточняющие вопросы. Отвечают на вопросы после текста, анализируют ситуацию.

Разбор кейса в малой группе

Объясняю, в чем заключается задание: «Сейчас обсудите эти вопросы все вместе. Не бойтесь высказывать свое мнение. Даже если оно отличается от мнения остальных участников группы. Но старайтесь аргументировать свое мнение.»

Ограничиваю по времени: 15 минут.

Наблюдаю за работой групп, отвечаю на возникающие вопросы.

Контролирую обсуждение в малых группах.

Обсуждают в группе.

Подыскивают аргументы.

                                                        Итоговый этап

Дискуссия в общей группе

 Прошу группы выбрать одного или   нескольких выступающих.

 Стимулирую общую дискуссию,   предлагая следующим группам согласиться или не согласиться с  первой группой. Предлагаю группам задавать вопросы выступающим. Сам   задает дополнительные вопросы (при необходимости) : «Как, по-вашему, сложилась бы судьба Владика, если бы он не сходил тогда на этот концерт?» 

Помогаю учащимся увидеть те моменты в кейсе, которые они не увидели, при помощи наводящих вопросов (если нужно).

 Выступают со     своим анализом   кейса.

 Дают обратную    связь. Задают вопросы.

Подведение итогов

Подвожу учащихся к формулированию выводов: «К какому же мнению мы пришли?  Какое решение мы выберем, как наиболее приближенное к истине?»

Формулируют выводы обсуждения.

Комментирую ход дискуссии, варианты решений, подвожу итог:  «Герою повести пришлось нелегко.  Помогла ли ему музыка решить проблему во взаимоотношениях? Сам писатель, став уже взрослым, оценивал эту ситуацию так: «Музыка …пробудила во мне какое-то новое чувство.. того, что я что-то стою и могу сам». Как относиться к драке Владика и Тольки – каждый из вас решает сам.  Ребята начали уважать Владика после нее, но все же подлинное уважение он смог завоевать позже – проявив доброту и отвагу в различных ситуациях, защищая не только себя, но и ребят, младше по возрасту»)

Предлагаю исполнить песню «Ты – человек».

«Как можно соотнести содержание этой песни с тем. О чем мы с вами говорили на уроке?»

В конце отмечаю наиболее ценные выводы групп и отдельных участников. Даю индивидуальную оценку работе.

Обобщают результаты проделанной работы.

Исполняют песню «Ты человек». Отвечают на вопросы учителя.

Еще один пример кейсовой технологии по мотивам повести В.Крапивина «Тень каравеллы».

Многие люди любят и слушают разнообразную музыку. Но иногда влияние даже классической музыки на шестиклассника  может оказаться абсолютно неожиданным.

В повести В. Крапивина рассказывается о мальчике Владике 

12 лет, которого преследовал своими насмешками одноклассник Толька. Толька не давал Владику прохода ни в школе, ни во дворе. Он выгонял его из компании мальчишек, высмеивал и дразнил при всех, а иногда даже бил. Остальные ребята не вмешивались в эту ситуацию, т.к. считали, что Владик должен сам разобраться с Толей, ведь они были равны и по возрасту, и по силе. Но непонятный страх парализовал Владика каждый раз, когда он видел Тольку. Толька подавлял его своим безудержным напором, полной уверенностью в победе. Владик презирал себя за трусость, но ничего не мог с этим поделать.

Однажды, когда мама Владика собралась на концерт симфонической музыки, Владик попросил её взять его с собой. Дело было вовсе не в том, что он любил симфоническую музыку. Просто в тот вечер он боялся выйти на улицу, где его уже поджидал Толька с очередной порцией издевательств. Мама удивилась, но согласилась. На концерте поначалу Владику было скучно. Но неожиданно он услышал, что… «эта музыка была под стать моему настроению. 

