Формирование детского творческого коллектива посредством общих творческих коллективных дел. Из опыта работы в детском эстрадном вокальном ансамбле «Овация».

Рудакова Юлия Владимировна

Предметом внимания педагога должна стать вся система многообразных отношений детей в коллективе и положение в ней каждого ребенка. Только при этом условии возможно эффективное управление развитием детского коллектива. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением детей к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. В процессе коллективной творческой деятельности дети приобретают навыки общения, учатся работать вместе, учатся делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://nsportal.ru/node/5288950/edit19.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дворец детского (юношеского) творчества
Московского района Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Формирование детского творческого коллектива посредством общих творческих коллективных дел.

Из опыта работы в детском эстрадном вокальном ансамбле «Овация».

ДООП эстрадного вокального ансамбля «Овация»

Разработчики – Ю.В.Рудакова,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории,

методист музыкального отдела.

К.П. Зарубина – педагог дополнительного образования;

Д.В.Синцова – концертмейстер.


 

Детский творческий коллектив – главная платформа накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт ребенка приобретается в семье, через общение со сверстниками в различных условиях, через средства массовой информации, чтение книг, интернет и другие источники. Однако только в коллективе освоение опыта специально планируется и направляется педагогами-профессионалами.

Духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, по мнению В. А. Сухомлинского, основу полноценной, содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных отношений. "Мудрая власть коллектива" (В. А. Сухомлинский) помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей.

Детский творческий коллектив правильно функционирует при условии целенаправленного руководства педагогом, проектирующим его структуру, организующим содержательную жизнь детей и влияющим на отношения в детском коллективе. Природа детского коллектива такова, что с одной стороны, он объект педагогической деятельности, с другой - спонтанно развивающееся явление, что ярко выражено в свободном общении детей друг с другом. Предметом внимания педагога должна стать вся система многообразных отношений детей в коллективе и положение в ней каждого ребенка. Только при этом условии возможно эффективное управление развитием детского коллектива.

В основе новых подходов гуманизации образования лежит признание педагогом самоценности каждой личности в детском коллективе, понимание роли коллективных отношений и сотворчества в создании перспективы индивидуального роста и становлении субъектной позиции ребенка во взаимодействии с окружающими.

Учитывая специфику творческого коллектива, вполне возможно, опираясь на средства социальной психологии, планировать его деятельность. И, по возможности, прогнозировать качество его творчества. Для достижения целей творческого коллектива его лидеру должна быть понятна структура коллектива, закономерности образования в нём неформальных групп, которые либо помогают, либо препятствуют деятельности творческого коллектива. Следовательно, необходимо учитывать:

- психологические явления, связанные с индивидуальностью человека;

- явления коммуникации и взаимодействия в парах;

- взаимодействия внутри малых (до 20 человек) группах и взаимодействия групп друг с другом.

В практике педагогического управления детским коллективом необходимо соблюдать следующие важные правила: Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением детей к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Таким образом, дети учатся формулировать и выражать своё мнение, делиться приобретённой информацией в процессе коллективной работы, что в дальнейшем имеет большое значение во взрослой жизни.

Понятие «Коллективное Творческое Дело» (далее КТД) определено как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

Из опыта работы в детском эстрадном вокальном ансамбле «Овация».

«Коллективное Творческое Дело» - форма работы, которая направлена на:

  • Развитие творческих способностей.
  • Развитие интеллектуальных способностей.
  • Реализацию коммуникационных потребностей.
  • Обучение правилам и формам совместной работы.

Идея КТД довольно проста: ребята сами ищут дела по душе, сами делают выбор, сами их планируют (придумывают, режиссируют) при деятельном участии педагога или наставника (более опытного ребенка). Педагог или наставник по ходу подготовки только помогает в реализации планов, передает свой опыт. «Коллективное Творческое Дело» тогда ценно, когда в нем каждому члену коллектива находится дело по душе. Это важно.

Таким КТД в эстрадном вокальном ансамбле «Овация» стал конкурс внутри коллектива «Зажги свою звезду» Конкурс призван создать условия для творческой самореализации детей и молодежи, содействовать их творческому развитию. Данная цель достигается посредством решения следующих задач:

  • популяризация вокального эстрадного искусства;
  • приобретение навыков публичного выступления;
  • совершенствование исполнительского мастерства вокалистов;
  • создание условий для формирования эстетического вкуса и сценической культуры;
  • создание условий для формирования и укрепления связей между поколениями;
  • создание условий для формирования системы наставничества в творческом коллективе;
  • установление дружеского творческого взаимодействия между конкурсантами.

Технология КТД предполагает прохождение нескольких взаимосвязанных этапов коллективного творчества:

1.Предварительная работа.

Составляется модель, образ будущего КТД. Педагог анализирует сложившуюся обстановку в детском творческом коллективе, определяет основную идею КТД, его форму, участников. КР проводит стартовую беседу, «зажигает» детей интересным и полезным делом.

2.Коллективное планирование КТД.

Проводится на занятии. Составляется план работы, решаются вопросы: что и для кого будем делать?, кто будет участником?, кто и кому будет помогать?кто будет выступать в роли наставника?, Определяется состав детского жюри.

3.Коллективная подготовка КТД.

Самый сложный и ответственный этап. Создается специальный орган - Совет дела, в который входят представители каждой группы коллектива. Начинается работа по воплощению общего замысла, при активном участии педагога или наставника.

4.Проведение КТД.

Претворяется в жизнь все, что было задумано. Длительность проведения- несколько часов.  Главное на этом этапе – создание и поддержание педагогом психологического комфорта в коллективе.

5.Подведение итогов КТД.

Происходит после проведенного КТД, где воспитанники размышляют и высказывают свое мнение: что было хорошо и почему? что не удалось осуществить и почему? что предлагаем на будущее? На этом этапе, для педагога, главное отметить все положительное и его должно быть больше, чем негативного, а также наметить перспективы позитивного развития творческого коллектива и отдельных личностей.

6.Последствие.

На этом этапе в исходных направляющих действиях КР непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Педагог организует использование воспитанниками в учебной работе и во время внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов КТД.

В процессе коллективной творческой деятельности дети приобретают навыки общения, учатся работать вместе, учатся делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, в организации коллективного творческого дела прослеживаются два важных процесса одновременно – формирование, сплочение коллектива и формирование личности ребенка, развитие тех или иных качеств его личности. Организация коллективной деятельности, общения внутри коллектива ведёт ко многому: воспитывает доброе отношение друг к другу, ребята становятся весёлыми, спокойными, общительными, самостоятельными.

В процессе общей работы происходит также взаимодействие людей разных возрастов. В процессе планирования и организации коллективной творческой деятельности взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взять на себя ответственность за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. Именно в опыте коллективных отношений формируется эмпатия, социальная чуткость и активная жизненная позиция.

В заключении, хочется отметить, что любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместно - организаторской деятельности. В своей работе педагог должен знать, для кого это дело проводится, кому принесет радость, и что получат для своего развития учащиеся. Педагог или наставник должен поддерживать дружбу между учениками в коллективе, всячески поощрять их деятельность и высоко оценивать, и развивать взаимопомощь учеников при выполнении коллективно-творческого дела (КТД).