Открытый урок по музыке в "4 "классе на тему «Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе - Моцарт!»

Разумова Надежда Ильинична

Знакомство с жизнью и творчеством Моцарта, лирическими особенностями его музыки, с жанром симфонии.Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре народов мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_muzyke_v_4_klasse.docx27.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыке в "4 "классе на тему

«Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе - Моцарт!»

Учитель музыки 1 категории МБОУ "Килемарская СОШ" Разумова Надежда Ильинична.

Цель урока: формирование у детей представлений об эстетических ценностях на основе комплексного изучения биографии и музыки Моцарта.

Задачи:

Обучающие: Познакомить с жизнью и творчеством Моцарта, лирическими особенностями его музыки, познакомить с жанром симфонии.

Развивающие: Формировать нравственно-эстетические и эмоциональные чувства учащихся на основе восприятия музыкальных произведений, путём их анализа и сравнения; выявить характерные особенности музыки Моцарта; развивать интерес учащихся к самостоятельному изучению материала; развитие речи учащихся; способствовать формированию смыслового чтения.

Воспитывающие: Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре народов мира, воспитание любви к музыке и литературе.

Тип урока: интегрированный урок изучения нового материала.

Ход урока:

Учитель:

-Здравствуйте, ребята!  Я хочу вас поприветствовать замечательной музыкой:

звучит фрагмент «Турецкого марша».
-Вам понравилась эта музыка?

Дети:

-Да, очень понравилась!
Учитель:

- Какие чувства у вас вызвала эта музыка?
Дети:

-Радость, веселье, лёгкость, восторг, воздушность!

Учитель:

- Какой характер у этой музыки?

Дети:

- Нежный , ласковый, легкий!
Учитель - А как рождается музыка, которая вызывает  эмоции, переживания?
Дети:

- Её создают великие композиторы!
Учитель:

Сегодня мы будем говорить,  и знакомиться с жизнью и творчеством одного из величайших музыкальных гениев, австрийским  композитором Вольфгангом Амадеем Моцартом.

Слайд 2.(Портрет Моцарта)

Искусство Моцарта особенно пленяет чуткостью к душевным переживаниям человека, меткостью  в воплощении различных человеческих характеров.

Итак, начинаем рассказ о Моцарте.

1уч. 3 слайд. Вольфганг Амадей Моцарт появился на свет в Зальцбурге 27 января 1756 года. Его отцом стал композитор и скрипач Леопольд Моцарт, он обучал его игре на органе, скрипке, клавесине. 

2уч.4 слайд. В 1762 году отец взял его и его сестру Марию Анну с собой в артистическое путешествие. Они побывали в Вене, Париже, Лондоне, Мюнхене и во многих других городах. В этом же году шестилетний Моцарт написал свое первое произведение. Музыка маленького гения не могла оставить слушателей равнодушными. Уже в 1763 году были изданы его первые сонаты. 

Учитель:

- Жители старинного г. Зальцбурга  передавали друг другу потрясающую весть: в семье скрипача придворной капеллы Леопольда Моцарта растёт Чудо-ребёнок - мальчик исполняет пьесы с мастерством, недоступным и некоторым взрослым. Музыкальная одарённость Вольфганга действительно была чудом.

На концертах он играет всё, что скажет ему отец. Чтобы поразить публику, Леопольд Моцарт выдумывал различные трюки: заставлял сына играть с завязанными глазами, а публика даже переворачивала ноты сверху вниз, но Вольфганг блестяще проигрывал мелодию.

Звучит «Аллегро»

 5 слайд. За годы скитаний «чудо-дети», у которых и без того от природы было далеко не самое крепкое здоровье, достаточно сильно  устали. Поэтому в 1766 году вундеркинды вместе со своими родителями вернулись обратно в родной город.