Прямо то, что я чувствовал и думал. И всё-таки не то. Я был боязлив, а в музыке не было страха. Она была суровой, печальная была, но мужественная. Она мне напоминала о том, что я трус... И ей было плевать на меня, этой музыке. Я перед ней был как прижатый к земле кустик перед нарастанием грозового фронта… И вдруг в наступившей тишине одиноко, чисто и негромко прозвучал угасающий сигнал трубы… 

Музыка летела дальше…и она была – моя… Это была песня о том, что есть на свете край, где рождаются смелые ветры, зовущие в дальние плавания. Не знаю, тогда или потом сложились слова, но теперь я их не могу отделить от этой музыки:

Та сторона, где ветер,

Встает стеной громадной, словно море…

Та сторона, где ветер

Встает

Как синяя стена!

Растет,

Как синяя волна!

А дальше – уже никаких слов, только нарастающая радость и бесстрашие.

Боже мой, ну почему я думал, что я трус?! Разве можно быть трусом, когда на свете есть такая музыка?»

После концерта, прямо в нарядном костюме, Владик побежал искать Тольку. И сразу при встрече Владик треснул врага кулаком по носу. Завязалась отчаянная драка, в которой Толька, в конце концов, отступил и побежал. 

Домой Владик вернулся в порванной рубашке и штанах, с губой размером с котлету и огромным синяком под глазом. Но зато счастливый, ведь радость его победы была ясной и торжественной, как финал Пятой симфонии Чайковского!

(По мотивам повести В.Крапивина «Тень каравеллы»)

Вопросы для обсуждения:

1) В чем была проблема главного героя?

2) Как музыка повлияла на героя рассказа? Что музыка изменила в мальчике?

3) Как вам кажется, музыка оказала позитивное или негативное воздействие на Владика?       Объясните свое мнение.

4) Возможна ли такая ситуация в реальной жизни с вами или вашими сверстниками? Почему да или почему нет?

5) Какая музыка может вдохновить вас на смелый поступок?

Возможные варианты решения кейса.

Выявленная проблема:

1. Насмешки со стороны одноклассника.

2. Страх перед ним, потеря уважения со стороны остальных друзей.

После прослушивания симфонии Чайковского мальчик был настолько вдохновлен, что решился на честный поединок со своим врагом. Музыка помогла ему преодолеть свой страх и унижение. С одной стороны, кажется, что музыка повлияла на героя рассказа негативно, т.к. вдохновила его на драку, что не является лучшим вариантом решения конфликтных ситуаций. С другой стороны, музыка оказала позитивное влияние на мальчика, т.к. помогла ему преодолеть самого себя, свою трусость, неспособность постоять за себя.

Такая ситуация в жизни вполне возможна. Часто шестиклассники сталкиваются с насмешками и пренебрежительным отношением со стороны одноклассников. 

Иногда они боятся и не реагируют, иногда просто уходят в себя. А иногда срывают свою злость и обиду на тех, кто слабее. Возможно ли, чтобы музыка Чайковского оказала такое же влияние на кого-то из учеников в классе? 

Это зависит от человека. Некоторые подростки очень открыты к музыке, способны чувствовать ее. Кто-то принципиально считает, что драться – плохо и неправильно. Но в любом случае, можно говорить о том, что музыка Чайковского очень сильно повлияла на героя рассказа, после знакомства с ней в его жизни произошел поворот. 

Да, взрослые не оценили этого события, осудили драку, но в душе самого Владика пробудилось что-то совершенно новое, то, от чего захватывало дух и хотелось идти вперед и сражаться за право быть человеком, достойным уважения. 

Критерии оценивания работы учеников на уроке:

Определение проблемы

Активность во время обсуждения

Предложения

Спикеру

Аргументы ответа

Вопросы выступающим

Полное раскрытие проблемы – 2 балла

Высокая – 2 балла

Каждое предложение по решению проблемы – 1 балл

3 балла

Каждый аргумент – 1 балл

Каждый вопрос – 1 балл

Частичное выявление проблемы -1 балл

Средняя – 1 балл

Проблема не выявлена – 0 баллов

Низкая – 0 баллов

 

Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.