Внеурочная деятельность как условие воспитания музыкальной культуры школьников.

Разумова Надежда Ильинична

Внеурочная работа-это хорошая возможность для организации межличностных отношений. Она ориентирована на создание условий для неформального общения учителя и ученика, учащихся. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников. В процессе многоплановой внеурочной работы развиваются общекультурные интересы школьников, решаются задачи нравственного воспитания.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность как  условие  воспитания музыкальной культуры школьников.

Разумова Надежда Ильинична

концертмейстер первой категории
МБОУ "Килемарская средняя  
общеобразовательная школа".

Внеурочная работа-это хорошая возможность для организации межличностных отношений. Она ориентирована на создание условий для неформального общения учителя и ученика, учащихся. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников. В процессе многоплановой внеурочной работы развиваются общекультурные интересы школьников, решаются задачи нравственного воспитания.

Исходя из выбора и интересов детей определились следующие формы внеурочной деятельности: исследовательская деятельность и хоровое пение.

Услышанное и увиденное на уроках музыки соединяется в живой исследовательской работе ученика. Начиная с 6-го класса в программе "Музыка" введен "Исследовательский проект".Содержание исследовательских проектов ориентирует учащихся на постижение в индивидуальной и коллективной деятельности вечных тем искусства и жизни. Существует множество тем для исследовательских работ. Главное- тема должна быть актуальной и иметь практическую значимость. Кроме того, темы могут определяться самими учениками. Например: "Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве","Преобразующая сила музыки"и др.

      Исследовательские работы формируют ключевые компетенции:учебно-познавательные,информационные,коммуникативные,ценностно-смысловые, личностные.

     Широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся открываются во внеурочной музыкальной работе. 

    Деятельность концертмейстера  и детей во внеурочное время осуществляется на единых принципах и ведёт к главной цели музыкального образования - воспитанию музыкальной культуры детей как части всей духовной культуры. Дух живого образного искусства, атмосфера сотрудничества, содружества, сопричастности, сотворчества - вот характерные черты занятий искусством.

    Организация внеурочной музыкальной деятельности позволяет решить следующие задачи музыкального воспитания школьников: 
- углубление теоретических знаний и развитие практических навыков учащихся, проявивших музыкальные способности; 
- способствование возникновению интереса у большинства учеников, привлечение некоторых из них в ряды «любителей музыки»; 
- организация досуга учащихся в свободное от учебы время. 

Разнообразные формы внеурочных занятий предусматривают большие возможности в этом направлении: музыкальные гостиные, игры - путешествия, викторины, конкурсы, выпуск газеты «В мире прекрасного», фестивали, музыкально-литературные композиции, турниры, концерты, праздники. Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях по музыке развивает не только их познавательные интересы, но и способствует расширению музыкального кругозора. 

   К формам, широкое использование которых является целесообразным во внеклассной работе по музыке, относятся игровые формы занятий - соревнования, конкурсы. Большой интерес вызывает у ребят «Музыкальный турнир». Участие в этой игре принимают команды от классов одной параллели - это знатоки музыки. Конкурсанты этого музыкального состязания проявляют музыкальные способности, творчество, инициативу. А для учителя такой конкурс - отличная возможность проверить знания учащихся по предмету. Вопросы повышенной сложности выявляют самых эрудированных в мире музыки (конкурс «Гонка за лидером»). Эмоциональная атмосфера таких мероприятий приносит ученику те переживания, о которых Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. 
Как и в любой другой школе, в нашей есть замечательные традиции. Мне кажется, что приверженность к школьным традициям помогает ребятам почувствовать дух учебного заведения, ощутить себя командой, одним целым, семьёй.

    Хоровое пение является самым живым видом музыкальной деятельности и несет в себе множество положительных эффектов. Внеурочные занятия хорового пения способствуют разрядке, снятию стрессовых ситуаций гармоничному включению в мир человеческих отношений, успешной социализации. Активность ребенка не придет сама по себе, ее нужно воспитывать и развивать. Верный путь к развитию восприятия -это собственная активность детей.

     Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса ,но инициативы, фантазии, творческих способностей детей, воспитывает чувство коллективизма, дружбы, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие.

     Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «Посвящение в первоклассники», «День Учителя», «Праздник Осени», «День Матери», «День Победы» и т.д. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания. А какой же праздник без песен? Выступление хора, вокального ансамбля, а также сольное пение делают праздники эмоционально окрашенными, приобщают ребят к вокальному искусству.

     Одно из традиционных школьных мероприятий - конкурс военной песни, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне. Это мероприятие отличается большой инициативностью учащихся. Ребятам нужно выбрать песню, продумать инсценировку. Конкурс даёт возможность реализовать себя в качестве певца и художника, сценариста и ведущего. А ведь всему этому не учат на уроках. Время подготовки становится временем сотворчества, единения душ, узнаванием себя и своих возможностей.

Из многолетнего опыта проведения конкурса виден результат - дети знают и любят песни военных лет. На уроках музыки они с желанием исполняют песни, прозвучавшие на конкурсе. Подобные конкурсы и фестивали помогают преодолеть себя, раскрыться в новом качестве, повысить собственную самооценку и уважение со стороны одноклассников. Особое место в подготовке и проведении Дня Победы занимают литературно-музыкальные композиции - «Жестокая правда войны», «На войне детей не бывает», «Тропой войны». В таких постановках главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое, переживание. Главное здесь - вызвать сильные, глубокие и коллективные эмоции. Взаимосвязь разных видов искусства создает благоприятные условия для большего проявления познавательного интереса учащихся, способствует формированию нравственных ценностей подрастающего поколения. 

    Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность учащимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии. Учебный процесс, дополнительное образование и внеурочная работа, построенные на принципах непрерывности и интеграции, в конечном итоге, должны решить одну из смежных задач современной педагогики - воспитание духовно богатой личности.