6 слайд. В четырнадцатилетнем возрасте Вольфганг Моцарт стараниями отца отправился в Италию, которая была поражена талантом юного виртуоза. Приехав в Болонью, он успешно принимал участие в своеобразных музыкальных соревнованиях филармонической академии. Поразил итальянцев и фантастически тонкий слух Вольфганга, его гениальная память.     Находясь в Риме в Сикстинской капелле во время исполнения многоголосного хорового произведения, Моцарт запомнил его, и, придя домой, записал. Все были поражены и удивлены

Мастерство молодого гения настолько впечатлило Болонскую академию, что  Моцарту присвоили почетный статус академика, не смотря на юный возраст.

7 слайд. После возвращения в Зальцбург композитор с головой ушел в сочинение разноплановых сонат, опер, квартетов, симфоний. Чем старше он становился – тем более смелыми и оригинальными были его произведения. В 1772 году судьба свела Моцарта с Йозефом Гайдном, который стал его главным учителем и самым близким другом.

8 слайд. Одно из самых пронзительных и известных инструментальных произведений, сокровище классической музыки – Симфония №40. Полная тревожной смены настроений и тем, контрастов и слияний, симфония рассказывает  о глубоких личных переживаниях человека, поэтому неизменно находит отклик в душе каждого слушателя. 

-Что такое симфония?

Дети: Это крупное музыкальное произведение из 4 частей для симфонического оркестра, музыка-размышление о жизни.

Учитель:

Музыка вырастает из интонации трех нот, в которых уже можно уловить состояние человека. Какое настроение несут в себе эти звуки?

Дети:

Трепетное , взволнованное.

Учитель:

Что изображает постоянная пульсация в музыке?

Дети:

Биение пульса, взволнованную речь

Учитель:

Сердце ровно бьется? (Нет) Почему?

Дети:

У взволнованного человека учащенное сердцебиение.

Давайте попробуем себя в роли дирижера и покажем всю глубину человеческих чувств, заложенных в этом произведении.

 (Свободное дирижирование)

 «Симфония №40» - передает  весь творческий путь В.А.Моцарта от талантливого, гениального мальчика до великого композитора всех времён.

9 слайд. Пик творческой карьеры Вольфганга Моцарта пришелся на 1780-е годы. Именно тогда он написал свои самые известные оперы: «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан». Тогда же была написана и популярная «Маленькая ночная серенада» в четырех частях. В то время музыка композитора была крайне востребована, и он получал за свою работу самые большие гонорары в жизни.

В Вене во времена Моцарта было принято организовывать концерты, особенно ночью, под окнами особы, которой хотели оказать знак внимания. Часто музыку для таких случаев заказывали композиторам. Музыку писали и специально для праздников, которые праздновали в ночное время. Такая музыка называлась серенадой..Серенада (от итальянского ясная погода, ночная прохлада. 

Давайте, послушаем это произведение.(Звучит Маленькая ночная серенада).

Учитель: Чем пленяет нас мелодия?

(утонченностью, изяществом, чудным пением скрипки, прелестная, грациозная мелодия полна света и обаяния влюбленной ночи)

Музыка светлая, радостная, счастливая, танцевальная, искристая, жизнеутверждающая, мягкая, нежная, добрая, доверчивая.

В.А.Моцарт не только прекрасно играл на музыкальных инструментах, но и пел. Давайте и мы сейчас споем колыбельную "Спи моя радость", которую написал В.А.Моцарт.

Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду,
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит...
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!

10 слайд. В 1782 году была готова вторая опера «Похищение из сераля

Моцарт сочинял «Похищение из Сераля» в один из самых счастливых периодов своей жизни. Ему едва исполнилось двадцать шесть  лет, он без ума  от Констанцы Вебер и намеревается жениться на ней, что и делает спустя три надели после премьеры оперы. К тому же его невесту звали так же, как героиню этой истории. Все эти радости -мне доставляет удовольствие так думать –нашли  отражение в музыке оперы.

Похищение из сераля» — первая национальная опера не только по замыслу своему, но и по языку. Ныне остается в мировом репертуаре старейшей оперой на немецком языке.Эта опера принесла композитору славу, став значительной вехой в его творческом пути. 

Учитель: Прежде чем послушать  увертюру к опере, вспомним, что такое увертюра?

Дети: Увертюра-это вступление к опере.

Увертюра, популярная оркестровая пьеса, часто звучащая в концертных залах, отражает бытовавшее тогда повальное увлечение всем турецким: в ней широко используются такие ударные инструменты, как треугольник, барабан, литавры. 

Учитель: А сейчас послушаем увертюру.(Звучит увертюра.)

11 слайд. Верной супругой и творческой музой Моцарта стала Констанция Вебер. У пары родились шесть детей, выжили из которых лишь двое сыновей.

12 слайд. Однажды вечером Моцарта навестил незнакомец, одетый во все черное. Он заказал Реквием — заупокойную мессу. Заказчик оставлял гонорар и срок выполнения заказа на усмотрение композитора, предложил хороший задаток, но имени своего не сообщил. Моцарт согласился: измотанный постоянным безденежьем, крайне непрактичный в житейских вопросах, он не мог отказаться. Сразу началась работа. Но композитор не мог избавиться от мысли, что заупокойную мессу он пишет для самого себя. 

13 слайд. Реквием– это крупное музыкальное произведение, посвященное памяти умерших .

Заупокойная месса –последнее, незавершенное произведение Моцарта, над которым он работал перед самой смертью.

«Реквием» Моцарта – это волнующая поэма о жизни и смерти. В ней передан глубочайший мир человеческих переживаний: растерянность и покой, бездонная глубина горя и светлой тоски. Реквием является одним из наиболее известных и важнейших творений Моцарта.

Сейчас прозвучит самая короткая, но несомненно самая прекрасная часть «Реквиема» Моцарта, она называется «Лакримоза», которую можно перевести как «слеза».(Слушание "Лакримозы")

14 слайд. С осени 1791 года Моцарт стал сильно болеть. Работа подкосила его окончательно. В последнее время он практически не поднимался.

Умер композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Моцарт был похоронен в общей могиле, настолько тяжелым было финансовое положение семьи в то время. Поэтому точное место захоронения великого композитора неизвестно до сих пор.

В честь столетия со дня смерти на могиле Моцарта был установлен памятник в виде плачущего ангела.

15 слайд. Композитор создал 626 произведений, среди которых 55 концертов, 22 клавирные сонаты, 32 струнных квартета.

16 слайд. Моцарт был любимейшим композитором  А .Рубинштейна, И.С.Тургенева, П.И.Чайковского. И вот, что они говорили о нем.

«Вечный солнечный свет в музыке имя тебе - Моцарт".( Антон Рубинштейн) Музыку Моцарта великий русский писатель И.С.Тургенев сравнивал со «звенящим ручейком».

«Тем, что я посвятил свою жизнь  музыке, я обязан Моцарту!»                 П.И.Чайковский

 Учитель:

1 Ребята, о чем и о ком мы говорили на уроке?

2.Что в жизни композитора  вас удивило, ошеломило?

3.Какие произведения Моцарта вам запомнились?

IV. Итог (Слайд 17)

Так музыка одного и того же композитора может заставить нас улыбаться и испытывать печаль. Сила этой музыки не только в ее чисто музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости.

«Такого гения больше не родит земля» – говорили про него при его жизни, говорят сейчас и будут говорить всегда.

Каждый человек по-своему прекрасен и чудесен, потому что в каждом человеке и в каждом из вас живет маленькое чудо.

Музыка Моцарта – праздник для хора,

Прошлых столетий бесценный привет!

Сколько в ней солнца, огня и простора!

Сколько надежды на новый рассвет!

Рефлексия: Учитель: Походит к концу наш урок, поделитесь впечатлениями. Продолжите фразу:

На уроке я…

Материал урока мне был…

Домашнее задание:

Учитель:

Ребята, я вам предлагаю творческое домашнее задание: нарисовать рисунки к музыке Моцарта. Разгадать кроссворд, ключевым словом - Моцарт.